ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

ММКФ всегда завершается тихо, как сон. Антон Фомочкин рассказывает о нескольких фильмах программы, где повседневное встречает чудеса.

«Пришелец»

Основной конкурс

«Пришелец», ММКФ

Слабослышащий мужичок Лёша (Максим Стоянов) в своей деревне слывёт юродивым. Чертит на полях круги, собирает из мусора эхолокационную башню и грезит инопланетным контактом — изредка слуховым аппаратом улавливая персональные неземные послания. Когда на его участке начинает ошиваться маленькая девочка (Алёна Мирошникова), Лёша пытается прогнать гостью, но в ответ слышит телепатическое предложение свалить с этой планеты через несколько дней.

Иван Соснин — сын маминой подруги от мира режиссуры. На него могут ссылаться все недовольные творчеством своих детей родители, упрекая: «Почему ты не можешь снимать так же, про доброе и вечное?» Экоосознанность, гуманность и маринованные огурцы — вот три кита соснинского кинематографа. Как если бы спилберговского «Инопланетянина» пересняли для аудитории, тоскующей по советской деревенской прозе. Открыточные виды Урала. Кроха aka пришелец, впервые вкушающая все дары местной продуктовой лавки. Разъяренная толпа, готовая линчевать блаженного Лёшку. Немощная пожилая опекунша главного героя, в критической ситуации готовая доползти до двери. Лошади, мысленно жалующиеся на то, что их бьют, — Лёшка при этом, естественно, глотает слёзы.

Соснин работает безотказно манипулятивно (иной раз даже грубо), но народу нравится. Люди на титрах кричат «Спасибо!», словно пришелец из космоса лично отремонтировал им дачу. Впрочем, озвученные треками Муджуса фантазии Лёшки — музыка для аудитории, готовой к кино о космических засланцах похитрее, например, про гуманоида Алёшеньку.

«Билли» (Billy)

Взрослым о детях

«Билли», ММКФ

К девятнадцати годам застенчивый Билли (Маттео Оскар Джуджиоли) давно смирился с ролью родителя своей взбалмошной матери Реджины (Карла Синьорис). Тем не менее он хрупок, ежедневно пьёт с десяток таблеток ради душевного покоя, общается преимущественно с детьми и стесняется позвать свою подругу Лину (Бенедетта Грис) на серьёзный тет-а-тет. Однажды в их тихий городок заявляется рок-звезда Дзиппо (Алессандро Гассманн), и всё для Билли неуловимо меняется.

Дабл-фичер к «Аманде» Каролины Кавалли. Не по годам смышлёная и мудрая второплановая ребятня. Скромное бесконфликтное очарование сонной провинции. Вчерашние подростки, в бытовой пассивности постигшие дзен и постепенно готовящиеся к тому, чтобы познать жизнь за пределами своего мирка (внезапно ставшего взрослым). Возможно, Билли и Аманда не просто подружились бы, а стали бы парой — он бы своим смущённым спокойствием упрощал её непримиримую колкость.

«Билли» — со всеми отсылками к американской поп-культуре, вестерн-оммажами и бесконечными, но вполне изобретательными лирическими отступлениями — канонический, слегка невнятный, очаровательный дебют, сложенный из накопленных за время юности заметок-деталей. Персики в сахарной пудре вместо глазуньи. Дзиппо, вечно убегающий от ответственности (например, в окно). Образцовые бургеры в местечке «У Пенелопы», до совершенства которым не хватает пары капель майонезу. К финалу, когда фильм начнёт выдыхаться, дебютантка Маццакурати задействует Рождество, и от экрана пойдёт тепло, как от камина на новогодней посиделке. Билли равняют на Билли Кида (соответствующими постерами увешана его комната) — он и взаправду окажется самым опасным (ха-ха) парнем в округе, ведь ровесников-конкурентов здесь у него просто не наблюдается.

«Прометей»

Первая серия

«Прометей», Кинопоиск
«Прометей», Кинопоиск

«Прометей», Кинопоиск

Проблемная журналистка (Любовь Аксёнова) вместе с айтишником (Александр Алябьев) и физиком (Дмитрий Чеботарёв) по заказу влиятельного чиновника (Филипп Янковский) расследуют дело авиалайнера, исчезнувшего с радаров 19 мая 1998 года по пути из Барнаула в Москву. Ведь накануне сорокалетней дочери одного из пропавших без вести пассажиров поступил звонок от отца (из прошлого!)…

Дежурный набор архетипических персонажей — каждого определяет профессия, а не характер. Симпатичные артисты, выходящие в обозначенных типажах на бис, — Янковский, Аксёнова и Чеботарёв уже такое по несколько раз играли. Сюжетная завязка, достойная симпатичного эпизода «Сумеречной зоны». Разговоры о пространственно-временных парадоксах. Намёки на происки шаманов. Заинтересованный богатей с личной драмой. Пилот, в общем, и состоит из уловок, чтобы уцепиться за конспирологическую версию по вкусу и больше её не отпускать. На тяге неведомой интриги такие сериалы обыкновенно и несут зрителя к финалу, если в пути чего не случится, как на злополучном барнаульском рейсе.

«За горами» (Oura el jbel)

Фестивальный коктейль

«За горами», ММКФ

После спонтанного офисного бунта Рафик (Маджд Мастура) отсидел четырёхлетний срок за вандализм. Освободившись, мужчина ищет встречи с маленьким сыном (Валид Бушхиуа), намереваясь украсть мальчишку, увезти в горы и доказать, что он умеет летать…

В совершенстве освоивший искусство лёгких касаний современный тунисский классик Мохамед Бен Аттиа впервые совершил осечку. Хотя даже о таком провале мог бы мечтать иной выпускник киновуза. Что в трепетном «Хеди» про маменькиного сына, полюбившего впервые и едва не захлебнувшегося от чувств вперемешку со средиземноморским морским бризом (всё тот же Мастура получил за эту роль приз Берлинале), что в «Дорогом сыне» об отцовских поисках пропавшего единственного наследника (и шокирующих двойных жизнях, которые могут скрывать подростки) герои Бен Аттиа вынужденно открывали больший мир вокруг себя.

Поначалу кажется, что Рафик следует тому же алгоритму и в горах они с сыном найдут покой, но к третьему акту пространство сужается. Магический реализм — наличие суперспособностей до определённого момента двусмысленно остаётся под вопросом — уступает камерному триллеру про случайных заложников в руках не менее неумелых захватчиков. Стоит Рафику покинуть четыре стены, фильм вновь набирает высоту, но лишь для того, чтобы уже по сюжету драматично грохнуться оземь.

Читайте также
История отечественного стриминга: Часть 8. «Кинопоиск»
Длинная дорога от онлайн-энциклопедии до онлайн-кинотеатра.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
ММКФ-2024: голографические слёзы, потерянные подростки
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть первая.
Алекс Гарленд: страх фантастического
В научном подходе черти водятся.
«Зомби по имени Шон»: не произноси слово на букву «з»
20 лет легендарному зомби-ромкому. Осторожно, может свести олдскулы!
Также рекомендуем
Участники «Школы критики» погрузились в просмотр «Русских премьер» на ММКФ. Как внутри индустрии воспринимают критику, р...
Постмодернистское переосмысление классики.
Алексей Учитель, Сусанна Альперина и Жан Просянов делятся советами и подводят итоги.
Предыстория персонажа, комиксы, экранизации и будущее кинокомиксов.
Участники «Школы критики» погрузились в просмотр «Русских премьер» на ММКФ. Как внутри индустрии воспринимают критику, р...
Постмодернистское переосмысление классики.
Алексей Учитель, Сусанна Альперина и Жан Просянов делятся советами и подводят итоги.
Предыстория персонажа, комиксы, экранизации и будущее кинокомиксов.

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00