Совсем скоро откроются кинотеатры, но придётся немного подождать. Тягучее ожидание большого экрана поможет скрасить цифровая премьера музыкального драмеди Питера Каттанео «Почти знамениты» (в оригинале — «Military Wives»), рассказывающего о женщинах в Великобритании, которые организовали первый в мире хор жён военных. Тимур Алиев рассказывает, почему не стоит стремительным шагом проходить мимо этой ленты, при чём здесь шутки про Beatles и как одно общее дело может помочь склеить треснувшую по швам стойкость и веру в лучшее.
История Каттанео начинается с рассказа о женщинах, живущих в одном из военных городков Соединённого Королевства, расположенных неподалёку от армейской базы. В отсутствие мужей, занятых в военных операциях коалиции американских и британских сил в Афганистане, они охраняют домашний очаг и ждут мужчин домой. Чтобы не сойти с ума и скрыть надломленную стойкость, женщины по инициативе жены полковника Кейт (Кристин Скотт Томас) и её подруги Лизы (Шэрон Хорган) собираются для обсуждения совместного досуга.
Общий обед, за которым планируется разговор о кулинарном искусстве, собрания книжного клуба, кружки рукоделия, вечеринки с пивом до утра и киновечера, на которых женщины познакомятся с авторским кинематографом. «Авторское кино? Обычно, когда мы смотрим кино, это что-то весёлое!» — подметит одна из жён. Забавная ремарка в адрес артхауса, изобилующего, по мнению сценаристов, унынием. «А ещё можно собирать милостыню и плести корзины!», — предлагает другая героиня, отсылая зрителя к досугу персонажей романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины».
В итоге коллектив жён военного городка объединится в женский хор, дабы исполнять популярные песни и рок, тем самым отвлекаясь от негативных мыслей и опасений за своих мужчин. «Как в фильме “Сестричка, действуй” Эмиля Ардолино, только без мафии и Бога», — уточнит Лиза на одном из радиоэфиров, куда их с подругой пригласят рассказать о необычном, судя по всему, занятии для этих мест. От режиссёра Питера Каттанео до выхода ленты «Почти знамениты» долгое время ничего не было слышно. Один из последних полнометражных фильмов Питера — «Голый барабанщик» с Рэйном Уилсоном в главной роли — бессовестно копировал «Школу рока» Ричарда Линклейтера. А хит Каттанео «Мужской стриптиз» о коллективе стриптизёров-сталеваров появился на экранах ещё в прошлом веке и многими уже забыт.
Новая работа режиссёра с Туманного Альбиона вдохновлена реальными событиями. В одном из британских графств в 2000-х действительно появился женский хор, состоящий преимущественно из жён военных, дислоцированных в Афганистане, и их подруг. На базе этой истории на BBC Two даже вышло реалити-шоу, целью которого было укрепить моральный дух этих женщин и повысить их авторитет в глазах общественности. Каттанео делает своё кино, в целом повторяя оригинальную историю, не сильно при этом отвлекаясь на второстепенные линии. Организаторы хора, Кейт и Лиза, по-разному относятся к репетициям. Британский постановщик закладывает первый камень преткновения в женском коллективе, поставив вопрос ребром: «Хор — это просто хобби или средство для достижения некой цели?»
По мнению героини Кристин Скотт Томас, «хор должен давать работу уму, чтобы женщинам некогда было думать о своих несчастьях и проблемах». Персонаж Шэрон Хорган же считает, что читать ноты слишком чопорно: «The Beatles ведь не знали нот и как-то справились», — парирует Лиза, своего рода «учительский укор» в сторону Кейт. Для одной чувства в пении недопустимы (как, впрочем, и в жизни). Для другой лишь эмоции и удовольствие имеют значение, а точное попадание в ноты — дело житейское. Так режиссёр чётко проговаривает и личную мотивацию Кейт: хор нужен женщине больше других, чтобы укрыться, спрятаться, закрыть глаза на ужасающую её действительность (о том, почему всё так, зритель узнает позднее). Кейт, в свою очередь, экстраполирует всё это на подопечных. За этим контрастным противопоставлением двух женщин, естественно, кроется нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
На фоне поиска консенсуса между Кейт и Лизой режиссёр развивает и линию детско-родительских отношений. Вообще главным героем фильма становится собирательный образ женщины — не только тех, что поют в хоре, но и их детей. Например, у Фрэнки, дочери Лизы, проблемы с алкоголем и непростые отношения с собственной матерью. Когда девушка в очередной раз напивается, то приходит в состоянии алкогольного опьянения не к себе домой, а к подруге своей мамы Кейт. В отличие от Лизы, пьющей, как считает Фрэнки, «от безделья», девушка пьёт без причины, банально копируя пагубную привычку родного человека.
Каждая женщина, поющая в хоре, по-своему справляется с нацепленным на неё ярлыком «жена военного». Объединяющим фактором для них становится замалчивание личных переживаний. Тяготы ожидания мужчин здесь обсуждать открыто не принято. Как заметила одна из героинь, «в это непростое время важно всегда быть чем-то занятой»; слегка трансформированный стереотипный тезис о том, что депрессия — это проблема исключительно бездельников. Одни жены реагируют достаточно остро, когда вопросы в духе «Как вы переживаете их отсутствие?» всплывают в разговоре. Другие же переводят всё в юмор: «В их отъезде есть и плюсы. Я, например, не брею лобок! А ещё можно не чистить зубы и не притворяться, что тебе нравится Top Gear».
Смерть в «Почти знамениты» будет фоном событий; Каттанео ни на секунду не даст зрителям забыть о том, что пока здесь поют и плачут, на другом конце Земли воюют и умирают «за свою страну». Однако перекоса в эту сторону постановщик не допускает, уравновешивая драматичные эпизоды комедийными вставками. Например, обсуждая, прочла ли вдова предсмертное письмо погибшего в Афганистане мужа, одна из женщин скажет: «Я прочитала своё, правда, мой супруг ещё жив». Коллеги по хору наперебой начнут зачитывать выдуманные строчки из писем, обыгрывая шутки о женских волосах в ванной и мытье посуды.
Безусловно, фильм есть за что поругать (Питер Каттанео не смог избавиться от многочисленных клише, вложив их в уста и мотивы здешних героев; да и сюжет после первых 10 минут можно предугадать вплоть до финала). В то же время душевность происходящего на экране в совокупности с сантиментами не может не попасть прямо в цель: вызвать у зрителя неподдельные эмоции. Хор здесь — больше, чем кружок по интересам; дамы обретают голос вопреки социальным представлениям о «молчаливых и терпеливых» женщинах.