Метод Смоктуновского: 100 лет со дня рождения главного отечественного Гамлета

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

28 марта исполняется 100 лет со дня рождения легендарного отечественного актёра Иннокентия Смоктуновского. Для советского зрителя Смоктуновский ассоциируется прежде всего с неловким, но решительным Юрием Деточкиным из народной трагикомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», уже за ним следует геолог Собинин из шедевра Михаила Калатозова «Неотправленное письмо» или физик-ядерщик из экспрессионистской драмы Михаила Ромма «Девять дней одного года». Однако главный образ, воплощённый Смоктуновским на экране, — конечно, Гамлет в одноимённом фильме Григория Козинцева. О тонкостях воплощения величайшего образа мировой культуры рассказывает Алексей Васильев.

Главный аттракцион «Загадочной истории Бенджамина Баттона» (2008) заключался в том, что на протяжении фильма Брэд Питт постепенно превращался из сморщенного и пошедшего оспами — как яблоко-падунец, брошенное лежать до ноября, — старичка в юношу на пороге жизни. Эффект достигался усилиями гримёров, и 40-летний Питт выглядел театрально не под маской старца, а как раз под слоями пудры и в жестах порывистого юнца.

За 45 лет до него ту же трансформацию в рамках одного фильма и не прибегая к гриму претерпел Иннокентий Смоктуновский — в «Гамлете» (1964). Претерпел, а именно — сыграл, по стадиям, снял с датского принца, как снимают листы с капусты, те иллюзии и порождённые ими переживания, что превращали его в маленького старичка. «Гамлет» Смоктуновского — это процесс возмужания, который омолаживает всякого мужчину. Знаете, в моде есть такой закон: если человек средних лет нарядится «по-молодёжному», он подчеркнёт свой возраст, дряхлость. Но если юноша примерит пальто, плащ взрослого мужчины — в них он покажется особенно свеж. Так же Смоктуновский переодел по ходу фильма Гамлета, но сделал это в основном актёрски; лишь ближе к финалу, когда он весьма остроумно отправил на казнь своих университетских наперсников, Розенкранца и Гильденстерна, режиссёр Григорий Козинцев пришёл на помощь актёру Смоктуновскому с костюмом — переодел его из камзолов в монашеское рубище. А так — всё за счёт игры. Точнее — за счёт избавления от неё и её штампов.

Иннокентий Смоктуновский и Виктор Колпаков в «Гамлете», кадр: «Ленфильм»

В начале чужой всеобщему веселью, этому «Король умер! Да здравствует король!», откликающемуся в нём и обидой на материнскую измену, и неразделённой скорбью по отцу, — он с чёрными мешками под глазами бродит, посторонний толпе, так, как бродит ребёнок на домашней пьянке: понурый маленький мудрец среди расшалившихся старых озорников. Изобразить это было несложно: актёру было тогда 38 лет, и в роли принца чуть за 20 он априори выглядел тем самым 40-летним мужиком в дутой куртке с разноцветными яркими полосками и шапке Adidas, или джинсовых шортах, бейсболке и кедах.

Инфантилен сам режиссёрский приём: Гамлет читает свой монолог, для которого его предшественники выходили на авансцену и заламывали руки, про себя, бормоча, идя сквозь ликующую толпу. «Порвалась дней связующая нить», — это он о химерах культуры, морали, которые выстраивают в нашем сознании причинно-следственные связи и даже заставляют испытывать чувства, до слёз, до поступков. Единственная причинно-следственная связь, какая сохранится для Гамлета в финале, — это что червяк съест короля, а значит, может быть уважаем больше, чем король, а король станет глиной, и однажды, в непогожий день, крестьяне им заткнут от ветра щель в стене. Когда Гамлет дойдёт до этого, никто не усомнится, что Смоктуновскому, с его гладким, потому что строгим, нехлопотливым лицом, расправленными плечами, руками, уверенно владеющими рапирой, лишь немногим за 20. Но туда надо ещё прийти. Роль строится на демонстрации и упразднении тех блоков, из которых мужчина, какой он угоден обществу, ваяется системой воспитания, образования, культурой. Когда блоки обнажаются и отбрасываются, из маленького старичка рождается молодой мужчина, ради рождения которого Ницше писал: «Убеждения — куда больший враг правды, чем ложь».


Сам Смоктуновский говорил то же и о том же, но другими словами. Он считал, что его Гамлет родился из его театрального Идиота, князя Мышкина, сыгранного в БДТ в 1957-м: «Только играя Мышкина, я наконец-то прорвался к самому себе (актёру было тогда 32 года. — Прим. авт.). Образ долго не давался мне. Лишь тогда, когда был найден покой человека, спустившегося с гор, с высот, знающего конечные цели мироздания на фоне суетного бытия, я почувствовал, что приближаюсь, наконец, к истинному человеческому достоинству».

Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина, «Идиот» в постановке БДТ, 1957 год

Смотреть, как Смоктуновский обнаруживает и выставляет напоказ эти блоки, — и есть процесс удовольствия от роли. Многие его частные находки для кратких эпизодов, отдельных фраз легли в основу целых ролей других великих актёров — ролей знаменитейших, выпукло стоящих в истории кинематографа. Вот упомянутые наперсники, что подкожную память Гамлета об их былой близости в шалостях теперь используют в корыстных целях. Гамлет в ответ вручает Гильденстерну флейту, велит играть, а когда тот утверждает, что не может, звучит известный монолог, мол, выходит, на предмете, который заточен под это, не умеете, а на мне — легко? Смоктуновский включает здесь обиженную диву, по-женски опущенные и отведённые в сторону глаза: с этими ребятами у него связан возраст, когда подросток в половом отношении ещё амбивалентен. И когда, повернувшись к камере, к зрителю лицом, а к ним спиной, он поводит головой из стороны в сторону и, постепенно открывая глаза, чтобы исторгнуть из недр своих шипение «Играть на мне нельзя», снова зажмурившись, уходит — в этом же вся будущая тереховская Диана, все отповеди, что читала она Боярскому в «Собаке на сене» (1977), «любовью оскорбить нельзя» и прочие.

Вот Офелия, к которой он лез с нежностями уже в послеуниверситетское время, пытается под видом возвращения ему дорогущего перстня спровоцировать его на предложение руки и сердца: «Порядочные девушки не ценят, когда их любят, а потом изменят». Смоктуновский выбивает перстень из её пальцев, закипает: «Порядочные! Да полноте!» А потом — словно враз протрезвев и остыв, говорит ей бытовым голосом, как просят поставить чайник: «Ступай в монастырь. К чему плодить грешников? Сам я — сносной нравственности…» — и т. д.

Таким тоном бытового перечисления, как перечисляют скарб, веля собрать в дорогу чемодан, будут читать в 1970-х монологи в фильмах и телеспектаклях Марка Захарова лучшие артисты Театра сатиры и «Ленкома», от Пельтцер до Абдулова. Захаров, с его своеобразным почерком, «неповторимыми» интонациями и нервом постановок, внезапными переключениями истерического регистра на бытовой обязан находкам Смоктуновского, на которых тот строил даже не роль, а кусочки сцены: этой или той, из «Дяди Вани» (1970), где он в ответ на предложение Зельдина продать именье палит, носится, всё опрокидывает, а потом чеховское «Боже, что я делаю!», которое прочие актёры выли, стенали, говорит тоном забывшейся хозяйки, чуть было не воспользовавшейся сахаром вместо соли. Берёт с пола опрокинутый им же самим стул, садится на него и так же ровно произносит: «Боже. Что я делаю?» — словно задаёт конкретный вопрос, требующий конкретного ответа, типа: «Где мы держим гвозди?»

Иннокентий Смоктуновский, Ирина Мирошниченко и Сергей Бондарчук на съёмках фильма «Дядя Ваня» (1970), фото: «Мосфильм»

Для других мгновения Смоктуновского на экране — сам стиль их постановок или как минимум целые роли. В 1948 году Лоренс Оливье, признанный интерпретатор и постановщик Шекспира, поставил и сыграл Гамлета в кино как трагедию эдипова комплекса: после войны, когда Англия сидела на пайках, её кинематограф, не имевший бессовестности слепить голодающую страну роскошью постановок, придумал другую сказочную страну — психоанализ. В разговоре с матерью Смоктуновский тоже жмёт на эту педаль, в нём он чувствует себя, командует ею уже как мужчина, муж — но лишь здесь; когда позже, во время поединка с Лаэртом, она подойдёт отереть с него пот, он примет этот жест именно как мужчина, чемпион, истинный король. Просто потому, что пот следует отереть, чтоб он яснее видел свою цель, а жест он принял бы и от матери, и от служанки, и от жены — для того и существуют женщины в доме.

Когда после убийства Полония Гамлета ведут на суд, Смоктуновский скачет по ступенькам вприпрыжку разболтанной походкой детсадовца. Затем, присев на краю лестницы, чтобы снять ботинок и вытряхнуть воображаемый камешек — и этим испытать терпение стражей. Включить ребёнка с его невинностью перед судом — милое дело: чувство вины — любимая педаль христианского менталитета, но и самая неприкрытая из химер, ибо пришла с Новым Заветом, которому всего две тысячи лет, это не натура человеческая и не миф даже — так, уголовный кодекс новой истории.

Тем же трюком с припрыжкой и камешком воспользуется Луи де Фюнес, когда в «Большой прогулке» (1966) его прославленного дирижёра потащат по просёлочным дорогам спасать от фашистов английских лётчиков, что ему совершенно неинтересно, и по праву: где вечная музыка, которой он управляет, а где шестилетняя война? Справедливости ради, здесь речь может идти о таком распространённом явлении, как одномоментное озарение двух равновеликих гениев, том самом «идеи носятся в воздухе»: когда в «Берегись автомобиля» (1966), снимавшемся одновременно с «Прогулкой», Смоктуновский идёт искать для милиционера-Жжёнова трос в багажнике угнанной машины, он так же оттопыривает ладошки от бёдер, осевших вдруг, как картошка в мешке, как делает это де Фюнес, бродя за Бурвилем.

Георгий Жжёнов и Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля», кадр: «Мосфильм»

Я воспользовался Гамлетом, чтобы проиллюстрировать и метод Смоктуновского, и его, как говорится, значение для последующих, потому что текст известен, а роль протяжённа во времени, сцены выпуклы и отдельны. У Смоктуновского есть не в пример более филигранные работы, где подобные откровения переливаются непрерывно, а герой сам себе не ясен и не проясняется, — как, например, в ленте Сергея Герасимова «Дочки-матери» (1974): смотреть в этой ленте Смоктуновского — что кататься на каких-то безостановочных и непредсказуемых американских горках.

Во второй раз за текст выскакивает сравнение с аттракционами. Потому что наблюдать за Смоктуновским — это, что важно, всегда озорно, всегда весело. Искусство родилось на площади и создано для веселья и озорства. Великим Смотуновского делает то, что, в отличие от мастеровитого и исключительно серьёзно к себе относившегося Оливье, наш Гамлет об этой своей генеалогии ни на секунду не забывал.