«Окно в Европу — 2024»: поэтические дебюты и якутский хоррор

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Ласточка», реж. Малика Мухамеджан

9 августа в Выборге стартовал престижный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Церемонию открытия провёл президент фестиваля Сергей Урсуляк, заменивший на этом ответственном посту Армена Медведева. Главный художественный лейтмотив фестиваля — превосходная Инна Чурикова в роли актрисы, играющей Жанну Д’Арк, взирающая на зрителей исподлобья с официальных постеров. Перед каждым показом организаторы крутят отрывки из легендарного «Начала», а само открытие оказалось не столько торжественным, сколько ностальгическим (тем ироничнее лозунг фестиваля «прогноз на завтра»): перечисляли былые триумфы, ссылались на советскую классику, вспоминали Хуциева и Калика, почтили память великой пары Чуриковой и Панфилова. Впоследствии тенденция только укрепилась: каждый конкурсный показ предваряется архивным репортажем с фестивалей прошлых лет, что вкупе с остальным не очень-то соответствует провозглашённому на постере взгляду в будущее.

Фильмом открытия стал мюзикл «Подростки. Первая любовь» от отечественного хоррормейкера Святослава Подгаевского — криминальная мелодрама об отечественных Ромео и Джульетте в декорациях залитых светом 90-х. Игровой конкурс стартовал на следующий день, вновь подтвердив статус фестиваля как одной из главных площадок для дебютов. Кинокритик Валерия Косенко рассказывает о первых фильмах конкурсной программы и о том, стоит ли искать среди них потенциального победителя.

«Правила Филиппа», реж. Роман Косов

«Правила Филиппа», реж. Роман Косов

Парень Филипп (Григорий Данишевский) с синдромом Дауна всю жизнь живёт с мамой (Юлия Яблонская) по строжайшему своду правил: не есть сладкое, не выходить из дома, не брать в руки колющее и режущее и, конечно, неукоснительно следовать материнским наставлениям. Риск насильственной отправки сына в интернат вкупе с инцидентом, во время которого Филипп по своей непосредственности чуть было не оставил музей без экспоната, заставил мать-одиночку Нину принять непростое решение: нанять сиделку. А значит, и привычный быт матери и сына рискует быть разрушенным.

Почти сразу вакантное место занимает молодая таджичка-мигрантка Мархамат (Елена Ербакова). Кажется, что создатели и не пытаются маскировать обыгрывание сюжета культового французского драмеди «1+1» (2011) или мирового инклюзивного кино вроде «Арахисового сокола» (2019). Конечно, юная и амбициозная Мархамат — не образцовая сиделка для человека, которому требуется особый уход, а значит, правила летят к чертям. Мархамат угощает Филиппа лукумом, выводит из дома, периодически теряет из вида или подвергает парня трудновыносимым обстоятельствам вроде поездки в трамвае или музыкального концерта. Однако для Филиппа, жизнь которого прошла пусть и в объятиях матери, но фактически в заточении, девушка открывает путь в дивный новый мир, где мечты парня стать бариста не вызывают недоумение.

«Правила Филиппа» режиссёра-дебютанта Романа Косова — редкое отечественное кино, исследующее социально важную тему, к тому же так осторожно и ненавязчиво. Вряд ли кто-то назовёт это кино манипулятивным: каждый кадр фильма сквозит любовью и участием его авторов, создавших светлую и по-хорошему наивную картину о доброте и взаимопонимании, пусть и чересчур условную. Мархамат учится ответственности и проявлению заботы, а Филипп, кто бы что ни говорил, проходит сепарацию от матери, взрослея и открывая мир вокруг себя.


«Ласточка», реж. Малика Мухамеджан

«Ласточка», реж. Малика Мухамеджан

На коневодческой ферме, окружённой бескрайней казахстанской степью, живёт пара Карлыгаш (Зухара Сансызбай) и Ильяса (Елжас Рахим). Карлыгаш (в переводе с казахского — «ласточка»), с головой ушедшая в домашнее хозяйство, тоскует по невиданному и непрочувствованному. С мужем Карлыгаш не ссорится, однако и любви к нему явно не питает. Ильяс с женой тоже сдержан, так как по-прежнему испытывает чувства к бывшей возлюбленной Айне (Толганай Толгат). Переехав в новый дом после свадьбы, девушка так и осталась чужой для жителей аула, а потому вынуждена коротать дни в гордом одиночестве. Всё меняется с приездом француза, случайно забредшего на степные земли.

«Ласточка» — живописное медитативное кино с обманывающим ожидания финалом от ещё одной дебютантки фестиваля и выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан. Международная премьера фильма состоялась на Шанхайском фестивале. В Выборге кино вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, картина держится уверенно, щеголяя поэтичностью, образностью и россыпью деталей. Однако фильму не хватает внутреннего двигателя, сюжетной конкретики и способов донести её до зрителя. Малика Мухамеджан, следуя негласным законам женской режиссуры, опирается на передачу сложного мира ощущений и эмоций. Оттого всё в картине — от нагих тел до степных просторов — так витально и так чувственно, а визуальные образы вроде связанных лошадей, загнанных в стойло, служат отражению эмоционального портрета главной героини.

На Q&A Малику Мухамеджан часто спрашивали об источниках вдохновения, на что режиссёр назвала сразу несколько имён: Сергей Дворцевой, Аббас Киаростами, Шанталь Акерман. Любопытно, что многие зрители фестиваля отметили сюжетное сходство картины с мелодрамой Клинта Иствуда «Мосты округа Мэдисон» (1995). Сама Малика от такого сравнения отказалась, хотя и согласилась, что всё возможно: «Автор умер, кино принадлежит зрителю».


«Легенды вечных снегов», реж. Алексей Романов

«Легенды вечных снегов», реж. Алексей Романов

Молодая и красивая Килук, выкупленная пожилым женихом за большой калым, вынуждена оставить родную юрту и отправиться в долгую дорогу по заснеженным равнинам вместе с сопровождающим её конвоем. Рослые мужчины не сильно обеспокоены душевным состоянием невесты: их задача — доставить её к жениху, чему Килук отчаянно сопротивляется, периодически отваживаясь на побег. Лишь один из спутников, молодой парень Ньуккус, проявляет симпатию к девушке, а затем и вовсе в неё влюбляется, на что ищущая поддержки Килук отвечает взаимностью. Однако вскоре компания селится в юрте, вокруг которой уже много лет витают легенды о неупокоенной душе. Тайны прошлого выступают наружу, вовлекая каждого в свой вихрь.

«Легенды вечных снегов» — мистический триллер одного из старожилов якутского кино Алексея Романова и полнометражный сиквел его вгиковского диплома «Мааппа» (1986) по одноимённому рассказу Н. Заболоцкого. Премьера фильма состоялась на международном фестивале в Бишкеке, где картина удостоилась гран-при. «Легенды вечных снегов» — сбалансированное роуд-муви или сказка по-якутски с элементами фолк-хоррора и завораживающим саунд-дизайном, сочетающая живописность и этническую образность с ритмичностью и остросюжетностью.

Фильм не грешит серьёзными провалами, статикой и многозначительными паузами, характерными для регионального кино: у Алексея Романова отличное чувство темпоритма, которое не только не сбивает настрой притчевого повествования, но и крепко фиксирует внимание на протяжении всего хронометража. Скучать здесь и правда не приходится: изображение в паре с вовлекающей историей затягивает в свои снежные массивы, не говоря уже об обилии этнических деталей — национальной атрибутики, костюмов, убранства. Также на экране впервые звучит язык эвенского народа. Как и «Ласточка», «Легенды вечных снегов» стали бы уверенной заявкой на победу в конкурсе любого европейского фестиваля.


«Ровесник», реж. Федор Кудрявцев

«Ровесник», реж. Федор Кудрявцев

В жизни двадцатилетнего лоботряса Гриши Киреева (Юрий Вершинин) наступила тёмная полоса: девушка бросила, из универа отчислили. Стараясь не утонуть в печали и шумных вечеринках, парень окунается в исследование прошлого своего отца Петра (Вадим Громыко) и истории первого в России интернет-стартапа. В 1998 году Пётр вместе с другом инициировал открытие собственной компании City-Neo, работающей в сфере интернет-рекламы. Однако, хорошенько отгуляв и наворотив немало дел, молодые бизнесмены столкнулись с серьёзным сопротивлением, ставшим фатальным для многих членов товарищеской банды.

«Ровесник» — детективное мокьюментари, рифмующее две влиятельные эпохи: настоящие 20-е и киношные 90-е. Последние в фильме даны в формате VHS-архивов, сопровождающихся рассказами непосредственных свидетелей событий. Беря интервью у очевидцев, Гриша восстанавливает историю расцвета и падения эпического замысла, а также гибели отца, с которым никогда не был знаком. Современные технологии дипфейка позволили авторам натурально оживить на экране оцифрованных 90-х лица Анны Михалковой и Александра Яценко, а зрителям — убедиться в отсутствии больших поколенческих различий.

Можно сказать, что «Ровесник» — очередная попытка зумеров романтизировать время, свидетелями которого они никогда не были, — время, заново воссозданное на волне медиатрендов, однако в таком случае потеряется и другой важный тезис фильма, касающийся современности. Настоящее в фильме дебютанта Фёдора Кудрявцева столь же очаровательно беспечно, как и прошлое, ведь в обоих случаях речь о молодости, от которой в любые времена веет нарушением границ и гедонизмом. «Ровесник» — неидеальное кино, по праву дебюта сотканное из перекосов и шероховатостей, но при этом живое, бодрое, остроумное и по-настоящему зрительское. Поднадоевшие 90-е удивительным образом обретают свежесть, возрождая потухший интерес. Претендовать на главный приз однозначно будет.

Читайте также
Мальчик, который выжил в Голливуде
Правдивая история Дэниела Рэдклиффа в цифрах
Грустные якутские сказки: итоги фестиваля «Горький fest — 2024»
Рассказываем, как прошёл нижегородский смотр.
Про уродов и людей: как устроен мир сериала «Чистые» Николая Хомерики
«Вы — цветы, которым нужно обмануть, что они бумажные».
Также рекомендуем
Подводим итоги смотра и вспоминаем яркие эпизоды фестивальной недели.
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского кинематографа
Тимур Алиев собрал (крайне) субъективный топ-7 иранских фильмов последних 20 лет, чтобы попробовать разнообразить в...
Подводим итоги смотра и вспоминаем яркие эпизоды фестивальной недели.
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского кинематографа
Тимур Алиев собрал (крайне) субъективный топ-7 иранских фильмов последних 20 лет, чтобы попробовать разнообразить в...

Последние новости

Клейн Кроуфорд сыграет в сериале «Чад Пауэрс»
Главную роль в котором исполняет Глен Пауэлл.
Ханс Циммер пишет саундтрек к сериалу по «Повелителю мух»
Роман Уильяма Голдинга адаптировал шоураннер «Тёмных начал».
00:00