Фестиваль «Короче» в Калининграде в самом разгаре. Конкурсы дебютов и короткого метра перевалили за экватор, уже можно говорить о фаворитах. Максим Ершов рассказывает о двух полнометражных фильмах на тему инклюзивности и отмечает разнообразие короткометражных работ.
«Весна», реж. Никита Лохматов (конкурс короткого метра)
Во время очередного ночного рейва Сергей (Вадим Громыко) резко решает расстаться с девушкой, а утром поехать в родной провинциальный городок. Парень чувствует, что жизнь надо менять. К тому же Сергея поразила загадочная болезнь — на теле появляются нефтяные пятна. Никита Лохматов, в этом году снявшийся в драме Никиты Миклушова «Мох», привёз на «Короче» своё странное кино о побеге от цивилизации и тлетворном влиянии мегаполиса. Сергей заражён, вопрос только в том, сможет ли его исцелить лес. В главной роли актёр, который только что блистал в «Ровеснике» Фёдора Кудрявцева, показанном на «Окне в Европу».
«Вышел зайчик погулять», реж. Асель Багаутдинова (конкурс короткого метра)
Две подруги сидят в ванной, лежат на кровати, забурившись в подушки, и проговаривают свои страхи касательно взрослой жизни, неудовлетворённость родителями и общую растерянность. Девушки заперлись от внешнего мира в белоснежной квартире — стены, пол, потолок и мебель здесь одного цвета. В импровизационном разговорном коротком метре студентки Московской школы нового кино много витальности и инфантильности. С другой стороны, актуальный фильм о молодом поколении, которое не хочет молчать.
«Внимание!», реж. Семён Шомин (конкурс короткого метра)
Актёр провинциального театра Веня (Семён Шомин) попал в эмоциональную яму. Артисту хочется сниматься в кино и получать большие роли на сцене, но раз за разом он получает отказы. Даже в родном театре после неприятного эпизода, когда Веня в нетрезвом виде играл дядю Фёдора, на него смотрят настороженно. Веня живёт с актрисой Юлей (Светлана Иванова), которой начальство разрешает дебютировать в режиссуре с новогодним спектаклем «Чародеи». Веня хочет быть сорежиссёром, но вынужден играть одного из трёх белых коней. В другом спектакле у него роль червя. Веня в любую минуту готов напиться и наговорить коллегам гадостей. Ежегодно на фестивале «Короче» встречаются фильмы, снятые актёрами о превратностях своей профессии. Разумеется, со знанием дела и зачастую в комедийной форме. «Внимание!» снял актёр Семён Шомин («Инсомния», «Аврора»). Его кино о кризисе среднего возраста, о жалких ролях, о нереализованных амбициях, о конфликтах с коллегами, о сложных отношениях с женой из творческой среды. «Внимание!» стал одним из зрительских фаворитов, и это действительно бодрый фильм, но в то же время оригинальности короткому метру не хватает.
«Остров», реж. Артём Верхоглядов (конкурс короткого метра)
Уставший от бесконечных телефонных звонков, собственного кабинета и начальства клерк выходит в окно, но не умирает, а перемещается на зонтике на необитаемый остров. Оказывается, офисным работникам и после смерти нет покоя. На острове всем несчастным может не хватить места, от судьбы не спрятаться и не скрыться. Забавная и ёмкая сатира на общество победившего капитализма с простенькой компьютерной графикой в духе работ Мишеля Гондри.
«Забытый Огонёк», реж. Михаил Сомов (конкурс короткого метра)
Ранним утром на выходе из московской станции «Спартак» молодой человек (Иван Каравайкин), работавший всю ночь, встречает девушку в жёлтой кофте (Любовь Смирнова) и оставленную собаку. Пара пытается придумать, как отыскать хозяев пса. Она спешит открывать кафе, он хочет поспать, так что едва ли парень решится попросить у девушки номер телефона и признаться в возникшей симпатии. События фильма развиваются среди бетонного рая Новой Москвы, где чувства давно угасли, а люди с серыми лицами ходят на работу и домой без перерывов на что-то настоящее. На экране даже появляется огонёк, который затухает вместе с попытками парня наладить контакт со знакомой. А ещё Огоньком зовут потерявшуюся собаку.
«Один путь», реж. Егор Харламов (конкурс короткого метра)
Молодой человек приходит на перрон с желанием броситься под поезд, но через пути, на другом перроне, видит понравившуюся с первого взгляда девушку. Лицо расплывается в улыбке. Может быть, ещё не всё кончено. Сериальный и театральный актёр Егор Харламов снимает анимационное кино в редкой для России технике ротоскопирования. Ей любит баловаться Ричард Линклейтер — взять хотя бы «Пробуждение жизни» и «Помутнение». Актёров Филиппа Ершова и Ксению Гусеву в акварельных рисунках порой не узнать. Сюжет слишком простенький, но на визуальном уровне фильм запоминающийся.
«Вода из света», реж. Павел Королько (конкурс короткого метра)
Город на берегу Чёрного моря. Немолодые одинокий мужчина (Александр Коротков) и замужняя женщина (Наталья Волошина) знакомятся на пароходе и проводят вместе ночь, гуляя по красивым местам. Утром им придётся расстаться, едва ли они встретятся снова. В прошлом году студент мастерской Сергея Соловьёва Павел Королько привёз на «Короче» сразу три фильма и получил приз за режиссуру за «Здесь и сейчас». Новая работа снята по одноимённому рассказу Константина Паустовского. В плёночном, а местами даже размытом изображении трудно не углядеть влияние «Ассы» мастера режиссёра, но авторское начало не проглядывается.
«Последний фильм о любви», реж. Сергей Малкин (конкурс короткого метра)
Близкие подруги Женя (Женя Кузнецова), Даша (Даша Котрелёва) и Васса (Васса Бокова) собираются в квартире Жени, чтобы отметить день рождения именинницы. Однако Васса приходит в слезах, праздник рискует быть испорчен. Девушка призналась бойфренду в любви, а он её бросил. Женя и Даша спешат развеселить подругу и приглашают в квартиру знакомого (Даниил Пугаёв), у которого ещё тоже не зажили душевные раны. Пару оставляют наедине, подталкивая к близости. Сергей Малкин («Накипь» и «Ветивер») становится мастером драмеди об отношениях молодых людей. В «Последнем фильме о любви» нет лишних слов, жестов и кадров. Одновременно продуманное и нежное кино. Узнаваемые ситуации, лица, герои — редкость для отечественных фильмов.
«Чистый лист», реж. Полина Кондратьева (конкурс дебютов)
После смерти матери Рите (Полина Цышанова) трудно разговаривать по душам с отцом (Дмитрий Куличков) и скучно в колледже. Папа уже решил, что дочка отправится учиться в вуз на фармацевта. У Риты поэтический дар и желание сочинять песни. Внутреннюю пустоту девушка заполняет вылазками в ночной клуб, которые заканчиваются отчислением из колледжа. Рита устраивается сиделкой девушки с ДЦП Саши (Зинаида Ястржембская). Её мама (Елена Лядова) преподавала у Риты математику в колледже. Живут две неполные семьи в одном подъезде. Между девочками завязывается дружба, а Рита наконец-то понимает, чего хочет от жизни.
«Чистый лист» — сентиментальная драма, но без лишних пережимов. Показана и мрачная правда жизни людей с ограниченными возможностями в России, и короткий миг радости, когда Рита гармонично встраивается в мир Саши и её мамы. Фильм пока выглядит явным фаворитом конкурса дебютов. Если «Правила Филиппа» с фестиваля в Выборге можно было обвинить в излишней сахарности и необоснованном оптимизме, то картина Полины Кондратьевой находит правильную интонацию для истории взросления, в которой поиск себя соседствует с поиском близких по духу людей.
«Точка опоры», реж. Александр Андреев (конкурс дебютов)
Художник-постановщик, а ещё большой эгоист Максим Матвеев (Гела Месхи) привык хамить коллегам и родственникам. Сестра (Васса Бокова) выходит замуж за разговорчивого балбеса Шурика (Илья Борисов), так что заглянуть на свадьбу на малую родину всё-таки приходится. Максим надеялся поехать домой вместе с эффектной актрисой Диной (Полина Маликова), но та сослалась на занятость. На торжественном мероприятии гость из Петербурга напивается и портит всем настроение. А уже на съёмочной площадке военного фильма Максим падает с большой высоты. Мало того, его придавливает реквизитом. Художник-постановщик ломает позвоночник и оказывается прикован к инвалидному креслу. В его жизни начинается новая глава.
«Точка опоры» Александра Андреева основана на реальной истории сценариста Александра Суворова. Авторы мечутся между слезовыжимательной мелодрамой и пошлой комедией. От шуток Шурика вянут уши, да и грубое поведение Максима быстро надоедает. Не очень понятно, как можно сочувствовать настолько неприятному персонажу. Также создателям явно не хватает вкуса — одна и та же сцена трагедии прокручивается несколько раз. Серьёзно к фильму относиться трудно.
«Кнопка», реж. Сергей Филатов (конкурс короткого метра)
Саша (Антон Филипенко) обнаруживает у двери квартиры загадочное устройство. Если верить инструкции по применению, это кнопка, которая приносит моментальный и сильный оргазм. Саша испытывает прибор и больше не может с ним расстаться. Парень забывает о работе и не выходит из дома, пока его не навещает подруга Таня (Настасья Самбурская). Сергей Филатов третий раз участвует в конкурсе «Короче» «Как разжечь потухший огонь» победил на фестивале, а «Слёзы капали в фо-бо» удостоился приза жюри. У нового фильма тоже хорошие шансы на награду. Режиссёр вроде бы снимает анекдот, но ведь современный человек действительно находится в постоянном поиске удовольствий. Устройство для наслаждений быстро возвращает и Сашу, и Таню в первобытные времена. Эволюция забыта.
«Девушка Роза», реж. Полина Капантина (конкурс короткого метра)
Жертва сексуального насилия (Катя Есина) уходит в монастырь и старается вновь обрести веру как в Бога, так и в людей. Полина Капантина, тоже студентка мастерской Сергея Соловьёва, как и Павел Королько, бережно относится к непростой теме, но из кадра словно бы уходит жизнь. Серые тона, затылки и минимум движений напоминают о фильмах современных румынских классиков — Кристи Пую и Кристиана Мунджиу. До финала приходится пробираться через ежедневные молитвы героини.
«Конкурс талантов», реж. Антон Федосеев (конкурс короткого метра)
В колонии для несовершеннолетних через несколько дней пройдёт конкурс талантов. Юные преступники Даня (Фёдор Тимофеев) и Оля (Елизавета Тюменцева) придумывают хитрый план побега. Времени нет: парню скоро исполнится 18, и его переведут в тюрьму для взрослых. Влюблённым может помешать Даша (Джулия Аммади), отца которой они убили. Вообще троица знакома давно. Выпускник школы кино и телевидения «Индустрия» Антон Федосеев раскрывает детали сюжета постепенно, через серию флешбэков. Проблемным подросткам непросто сопереживать, хотя условия содержания юных преступников несладкие. В тягучей драме свобода достанется не каждому.
«Куды ты уходишь?», реж. Маша Салюкова (конкурс короткого метра)
Артём (Владислав Медведев) живёт в провинциальном городе, играет на баяне на скучных народных праздниках и мечтает поскорее уехать отсюда. Родители в раннем возрасте вручили ему музыкальный инструмент, с тех пор Артём с ним не расстаётся. Когда на горизонте появляется призрачная незнакомка (Анастасия Весёлкина), парень думает, что всё-таки готов к переменам. Драмеди студентки ВГИКа Маши Салюковой развивается в снежных краях. Парочка лежит на льду точь-в-точь как Джоэл и Клементина из «Вечного сияния чистого разума». Кажется, только новое чувство может послужить толчком к освобождению от региональных оков. Сельский дом культуры пора забыть как страшный сон.
«Костя, не сейчас!», реж. Олег Рытов (конкурс короткого метра)
Юная учёная Даша (Мария Прокопьева) забыла о личной жизни и дни напролёт проводит в лаборатории, пытаясь открыть портал в иной мир. Зачем ей это, неясно, но находка может изменить человечество. Когда в лабораторию к Даше заглядывает бывший парень Костя (Роман Михащук), исследовательница всё-таки добивается своего, и из портала выскакивает быстро мечущаяся по углам субстанция. В комедийной фантастике много компьютерной графики, но опыты и эксперименты здесь являются лишь фоном для банальной истории любви. Только в кризисной ситуации Даша и Костя понимают, как же дороги друг другу.
«Весна желания», реж. Иван Гут (конкурс короткого метра)
Парень (Сергей Пашура) из богатой семьи делает девушке (Вера Енгалычева) предложение. Мама и папа с нетерпением ждут внуков, квартира в новостройке вот-вот будет сдана. Жизнь пары расписана на годы вперёд. Девушка сбегает из удушливых отношений и встречает простого пацана (Антон Артемьев) на районе, который гоняет футбольный мяч во дворе. Выпускник Московской школы кино Иван Гут снимает очень понятную и несколько схематичную мелодраму о любовном треугольнике. Здесь нет ни предыстории, ни заметной проработки характеров. Богатенький жених выглядит настолько душным, что от него сбежит кто угодно.
«Конец фильма», реж. Даниил Пугаёв (конкурс короткого метра)
Слава (Даниил Пугаёв) и Катя (Алина Насибуллина) отправляются на пикник на природу. Они любят друг друга, но отношения пока не оформлены, однако это лишь вопрос времени. В планах не только кагор, но и предложение руки и сердца. Слава снимет счастливые минуты на камеру, но паре не суждено быть вместе. Даниил Пугаёв — один из любимчиков фестиваля «Короче». Пугаёв привозил в Калининград свою режиссёрскую работу «Карусель», а в прошлом году был замечен сразу в трёх фильмах уже как актёр — в коротких метрах «Друг, эпизод 7», «Что-то кончилось» и «А под пальто». В 2024-м Пугаёв играл в «Последнем фильме о любви» Сергея Малкина. «Конец фильма» удивляет неожиданным финальным твистом и радует живостью диалогов и отличной актёрской игрой. В любовь Славы и Кати веришь с первых минут, а потому особенно больно, когда девушка пропадает из почти что квадратного кадра.