С. С. Раджамули — Бэй и Спилберг в одном лице. Как индийский режиссёр удивил мир

На российских стримингах вышел индийский боевик «RRR: Рядом ревёт революция». Фильм собрал больше 100 миллионов долларов в мировом прокате и быстро завирусился в киноманских кругах. Влад Шуравин рассказывает про его режиссёра С. С. Раджамули: он смог разрушить языковой барьер внутри Индии и воскресить жанр мифологического экшена.

Режиссёр из трущоб

С. С. Раджамули воспитывался в предприимчивой семье. В 1968 году его родители покинули штат Андхра-Прадеш на юго-востоке страны и двинулись на юго-запад, в Карнатаку, где купили семь акров рисовых полей. А спустя ещё несколько релокаций и бизнес-стартапов отец режиссёра Виджаендра Прасад и его брат К. Шива Шакти Датта продали имущество и обосновались в Мадрасе — там расположилась одна из самых больших индийских киноиндустрий, Колливуд.

RRR

Мужчины мечтали снимать кино и даже взялись за несколько проектов, но после череды провалов попали в долговую яму и начали подрабатывать гострайтерами. Молодой С. С. Раджамули постоянно бездельничал, поэтому однажды отец потащил его на площадку. А в 1996 году Виджаендра Прасад вложил все деньги семьи в свой фильм «Получеловек». Проект потерпел оглушительный крах, но именно этот случай заставил С. С. Раджамули серьёзнее относиться к профессии и продумывать каждый шаг наперёд.

Первые годы в кино дались С. С. Раджамули нелегко. Он мог трудиться без перерыва по 17 часов в сутки, бесконечно снимая социальную рекламу и агитации, а также подрабатывая на телевидении. На протяжении этих лет его ментором выступал К. Рагхавендра Рао — постановщик, на счету которого свыше 100 полнометражных фильмов. Хотя сам С. С. Раджамули не может похвастаться подобной продуктивностью, он называет режиссёра своим гуру наряду с отцом.

Мультижанровый гений

Фото: Afisha.ru

Большинство фильмов С. С. Раджамули — боевики. Однако режиссёр редко застаивается в одном жанре. Как правило, он снимает масала-фильмы — едкую танцевально-песенную смесь из драмы, комедии и экшена. В послужном списке автора можно найти трогательное кино о взрослении (дебютная работа «Студент номер один»), остросоциальные триллеры о беженцах («Защитник»), американизированные спортивные истории («Вызов») и семейный фарс («Гостеприимство»).

Почти в любом фильме С. С. Раджамули драматичная сцена может смениться откровенной клоунадой. А смешные моменты плавно переходят в духоподъемные патриотические монологи. В этом смысле исторический боевик «RRR» — апогей творчества автора. Два центральных актёра Рам Чаран Теджа и НТР-младший то исполняют на экране ироничный слэпстик-экшен в духе фильмов Джеки Чана, то, наоборот, становятся персонажами шекспировской трагедии.

В режиссёрском почерке С. С. Раджамули поражает не только жанровый разброс, но и изобретательность внутри отдельных сцен. «Муха» — боевик, где герой перерождается в жужжащую мошку и мстит своим обидчикам. Часть эпизодов снята от лица насекомого, а в конце зрителей ждёт напряжённое сражение, в ходе которого крылатый герой будет отстреливаться от злодея пушкой. В фэнтези-эпосе «Бахубали» враги с щитами складываются в одно большое ядро, используют пальму вместо катапульты и летят прямо в замок недругов. А в любовном экшене «Великий воин» протагонист-байкер преодолевает многометровое препятствие с помощью хитрого акробатического трюка: в воздухе он успевает оттолкнуться от своего железного коня и спустя пару секунд вновь сесть в седло. Вряд ли стоит напоминать о похожих моментах в «RRR», где герои пафосно жмут друг другу руки под водой, дерутся, сидя на плечах друг у друга, и используют мотоцикл вместо холодного оружия.


А ещё С. С. Раджамули мастерски орудует самыми разными приёмами.


Ускоренная съёмка, голландские углы, резкие зумы — как и условный Майкл Бэй, режиссёр пытается сделать каждую сцену более захватывающей и аттракционной, чем она могла бы быть. С американским экшен-классиком его сближает и любовь к практическим эффектам: С. С. Раджамули прибегает к графике только тогда, когда сцену невозможно воплотить на натуре. Или когда из-за съёмок могут пострадать животные!

Популяризатор индийской культуры

Кадр из фильма «Великий воин»
Кадр из фильма «Великий воин»

Когда-то давно продюсер Ганга Раджу Гуннам подарил С. С. Раджамули книгу Айн Рэнд «Источник» — с тех пор режиссёр переосмыслил взгляд на мир и стал атеистом. Впрочем, это не помешало автору построить карьеру на экранизациях национальных мифов и легенд — просто теперь С. С. Раджамули отмечает в них не божественные, а общечеловеческие смыслы. Чаще всего постановщик вдохновлялся «Рамаяной» — священным текстом о жизни Рамы, седьмой аватары Вишну. А также «Махабхаратой» — древним эпосом из басен, притч и гимнов, который превосходит по масштабам даже «Илиаду» и «Одиссею». Любовь к этой литературе режиссёру привил отец: он читал ему комиксы издания Amar Chitra Katha, основанные на историях великих личностей и персонажей. Неудивительно, что самые лучшие свои фильмы С. С. Раджамули напишет в соавторстве с папой — большим фанатом индийской культуры.

Герои-титаны, чья внешняя красота полностью соответствует внутренней; сюжет о борьбе с тиранией и оккупацией, такой близкий любому индийцу; размашистые исторические декорации и масштабные сражения — эпос С. С. Раджамули поразительно помпезен. 


Его персонажами могут выступать исторические личности: например, революционеры Комарам Бхим и Аллури Ситарама Раджу, которые не встречались в реальности, но сошлись в эпосе-фантазии о борьбе с колонизаторами «RRR». Или даже боги: в «Непревзойдённом хитреце» погибший протагонист попадает на тот свет и бросает вызов Яме — владыке смерти и справедливости.


Ведущий мотив фильмов С. С. Раджамули — месть: за родителей («Бахубали»), за страну («RRR»), за самого себя («Муха»). Режиссёр считает её мощнейшим драматургическим движком, который может объединять у экрана совершенно разных людей. Другая важная особенность — мотив реинкарнации. В «Мухе» герой перерождается в насекомое, в «Великом воине» — оказывается воплощением бравого героя из прошлого. Тем не менее в своих божественных, почти непобедимых персонажах С. С. Раджамули ищет человеческие чувства и мысли, позволяя им меняться и признавать ошибки: а в «RRR» он и вовсе сталкивает лбами двух друзей, заставляя зрителя нервно ожидать развязки.

Человек, объединивший Индию

Кадр из фильма «Муха»
Кадр из фильма «Муха»

Телугу — один из 22 языков, распространённых на территории Индии. И третий по популярности после хинди и бенгальского. Такой вербальный раскол неминуемо привёл к появлению десятка индустрий: в Сандалвуде снимают фильмы только на каннаде, в Молливуде — на малаяламе, а на территориях с языком телугу обосновался Толливуд. С. С. Раджамули — один из немногих авторов, кому удалось безболезненно решить проблему языкового барьера. В 2011 году он выпустил «Муху» на нескольких языках, а когда фильм стал хитом проката, режиссёр решил рискнуть вновь и повторил то же с дилогией «Бахубали».


А сценарий «RRR» вообще разослали нескольким коллегам С. С. Раджамули из разных регионов: те должны были безболезненно синхронизировать речь героев — так, чтобы при дубляже актёры могли идеально попадать в губы. В результате фильм вышел в индийский прокат на пяти языках, включая телугу.


С. С. Раджамули объединяет индийцев сразу всем: мифологическим сюжетом, уходящим корнями в ностальгические воспоминания из детских сказок, жанровым разнообразием, звёздами на первых планах и, наконец, теперь даже языком. Неудивительно, что универсальный мастер режиссуры покорил-таки и западного зрителя: о его последнем фильме «RRR» писали в Twitter, а дикие сцены из боевика вырезали нарезкой в TikTok. Хотя у европейцев и американцев нет такого культурного бэкграунда, какой есть у жителей Индии, они тоже воспринимают кино на чисто интуитивном, чувственном уровне: как цветастый балаган-аттракцион, на который не осмелится ни одна голливудская студия. Что это, если не магия искусства, объединяющая людей со всех уголков света?

Читайте также
Кровь, загадки и красотки: что такое джалло
Как авторы с Аппенин превращали низкое искусство в почти что высокое.
Друг битников Гас Ван Сент
Одноклассник Talking Heads, приятель Берроуза, автор «трилогии смерти».
Ужасы народов мира: что такое фолк-хоррор
В качестве бонуса — подборка из пяти образцовых представителей поджанра.
Он такой один: Оби-Ван Кеноби во вселенной «Звёздных войн»
Виктор Непша вспоминает историю популярного персонажа.
Странно познакомиться, приятно разойтись: про «Кофе и сигареты» Джармуша
Вероника Хлебникова рассказывает про абсурдные разговоры и скитания между жизнью и ...
Также рекомендуем
Всем танцы, песни и отличное настроение!
Артём Макарский рассуждает о том, как западное восприятие может помешать просмотру.
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!
История поимки одного убийцы из Балтимора.
Всем танцы, песни и отличное настроение!
Артём Макарский рассуждает о том, как западное восприятие может помешать просмотру.
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!
История поимки одного убийцы из Балтимора.

Последние новости

Стала известна дата выхода пятого сезона аниме «Королевство»
Сериал возвращается после долгого перерыва из-за ковидных ограничений.
Стартовали съёмки триллера «Я ничего не помню»
О том, как в отношениях зарождается насилие.
Мартин Скорсезе надеется успеть снять хотя бы ещё один фильм
Постановщик будет снимать кино до самого конца.
Денис Прытков и Лев Зулькарнаев сыграют в драмеди «Она такая классная»
Постановкой занимается Александр Домогаров-младший.
Вышел атмосферный трейлер документального сериала «Энфилдский полтергейст»
Легендарная история подтверждения пугающих явлений в Англии.
Больше, чем просто красив: век Тимоти Шаламе
Творческий путь нового секс-символа Голливуда.
00:00