
В мировом прокате состоялась премьера научно-фантастического блокбастера «Фантастическая четвёрка: Первые шаги» — фильма открытия шестой фазы киновселенной Marvel. Анонс предстоящей ленты состоялся летом 2019 года на San Diego Comic-Con International. Изначально постановщиком кинокомикса о суперкоманде должен был выступить Джон Уоттс (трилогия «Человек-паук»), но он покинул проект весной 2022 года. В итоге режиссёрское кресло занял Мэтт Шекман, ранее работавший в Marvel над сериалом «Ванда/Вижн». «Первые шаги» стали уже четвёртой попыткой перенести комикс на большой экран. Предыдущие три киновоплощения знаменитых героев обернулись провалом. О том, что шло не так с экранизациями комикса, рассказывает Кирилл Артамонов.
Со страниц комиксов на экран

Дебютировавшая на страницах комиксов в ноябре 1961 года команда разношёрстных супергероев моментально полюбилась публике. Поэтому первая попытка перенести произведение на экран произошла уже спустя несколько лет после его старта. В 1967 году состоялась премьера мультсериала «Фантастическая четвёрка», режиссёрами которого выступил легендарный дуэт Джозефа Барберы и Уильяма Ханны (авторы «Скуби-Ду» и «Тома и Джерри»). Шоу транслировалось на киноканале ABC до 1968 года и состояло из 20 эпизодов. Мультсериал был тепло принят как зрителями, так и прессой. Однако персонажи «Фантастической четвёрки» всё ещё уступали в популярности Человеку-пауку, Капитану Америке, Бэтмену и Супермену. Поэтому следующего проекта о семье с необычными способностями пришлось ждать ещё десять лет.
В 1978 году состоялась премьера второго мультсериала о четвёрке. Но повторить успех своего предшественника анимационному шоу не удалось. Сериал просуществовал всего 13 эпизодов, но оказался примечателен первым появлением робота-помощника Г.Е.Р.Б.И. — верного союзника, а иногда и полноценного участника суперкоманды. Милый андроид настолько понравился публике, что после мультсериала был интегрирован в комиксы. Г.Е.Р.Б.И. появился и в фильме Шекмана. Голос персонажу подарил американский звукорежиссёр, четырёхкратный номинант на премию «Оскар» и актёр озвучивания Мэттью Вуд. Несмотря на неоднозначно принятый сериал, к концу 1970-х «Фантастическая четвёрка» постепенно набирала популярность, поэтому игровой фильм был лишь вопросом времени.
Фильм-фантом
В 1983 году продюсер и сценарист Бернд Айхингер («Обитель зла», «Парфюмер») встретился со Стэном Ли, чтобы обсудить возможность постановки фильма, основанного на серии комиксов о Фантастической четвёрке. Приобрести права удалось лишь в 1986 году. Несмотря на то что заинтересованность в производстве киноадаптации проявляли крупные игроки кинобизнеса в лице Warner Bros. Pictures и Columbia Pictures, долгое время дело не могло сдвинуться с мёртвой точки. В соответствии с заключённой с Marvel сделкой, Айхингер мог лишиться прав на супергеройскую команду 31 декабря 1992 года. Для того чтобы этого не случилось, продюсер решил снять малобюджетный фильм «Фантастическая четвёрка».

К работе над экранизацией привлекли Роджера Кормана («Дом Ашеров») — короля фильмов категории B, а также клипмейкера Олея Сэссона («Зена — королева воинов»), который и выступил режиссёром кинокомикса. В 1993 году в кинотеатрах активно крутили трейлеры предстоящего блокбастера, а актёры готовились продвигать картину на предстоящем San Diego Comic-Con International. В итоге маркетинговая кампания была отменена, а сам Айхингер заявил, что фильм никогда не будет выпущен. Позже Стэн Ли заявлял, что производство ленты было запущено исключительно ради сохранения прав на персонажей. Но в 1994 году всё же состоялся единственный публичный показ картины.
Главные роли в картине исполнили Алекс Хайд-Вайт («Декстер»), Джей Андервуд («Секретные материалы»), Ребекка Стааб («Менталист»), а также Майкл Бэйли Смит («Люди в чёрном 2»). Несмотря на схематичный сюжет, наивные диалоги и спецэффекты, а также резиновые костюмы, со временем «Фантастическая четвёрка» обзавелась культовым статусом в узком кругу фанатов кинокомиксов. В 2015 году даже состоялась премьера документального фильма Марти Лангфорда «Обречённый: Нерассказанная история “Фантастической четвёрки” Роджера Кормана». В отличие от «Супермена» Тима Бёртона и «Дюны» Алехандро Ходоровски, сегодня пиратскую копию фильма можно посмотреть в Сети. Однако первая попытка перенести героев на большой экран оказалась всего лишь юридической формальностью. Ждать полноценного дебюта команды на большом экране пришлось ещё десять лет.
Дилогия Тима Стори
Неудача не отпугнула решительно настроенного Айхингера. В начале 2000-х он продолжал вести переговоры о создании высокобюджетной адаптации и даже встречался с Крисом Коламбусом («Гарри Поттер и философский камень»), который в итоге выступил одним из продюсеров. Среди сценаристов значился Марк Фрост (соавтор «Твин Пикса»), а режиссёром стал Тим Стори, ранее отметившийся семейным драмеди «Парикмахерская». Поэтому его прочтение «Фантастической четвёрки» больше походит на мелодраму для всей семьи, а не на зрелищный супергеройский блокбастер. Сью Шторм (Джессика Альба) разрывается между Ридом Ричардсом (Йоан Гриффит) и Виктором Думом (Джулиан МакМэхон). Бен Гримм (Майкл Чиклис) переживает из-за разрыва с возлюбленной, а Джонни Шторм (Крис Эванс) скрывает за образом сердцееда и лихача одинокого юношу, который также нуждается в любви.

Создатели фильма старательно пытались уместить в скромный полуторачасовой хронометраж как можно больше действий — от знакомства с героями и до их отправления в космос, облучения и приобретения суперсилы прошло десять минут, — а главный акцент в истории сделали на взаимоотношениях Рида и Сью. Поэтому, несмотря на трагичную историю Существа, эмоционально подключиться к герою получалось с большим трудом. В том же году состоялась премьера первого фильма из трилогии Кристофера Нолана о страже Готэма. «Бэтмен: Начало» рассказывал историю становления Тёмного рыцаря, а сам персонаж Кристиана Бэйла предстал сложным героем, полным сомнений и противоречий. В фильме Стори же этого не найти. В «Фантастической четвёрке» добро всегда побеждает зло, а движущей силой жестокого противостояния Дума и коллектива супергероев стала банальная ревность. Виктор не может свыкнуться с тем, что Сью ушла к Риду. Могущественный комиксовый злодей предстал истеричным инфантилом, а не гениальным стратегом.
Лёгкий тон и семейный юмор пришлись зрителям по душе. Поэтому спустя два года вышел сиквел с подзаголовком «Вторжение Серебряного сёрфера». Полноценной работой над ошибками продолжение так и не стало. В картине состоялось первое появление Галактуса, однако вместо внушительного гиганта он оказался странным космическим облаком, пожирающим планеты. Помимо Галактуса, в сиквеле вновь появился и Виктор фон Дум, и Серебряный сёрфер (Даг Джонс). Сюжет оказался перегружен персонажами (сразу два антагониста и один антигерой) и вновь разрывался между любовной историей Сью и Рида — на этот раз планирующих свадьбу — и инопланетным вторжением. Получилась крайне несбалансированная, но не лишённая наивного очарования дилогия.
Неудачный перезапуск Транка

В августе 2009 года появились первые новости о предстоящем перезапуске «Фантастической четвёрки». Режиссёром выступил Джош Транк, ранее поставивший ревизионистский супергеройский блокбастер «Хроника». Главные роли исполнили талантливые молодые актёры Майлз Теллер («Одержимость»), Кейт Мара («Чёрное зеркало»), Майкл Б. Джордан («Грешники»), Джейми Белл («Грязь»), а также Тоби Кеббелл («Рок-н-рольщик»).
Версия Транка оказалась разгромлена как критиками, так и зрителями и провалилась в прокате. В новой «Фантастической четвёрке» ещё меньше экранного времени уделялось остальным членам команды, помимо Рида (Теллер). К тому же фильм вновь отходил от каноничных образов персонажей, что пришлось по вкусу далеко не всем фанатам: Сью (Мара) и Джонни (Джордан) оказались приёмными братом и сестрой. Но главная проблема картины заключалась в ещё более сумбурном сюжете и отсутствующей мотивации персонажей. Рид и компания решились на опасный эксперимент в состоянии алкогольного опьянения, а Виктор фон Дум (Кеббелл) вновь предстал озлобившимся на весь мир мужчиной, а не внушающим страх гением.
В отличие от дилогии Стори, новая итерация оказалась лишена чувства юмора и химии между персонажами. Несмотря на то что в картине есть любопытный взгляд на хорошо знакомых героев — элементы боди-хоррора в сценах с Ридом, работающее на военных Существо, — «Фантастическая четвёрка» была признана одним из худших фильмов года. После сделки по приобретению Fox все права на персонажей перешли к Disney. Однако появление героев в рамках вселенной Marvel долго откладывалось — очередного провала не хотел никто. Студия постепенно готовила аудиторию к дебюту суперкоманды: сначала альтернативная версия Рида Ричардса в исполнении Джона Красински («Офис») появилась в сиквеле «Доктора Стренджа», после Крис Эванс вернулся к роли Джонни Шторма в прошлогоднем «Дэдпуле и Росомахе», а уже в этом году Эксельсиор — космический корабль суперкоманды — появился в сцене после титров «Громовержцев*».




Судя по первым отзывам зарубежной прессы, «Фантастическая четвёрка: Первые шаги» стала не только лучшим фильмом о суперкоманде, но и лучшим фильмом Marvel за последние несколько лет. Правда, оба достижения кажутся легко осуществимыми и не должны ввести зрителя в заблуждение. Фильм Шекмана открывает новую главу в некогда стройной и просчитанной наперёд франшизе. Поэтому успех «Фантастической четвёрки» может стать маленьким шажком для Marvel, но огромным для всех фанатов пёстрого коллектива.