Даша Цыбульская — корреспондент: «Мариинский театр. Сцена — новая, история — далёкая. 20 марта 1890 года балерина Матильда Кшесинская участвовала в выпускном спектакле. По воспоминаниям девушки, в этот день после выступления, на ужине, тогдашний правитель России Александр III усадил юную артистку между собой и наследным принцем Николаем и пошутил: «Смотрите, только не флиртуйте слишком». Что было дальше, и насколько это в итоге оказалось «слишком» — и есть главная интрига фильма Алексея Учителя. И главный повод для этим фильмом возмущений».
Дальше была любовь. Дальше началась невиданная кампания по борьбе с не виданным толком никем фильмом. В главных ролях формально: Ларс Айдингер, Михаила Ольшанская, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте. На самом деле нет. В главных ролях: депутат Наталья Поклонская, движения «Сорок сороков», «Царский крест» и «Христианское государство». У них своя, не уступающая сценарию Александра Терехова, драматургия.
Не было, потому что быть не могло — говорят противники фильма. Они устраивали молитивенные стояния, писали заявления в полицию, угрожали прокатчикам и даже протаранили здание кинотеатра на машине, полной газовых баллонов. В итоге, иностранные артисты — в частности, исполнитель роли Николая II Ларс Айдингер — на премьеру в Мариинский театр не приехали.
Алексей Учитель — режиссёр: «Человек, который прожил больше года в России. Прекрасно знает страну, у него много друзей, литературу изучал, прекрасно относится. Это для него серьёзный удар, что он не может приехать. Точнее, может, но боится».
А вот Ингеборга Дапкунайте не испугалась — она, скорее, удивлена. Последний раз с подобной реакцией на фильм актриса сталкивалась почти тридцать лет назад — когда «Интердевочка» на экраны вышла.
Против воли авторов «Матильда» приобрела статус, к которому была не слишком готова. Фильм — рубеж. Фильм — экзамен для всего российского кинематографа, который должен показать, как вообще дальше снимать кино в России и как на него реагировать.
Алексей Учитель — режиссёр: «Фильм «Матильда» уже стал таким рубежом, за которым либо тьма, либо мы идем вперед».
Антон Долин — кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»: «Я очень надеюсь, что он не станет никаким рубежом. Это будет значить, что все будут цензурировать себя ещё больше, бояться поднимать какие-то важные темы, хотя все вменяемые люди понимают, что ничего рискованного в «Матильде» нет».
Количество людей в зале и количество противников фильма на улице — кадры, говорящие сами за себя.
И не так важно, хорошее кино «Матильда» или плохое. Сам факт премьеры в Мариинском — уже победа.
Даша Цыбульская — корреспондент: «Обычно успешность премьеры оценивают по количеству зрителей, отзывам, критике... «Матильда» — уникальный случай. Показ можно считать успешным просто по факту того, что он состоялся. И состоялся без жертв».