Отец «Синистера»: как Скотт Дерриксон снял самый страшный хоррор в истории

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В мировом прокате идёт сиквел «Чёрного телефона» — успешного хоррора Скотта Дерриксона. Американский режиссёр вписал своё имя в жанр ужасов, сняв «Синистер» — самый страшный фильм в истории. Несмотря на весомый вклад в жанр хоррора, Дерриксона многие не принимают всерьёз и не ставят в один ряд с его более популярными коллегами. Кинокритик Мария Ракитина рассказывает о провалах и достижениях недооценённого мастера ужасов.

Турбулентное начало и судьбоносный кошмар друга

Скотт Дерриксон относится к тому типу режиссёров, у которых триумф часто чередуется с провалом. Его полнометражным дебютом был хоррор «Восставший из ада 5: Преисподняя» (2000), который не выдержал критики, но со временем был реабилитирован фанатами «пыточной» франшизы. Веру в амбиции режиссёра в американские киностудии вселил фильм «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005), собравший $150 млн в мировом прокате при бюджете в $19 млн. Основанный на реальных событиях хоррор о суде после фатального экзорцизма получил премию «Сатурн» и был признан лучшим фильмом ужасов 2005 года. За яркой победой Дерриксона ждало поражение: его крупнобюджетный ремейк «День, когда Земля остановилась» (2008) увенчался громким провалом. Для режиссёра наступило трудное время: он думал, что лишился карьеры. Из профессионального кризиса его вытащила дружба с кинокритиком К. Робертом Каргиллом, из которой родился хит «Синистер» (2012).

Скотт Дерриксон и К. Роберт Каргилл, фото: Frazer Harrison/Getty Images

Легенда гласит: роковой ночью Дерриксон и Каргилл оказались в Вегасе и встретились, чтобы выпить. Скотт рассказал приятелю о том, что получил «потенциальное финансирование для малобюджетного ужастика» и ищет свежие идеи. Каргилл же поделился с другом замыслом, сидевшим у него в голове в течение многих лет. После просмотра американского ремейка «Звонка» (2002) кинокритика три недели преследовал кошмар, и позже он решил поделиться своим ужасом с другими людьми.

История о парне, который находит «жуткие киноплёнки с убийствами, связанные с его расследованием [для книги]», настолько потрясла Дерриксона, что режиссёр захотел снять об этом фильм.

«Я просто подумал, что это оригинальная концепция, которую я никогда раньше не слышал. Она была свежей и пугающей. Я только что получил всё, что хотел. Я помню, как сказал Каргиллу, когда он закончил [говорить]: „Это лучшая идея для фильма ужасов, которую я когда-либо слышал“», — вспоминает Дерриксон.

«Синистером» заинтересовалась кинокомпания Blumhouse Productions. Её основатель Джейсон Блум, обладающий чутьём на будущие хоррор-хиты, в своё время сильно поверил в «Паранормальное явление» (2007) и «Астрал» (2010). В успехе «Синистера» продюсер был уверен не меньше. Будучи поклонником «Шести демонов Эмили Роуз», Блум попросил Дерриксона снять «очень страшный фильм» и выделил ему бюджет в размере $3 млн.

Формула успеха «Синистера»

Итан Хоук и Скотт Дерриксон на съёмках «Синистера», фото: Blumhouse Productions

Хотя идея «Синистера» принадлежала К. Роберту Каргиллу, в кассово успешный фильм его превратил именно Скотт Дерриксон. Художник Дэвид Брисбин, работавший с режиссёром ещё на съёмках «Шести демонов Эмили Роуз», отмечал его уникальную «веру в точность». Для кошмарной открывающей сцены с повешением семьи специально срубили и привезли большое дерево из Пенсильвании. А для того, чтобы заставить зрителя сходить с ума от ожидания встречи с инфернальным злом, Дерриксон сделал его присутствие едва видимым.

«Мне кажется, тот стоп-кадр, на котором вы впервые видите Багула под водой, действительно ужасает, а затем плёнка сгорает, так что вы даже не успеваете его рассмотреть», — объясняет режиссёр.

По сути, весь «Синистер» строится на предчувствии, что вот-вот произойдёт что-то действительно плохое, но зритель до последнего не понимает, что именно. Видео с газонокосилкой, которая монотонно движется в полумраке под дождём, внезапно прерывается ударом о тело, лежащее на траве, и криком писателя, изучающего киноплёнки. Зритель всегда ждёт подвоха, но практически не может предугадать источник ужаса, как, например, в моменте с коробкой, из которой вдруг жутким образом высовывается сын главного героя. Не менее пугающей выглядит дочка писателя, рисующая пропавших ребятишек и сцены убийства. Идея превратить детей в орудия зла не нова (см. «Дети кукурузы» Стивена Кинга), но в сомнамбулическом мире «Синистера» работает на сто процентов.

Итан Хоук в фильме «Синистер», кадр: Blumhouse Productions

Граница между содержимым киноплёнок, легендой о вавилонском божестве Багуле, забирающем с собой детские души, и явлением призраков размывается, повергая главного героя (и зрителя) в бесконечный кошмар. История писателя, одержимого идеей написать сенсационный роман, как и все скримеры, — дело рук Скотта Дерриксона. «Синистер» режиссёр посвятил собственному чувству страха, которое он испытывал на протяжении трёх лет после провала «Дня, когда Земля остановилась».

«О, он был золотым мальчиком и написал эту замечательную книгу, сделавшую его знаменитым и принёсшую ему много денег. Затем продолжение [детективного романа] было неудачным, и теперь он напуган. Он боится потерять свой статус и свою финансовую безопасность», — характеризует Дерриксон писателя Эллисона Освальта в исполнении Итана Хоука.

Изнанка семейной идиллии и инфернальный портрет зла

«Синистер» убедительно работает сразу в нескольких направлениях. Кино Дерриксона жестоко развеивает миф об идеальной американской семье. Обличает аморальность творца в погоне за славой — писатель эксплуатирует чужую трагедию для своего романа, живя с близкими в доме, во дворе которого произошло убийство. А ещё «Синистер» рассказывает страшную историю о Бугимене родом из Вавилона. Дерриксон и Каргилл долго спорили о происхождении антагониста Багула, поглощающего души детей. Режиссёр считал его демоном, а сценарист — древним и тёмным божеством. В итоге Дерриксон и Каргилл, вместе изучавшие вавилонские мифы, остановились на втором варианте.

Багул — главный антагонист «Синистера», кадр: Blumhouse Productions

На внешний облик Багула, живущего в изображениях, режиссёра вдохновил грим блэк-металлистов — корпспэйнт. Дерриксон купил на Flickr понравившуюся фотографию девушки в таком макияже. Так появился образ Багула. Смазанный чёрно-белый лик, внезапно возникающий на экране, доводил до тахикардии зрителей по всему миру. «Синистер», вышедший на экраны в 2012 году, стал ещё одним сенсационным детищем Blumhouse Production. При бюджете $3 млн фильм собрал в мировом прокате $82 млн. Но главным достижением «Синистера» стала его репутация самого страшного фильма ужасов в истории. Со своим коллегой К. Робертом Каргиллом Дерриксон воссоединился в хоррор-антологии «З/Л/О 85» (2023): друзья сняли замысловатую историю об экстрасенсорном предчувствии убийств, записанных на плёнку.

Контрастные истории об одержимости

Мастер ночных кошмаров Скотт Дерриксон смог восстать из пепла, но не сумел дважды войти в одну реку, когда взялся за второй хоррор о реальном столкновении человека с инфернальным злом. «Избави нас от лукавого» значительно уступал «Шести демонам Эмили Роуз» в плане работы с биографическим материалом. Для обоих фильмов Дерриксон изучал «реальные» истории об одержимости. В случае с «Шестью демонами Эмили Роуз» режиссёр обратился к оптике молодой католички Аннелизы Михель, которая верила в то, что её разумом завладел дьявол (врачи же диагностировали у девушки височную эпилепсию).

Скотт Дерриксон и Дженнифер Карпентер на съёмках хоррора «Шесть демонов Эмили Роуз», фото: Screen Gems

Хотя почти всё действие фильма происходило в зале суда, личные убеждения и страхи погибшей девушки имели большое значение. Дерриксон поставил перед собой цель показать отчаяние религиозной героини, убеждённой в своей одержимости, и ему это удалось. За правдодобность душевных терзаний экранной Аннелизы Михель гениально отвечала Дженнифер Карпентер — будущая звезда «Декстера».

«Я чувствовал личную ответственность за этот фильм. Он основан на истории реальной, погибшей девушки. Несмотря на некоторый голливудский пафос, в нём очень много верности истории Аннелизы Михель, на которой основан фильм, и её собственного понимания того, что с ней произошло», — объясняет Дерриксон.

Кардинально другим оказался подход режиссёра к хоррору «Избави нас от лукавого» (2014). «Верящий в точность» Дерриксон изменил себе и поставил вымысел превыше оригинальной истории. Фильм вольно интерпретировал мемуары полицейского-демонолога Ральфа Сарчи «Остерегайтесь ночи» и собрал всевозможные клише из хорроров об одержимости, чтобы напугать зрителя. Широкая аудитория такой халтурный подход не оценила и посчитала «Избави нас от лукавого» шаблонным ужастиком на один вечер.

Эрик Бана и Эдгар Рамирес в фильме «Избави нас от лукавого», кадр: Screen Gems

«Это настоящий Ральф Сарчи: то, как он думает, как он говорит, как он изменился как личность в результате того, что он делает. Но основная сюжетная линия вымышленная, и мне пришлось это сделать, чтобы заставить её работать как фильм», — неубедительно оправдывался Дерриксон.

«Избави нас от лукавого» немного подпортил Скотту репутацию профессионального хоррормейкера, которую он заслужил благодаря «Шести демонам Эмили Роуз» и «Синистеру». Об ужасах Дерриксон забыл на семь лет, а провал ужастика о детективе-демонологе компенсировал блестящим дебютом в супергероике. В 2016 году режиссёр выпустил «Доктора Стрэнджа» и заслужил уважение фанатов MCU.

Успешное возвращение к ужасам

Корону мастера ужасов Дерриксон вновь надел в «Чёрном телефоне» (2021), снятом по рассказу сына Стивена Кинга Джо Хилла. В клаустрофобном ретрохорроре подросток Финни пытается выжить в логове Граббера — маньяка-фокусника, похищающего и убивающего мальчиков. Рассказывая складную и простую историю об украденном детстве, Дерриксон возвращается к истокам «Синистера»: он пугает намёками на страшные вещи и ожиданием худшего, избегая эксплуатации насилия. Беспрерывно тревожный и небогатый на ужасы фильм пробирает насквозь за счёт чувствительных тем и безумного перформанса Итана Хоука в роли маньяка, скрывающего истинное лицо зловещими масками.

Мрачную атмосферу хоррора несколько разрушает линия с экстрасенсорным даром сестры Финни, но в остальном история смотрится жанрово цельной. Дерриксон предлагает зрителю душераздирающее путешествие в поистине адские обстоятельства. Но даже в моменты полного отчаяния режиссёр оставляет призрачную надежду на помощь с того света. «Чёрный телефон 2» критики единогласно назвали леденящим душу сиквелом, черпающим вдохновение из шрамов, оставленных предыдущим фильмом.

Итан Хоук в хорроре «Чёрный телефон», кадр: Universal Pictures

Скотт Дерриксон зарекомендовал себя неидеальным хоррормейкером, способным на большие хиты, громкие неудачи и жанровые отступления вроде супергеройского блокбастера («Доктор Стрэндж») и фантастического боевика («Ущелье»). Он не такой плодовитый, как Осгуд Перкинс, и не такой даровитый, как Роберт Эггерс. Дерриксон способен создать качественный жанровый продукт для массового зрителя, когда делает это с душой, а не для галочки. Доказательство тому — «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Синистер». Дерриксон периодически промахивается, но не стоит недооценивать его потенциал на фоне более активных и распиаренных хоррормейкеров. Успешная дилогия «Чёрный телефон» говорит сама за себя.


Источники:

  • Интервью Скотта Дерриксона для SlashFilm: Sinister At 10: An Oral History Of The Scariest Movie Ever Made
  • Интервью Скотта Дерриксона для SlashFilm: Director Scott Derrickson Breaks Down His Entire Career, From Marvel To The Black Phone
  • Интервью Скотта Дерриксона для Complex: Deliver Us From Evil Director Scott Derrickson Isn't Scared of Reinventing Possession/Exorcism Horror