Магия пленки: что показали на главном в мире фестивале архивного кино Il Cinema Ritrovato в Болонье

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Фестиваль архивного кино — явление особое. Здесь нет ковровых дорожек и громких премьер, не раздают награды и не выбирают дистрибьюторов. Зато настоящим событием может стать возвращение утерянной копии немой драмы 1915 года или реставрация фильма, забытого почти на столетие. Такие фестивали проходят по всему миру, оставаясь открытыми для широкой публики и одновременно служа профессиональной точкой пересечения для обмена находками и идеями между архивами, кураторами и киноведами.

На фестиваль архивного кино Il Cinema Ritrovato в Болонье отправилась Мария Шиманская и теперь делится восторгами от насыщенных событиями фестивальных дней.

Архивные кинофестивали проходят по всему миру — от камерного в Порденоне до масштабного в Сан-Франциско. В России крупнейшим остаётся Московский международный фестиваль архивных фильмов, курируемый Госфильмофондом. Но подлинным центром притяжения ценителей архивного кино становится Il Cinema Ritrovato в Болонье. Когда-то давно всё начиналось с нескольких скромных показов в зале Cinema Lumière, а сегодня фестиваль длится десять дней и разворачивается сразу на восьми площадках. Плёночные копии и отреставрированные 4K-версии, презентации исследователей и реставраторов перед каждым сеансом, живая музыка на показах немого кино, огромные залы и камерные экраны, ночные сеансы под открытым небом в тридцатиградусную жару — всё это становится неотъемлемыми элементами фестиваля.

Фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando

В этом году на фестивале Il Cinema Ritrovato показали 454 фильма — с раннего утра до поздней ночи, на нескольких площадках одновременно. Программа охватывала историю кино во всём её временном и географическом разнообразии. Среди новейших реставраций — десятки картин, от немого «Эротикона» Густава Махаты до «Сансет-бульвара» Билли Уайлдера и «Колдуна» Уильяма Фридкина. Программа «Сто лет назад» была посвящена фильмам 1925 года, а «Сто двадцать лет назад» — феериям и хроникам 1905-го. Восстановленные фильмы соседствовали с циклами скандинавского нуара, предвоенного японского кино, ретроспективами и другими кураторскими программами.

На центральной городской площади Пьяцца Маджоре каждый вечер под открытым небом проходили показы восстановленных плёночных копий знаковых фильмов: «Близкие контакты третьей степени» и «Пять лёгких пьес», «Золотая лихорадка» и «Стачка». Немые фильмы сопровождались живым аккомпанементом оркестра. Параллельно проходили лекции, публичные дискуссии, встречи с режиссёрами, презентации книг и обсуждения с архивистами.

Реставрации и находки

Показ «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова, фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando

Каждый год в Болонье показывают новейшие реставрации — как забытые и долго считавшиеся утерянными немые ленты, так и фильмы, давно признанные классикой. В самой насыщенной программе этого года событием стала единственная сохранившаяся копия фильма с театральной актрисой Верой Вергани, чьим экранным наследием теперь занимаются итальянские архивисты в рамках программы о женщинах в истории национального кинематографа. Среди фильмов попадались и более курьёзные находки — например, «Эксперимент Куотермасса» (1955), малобюджетный британский трэш‑хоррор студии Hammer о пришельце‑паразите, снятый по мотивам популярного телесериала. Перед ним показали забавный эпизод кулинарного шоу Винсента Прайса: «король ужасов» с полной невозмутимостью объяснял, как готовить фондю и украшать салаты в виде монстров, приправляя рассказ байками из жизни. Такие короткие вставки — хроника, аттракционные феерии, авангардные этюды (в том числе «Опусы» Вальтера Руттмана) — здесь традиционно предваряют показы полнометражных лент.

тдельным блоком в программе оказалось и советское кино: в секции «Бабель: возвращённые советские немые фильмы» показали отреставрированные версии «Человека с киноаппаратом», «Броненосца “Потёмкин”», короткометражных работ Евгения Бауэра и Александра Довженко. Важным событием стал показ восстановленной копии фильма «Мой сын» культового советского режиссёра Евгения Червякова, подготовленной музеем Джорджа Истмана. Представить фильм приехал Пётр Багров — бывший художественный руководитель Госфильмофонда, а ныне президент Международной федерации киноархивов. После бурной реакции зала на «Шахматную горячку» он подробно рассказал о Червякове и о трудностях реставрации его фильмов.

Показ «Близких контактов третьей степени», фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando
Показ «Близких контактов третьей степени», фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando

Одним из первых заметных событий на Пьяцца Маджоре стала премьера режиссёрской версии «Близких контактов третьей степени» Стивена Спилберга на 70‑мм плёночной копии. Представитель Sony Pictures на презентации отметил, что многие режиссёры сегодня выбирают для реставрации именно плёночные версии своих фильмов, чтобы сохранить световые блики и характерную фактуру изображения. Во время сеанса плёнку заклинило прямо перед финалом — на площади воцарилась пауза, а затем раздались громкие аплодисменты.

История кино — взгляд в прошлое

Показ «Золотой лихорадки» Чарли Чаплина с оркестром, фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando

Для историков кино в Болонье особенно важна программа «Сто лет назад», в которую в этом году вошли фильмы 1925 года. Традиционно каждое утро на фестивале начинается с показа очередной серии немого сериала. Четыре дня подряд ровно в девять утра в зале Марчелло Мастроянни показывали «Отверженных» режиссёра Анри Фекура — для самых стойких зрителей. В этом сериале сочетались масштаб и ритм коммерческого кино, эпическая структура повествования и неожиданные авангардные приёмы. В программе также были дебютные фильмы будущих великих режиссёров — «Сад наслаждений» Альфреда Хичкока и «Охотники за спасением» Джозефа фон Штернберга — будущего автора голливудских фильмов с Марлен Дитрих.

Но главным событием всего фестиваля стал показ «Золотой лихорадки» Чарли Чаплина — ровно в день столетнего юбилея фильма. Главная площадь была заполнена до отказа, все места заняли заранее. В ожидании великого Шарло гости фестиваля, туристы и местные жители заполнили всё пространство, включая ступеньки соседнего собора. Просмотр фильма на нагретых каменных плитах Пьяцца Маджоре в окружении смеющихся итальянских детей превратился в кульминацию фестиваля. Программа столетия кино завершилась сеансом «Стачки» Сергея Эйзенштейна на площади с живым аккомпанементом оркестра. Авангардная музыка звучала так, что могла поднять зрителей на революцию.

Показ «Стачки» Сергея Эйзенштейна, фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando
Показ «Стачки» Сергея Эйзенштейна, фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando

Параллельно с показами на огромном экране главной городской площади шли и сеансы на небольшой площадке у главного фестивального кинотеатра — на Пьяццетте Пазолини. Здесь показывали немые фильмы на старинном угольном проекторе, который время от времени приходилось останавливать, чтобы дать ему остыть. В один из вечеров демонстрировали подборку найденных короткометражек 1905 года из Австрийского киноархива: комические зарисовки, красочные феерии и неполиткорректные этюды. Представлявший программу австрийский архивист Николаус Востри в паузах между эпизодами рассказывал о работе с проектором, объяснял принцип его устройства и комментировал отобранные фильмы. По его словам, раннее аттракционное кино создавалось для простого народа, а потому позволяло себе дерзкие шутки и полную свободу. Завершился сеанс, вопреки просьбам коллег‑архивистов, показом не заявленной в программе австрийской эротической короткометражки 1906 года — одного из самых популярных фильмов начала века. Уже ближе к полуночи Востри предложил всем желающим самим запустить проектор и посмотреть, как на свете угольных электродов снова оживает плёнка: очередь растянулась почти на час.

Программа фестиваля не ограничивалась немыми фильмами. Были и другие крупные секции, раскрывающие широту архивной работы: восстановленные фильмы, редкая хроника, довоенное японское кино, цикл скандинавского нуара, ретроспективы Кэтрин Хепбёрн и Льюиса Майлстоуна. В этих программах соседствовали ранний Любич, экранизация «Будденброков» по Томасу Манну, документальные ленты, яркие вестерны, фильмы Нового Голливуда и многое-многое другое.

Болонья как центр притяжения кино

Показ «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando

Кинофестиваль в Болонье — это не только кинопоказы. Здесь проходит и большая книжная ярмарка с раритетными изданиями о кино, новыми книгами, DVD с новейшими реставрациями фильмов, оригинальными киноплакатами и открытками. Над всем этим великолепием нависает носорог из фильма Федерико Феллини — как напоминание о том, что любая тяжесть может подняться ввысь. Несколько раз за фестиваль для желающих проводят экскурсии по помещениям Чинетеки в сопровождении исследователей. Среди главных экспонатов этого года — архив итальянской дивы Веры Вергани, рисунки уроженца Болоньи Пьера Паоло Пазолини и оригинальные эскизы к фильмам Чарли Чаплина, архив которого оцифрован и выложен в открытый доступ на отдельном сайте.

Il Cinema Ritrovato — фестиваль не только для специалистов по истории кино и синефилов со всего мира. Здесь проходят лектории, круглые столы, обсуждения реставраций и новейших методов архивистики. Кроме того, в Болонью ежегодно приезжают известные режиссёры, чтобы представить новые версии своих фильмов и пообщаться со зрителями. В этом году Терри Гиллиам лично представил на Пьяцца Маджоре новейшую реставрацию «Бразилии», а на следующий день в заполненном зале кинотеатра весело и бодро рассказывал истории о съёмках и конфликтах с продюсерами. Джим Джармуш также встретился со зрителями и показал «Выживут только любовники» на главной городской площади. Открытые конференции провели Джонатан Глейзер, Асгар Фархади и Аличе Рорвахер.

Терри Гиллиам представляет «Бразилию», фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando
Джонатан Глейзер представляет «Зону интересов», фото: Il Cinema Ritrovato/Margherita Caprilli/Lorenzo Burlando

Il Cinema Ritrovato открыт для широкой публики. На все показы можно попасть бесплатно — по заранее забронированным билетам или в отдельной очереди для пришедших в последний момент. Профессиональную аккредитацию здесь не потребуют: достаточно оформить и оплатить пропуск, который открывает доступ ко всем сеансам. Следующий, юбилейный фестиваль пройдёт в июле следующего года.

Фестиваль архивного кино — событие ежегодное. Но и после его завершения кинематографическая жизнь в Болонье не останавливается. С июня по август на главной площади остаётся огромный экран, на котором каждый вечер показывают кино для всех желающих. На других площадках в течение всего года проходят встречи с режиссёрами. В разные годы сюда также приезжали Мартин Скорсезе, Уэс Андерсон и Вим Вендерс — чтобы представить свои фильмы, провести беседы с публикой и принять участие в специальных показах.

Так, уже после завершения фестиваля в Болонью приехал Брэйди Корбет: он представил «Детство лидера» на Пьяцца Маджоре и копию «Бруталиста» на 70‑мм плёнке, а также провёл встречу со зрителями. После официальной части Корбет задержался и подробно ответил на все вопросы публики. По итогам этой встречи КИНОТВ публикует эксклюзивное интервью с режиссёром.