
На протяжении последних лет в мировом кино укрепили свои позиции сразу несколько знаменитых семейных династий: братья Коэн стали синонимом криминальных комедий, сёстры Вачовски — интеллектуальных блокбастеров, а династия Копполы неотделима от традиционного понятия «большого» авторского кино. Однако далеко не все родственники одинаково успешны: пока первые постепенно уходят в небытие, вторые украшают фильмами наградные сезоны. Одним работа в рамках творческого дуэта идёт на пользу, другие обретают собственный голос лишь в сепарации.
Кинообозреватель Оля Смолина собрала примечательные истории о непростых судьбах братьев и сестёр в современном кино.
Итан Коэн и Джоэл Коэн
Творчество культового дуэта братьев Итана и Джоэла Коэнов сложно определить одним фильмом. С технической точки зрения оскароносная криминальная драма «Старикам тут не место» с Хавьером Бардемом в роли беспощадного маньяка Антона Чигура — венец их режиссёрской карьеры. И всё же «Большой Лебовски», «Фарго» и «Бартон Финк» сделали немало для продвижения их узнаваемого художественного стиля.

В 2021 году нерушимый на первый взгляд творческий тандем распался — каждый из братьев выбрал снимать «своё» кино. Джоэл Коэн пошёл по пути высокого жанра — в том же году на платформе Apple TV+ вышел его первый самостоятельный проект «Трагедия Макбета», свободная экранизация одноимённой пьесы Уильяма Шекспира с Дензелом Вашингтоном в главной роли. Молчаливое чёрно-белое кино с уникальным визуальным рядом пришлось по вкусу критикам: «Трагедия Макбета» получила ряд номинаций на престижные премии BAFTA, «Золотой глобус» и «Оскар». Впрочем, по итогу старший Коэн остался ни с чем.
Итан Коэн же остался с жанром более низким — в 2024 году он выпустил криминальную комедию «Красотки в бегах» с Педро Паскалем, Маргарет Куолли и Мэттом Дэймоном в главных ролях. Несмотря на остроумный сценарий, «Красотки в бегах» обернулись разочарованием для массовой аудитории, наивно ожидающей возвращения того самого «коэновского» стиля. Вышедший в этом году «Хани, не надо!» — вторая часть «лесбийской* трилогии» Коэна-младшего — кажется, не развлекает никого, кроме него самого.
После пяти лет хиатуса со стороны Джоэла и двух провальных проектов Итана братья Коэн всё-таки решили вновь поработать вместе, что это будет — пока неизвестно. Однако, по ощущениям, создание фильмов в команде, а не по отдельности идёт на пользу каждому из них.
* «Международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено.
Джош Сэфди и Бенни Сэфди

Независимый триллер «Хорошее время» от братьев Джоша и Бенни Сэфди взбудоражил Каннский кинофестиваль в 2017 году. Последовавший за ним фильм «Неогранённые алмазы» с Адамом Сэндлером в главной роли закрепил за Сэфди статус режиссёров, снимающих гипнотическое и одновременно тревожное кино не для слабонервных. В начале 20-х годов подающий надежды творческий дуэт внезапно распался — каждый из братьев выразил желание работать самостоятельно. Решение выглядело странным в свете анонса сразу нескольких совместных проектов, среди которых сиквел «Неогранённых алмазов» и ремейк «48 часов». В индустрии поползли слухи о возможном раздоре в отношениях Сэфди. Кто-то даже связал их творческий «развод» со скандальными обвинениями в отношении Себастьяна Биар-МакКларда — исполнительного продюсера Джоша и Бенни. Особенную остроту ситуации добавил тот факт, что Бенни публично выступил против «старого друга» Биар-МакКларда, а Джош предпочёл остаться в стороне. Источники, близкие к кругу братьев, уверены, что младший Сэфди просто захотел независимости от старшего, — это подтверждают его актёрские амбиции: участие в «Оппенгеймере», «Лакричной пицце».
По иронии судьбы в 2025 году в мировой прокат выходят сразу два фильма Сэфди, и оба байопики! Первый — маскулинная спортивная драма «Крушащая машина» с Дуэйном «Скалой» Джонсоном — не так давно покорил Венецианский кинофестиваль, по итогам которого Бенни Сэфди получил звание лучшего режиссёра. Второй — мрачный триллер «Марти Великолепный» об игре в настольный теннис с Тимоти Шаламе и Гвинет Пэлтроу, который после премьерного показа в Нью-Йорке без лишних слов окрестили фильмом года. По всей видимости, на ближайшей церемонии премии «Оскар» развернётся настоящая братская драма.
Питер Фаррелли и Бобби Фаррелли

В конце прошлого века братья Питер и Бобби Фаррелли стали символом жанра так называемой комедии на грани: «Тупой и ещё тупее», «Все без ума от Мэри», «Я, снова я и Ирэн» демонстративно не выносили критики и открыто превозносили зрители.
Принимать творчество Фаррелли всерьёз было не принято и не совсем правомерно: ни один из братьев не позиционировал себя в качестве серьёзного режиссёра и не имел больших карьерных амбиций. Всё изменилось в 2018 году, когда отпочковавшийся от брата Питер Фаррелли выпустил биографическую драму «Зелёная книга», которая завоевала премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Творческую сепарацию братьев Фаррелли иначе как вынужденной назвать невозможно. Конец 90-х был временем доминирования слэпстик-комедий, однако появившееся в начале нулевых цифровое производство позволило кинематографистам сделать упор на более приземлённую, реалистичную импровизацию, в которой ни один из Фаррелли так и не преуспел. Зато появился новый гений комедии Джадд Апатоу («Сорокалетний девственник»).
Бобби, в отличие от брата, своим вкусам изменять не стал, однако от его режиссёрских проектов («Чемпионы», «Дорогой Санта») откровенно тянет жанровым нафталином. Ни один из фильмов так и не смог «выстрелить» в сердца аудитории.
Маколей Калкин и Киран Калкин

В рамках заданной дискуссии сложно ограничиться одними лишь режиссёрами. Ведь в отношениях между братьями и сёстрами — актёрами происходит не меньше, а то и ощутимо больше соперничества. Они не могут работать в творческом тандеме и, как правило, становятся заложниками выбранной профессии — непримиримыми врагами на съёмочной площадке.
В начале 90-х годов ни одна семейная комедия не обходилась без фамилии Калкин в актёрском составе. Оба — и Маколей, и Киран — начали сниматься с пелёнок, в угоду финансовым ожиданиям отца-менеджера. И Маколей, и Киран в своё время сыграли в «Один дома», однако первому была уготована судьба главного звёздного ребёнка («Дядюшка Бак», «Богатенький Ричи»), второй же открыл себя в независимом кино («Великан», «Игби идёт ко дну», «Опасные игры»). В начале нулевых Маколей променял детский румянец на героиновый шик и практически полностью стёр своё имя из истории Голливуда. Киран же упорно стремился к профессиональному росту.
К началу двадцатых годов братья Калкин полностью поменялись местами: Киран получил судьбоносную роль в главной телевизионной драме «Наследники», завоевав не одну, а сразу несколько премий «Эмми». Маколей же мелькнул на втором плане «Фоллаута» и «Американской истории ужасов». В начале года Киран триумфально завоевал «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в драме «Настоящая боль», Маколей отметил 35-летнюю годовщину выхода «Один дома».
Эшли Олсен, Мэри-Кейт Олсен и Элизабет Олсен

Ещё более трагический диссонанс можно проследить в карьерах Мэри-Кейт, Эшли и Элизабет Олсен. В начале 90-х годов девятимесячные близняшки Олсен стали полноправными участницами ситуационной комедии «Полный дом», которая во многом предопределила их судьбу в качестве будущих актрис. Продюсеры шоу соблюдали закон о детском труде, который вынуждал их то и дело менять близняшек в кадре — более продуктивной, по всеобщему мнению, оказалась Мэри-Кейт, которой было очень приятно оказаться в центре внимания.
Будучи самыми молодыми миллионерами в индустрии кино, близняшки Олсен сформировали целую вселенную бесхитростных, но очень популярных детских фильмов, из которых лишь «Двое: я и моя тень» по-настоящему хорошо состарился. Жёсткие стандарты шоу-бизнеса конца XX века неслабо отразились на моральном состоянии Мэри-Кейт и Эшли, которые в погоне за «идеальной версией себя» оказались в капкане булимии, анорексии, психических расстройств.

Младшей сестре Эшли и Мэри-Кейт Элизабет Олсен повезло «выучиться» на их ошибках. После небольшой роли в проекте сестёр «Весёленькие деньки на Диком Западе» Элизабет надолго исчезла с экранов, променяв безумную популярность и миллионный гонорар на учёбу в школе кино — в начале нулевых младшая Олсен провела целый семестр в школе-студии МХАТ, куда приехала по обмену. В 2004 году Элизабет получила главную роль в независимой драме «Марта, Марси Мэй, Марлен» дебютанта Шона Дуркина, которая стала настоящим хитом фестиваля «Сандэнс». Эта работа принесла ей номинации на премии «Выбор критиков» и «Независимый дух» — проще говоря, авторитет и узнаваемость абсолютно другого порядка.
Сейчас имя Элизабет Олсен неразрывно связано как с авторскими проектами, так и с крупными блокбастерами, такими как «Мстители», «Годзила», «Доктор Стрэндж». Важно понимать, что младшая Олсен, в отличие от старших сестёр-близняшек, приоткрыла дверь в Голливуд в более лояльное и толерантное для актрис время, когда культ плоского живота постепенно пошёл на спад, сама индустрия искала более разнообразные и колоритные женские образы.
Джулия Робертс и Эрик Робертс
Многие знаменитые братья и сёстры могут похвастаться сиблингом, чья карьера в какой-то момент скатилась куда-то не туда: брат Марка Уолберга Донни так и остался актёром кровавой франшизы «Пила»; Ванесса Йоханссон исчезла после провала хоррора «Акула в Венеции»; Люк Хемсворт не смог прорваться дальше криминального сериала «Кости»; Ларса Миккельсена явно тяготит амплуа удобного злодея второго плана.
Другое дело, когда и брат, и сестра смогли построить фундаментально разные, но тем не менее очень успешные актёрские карьеры в Голливуде. Такая ситуация сложилась между Эриком и Джулией Робертс — оба начали активно сниматься в середине 90-х. Эрик хватался практически за любые проекты, не особо обращая внимание на их качество, на какое-то время он даже стал лицом старого доброго тестостеронового боевика — наряду со Стивеном Сигалом и Жан-Клодом Ван Даммом, — но затем увлечение алкоголем и запрещёнными веществами сделало своё дело. Карьера Робертса неуклонно шла ко дну, и только родство со знаменитой сестрой всё ещё что-то решало. В отличие от брата, Джулия была picky girl, старалась выжать максимум из обрушившейся на неё популярности после выхода «Красотки». Роли в «Ноттинг-Хилле», «Эрин Брокович», «Стальных магнолиях» и «Мистической пицце» закрепили за ней статус экранной иконы, которая, помимо всего прочего, остаётся гарантом качественного кино.