На 32-м фестивале «Окно в Европу» в Выборге показали три картины с участием Никиты Кологривого. Студентка «Школы критики» Мария Севидова попыталась разобраться, насколько разными получились эти роли и удалось ли актёру вырваться из амплуа «пацана».
В Сети нулевых годов завирусилась теория, согласно которой каждый человек видел во сне одного и того же незнакомого мужчину. Кажется, посетители кинотеатра «Выборг Палас» получили возможность ощутить этот феномен на себе — на какой бы сеанс ни пошли, на экране появлялся Никита Кологривый. Всего с участием актёра показали три ленты: «Подростки: Первая любовь», «Любовь зла», «Затерянные».
Свой парень
«Подростки: Первая любовь» — романтический мюзикл в сеттинге «лихих 90-х» от режиссёра Святослава Подгаевского («Пищеблок», «Страсти по Матвею»). Никита Кологривый встречает зрителя практически с порога и играет в попытке отечественной интерпретации «Вестсайдской истории» не последнюю роль.
Молодой и немного бестолковый Лёша ухаживает за матерью главного героя, старшеклассника Олега (Алексей Онежен). Лёша вспыльчив и малограмотен, но в душе остаётся добрым малым. Отцом для мальчика он, конечно, не стал. Зато незаметно начал выполнять функции старшего брата. Когда Олег попадает в замес между локальными бандитскими группировками, персонаж Кологривого включает пацанскую солидарность и прикрывает пасынка. А в альтернативной концовке и вовсе помогает парню осуществить побег из страны, используя преимущества работы в аэропорту и тем самым встраиваясь в линию метафор: открытое небо, самолёты, свобода.
До конца мы не знаем, чем занимался Лёша в прошлом и какие события заставили его остепениться и начать семейную жизнь. Понятно одно — ради любви он встал на путь исправления и теперь готов «охранять» своё счастье до последнего.
Вор-любовник
В образе провинившегося и реабилитированного преступника мы видим Никиту Кологривого в следующем фильме — «Любовь зла». Гайк Асатрян и Денис Гуляр (уже работали вместе над проектами «Манюня: Новогодние приключения», «Манюня: Приключения в деревне») воплотили в рамках безобидного ромкома если не все, то многие тайные желания поклонниц актёра.
Домушник Максим проникает в квартиру к обеспеченной и без пяти минут женатой паре. Только он успевает просканировать холодильник, покормить рыбок и перекреститься перед иконами, как приходит хозяйка. Повезло, что Ева (Катерина Ковальчук) в истерике после внезапной измены жениха, а Максим оказывается единственным человеком, который находит правильные слова утешения.
Этот домушник не такой, как все: он человечный, галантный и умеет петь под гитару. Криминальная судьба тут — основа характера героя Никиты Кологривого, но в финале у него получается успешно легализовать свои таланты. Такого не грех приковать наручниками к трубе в ванной комнате. Тем более он сам сказал, что не кусается.
Блудный сын
В фильме «Затерянные» Романа Каримова («Неадекватные люди») Никита Кологривый представил широкую актёрскую палитру и приблизился к драме. Главный герой здесь — выгоревший офисный сотрудник Андрей (Егор Корешков), который вместе с коллегами отправляется подписывать сделку с китайцами и попадает в путешествие, заставляющее переосмыслить жизнь.
Один из попутчиков Андрея — резко отличающийся по духу Сергей. Принципиальный и решительный конкурент, у которого высокие требования как к себе, так и к окружающим, видится идеальным кандидатом на повышение. Однако по ходу развития сюжета мы понимаем, что за этой целеустремлённостью скрывается куча подавленных эмоций, которые иногда вырываются в виде неконтролируемой агрессии. Осознав, что в погоне за ложными ценностями он свернул не туда, Сергей оказывается способен на высшее проявление человеколюбия — самопожертвование.
Совсем недавно востребованность Никиты Кологривого была под угрозой, а репутация — в пяти минутах от отмены. После яркой роли Емели в картине «По щучьему велению» и знаменательного появления в сериале «Слово пацана» актёр успел устроить зрителям эмоциональные качели на экране и за его пределами. Впрочем, специфика российских медиа лишь уловила в этом шанс поставить характерное противоречие на производственные рельсы. Популярность неоднозначной фигуры может объясняться тем, что в органике дебошира Кологривый нужен всем: и зрителям, и кинематографистам, и студиям. Это стало его фишкой и частью публичного образа, потому что со своей хваткой, волевыми движениями и командирским голосом Кологривый наиболее правдоподобен.
На фестивале «Окно в Европу» мы, с одной стороны, поймали три абсолютно разных лика Кологривого, с другой — все они предсказуемо наделялись суровой маскулинностью, и появление актёра в кадре нередко становилось функциональным. Однако учитывая, каким мы увидели его в той же комедии «Любовь зла» — смешным, слабым и растерянным, — возникло предчувствие, что Никита Кологривый ещё сможет нас удивить, к тому же диапазон позволяет.
Мастерская Ивана Кудрявцева.
Куратор текста — Сусанна Альперина