Омерзительная восьмёрка. Репортаж со съёмок третьего сезона «Метода»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Константин Хабенский на съёмках «Метода»: «Кинопоиск»

В Москве продолжаются съёмки третьего сезона сериала «Метод», в котором легендарный следователь Родион Меглин больше не работает один — теперь под его началом на благо правосудия трудится группа маньяков. В режиссёрском кресле вновь Юрий Быков, который снимал первый сезон сериала, а в главной роли по-прежнему Константин Хабенский. Премьера ожидается уже в 2025 году на «Кинопоиске».

Корреспондентка КИНОТВ Милана Стояновска побывала на съёмочной площадке ожидаемого проекта и пообщалась с командой сериала. Рассказываем, какие новые герои появятся в третьем сезоне, как продюсер Максим Полинский убедил Юрия Быкова вернуться во франшизу и как фортуна помогает кинематографистам осуществлять задуманное.

Место встречи

Константин Хабенский и Юрий Быков на съёмках третьего сезона «Метода», фото: «Кинопоиск»

Заброшенная Преображенская больница давно не была такой оживлённой, как этим солнечным октябрьским днём. Когда-то в её стенах лечили туберкулёзных больных, а затем открыли городской клинико-диагностический центр, но следующие несколько лет вековая постройка стояла в запустении и постепенно ветшала. Теперь же на обоих этажах больницы обосновались осветительные приборы, дым-машины, камеры и декорации, между которыми сновали члены съёмочной группы.

«Объект пропитан настоящими, сложными, людскими историями, и это сразу же считывается в кадре. Для нас это важно», — говорит шоураннер сериала Максим Полинский. Не согласиться с выбором локейшн-менеджеров сложно: больница действительно выглядит сверхкинематографично, причём даже в тех уголках, которые не попадают в кадр, не говоря уже о помещениях, к которым приложили руку декораторы.

Егор Кенжаметов на съёмках «Метода»: «Кинопоиск»

Влившись в поток людей, готовивших локацию к съёмке, можно попасть в эпицентр событий — внутрь Преображенской больницы. В «Методе» она исполняет роль психиатрической лечебницы, поэтому весь коридор заполнен актёрами массовых сцен в смирительных рубашках и в форме санитаров. Коридор разбит на несколько отсеков железными решётками от пола до потолка, которые делают и без того мрачное помещение еще более пугающим. Пока пациенты и работники больницы занимают свои места для начала съёмок, Юрий Быков разводит сцену с Константином Хабенским.

Совсем скоро в коридоре на несколько секунд повиснет полная тишина, съёмочная команда займёт свои места на плейбеке (в комнате с мониторами, на которых видно снятые кадры), и после громкого «Начали!» всё внимание будет сосредоточено на том, какая картинка получается в окошке камеры оператора. Быков работает быстро и чётко, сразу понимая, какой дубль вышел удачным и как доработать сцену, если что-то в ней идёт не так. Здесь нет места долгим вздохам и получасовым паузам «на подумать», как у карикатурно изображаемых творцов, только строгий тайминг и предельно ясная задача.

В перерывах между дублями декораторы подкрашивают решётки, художники по гриму и костюму поправляют причёски и костюмы актёров, а все, кто не задействован в конкретный момент, сидят наготове, чтобы по первому зову включиться в магию создания кино. Тем, кто уже работал над предыдущими сезонами «Метода», не привыкать к декорациям жутковатых психбольниц, ведь когда-то Родион Меглин наведывался к своему другу-психиатру Бергичу едва ли не в каждой серии. Теперь он приходит уже не в то низкое здание с обширным двором, которое снимали в Нижнем Новгороде, а в другой диспансер, но зачем — пока можно только предполагать.

В начале была идея

На съёмках «Метода», фото: «Кинопоиск»

Подсказку о связи следователя и пациентов психбольницы даёт синопсис нового сезона: у Меглина появится целая команда из восьми маньяков, которые постараются перенять его метод. В биографии каждого из новобранцев есть тёмные пятна, но раз легенда криминального сыска посчитал их достойными продолжателями своего дела, значит, эта восьмёрка уже не маньяки, а охотники на маньяков.

«Каждый из участников команды ведёт своё собственное дело, а в центре истории — девочка-стажёр, которую играет Аня Савранская. Она набирается опыта, выезжая с героями на их дела, а Меглин за всем этим присматривает», — объясняет режиссёр Юрий Быков. Он вышел со съёмочной площадки пообщаться с журналистами буквально на пять минут, пока настойчивый голос из рации не уведомил, что всё готово к съёмке следующей сцены.

Юрий Быков
Режиссёр



Юрий Быков, режиссёр

Юрий Быков на съёмках «Метода», фото: «Кинопоиск»

Концепция, которую предложил Максим [Полинский] для третьего сезона, кардинально отличается от того, что было раньше, когда были только Меглин и его напарница Есения. Теперь Меглин становится худруком — как исполняющий его роль Константин Юрьевич Хабенский в МХТ им. Чехова. В его команде собрались интересные люди, в чём-то похожие на него, — эксцентричные харизматичные персонажи, которых он обучает своему методу. Наверное, в этом и была главная зацепка, почему я согласился снимать третий сезон.

Зрителям надо быть готовыми к тому, что третий сезон — совсем не то, что было до этого. Это не дуэт, а командная работа. «Метод» теперь собирается не по формуле «один человек плюс другой человек», а «один человек плюс восемь человек». И эти люди в разных сериях будут самостоятельны, в том числе автономны от главного героя, самого Меглина. Главный вопрос этого сезона — получится ли «Метод» не только с Хабенским?


Заинтересовавшую его идею нового сезона режиссёр раскрыл в нескольких предложениях, настоящую цену которым знают главным образом продюсеры. Вернуть Быкова в режиссёрское кресло «Метода» пытались едва ли не с момента выхода первого сезона, но на все предложения ответ оставался отрицательным. Добиться расположения удалось только Максиму Полинскому, который придумал концепцию, способную перезапустить существующую франшизу.

Максим Полинский
Шоураннер сериала



Максим Полинский, шоураннер сериала

Когда «Плюс Студия» предложила сделать третий сезон «Метода», перед нами сразу встало два вопроса: первый — как вернуть Юрия Быкова, второй — как вернуть Константина Хабенского. И тот и другой много раз отказывались от продолжения. Насколько мне известно, третий сезон пытались запустить в работу на протяжении нескольких лет, но безрезультатно.

Думая о том, как можно перезапустить проект, я в первую очередь размышлял над сюжетом. Я знал точно, что если у меня получится заинтересовать и вернуть Юру, то это уже будет маленькая победа, которая даст больше шансов на то, чтобы вернуть и Костю. Так и получилось. Мы с автором Сашей Матвеевым за несколько месяцев написали концепт сезона, подобрали референсы маньяков и их истории. Затем пошли показывать всё это Быкову, чему предшествовал трёхчасовой разговор о том, что миссия Меглина искать маньяков, защищать людей и его желание впустить некий свет и любовь в будущее суперактуальны в наши дни. Юре понравилась идея, и после месяца совместных доработок всё это показали Хабенскому, который сказал, что он только за.


Когда идея привлекла в проект команду мечты, появился новый челлендж — сделать третий «Метод» в очень сжатые сроки. По словам Максима, замысел продолжения появился у него примерно в начале осени 2023 года, в январе начали писать сценарий, а уже в августе начался основной этап съёмок. «Получается, прошёл год с задумки сезона, и вот мы на площадке в самом разгаре съёмочного процесса», — кивнул шоураннер в сторону камер, пока делился с журналистами инсайдами о производстве на пятачке между актёрскими вагончиками.

На вопросы удивлённых гостей площадки, как это возможно — уложить огромную работу препродакшена в несколько месяцев, у Полинского есть убедительный ответ: работа вовсе не закончена, она непрерывна: «Всё всегда дорабатывается на съёмочной площадке — меняется, переписывается, улучшается. Мы придумываем персонажей и истории, потом артисты начинают пропускать это через себя, и у них появляются интересные предложения. Кино — это живой организм, который развивается на протяжении всего процесса».

Октет имени Меглина

Константин Хабенский на съёмках «Метода»: «Кинопоиск»

Так кто все эти люди, которых набрал себе в команду великий и ужасный следователь Меглин? Этот вопрос был и остаётся главной интригой сериала с момента появления первых подробностей о сюжете, и экспедиция на съёмочную площадку помогла приоткрыть завесу тайны.

Первым из учеников Меглина, кого мы встретили на площадке, стал Джин — герой Дениса Бургазлиева. Актёр ходил по площадке в костюме с аккуратно убранными волосами, производя впечатление интеллигентного человека, вот только его пальцы отчего-то были заклеены пластырями. Рассказывать, после какой истории его персонаж стал разорять реквизиторскую аптечку, Денис не стал, чтобы не раскрывать некоторые сюжетные повороты раньше времени, но признался, что уже вполне привык к этим казавшимся поначалу неудобными «аксессуарам».

Денис Бургазлиев
Актёр



Денис Бургазлиев, актёр

Денис Бургазлиев на съёмках «Метода»: «Кинопоиск»

Мой герой — интеллектуал, выбранный интеллектуалом в лице главного героя Меглина. Как и все герои этой истории, он отличается некоторыми человеческими сверхспособностями, которые используются для того, чтобы выявлять и ловить таких же психически ненормальных людей, как он сам. Вообще он доктор очень высокой квалификации с неплохой репутацией, что позволяет ему применять определённые техники для достижения собственных целей. Я очень обрадовался этой роли, потому что психически неуравновешенных людей играть крайне интересно.


Пока Денис вспоминал, какое впечатление на него произвёл «Метод», когда впервые вышел на экраны, рядом с ним материализовался Эльдар Калимулин, которого во вселенной сериала кличут Сталкером. Как оказалось, влившемуся в беседу актёру тоже есть что вспомнить о первом «Методе»: «Я не смотрел сериал, ведь меня в него не утвердили. Там была роль школьного стрелка, на которого я пробовался». Буквально через минуту Калимулина начали одолевать сомнения: «Хотя… Я не уверен, что я прям попробовался. Точно читал эту серию, учил монолог, а дальше не помню — то ли самопробы писал, то ли так и не дошёл, просто прочитал, проникся и всё. И всё-таки прошло 10 лет, и я дождался своего часа!»

Сталкер выглядит совсем не таким презентабельным, как Джин: на нём жёлтая футболка и шорты, давно не стриженные волосы висят сальными прядками, а на лице сверкают сделанные гримёрами капельки пота. «Юра доверил мне из костюма только шорты и майку. Майку не стирают месяц, потому что очень хотят, чтобы я нашёл зерно роли», — смеётся Калимулин. О своём Сталкере Эльдар рассказывает неохотно, чтобы не разрушить интригу.

Эльдар Калимулин
Актёр



Эльдар Калимулин, актёр

Эльдар Калимулин на съёмках «Метода»: «Кинопоиск»

Мой персонаж рифмуется с Глухим из первого сезона, героем Олега Василькова, он такой технарь. И так как я недавно сыграл сына Олега Василькова (в фильме «Год рождения». — Прим. ред.), эта роль была передана мне по наследству в общей метавселенной. Я пока не могу вам всё открыть, там много тайн. Вот я открыл вам первую, и пока на этом надо остановиться.


Рассказывая о работе над проектом, оба актёра признаются, что им сильно облегчило задачу понимание жанра: Юрий Быков в один из первых съёмочных дней сформулировал его как «страшная сказка». На фоне сказочного бума в российском кино это заявление звучит немного иронично, но очевидно, что такая сказка создаётся вовсе не для того, чтобы собирать семьи в кинотеатрах, а чтобы даже у самых верных любителей тру-крайма кровь стыла в жилах от каждой новой серии.

У крыльца Преображенской больницы стоит Ангел. Не подумайте на галлюцинации — это просто прозвище ещё одной участницы группы Меглина, героини Анны Банщиковой. «У нас у всех есть клички, которые так или иначе нас характеризуют. Моя героиня Ангел оправдывает своё прозвище разве что внешне, но не внутренне», — рассказывает актриса про свою роль в сериале. Ангел, как и только что увиденный нами Джин, по профессии врач, поэтому иногда они работают в паре. У неё свои представления о том, как трактовать клятву Гиппократа, и в этом они совершенно точно схожи.

Какие скелеты спрятаны в шкафу у тех, кто на первый взгляд кажется очаровательным персонажем, нам по секрету рассказала художник по гриму Аксинья Козлова. Она же представила нам героиню, которая пока не появлялась на площадке, но у которой явно глубокая история и бэкграунд на целый сериал. Это всё про Фриду — экстравагантную художницу, четвёртую участницу банды Меглина. Из-за трагического события на лице красивой женщины остался глубокий шрам, который Аксинья подбирала для актрисы Снежаны Самохиной несколько часов.

Снежана Самохина на съёмках «Метода»: «Кинопоиск»

Чуть позже в своём вагончике Снежана поделится, что грим оказался вовсе не самой сложной частью процесса работы над ролью. Куда сложнее, волнительнее и интереснее было проходить пробы в этот проект, чтобы получить роль безумной красавицы: «Когда я пришла на пробы, Юра поставил задачу быть непредсказуемой в сцене, делать всё, что вздумается. Сначала сложно было внутренне себе позволить отключить тормоза. Но мне помогла мысль о том, что это не Снежана их отключает, а Фрида. А Фриде как раз по сценарию позволительно не вписываться в рамки общества», — вспоминает Самохина.

Снежана Самохина
Актриса



Снежана Самохина, актриса

Фрида — это травмированный ребёнок, оставшийся в пубертате. Она отчаянно борется за свою свободу, но при этом зависима от авторитетных лиц в группе. Меглин становится для неё прототипом отца, с которым она пытается переиграть сценарий из детства. Фрида его и любит, и ненавидит, и в какой-то момент у неё вроде бы получается сепарироваться, появляется шанс на другое существование. Но как она им воспользуется — это открытый вопрос.

Фрида с самого начала очень старается выделяться, быть «не хуже, чем другие», поэтому перебарщивает. Её бывает очень много, она непредсказуема, а её реакции не всегда уместны. На самом же деле она очень переживает, что её рассекретят и все увидят, что в ней живёт маленькая девочка, которая мечтает обрести любовь и принятие.


Эксцентричная Фрида закручивает в урагане безумия всех главных героев: с одними она вступает в соперничество, с другими начинает сближаться, начиная игру «кто кого предаст первым», третьих была бы рада убить собственными руками. Главным трикстером в компании, однако же, становится не Фрида, а герой Никиты Кологривого по прозвищу Зверь. Его, как и ещё нескольких героев, на площадке не оказалось, так что про новобранца по прозвищу Связист и дочь Меглина Веру мы знаем только то, какие актёры исполняют их роли, — Егор Кенжаметов и Мария Чернолихова.

Какими бы яркими и странными ни были набранные Меглиным социопаты, главной звездой этого сезона станет Лера. Анна Савранская, которая исполняет эту роль, даже после объявления обеда ещё долго не выходила из здания Преображенской больницы — репетировала с каскадёром трюки, которые планировали снимать во второй половине дня. Спустилась с лестницы Аня с подбитой губой и кровью на лице, и это не последствия репетиций, просто грим. «Наносится это всё недолго, но надо периодически обновлять, ведь в кадре у нас дождь», — улыбается актриса.

Анна Савранская
Актриса



Анна Савранская, актриса

Анна Савранская на съёмках «Метода»: «Кинопоиск»

У меня всегда было спокойное отношение к пробам: «Если это должно случиться, это случится». Когда прочитала сценарий, я поняла, что хочу сделать всё для роли Леры, перебороть свои страхи и выложиться на максимум. Я решила, хочу попытаться это смело сделать.

Я пришла на пробы с этим ощущением, была задержка на полтора часа, и всё это время я слышала из-за тонкой стенки пробы другой актрисы. Все полтора часа вместо того, чтобы, как обычно, испугаться, я думала о том, что вижу это по-другому и сделаю по-другому. И в итоге получилось.

Моя Лера не знает, как должно быть, но точно знает, как не должно. На настоящую подлость она не способна, мне кажется. Она крута прежде всего своими принципами. У неё есть чувство справедливости, она готова порвать за него кого угодно. Она знает, что права. Если она знает, что так не должно быть, то сделает для этого всё.


Савранская признаётся, что съёмки проходят напряжённо из-за плотного графика, но уверенности в том, что эта роль на сто процентов её, не убавилось за все прошедшие смены. Уверен в своих артистах и Юрий Быков, который собрал на площадке людей, способных сыграть персонажа, интересного и самого по себе, и как часть коллектива, — в сюжете восьмисерийного продолжения будет достаточно места и для личных историй, и для общего приключения. На площадке шутят, что про каждого нового героя можно снимать отдельный сериал или фильм. Но прежде чем ждать расширения вселенной, хотелось бы увидеть долгожданный третий сезон.

Юрий Быков
Режиссёр



Юрий Быков, режиссёр

Здесь набрана команда артистов, со многими из которых я уже работал. А с кем не работал, мы быстро нашли общий язык. Сериал — это вообще делегирование, в том числе — артистам. Поэтому мы с ними сразу договорились: я говорю рисунок, задачу, а они уже становятся сорежиссёрами собственных ролей.

Мне кажется, в этом проекте все на своих местах, не могу выделять одного любимчика. Есть сцены и находки, которые мне дороги, а есть и то, что нам ещё только предстоит снять. По сути, сейчас мы сняли взаимодействие наших главных актёров между собой, а самих дел ещё не снимали. Посмотрим, как они себя самостоятельно проявят. В ансамбле они работают хорошо, всё сложилось. А как эти артисты в роли их персонажей будут выглядеть самостоятельно, мы ещё не видели.


Сказочная реальность

На съёмках «Метода», фото: «Кинопоиск»

Съёмочная группа по максимуму пользуется тем, что денёк выдался солнечным, — каждый ловит последние частички тепла перед затяжной зимой. Исполнительный продюсер Ася Гладковская говорит, что проекту тотально везёт с погодой, в каком бы городе и в каком бы месяце они ни снимали. А география у третьего «Метода» достаточно обширная: съёмки проходили в Санкт-Петербурге, Выборге и теперь идут в Москве.

С каждым из городов, где побывала съёмочная команда, связаны необычные истории. Например, в Петербурге команда, сама того не зная, выбрала для съёмок место, принадлежавшее семье Анны Банщиковой, исполняющей роль Ангела.

Анна Банщикова
Актриса



Анна Банщикова, актриса

В Питере мы снимали в особняке Штиглица. Это известное здание с историей, которое, кстати, принадлежало моим родственникам. Моя тётя — Маргарита Сергеевна Штиглиц, прямой потомок барона Штиглица, чьё имя носит особняк. Она приходила туда, когда были съёмки, потому что давно не была в этом доме, — официально здание закрыто.

Фасад особняка Штиглица в Санкт-Петербурге, фото между 1862 и 1871 гг.: Бианки Иван Карлович

В самих сериях, правда, не будут фигурировать реальные города, в которых проходили съёмки, и на то есть веская причина. «Мы не акцентируем внимание на том, в каких городах идут съёмки. В сериале придумываются вымышленные названия, чтобы у людей не было негативных ассоциаций с реальными местами. Конечно, изощрённый зритель всё равно узнает эти города, но мы максимально хотим уйти от этого, чтобы не было прямого сопоставления», — объясняет Ася.

Похожий приём создатели сериала используют и в отношении преступлений, которые расследуют герои сериала. Маньяки, которых разоблачает группа Меглина, — выдуманные персонажи, в чьих историях есть реальная основа.

Максим Полинский
Шоураннер сериала



Максим Полинский, шоураннер сериала

У всех маньяков есть прототипы, причём в этот раз со всего мира. В первом сезоне в основном были отсылки на преступников советского времени и начала 90-х, здесь же у нас сборная солянка. Мы не стремимся сделать их визуально похожими или документально показать их жизнь, но ужас, который они творили, лежит в основе сюжетных линий маньяков. Наш интерес несколько в другом: мы пытаемся понять, почему они такие, из-за чего потеряли человечность. Этого, конечно, никто достоверно не знает, но, как известно, всё тянется из детства.


Эльдар Калимулин на съёмках «Метода»: «Кинопоиск»

Создатели проекта грамотно рассчитывают пропорции вымысла и реальных фактов, чтобы сохранить любимую фанатами сериала атмосферу настоящих детективных расследований, но в то же время оставаться в рамках «страшной сказки». Самым сложным в этом процессе исполнительный продюсер Ася Гладковская считает «найти компромисс между творчеством и производством».

Оставляя авторов в поисках компромисса и быстро вращающемся маховике сериального производства, удаляемся с площадки ждать выхода новых серий «Метода» в 2025 году.

Читайте также
Гид к фестивалю «Послание к человеку — 2024»: отшельник, Ленин и Сталлоне
Документальное и игровое кино со всего мира.
Гид к третьему фестивалю «КАРО.Арт»: путешествия и поиски себя
Проверенная временем классика и любопытные новинки.
«Криминальному чтиву» 30 лет: как чёрная комедия Квентина Тарантино стала феноменом поп-культуры
Рассказываем, как фильм стало феноменом поп-культуры и почему остаётся им до сих по...
Итоги «Маяка-2024»: молодость на марше в ожидании лета
Главные тренды и интересные рифмы фестиваля в Геленджике.
Что в бокс-офисе: неожиданный провал «Джокера» и отличная выдержка «Битлджуса»
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
Также рекомендуем
Длинная дорога от онлайн-энциклопедии до онлайн-кинотеатра.
В российском прокате «Селфи» Николая Хомерики — второй кряду коммерческий фильм режиссёра, прежде снимавше...
Длинная дорога от онлайн-энциклопедии до онлайн-кинотеатра.
В российском прокате «Селфи» Николая Хомерики — второй кряду коммерческий фильм режиссёра, прежде снимавше...

Последние новости

Онлайн-релиз «Мегалополиса» Фрэнсиса Форда Копполы состоится в ноябре
В прокате фильм собрал всего десятую часть своего бюджета.
Омерзительная восьмёрка. Репортаж со съёмок третьего сезона «Метода»
Юрий Быков, Константин Хабенский и заброшенная больница.
00:00