На Венецианском кинофестивале Даррен Аронофски представил драму «Кит» — историю про мужчину, пытающегося наладить отношения с дочерью после того, как он ушёл из семьи. После премьеры картины зал стоя аплодировал исполнителю главной роли Брендану Фрейзеру, кумиру 2000-х, который исчез с больших и малых экранов, переживая по-настоящему тяжелые испытания. Соня Бессонова рассказывает, как Фрейзер пропал, а затем вновь прорвался в кино.
Карьера Брендана Фрейзера началась в 23 года, когда он пустил корни в Лос-Анджелесе. Трудно найти статью из затёртого прошлого, в которой его не охарактеризовали бы как красавца с телом, созданным для мотивационных плакатов из тренажёрных залов (строго говоря, формулировки не вполне такие, но суть ясна). Тогда у него было если не всё, то многое: главная роль в популярной приключенческой франшизе, многомиллионные гонорары, растущая семья.
Первым по хронологии из сокрушительных ударов судьбы стал харассмент со стороны Филипа Берка в 2003 году. Знойным летом после званого обеда в отеле Беверли-Хиллз, организованного пытающейся выбраться сегодня из расистского и коррупционного скандала Голливудской ассоциацией иностранной прессы (HFPA), её экс-президент позволил себе касания интимного характера. Фрейзера, по его признанию, охватила паника, но в конце концов он смог взять себя в руки и уйти оттуда прочь. Чего он не смог, так это перестать винить себя в случившемся и сопротивляться подступающей депрессии.
Наблюдая уменьшающееся количество предложений, актёр всерьёз размышлял, не внесла ли его HFPA после того случая в чёрный список. В организации, конечно, отрицали свою причастность к карьерному спаду. Развёрнутый ответ Берк дал в мемуарах With Signs and Wonders, где признался, что действительно ущипнул Фрейзера за ягодицу, но без злых помыслов. Он и не задумывался о том дне, пока не получил письмо от актёрского представителя с угрозой судебного иска.
Фрейзер начал выполнять трюки самостоятельно с тех пор, как подался в актёры. Для своего дебюта «Дурацкое пари» (1991) он напялил матросскую форму, влетел в пинбол-автомат и, по собственной прикидке, заработал ушиб рёбер (и 50 баксов). Поэтому немудрено, что к съёмкам фильма «Мумия: Гробница императора драконов» (2008) его тело представляло собой конструктор лего, обмотанный про запас скотчем и зафиксированный кое-где стойким клеем. Но даже в такой продуманной модели есть место неустойчивости: сбой произошёл в позвоночнике, и Фрейзеру потребовалась ламинэктомия.
Одной операцией бедолага не отделался, и уже через год вновь лёг на хирургический стол. А потом ещё раз, и ещё, пока не насчитал почти семь лет постоянных блужданий по больницам со скрипучей спиной.
В два счёта к физиологическим проблемам добавились и финансовые: спустя пару-тройку недель после завершения болезненных съёмок третьей «Мумии» стало известно о разводе Фрейзера и Эфтон Смит. У них осталось трое сыновей, и отец был обязан обеспечивать их содержание в соответствии с решением суда. В 2013 году он подал ходатайство об уменьшении размера алиментов с $900 тысяч в год, утверждая, что больше не может себе этого позволить.
В 2016 году Фрейзер тихо похоронил мать, Кэрол Мэри, умершую от рака. На то же время пришлись его первые выходы в свет после длительного отсутствия на публике, вылившиеся в насмешки и недоумение над неуютным мужчиной с дрожью в голосе и абсолютной потерянностью во взгляде.
Спустя два года журнал GQ обнародовал знаковое интервью, которое пролило свет на последние 15 лет жизни Фрейзера и заставило многих людей по всему миру интернету не стесняться в выражении своей преданности артисту, о чём до поры до времени тот даже не подозревал.
К примеру, более 53 тысяч поклонников обитают в сабреддите r/SAVEBRENDAN, созданном одним из почитателей творчества позабытой Голливудом звезды в 2015 году. А спустя некоторое время появилась петиция с призывом вернуть Фрейзера в кино — её подписали более 45 тысяч человек.
Сценарист и режиссёр Пол Хаггис как-то сказал, что Фрейзеру стоит зарекомендовать себя как драматического актёра. О его возвращении с задворок индустрии принято говорить в связи с ролями в третьем сезоне «Любовников» и «Трасте», мини-сериале, ради съёмок в котором он упорхнул на другой континент. Именно с «Трастом» Фрейзер испытал давно забытое чувство — удовлетворение от работы.
После горстки значимых ролей на малом экране и пары необязательных — на большом на него снизошло благословение Даррена Аронофски, который долгое время не мог найти подходящего актёра, пока не наткнулся на трейлер малобюджетного проекта. Новость о его кастинге в камерную драму «Кит» разлетелась в самом начале 2021 года, и вот спустя 20 месяцев он отправился в Венецию представлять картину с собой в образе, полностью противоположном Рику О’Коннеллу.
Его Чарли — 272-килограммовый учитель английского языка, совершенно сломленный человек, который стесняется своего внешнего вида, а потому напрочь отказывается включать веб-камеру (да и вообще покидать нагретую берлогу). У него есть дочь-подросток (Сэди Синк) и непомерный груз вины из-за того, что оставил семью ради ныне умершего любовника.
Превалирующее большинство критиков сошлись во мнении, что Фрейзер показал выдающийся перформанс, которому фильм, безусловно, многим обязан. Под увесистым протезом Чарли, в его светло-голубых глазах усмотрели свойственные исполнителю нежность и очарование. Для него «Кит» стал уверенным скачком к потерянному статусу кинозвезды — но теперь, конечно, другого калибра.
В обозримом будущем у миллениалов, выросших на «Джордже из джунглей» и «Мумии», постояльцев фанатского сабреддита и многих других ещё появится возможность порадоваться за Фрейзера в «Убийцах цветочной луны» Мартина Скорсезе, а также «Братьях» Макса Барбакова.