
Последние годы дела у мирового кинобизнеса идут не гладко, и ощущается этот кризис везде: от нишевых индустрий небольших стран до Голливуда — Мекки успешного студийного кино. Один из мейджоров, Warner Bros., давно фиксирует внушительные убытки, а осенью 2025 года стало известно о планах покупки компании её прямыми конкурентами: от Paramount до Netflix. Сделка обещает стать резонансной и знаковой для отрасли — продажа изменит внутренний климат нынешнего Голливуда и предзнаменует собой передел рынка.
Кинокритик Елена Зархина рассказывает, чем грозит продажа WB не только её акционерам, но и всей киноиндустрии.
Warner Bros.: короткая история долгого успеха
Знакомая всему миру фамилия Уорнер в тайтле компании — дань уважения и памяти её основателям, четырём братьям: Гарри, Альберту, Сэму и Джеку. Наследники еврейских эмигрантов из польской деревушки, входившей в состав тогда ещё Российской империи, по приезде в США сменили свои настоящие имена — Гирш, Аарон, Шмуль, Ицхак — и фамилию Вонсколасер на более благозвучные для американского уха аналоги. В начале 1900-х братья устраивали небольшие кинопоказы в шахтёрских городках в Пенсильвании и Огайо. Развлечение в виде просмотра кино тогда было диковинным, но доступным.

Следом они открыли собственный кинотеатр «Каскад», а ещё через год основали собственную компанию по дистрибуции фильмов — Duquesne Amusement & Supply Company. К началу Первой мировой войны дела компании шли настолько успешно, что от распространения чужих картин Уорнеры перешли к созданию собственных. В 1918 году на славноизвестном бульваре Сансет в Голливуде состоялось открытие Warner Bros. Studio — компании, изменившей историю развития кино.
Несмотря на успешный совместный бизнес, братья часто придерживались полярных взглядов на то, каким маршрутом следует двигаться кинопроизводству. Например, известно, что на пороге зарождения звукового кино один из Уорнеров твёрдо заявил: «Да кого, к чертям, интересуют разговоры актёров?» Благо Сэм Уорнер оказался проницательней, ощутив, что за звуком в кино — будущее. В 1926 году в компании началось производство звуковых фильмов. Годом позже на экраны вышел по нынешним временам спорный (из-за блэкфейса в кадре), но для истории кино знаковый «Певец джаза»: кино обрело звук!
Под конец «ревущих и звучащих двадцатых» Warner Bros. Studio приобрела собственную сеть кинотеатров Stanley Company, сформировав тем самым просуществовавшую не одно десятилетие студийную систему. Она представляла собой полный цикл готового производства: от создания фильмов до их дистрибуции без сторонних контрагентов. Студия обеспечивала себя самостоятельно и заключала эксклюзивные контракты со звёздными артистами.

Тогда же на экраны вышел полностью цветной фильм Warner Bros. Studio — мюзикл «На шоу» Алана Кросленда. А следующая полноцветная лента студии «Золотоискатели Бродвея» стала настолько популярной, что не сходила с экранов кинотеатров 10 лет. Всё это важно для понимания значимости Warner Bros. для индустрии — компании-первопроходца, во многом заложившей фундамент того, как выглядит и функционирует Голливуд на протяжении всего своего существования.
Как Голливуд делит «шубу» неубитого «медведя» Warner Bros. Discovery
Warner Bros. Discovery, или, как называют компанию в медиа, «жемчужина в короне индустрии», не существует в изоляции. Компания, разросшаяся до глобального мейджора, неотделима от общей голливудской экосистемы. Для простоты понимания стоит разобраться в том, как устроена эта индустрия изнутри. На данный момент в Голливуде «обитают» четыре гиганта: Warner Bros., Disney, Universal и Paramount. Это студии вертикального типа с полным циклом независимого производства: они разрабатывают проекты, у них есть собственные мощности на их реализацию (бюджеты, студийные комплексы и прочие ресурсы), владеют автономной системой дистрибуции своих проектов во всем мире и в последнее десятилетие обзавелись личными стримингами. То есть могут прокатывать свои релизы оффлайн и онлайн. Наряду с вышеперечисленными титанами рынка есть ещё Sony, но из-за того, что у них нет собственного стриминга и дистрибьютора, полноценным мейджором компания не является.

Надвигающаяся продажа Warner Bros. не первая в истории компании. У неё уже менялись владельцы в середине прошлого века, а также в 1970-х. Десятилетием позже Warner Communications слилась с крупнейшим журнальным издательством в США и Великобритании Time Inc. Так образовался гибрид WarnerMedia — крупнейший конгломерат в СМИ и сфере развлечений.
Новая продажа компании, вероятно, тоже приведёт к большому слиянию: вопрос лишь — с кем? Paramount нацелена поглотить Warner Bros. для объединения стримингов Paramount+ и HBO Max, принадлежащего «Уорнерам». На данный момент Paramount выступила с тремя предложениями: в октябре этого года она предложила чуть менее $24 за акцию компании, оценив её в $59,5 млрд. Все три предложения самой Warner Bros. были отклонены — компания явно лучшего мнения о себе и ждёт претендента пощедрее, готовясь «свататься» на более выгодных условиях.
Свой интерес к покупке обозначили Comcast Corp. (крупнейший в США оператор кабельного телевидения и интернета, также владеет Universal Pictures) и Netflix Inc. Их аппетиты скромнее — они рассматривают покупку лишь части активов компании: стриминг и развлекательный сегмент. Netflix в своём втором и самом свежем предложении повысил сумму сделки с готовностью привлечь десятки миллиардов долларов от сторонних инвесторов. Comcast также подала обновлённое предложение о покупке активов WBD без разглашения точных цифр.
Финал эпохи: как продажа WBD переделает рынок и чем грозит хитовым франшизам
Важно, что сделка подобного масштаба невозможна без участия специальных регулирующих органов со стороны властей. Некоторые законодатели США уже выразили опасения о возможной монополии на рынке: подобная синергия гигантов необратимо приводит к чрезмерному влияния в отрасли, которое будет сложнее регулировать на законодательном уровне. «Если Netflix выиграет в этой гонке, он автоматически становится крупнейшим локомотивом Голливуда, ощутимо превосходя нынешних мейджоров индустрии», — уверены эксперты.

Тем более что в короне WBD хватает собственных жемчужин: это и телевизионная сеть, и техностартап Cinelytic, специализирующийся на разработке искусственного интеллекта (систему ИИ компания разрабатывает под себя, чтобы с её помощью рассчитывать прибыль того или иного проекта, принимать решения о будущих закупках и в целом регулировать бюджет), а также дочерние компании и стриминг: от HBO Max до DC Comics. А ещё, конечно, глобальные кинофраншизы, приносящие компании миллиарды долларов: если не прокатом, то мерчендайзинговой продукцией, как, например, в случае с киновселенной про Гарри Поттера. В общем, WBD — курица, несущая золотые яйца, и понятно желание конкурентов завладеть этой волшебной «шкатулкой».
Судьба больших кинофраншиз и экранной киногероики представляет особый интерес для аналитиков рынка и поклонников франшиз. Помимо упомянутого «Гарри Поттера», компании также принадлежит «Дюна», «Властелин колец», MonsterVerse, расширенная вселенная DC и многое другое. Аналитики и фанаты опасаются, что смена руководства, поглощения и прочие финансовые процессы рискуют негативно сказаться на будущем крупных киносерий: что-то заморозят, что-то отменят, а что-то перепридумают под себя — с полным творческим контролем новому руководству будет где разгуляться. Новый владелец в целом может придумать иную стратегию для своих ключевых франшиз, включая предстоящий сериал по «Гарри Поттеру».

Хотя бить тревогу пока рано: например, Джеймс Ганн — ключевой актив в расширенной вселенной DC — заявил, что даже при условии продажи WBD не намерен менять работодателя и продолжит сотрудничать с компанией, в каком бы виде она ни сохранилась. А серия проектов из вселенной «Гарри Поттера» настолько успешна сама по себе, что едва ли новые владельцы WBD рискнут навредить себе и сломать исправно работающий механизм.
Затянувшийся на несколько месяцев процесс переговоров о продаже Warner Bros. Discovery пока не особо близок к своему финалу. А значит, нас ждёт немало спекуляций и ложных «страшилок» в СМИ. Но очевидно, что перераспределение сил на рынке — не только свидетельство роста одних и упадка других. Это ещё и результат более длительных и сложных процессов внутри индустрии, отчаянно сражающейся за своё выживание. Как бы ни завершилась эта сделка, ясно одно: старая эпоха ушла и как раньше уже никогда не будет.









