Киновселенные: Средиземье на большом и малом экране

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Властелин колец: Братство Кольца», реж. Питер Джексон, 2001/Warner Bros.

Мы возвращаемся с нашим спецпроектом «Киновселенные». «Звёздные войны» пока что позади, на очереди другая легендарная франшиза — «Властелин колец». Виктор Непша продолжает полное погружение в любимые миры.

Первые попытки сделать экранизацию по мотивам произведений «Властелина конец» — аналогичные истории с «Хоббитом» рассмотрим в отдельном выпуске — начались ещё при жизни автора. Известно, что сам Толкин скептически относился к идее кино- и телеадаптации своих произведений, но всё же продал права на «Хоббита» и «Властелина колец» компании United Artists в 1968-м.

Годом ранее, кстати, могла состояться совсем эпохальная история — о своём желании снять что-то по Толкину якобы заявляли The Beatles. Планировалось, что Джон Леннон может сыграть Голлума, Пол Маккартни — Фродо, Джордж Харрисон — Гэндальфа, а Ринго Старр — Сэма (ну ещё бы), а в качестве режиссёров трилогии видели звёздные имена от Стэнли Кубрика до, внимание, Микеланджело Антониони. Но в приобретении прав на такой проект им было отказано, а Кубрик отозвался о книгах как о превосходных, но неэкранизируемых.

The Beatles могли стать частью Средиземья. Getty Images

Но вернёмся к United Artists. Студия запланировала два фильма, за которые должны были отвечать продюсер Сол Заенц («Пролетая над гнездом кукушки», «Английский пациент») и режиссёр Джон Бурман («Избавление», «Экскалибур»). Авторы планировали активно работать с писателем, но в 1973 году тот умер, а United Artists в начале 1980-х была куплена киноконцерном Metro-Goldwyn-Mayer, и разговоры об адаптациях прекратились. Впрочем, ряд наработок проекта Бурман использовал в «Экскалибуре» (1981), фильме по мотивам Артурианы.


Самый известный лицензированный проект по «Властелину колец», который увидел свет до джексоновской трилогии, — одноимённый мультфильм Ральфа Бакши («Параллельный мир», «Огонь и лёд»). Результат получился противоречивый: работа была выполнена методом ротоскопии (когда уже отснятый материал с живыми актёрами перерисовывается аниматорами) и вышла весьма неровной по качеству, отчасти из-за выбранной методики, отчасти из-за необходимости ужать события большой книги в двухчасовой фильм. По мотивам трёхкнижия планировалась дилогия, но планы так и не воплотились в жизнь из-за финансовых проблем студии, и этот «Властелин колец» заканчивается на битве при Хельмовой Пади. В то же время в проекте участвовали, например, Джон Хёрт (Арагорн) и Энтони Дэниелс (Леголас), а сам мультфильм при всей своей противоречивости окупился, стал культовым и вдохновил Питера Джексона на съёмки.


Ещё один известный пример — мультфильм Артура Ранкина и Джулза Басса («Хоббит», «Последний единорог») «Возвращение короля», не столько попытка завершить «Властелина колец», сколько желание экранизировать наиболее насыщенный событиями, по мнению авторов, том саги. Работа получилась более музыкальной — рассказ героев чередовался с многочисленными песнями-комментариями менестреля. Работа вышла сразу на телевидении, а в России распространялась в 90-е на VHS-кассетах в пиратских переводах.

«Властелин колец», реж. Ральф Башки, 1978/Fantasy Films

Оговорка про лицензированные работы здесь неслучайна — в сети несложно найти ряд советских (и не только) раритетных экранизаций, не получавших добро от наследников Толкина. Например, не так давно переоткрытые на YouTube «Хранители» (1991) — советский телеспектакль по мотивам «Братства кольца» с Дюшей Романовым из «Аквариума» в качестве композитора, максимальной дешёвыми декорациями, но приятным энтузиастским порывом исполнителей.

Наступили 1990-е, а киноэкранизации «Властелина колец», несмотря на многочисленные разговоры, так и не было. В это время дуэт молодых авторов (и по совместительству супружеская пара) Питер Джексон — Френ Уолш заканчивали снимать «Страшил» (1996) и обсуждали идею нового проекта — фэнтези-экранизации. Со временем они поняли, что в разговорах так или иначе возвращаются к «Властелину колец», и решили узнать ситуацию с правами.

Оказалось, что ими к тому времени владел небезызвестный Харви Вайнштейн из студии Miramax. Первоначальным предложением Джексона было сделать трилогию: первый фильм по «Хоббиту» и, в случае его успеха, две части по «Властелину колец». Однако с правами на «Хоббита» возникли проблемы, они были разделены между двумя другими студиями, поэтому идея его экранизации была отложена. Предложение Джексона о съёмке трилогии исключительно по «Властелину колец» было отвергнуто студией Miramax, поэтому режиссёр вместе со съёмочной командой начал готовить сценарий всё же под дилогию. В то же время по заказу Джексона компании Weta Digital и WETA Workshop начали готовить ПО для спецэффектов, реквизит и концепт-арты согласно видению Джексона.

 Питер Джексон на съёмках фильма «Страшилы». Universal

По мере готовности сценариев становилось всё более очевидно, что оговорённого с Miramax бюджета не хватает. Студия начала уговаривать Джексона урезать проект до 1 фильма, причём двухчасового, что не устроило режиссёра, — максимум он был готов на компромисс в виде четырёх часов. Вайнштейн пытался приступить к тактике запугивания и угрожал Джексону, что заменит его другим режиссёром, например Квентином Тарантино. Оценив ситуацию, Джексон начал искать запасные варианты и предлагать проект в другие студии.

После ряда отказов режиссёр смог добиться личной встречи с гендиректором New Line Cinema Робертом Шеем. К тому моменту от «Властелина колец» в такой версии отказалось много крупных студий, от Universal и Sony до DreamWorks и Fox. Надежды было мало, но Шей неожиданно восторженно отреагировал на идею и сам настоял на трёх фильмах вместо двух, а после просмотра 26-минутного фильма со всеми наработками по проекту дал добро на увеличение бюджета. Проект перешёл к New Line Cinema, предоставившей режиссёру куда большую творческую свободу, братья Вайнштейны остались в титрах как исполнительные продюсеры.

Колечко, колечко, кольцо

Сюжет экранизации знаком многим, поэтому будем по возможности кратки. Во Вторую Эпоху Средиземья владыки эльфов, гномов и людей получают Кольца Власти — магические артефакты, что наделяли владельца магическими способностями, от исцеления и долголетия до невидимости, но и имели ряд побочных эффектов — усиление жадности, гордыни, в ряде случаев — подчинение воли. Без ведома владык Тёмный Лорд Саурон выковал своё кольцо на Роковой горе и вложил в него значительную часть своей силы, чтобы повелевать другими кольцами и завоевать всё Средиземье. Во время битвы между людьми и эльфами с одной стороны и силами Саурона с другой Исильдур из Гондора отрубает Саурону палец с кольцом, таким образом побеждает его и развоплощает в форму духа.

Кольцо переходит к Исильдуру, он становится более надменным и горделивым и, несмотря на уговоры союзников, отказывается его уничтожать. Позже его, отягощённого силой кольца и жалеющего о своём решении, убивают орки. Кольцо на две с половиной тысячи лет теряется в реке, пока его не находит Голлум (на тот момент ещё хоббит Смеагол) (Энди Серкис), который владеет им почти 500 лет. После этого кольцо внезапно покидает Голлума, и его случайно находит хоббит Бильбо Бэггинс (Иэн Холм).

Кадр из фильма «Властелин колец: Братство Кольца», реж. Питер Джексон, 2001/Warner Bros.

Шестьдесят лет спустя волшебник Гэндальф Серый (Иэн МакКеллен) приезжает в страну хоббитов Шир на юбилей Бильбо и замечает странности в поведении последнего. Увязывая это с кольцом, волшебник уговаривает хоббита отказаться от артефакта, что тот не без колебаний делает. Временным хранителем кольца становится племянник Бильбо, Фродо (Элайджа Вуд).

В то же время Голлум в цитадели Саурона под пытками выдаёт местонахождение кольца, и за ним начинается охота тёмных сил. Гэндальф и Фродо раскрывают истинную природу кольца и решают отправить хоббита в эльфийское убежище Ривенделл для дальнейших действий. В это же время обнаруживается ещё один антагонист: глава магов Саруман Белый (Кристофер Ли) перешёл на сторону Саурона и также начинает преследовать главных героев.

В своём странствии Фродо и сопровождающие его товарищи-хоббиты Сэм (Шон Эстин), Мерри (Доминик Монаган) и Пиппин (Билли Бойд) встречают рейнджера Бродяжника (Вигго Мортенсен), который помогает им сбежать от посланных Сауроном отрядов.

Все союзные силы собираются в Ривенделле и решают уничтожить кольцо в пламени Роковой горы. Носителем кольца соглашается быть Фродо, помимо сопровождающих его хоббитов, к экспедиции присоединяются эльф Леголас (Орландо Блум), гном Гимли (Джон Рис-Дэвис), Боромир Гондорский (Шон Бин) и Бродяжник, который на самом деле оказывается Арагорном, потомком Исильдура и наследником трона Гондора.

Постеры трилогии «Властелин колец». Warner Bros.

В ходе последующих приключений становится понятно, что кольцо негативно действует и на соратников — Боромир пытается силой отобрать его у Фродо. Вскоре после этого отряд подвергается нападению урук-хайев — орков, не боящихся солнечного света. Боромир героически гибнет в сражении, Фродо с Сэмом решают отделиться от остального отряда, чтобы не подвергать их соблазну кольца, а остальной отряд отправляется спасать Мерри и Пиппина.

Во второй части трилогии разворачиваются три параллельные линии: Сэм и Фродо встречают Голлума, который становится их проводником до Роковой горы. Арагорн, Леголас и Гимли помогают навести порядок в государстве Рохан и встречают войска Сарумана в битве при Хельмовой Пади, а Мерри и Пиппин сбегают из плена, встречают народ энтов, хранителей леса, и уговаривают их напасть на крепость Сарумана Изенгард.

Наконец, в завершающей части трилогии Сэм и Фродо, несмотря на все трудности, продолжают путь к Роковой горе с Голлумом, у которого свои планы на кольцо, а все остальные союзники встречают Мерри и Пиппина и объединяют войска для финальной битвы с Сауроном, чтобы отвлечь его от миссии хоббитов. Арагорн, в соответствии с заглавием фильма, заявляет о себе как о короле.

События фильма, даже такой объёмной трилогии, неизбежно сократили повествование первоисточника. Если не ударяться в перечисление детальных примеров, можно отметить, что Джексон предпочёл сделать чуть больший акцент на эпичности, масштабности и боевом реализме — повод как для комплиментов удачно получившемуся эпику, так и для обвинений в акценте на насилии и баталиях вместо психологизма. Линии некоторых персонажей, например Тома Бомбадила, были вырезаны целиком, чтобы не раздувать и так 9-часовой (в режиссёрской версии — 12-часовой) хронометраж до совсем монструозных размеров.

Конструируя Средиземье

Масштабный замысел экранизации требовал соответствующих ресурсов и максимально детальной проработки сеттинга — и Джексон позаботился, чтобы все детали были проработаны максимально тщательно.

Все три фильма снимались одновременно в родной режиссёру Новой Зеландии — основной съёмочный период длился с октября 1999-го по декабрь 2000 года, также проводились дополнительные съёмки в 2001–2003 годах. По меркам такой маленькой страны проект имел почти национальное значение — вплоть до того, что к копанию нор для декораций Шира привлекали военных. Съёмочная команда составляла около 2 000 человек, для фильма было построено 30 км дорог и сделано почти 50 тысяч единиц разнообразного реквизита. Некоторые декорации, например крепости Минас Тирит, в принципе были выстроены почти как полноценные города, самые крупные в Южном полушарии среди конструкций такого рода.

Крепость Минас Тирит. Warner Bros.

Из-за большого количества главных ролей кастинг был не самой простой задачей, хотя некоторые кандидаты вписались почти сразу — например, Кристофер Ли (правда, он сперва хотел быть Гэндальфом), который не только утверждал, что перечитывает Толкина каждый год, но и лично встречался с писателем. В хоббитах с их любовью к несколько буржуазному эскапизму Джексон видел британцев — отчасти поэтому Доминик Монаган, Билли Бойд и Иэн Холм получили свои роли. С Фродо было тяжелее, пока они не получили кассету с пробами от Элайджи Вуда — тогда все вопросы отпали. На роль Арагорна изначально претендовал большой ценитель Толкина, актёр Стюарт Таунсенд («Королева проклятых», «Голова в облаках»). Но он оказался слишком молод для роли человека лет 40 — и выбор пал на Вигго Мортенсена. Сам актёр был нейтрален к произведению, но по «Властелину колец» фанател его сын.

Все исполнители главных ролей обучались бою на мечах и верховой езде в течение полутора месяцев — в этом отчасти был и план Джексона, чтобы коллеги за это время сблизились и привыкли к Веллингтону, столице Новой Зеландии.

В вопросах дизайна и разработки прототипов сеттинга Средиземья Джексон был сторонником реалистичного, с уклоном в натурализм, изображения. В качестве одного из референсов он упоминал коллегам «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном. Чтобы заранее дать актёрам представление о стиле фильма, режиссёр показывал им подробные, сделанные им ещё в 1997 году чёрно-белые раскадровки. Чтобы лучше планировать и конструировать сражения и визуальные эффекты в них, Джексон использовал миниатюры с игрушечными солдатиками и крепостями.

Энди Серкис в роли Голлума. Warner Bros.

«Властелин колец» был не первым проектом, в котором использовалась технология «захвата движения» (motion capture), но первым, где она снималась в режиме реального времени (подопытным, естественно, выступил энтузиаст этого спецэффекта Энди Серкис в роли Голлума). Помимо этого, многие фэнтезийные расы, существа и персонажи (тролли, энты, балрог, варги) были созданы с помощью цифровых эффектов.

В качестве главных концептуальных дизайнеров Джексон привлёк Алана Ли и Джона Хау, на тот момент уже известных иллюстраторов произведений Толкина. Ли разрабатывал большую часть архитектурных проектов джексоновского Средиземья, в частности эльфийские земли, Эдорас и Минас Тирит, а Хау курировал доспехи, в частности придумал облик орочьего снаряжения.

За время съёмок компанией WETA было изготовлено чуть меньше 50 000 доспехов, 10 000 настоящих стрел и 500 луков, не говоря об остальной одежде. Но изготовление с нуля было половиной работы, из-за требований Джексона одежду нарочито «старили», чтобы она выглядела использованной: где-то приходилось затирать цвет, чтобы он выглядел менее новым и контрастным, где-то специально пачкать одежду грязью или травить кислотой. Но среди такого эпического производства Джексон не забывал о пасхалках — в фильме в камео появлялся он сам и другие члены не-актёрской команды, например Алан Ли в качестве одного из девяти королей людей. На небольшие шпильки тоже оставалось время — как признавался Элайджа Вуд, один из орков был специально сделан максимально похожим на Харви Вайнштейна.

Кадр из фильма «Властелин колец: Братство Кольца», реж. Питер Джексон, 2001/Warner Bros.

Наконец, одним из самых занятных спецэффектов было создание иллюзии разницы в росте — персонаж Элайджи Вуда ростом около 1 метра, а рост самого актёра — 1,68 метра. Для того чтобы сохранять правильные пропорции, съёмочной команде приходилось прибегать к дублям разных масштабов. При съёмках в Шире даже выстраивались копии целиком одинаковых декораций — а где-то актёрам было достаточно лишь встать на колени.

Из-за нюансов съёмок и размера материала постпродакшн и особенно монтаж были, возможно, самыми непростыми этапами работы. Особенно тяжело было с «Двумя крепостями», формально не имевшими ни начала, ни конца. По этой же причине весь снятый материал монтировался постепенно, по мере очерёдности фильмов — человеческого ресурса на всё банально не хватало. Итоговую и окончательную версию трилогии сам Джексон увидел уже на премьере в Веллингтоне.

Но, несмотря на эпический размах и все трудности, по меркам такого проекта на съёмках была на удивление спокойная, даже семейная атмосфера, согласно отзывам большинства из основного каста. Известна история о том, что исполнители главных ролей (все, кроме Рис-Дэвиса) сделали себе после съёмок тату со словом «девять» на эльфийском. Сам Джексон, по отзывам Элайджи Вуда, за всё время съёмок ни разу не терял хладнокровия, всегда был готов решить проблему и перечитывал соответствующий эпизод из Толкина перед съёмками каждой новой сцены.

«Властелин колец» в наших сердцах

За 20 с небольшим лет, прошедших с момента выхода первой части, трилогия стала настолько очевидной классикой, что, кажется, она была почти всегда. Все вложенные средства окупились с лихвой — «Властелин колец» вошёл в число самых кассовых франшиз в истории кино и побил рекорды сборов в нескольких странах, а «Возвращение короля» отдельно собрало больше миллиарда долларов. Если брать средний уровень оценки, зрительский и критический приём был одинаково восторженным — работы хвалили за искренность, уважительное отношение к оригиналу, качественные спецэффекты и скрупулёзно продуманный сеттинг.

Американская киноакадемия также усыпала трилогию призами: если брать только «Оскар», все три фильма получили в сумме 30 номинаций и 17 наград, в том числе статуэтки за лучший фильм, режиссуру и адаптированный сценарий. После этого Питер Джексон превратился из умеренно известного инди-постановщика в крупную голливудскую фигуру, для которой уже не было проблемой получить бюджет хоть на съёмки «Кинг-Конга», хоть на продолжение в виде «Хоббита».

В 2021 году в кинотеатрах вышла отреставрированная 4k-версия фильма.

Успех фильма ответственен за всё то хорошее и плохое фэнтези, которое мы впоследствии увидели в нулевые и начале десятых, от «Хроник Нарнии» до «Золотого компаса», от «Эрагона» до «Игры престолов». Успех Джексона, как часто бывает в таких случаях, вдохновил продюсеров на то, чтобы давать деньги на подобные проекты, а аудитория поверила, что и такие сложные и масштабные книги можно и нужно экранизировать.


В Новой Зеландии после успешного проката фильма ожидаемо вырос уровень туризма — часть декораций остаётся сохранной и сейчас и регулярно привлекает фанатов и просто любопытствующих путешественников. Правительство страны после такого успешного прецедента предоставило льготы на съёмки — и вскоре в Веллингтоне, помимо Джексона, появились такие люди, как Стивен Спилберг и Джеймс Кэмерон. Последний, в частности, привлекал компанию WETA к съёмкам своего «Аватара».


Время и перипетии карьеры Питера Джексона показали, что съёмки «Властелина колец» сами по себе обладают схожим эффектом с Кольцом Всевластья — с одной стороны, приводят к силе и могуществу, с другой, затягивают и лишают чувства меры. Уже Вигго Мортенсен отмечал, что ближе к финалу трилогии стало гораздо больше спецэффектов и аутентичный баланс из первого фильма был утерян. Выход «Хоббита» продолжил эту линию критики уже и среди более широкой аудитории. Но «Хоббит» будет в следующий раз, а если говорить про «Властелина колец» — для задачи, за которую боялся браться даже перфекционист Кубрик, Питер Джексон, на тот момент режиссёр «Страшил» и «Живой мертвечины», справился на отлично. Возможно, с успехом трилогии мы лишились самобытного инди-режиссёра, зато приобрели главную голливудскую фэнтези-классику нулевых наравне с «Гарри Поттером».

Читайте также
Матриархат Альмодовара: гид по творчеству главного феминиста Испании
Педро Альмодовар, главный феминист Испании, одним из первых в испанском кинематографе раскрыл потенциал женской силы. Как внутренней, так и внешней. Женщины в...
Как за пять лет изменился фестиваль сериалов «Пилот»
В Иваново завершил свою работу пятый юбилейный фестиваль сериалов «Пилот». Мы уже рассказали в нашей подборке о самых интересных проектах фестиваля. Сусанна А...
Игривый провокатор и синефил: творческий путь Франсуа Озона
В российский прокат вышел новый фильм Франсуа Озона — авантюрная детективная комедия «Моё преступление». Плодовитый французский постановщик выпускает по фильм...
«Клюква»: как потеплеть к мифам о России в кино и перестать беспокоиться
Сельская хтонь, балабановский хоррор, сталинский нуар — российское кино имеет много масок, но ищет ещё больше типов идентичности в надежде обнаружить суть рус...
Как психология помогает делать кино живым, а психологов — богатыми
Кино, как известно, — иллюзия, но зритель безжалостен и не прощает неточностей и ошибок. Создатели картин это прекрасно понимают и готовы пойти на любые расхо...
Джонни Депп: высший мутант, не рассчитанный для массового производства
Джонни Деппу исполнилось 60 лет. Поздравляем актёра с юбилеем и рассказываем о том, как он пришёл в профессию, чем примечательны его работы и почему рокер одн...
Также рекомендуем
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
Гид по фильмам ужасов от киножурналистов. Субъективный, забавный, пугающий.
Алексей Васильев собирает каст для пяти киноисторий.
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
Гид по фильмам ужасов от киножурналистов. Субъективный, забавный, пугающий.
Алексей Васильев собирает каст для пяти киноисторий.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00