Куда ведёт «Новое движение»: Топ-3 фильмов с фестиваля молодого кино

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В Новгороде завершился фестиваль молодого кино «Новое движение», победителем которого стала лента Вячеслава Иванова со специфическим названием «Привычка нюхать пальцы». Фильм о продавце унитазов, вопиюще ненормативный и кажущийся пощёчиной общественному вкусу, стал одной из самых громких премьер фестиваля, разделившей аудиторию.

Решение, кому отдать награды, принимало жюри в составе Алексея Мизгирёва, Сабины Еремеевой, оператора Даниила Фомичёва и актёров Даниила Воробьёва и Александры Ревенко. О главном призёре и двух других заметных картинах, показанных в рамках фестиваля, рассказывает Валерия Косенко.

«Северная станция», реж. Сергей Овечко

Приз за лучшую режиссуру, а также за лучшую женскую и мужскую роль

Фото: пресс-служба «Нового движения»

Один из самых спорных фильмов конкурса, единогласно признанный крепко сделанным жанровым кино, но вместе с тем вызывающим массу вопросов по части этики. Сюжет «Северной станции» поделён на два временных измерения. Одно посвящено событиям, происходившим во время студенческой практики на биостанции: главная героиня Света влюбляется в своего научного руководителя Рудина, отвечающего девушке покровительственным интересом. Второе переносит зрителя в настоящее — холодное, пустое и травматичное. Здесь Света одинока, несчастна и профессионально не реализована, работает аквалангистом в океанариуме и делает вид, будто прошлого не существует.

Рудину сейчас тоже не просто: впервые за годы недвусмысленных отношений со студентками против него выступают с обвинениями сразу несколько пострадавших. Расследование идёт полным ходом, в результате чего под угрозой оказывается будущее кафедры и её исследований. Хотелось бы верить, что главная интрига фильма всё-таки не в том, виноват ли преподаватель, на протяжении многих лет склонявший подневольных девушек к близости, а в том, будет ли свидетельствовать против него Света, так и не простившаяся с воспоминаниями. Однако финальные кадры отчётливо дают понять, кто в понимании автора подлинная жертва, и выводы, к которым зрителя окончательно подводят, никак не коррелируются с кино нового поколения.

Фото: пресс-служба «Нового движения»

Похожий кейс, связанный с неуместной репрезентацией конфликта жертвы и абьюзера, был связан со «Лгуньей»: история о девочке, клевещущей на мужчину, чтобы заслужить внимание, в лучшем случае выглядела инородной, в худшем — вредной. Порой и не самое плохое кино может быть попросту неуместно в контексте. С другой стороны, каким должен быть контекст, чтобы риторика защиты сорокалетнего преподавателя, совращающего студенток коньяком и медузами, была допустима?

Решение жюри отдать фильму все ключевые награды, кроме главной, в какой-то степени симптоматично: как цельное произведение, отвечающее тематике фестиваля, «Северную станцию» вряд ли назовешь удачной, однако в отрыве от общей мысли и будучи разобранным на части проект кажется уже менее кощунственным, обнажая свои технические достоинства.


«Мой парень, манекен», реж. Дмитрий Николенко

Специальный приз от кинокомпании «Атмосфера кино»

Фото: пресс-служба «Нового движения»

Башкирский ромком с элементами фолк-хоррора о том, как художница-перфекционистка, декорирующая витрины в ТЦ, обнаруживает древнюю сарматскую маску, способную овладевать душами людей в обмен на исполнение их желаний. Одну такую маска уже заполучила: сын бизнесмена оказывается заложником местной легенды, согласно которой видеть его в облике человека, а не (почему-то) манекена может только рыжеволосая девушка из сувенирной лавки.

Начинается кино загадочной завязкой, отсылающей к событиям 2005 года: пока в шатре женщина переживает тяжёлые роды, снаружи на фоне тумана (дым-машина отработала на пять с плюсом) стоит мальчик лет пяти, не отрывающий глаз от рослого, внушающего ужас существа, протягивающего ему свою маску. Сразу же после этого зритель перемещается в современность, наблюдает за бедами горе-художницы и благополучно забывает о том, что видел вначале, — до тех пор, пока авторы не выложат на стол свои козыри. Стилистическая эклектика мешает воспринимать эпизоды как составные элементы целого: фильм стартует как мистический хоррор, продолжается как ромком, а заканчивается как роуд-муви. Несмотря на относительно ровный сценарий, магическая условность сыпется на глазах, стоит только задуматься о том, как всё устроено.

Многое в истории так и остаётся не докрученным, а механика перевоплощений — натянутой и символической. Лавирование между жанрами особых очков картине не добавляет, как и не к месту пришитый финал, смысл которого никто так и не смог интерпретировать иначе, чем желание авторов завершить историю в мажоре. Тем не менее следить за отношениями героев, сближающихся в декорациях ночного ТЦ, оказывается нескучно и иногда даже умилительно. Кино шероховатое, но не лишённое прокатного потенциала: увидеть на экране нечто, похожее не только на «Ночь в музее», но и на «Привидение» с «Леди-ястреб», наверняка будут не против и за пределами локальных кинотеатров. Приз от компании «Атмосфера кино» облегчит попадание фильма на большие экраны.


«Привычка нюхать пальцы», реж. Вячеслав Иванов

Главный приз — «Лучший фильм»

Фото: пресс-служба «Нового движения»

Венец конкурсной программы, разделивший зрителей на тех, кто бежал с показа, как от чумы, и тех, кто, сидя на галёрке, надрывал животы от смеха. Подобие сюжета разворачивается вокруг фигуры продавца унитазов — главного персонажа, которого изо дня в день донимает телефонный пранкер, якобы страдающий от полчища тараканов в туалете. Травля насекомых — не профиль нашего героя, потому тот, скромно отнекиваясь, продолжает консультировать покупателей по телефону, участливо описывая им все разновидности моделей: «Вам нужен с поддоном или чтоб прям сразу в дыру?»

Если же вас как потенциального зрителя не отпугнуло название, уже заслужившее статус локального мема, то описание событий убьёт последние предположения о том, чего ждать на экране. Всё потому, что здесь бал правит не логика или рационализм, а абсурд и безумие. Наверняка в этом и заключена идеальная рецептура просмотра такого антикино (или «антихайпа», как со сцены высказался сам Слава Иванов): ничего не ожидать, ни на что не надеяться, ничего не анализировать. Смотреть исключительно как на прогрессирующую шизофазию в мире, где давно пора закрывать охоту на смыслы.

С точки зрения консервативного кино это крайне сомнительный экспириенс, но очень живой, ироничный, непредсказуемый и, как ни странно, освежающий (не этого ли ждут от молодого кино?). Импровизационные реплики штурмуют сознание одна за другой. Бессмысленные хаотичные действия вроде расклеивания наклеек с хентаем, взбалтывания газировки со жвачкой, озвучивания фирменного рецепта доширака с майонезом и море другой нефорской дичи чудесным образом складываются в единый метаколлаж из треш-контента и комментариев про Уэса Андерсона, Густава Малера, Виктора Цоя и Фрэнка Оушена. Особо внимательные наверняка заметили на экране и крохотный кадр из «Белой ленты» — настоящее «элегантное решение», как поэтично комментирует герой модель очередного отхожего места. Пока это самый нестандартный победитель фестиваля (надо отдать должное жюри за смелость), интуитивно сосредоточивший в себе суть контркультурного течения в российском кино — хочется верить, столь же свободного и столь же далёкого от формальностей.