Киновселенные: с Disney на третий круг

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Адам Драйвер в образе Кайло Рена. Disney

В случае со «Звёздными войнами» историю создания почти каждого фильма, кроме первого, можно начинать словами «Джордж Лукас думал о съёмках продолжения ещё задолго до выхода картины в свет». Так и с трилогией сиквелов: первые идейные наброски того, что будет с Люком, Леей, Ханом и компанией уходят корнями ещё в 70-е годы. Одним из первоначальных планов было снять сразу 6 или 9 фильмов, но, как мы помним, после проблемного опыта съёмок первой трилогии Лукас решил отдохнуть от режиссуры. Виктор Непша продолжает путешествие по киновселенным!

Отследить единую линию в дальнейших планах создателя «Звёздных войн» проблематично: в следующие десятилетия он делал противоречивые заявления по поводу дальнейшей судьбы кинофраншизы. Так, в 1978 году Лукас собирался снять ещё десять фильмов после V эпизода, через год заявлял, что будет три трилогии, в 1983 году — что кроме трёх трилогий будет ещё пара фильмов. Годы спустя, в 2008-м, он заявлял, что «Звёздные войны» — это история Энакина/Дарта Вейдера, на нём она заканчивается и никаких продолжений точно не будет. В общем, метания Джорджа Лукаса по поводу своего детища — предмет отдельного лонгрида.

В качестве примера одной из ранних задумок продолжения Гэри Курц (продюсер IV и V эпизодов) в конце 90-х упоминал отдельные фильмы про Люка и его сестру (в той версии это была не Лея), а также отдельный масштабный фильм, посвящённый битве с Императором, который не был побеждён в VI эпизоде, — оказалось до ироничного прозорливо.

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза», реж. Джордж Лукас, 1999/Disney

Среди других вариантов, о которых позже говорил сам Лукас, Люк — не просто угрюмый отшельник, но практически полусумасшедший полковник Куртц, угрюмый и циничный. Или Лея, которая пытается навести порядок в постимперской галактике и борется с космическими гангстерами, а одним из главных антагонистов истории становится (внезапно) выживший Дарт Мол.

Так или иначе, у Лукаса, по его же собственным словам, всё радикально менялось даже на стадии преобразования замысла в сценарный набросок — так что о всех возможных вариациях судьбы героев оригинальной трилогии приходится только догадываться.

Больше конкретики в планах киновселенной появилось после того, как Disney в лице председателя совета директоров Боба Айгера уговорила Лукаса продать ей Lucasfilm. После первичного отказа создатель «Звёздных войн» задумался: он не молодеет, скоро должна родиться дочка, хочется денег и проводить время с семьёй. Взвесив всё это, Лукас принял предложение, передал права на управление Lucasfilm Кэтлин Кeннеди (продюсировала «Инопланетянина» и оригинальные «Парки Юрского периода») и пристроил в компанию сценариста Майкла Арндта.

 Джордж Лукас. Everett Collection

Все обстоятельства косвенно указывают, что Лукас хотел одновременно и устраниться от процесса в его самых неприятных и рутинных ипостасях, и получить приятную сумму, и мудро руководить процессом издалека: так, он надеялся, что в этом современном изводе Disney может посвятить фильм связи мидихлорианов с таинственными Уиллами — то есть вместо экшна ещё больше углубиться в специфичную авторскую философию. Можно сказать, что ⅔ плана состоялись успешно. Правда, выкупив права на киновселенную, Disney вежливо, но без лишних сомнений отказалась от авторских креативов — несмотря на лукасовских ставленников, решающее слово в определении дальнейшего пути «Звёздных войн» было за компанией.

Курировать киновселенную стал Дж. Дж. Абрамс, к тому времени уже широко известный хотя бы как один из шоураннеров Lost и режиссёр блокбастеров от «Армагеддона» до пары экранизаций Star Trek. Он же получил разрешение делать всё с нуля, чем, к недовольству Лукаса, с удовольствием и воспользовался. Впрочем, ряд отеческих наработок появился в фильме: например, идеи показать C-3PO и R2-D2 и в этих фильмах, включить в сюжет Люка и Лею и (пусть и специфически) интерпретировать идею о существовании Люка на другом плане/в другом измерении.

Новая новая надежда

Действие трилогии начинается через 30 лет после событий VI эпизода. На смену одному злу всегда приходит другое — из останков Империи возник Первый орден под руководством таинственного верховного лидера Сноука (Энди Сёркис). Орден, конечно, стремится к тоталитаризму и контролю над галактикой, а противостоит ему старое новое сопротивление, поддерживаемое новой же Республикой под руководством Леи Органы (Кэрри Фишер).

На этом фоне разворачивается несколько историй: искательница Рей (Дэйзи Ридли) волей обстоятельств втягивается в борьбу сопротивления, ищет родителей и пропавшего Люка Скайуокера (Марк Хэмилл), а также медленно постигает путь Силы, как когда-то сам Люк. В противовес ей на тёмную сторону Силы переметнулся Бен (Адам Драйвер), сын Хана (Харрисон Форд) и Леи — теперь он носит имя Кайло Рен и помогает Сноуку в его планах. Под занавес эпизода Рен убивает своего отца, который пытался вернуть сына на светлую сторону.

Параллельно разворачивается история пилота сопротивления По Дэмерона и бывшего имперского штурмовика Финна (Джон Бойега), которые включаются в борьбу против Сноука и его нового аналога Звезды Смерти — уничтожителя планет Старкиллер.


В конце седьмого эпизода Рей находит Люка, в восьмом пытается уговорить взять её в ученицы, в то же время общаясь посредством Силы на дистанции с Кайло Реном, который, кажется, сомневается относительно своего пути. Принцесса Лея после нападения Ордена впадает в кому, а Финн и лётчица Роуз (Келли Мари Трэн) пытаются разобраться, как именно врагам удаётся выслеживать флот Сопротивления (что приводит их в тыл врага).


К финальной части Рен сам расправляется со Сноуком и берёт бразды правления в свои руки — только для того, чтобы всё это оказалось коварным планом воскресшего Императора (того самого, Палпатина). Теперь финальный враг определён, и все герои окончательно объединяются против него, настолько, что из закромов достают даже Лэндо Калриссиана (Билли Ди Уильямс). Рей оказывается внучкой Палпатина, но это, кажется, только усиливает её желание одолеть коварного деда.

Кадр из фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы», реж. Джей Джей Абрамс, 2015/Disney

Джей Джей vs Райан

Джей Джей Абрамс неоднократно подчёркивал, насколько для него в новой трилогии важна тема преемственности и изучения ошибок прошлого. Среди историй, вдохновивших его на создание Первого Ордена, были судьбы нацистских преступников, бежавших в Аргентину. Об Абрамсе как главном создателе VII эпизода уместно говорить хотя бы потому, что, помимо режиссуры, он выступил одним из сценаристов проекта (предложенного Лукасом Арндта достаточно быстро сняли).

Одной из главных задач режиссёра было не стартовать с места в карьер, преподнести новую часть знакомой истории не слишком радикально. Для этого он сделал ставку на отсылки и стилизации к IV эпизоду. Впрочем, всего лишь об отсылках говорить тут мало, многие сюжетные линии буквально повторяют аналогичные из лукасовской работы: Рей — Люк, Люк — Оби-Ван, Старкиллер (кстати, один из вариантов фамилии для Скайуокеров в ранних сценариях) — Звезда Смерти, Кайло Рен — Дарт Вейдер, BB-8 — R2-D2, убийство Оби-Вана — убийство Хана и т. д. Общих пересечений достаточно и на уровне того, как построен сюжет (пока в одном месте решаются вопросы джедаев и ситхов, в другом истребители пытаются одолеть неприятельскую суперконструкцию).

Наконец, Абрамс специально дал установку использовать поменьше CGI (у многих фанатов был очевидный передоз после трилогии приквелов). Даже C-3PO сделали по старинке: посадили внутрь ветерана Энтони Дэниелса, изобразившего дроида в десяти фильмах саги.

Съёмки фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы», реж. Джей Джей Абрамс, 2015/Disney

Производство шло ударным шагом — на фильм выделялось нужное количество денег, ни о каком скепсисе со стороны съёмочной группы, как в лукасовские ранние времена, не шло и речи — новый каст рос на классических «Звёздных войнах» (например, Джон Бойега), и многие расценивали возможность сыграть в новой части как большую честь.

Съёмки шли согласно чётким жёстким графикам — новая часть выходила через два года после предыдущей. Среди самых главных форс-мажоров на съёмочной площадке был случайный перелом ноги Харрисона Форда из-за упавшей двери — впрочем, даже это не сильно сместило график.

Куда больший хаос происходил среди сценаристов и в кресле режиссёра. Восьмой эпизод снял Райан Джонсон (к тому времени режиссёр «Петли времени» и ряда эпизодов «Во все тяжкие»). В отличие от Абрамса, он не стал церемониться с аудиторией и повёл франшизу в соответствии со своими представлениями: в эпизоде было много неожиданных поворотов, где-то вступающих в спор (смещение акцента с глобального эпика на прописывание одних персонажей и отказ от ненужных других), а где-то открыто конфликтующих с представлениями Абрамса (происхождение Рей).

Съёмки фильма «Звёздные войны: Последние джедаи», реж. Райан Джонсон, 2017/Disney

Больших проблем при съёмках VIII эпизода не было, но противоречивая реакция аудитории (об этом ниже) насторожила Disney. Завершающий эпизод собирался снимать Колин Треворроу («Мир Юрского периода», «Книга Генри»), но «из-за творческих разногласий» он покинул проект. Среди возможных причин — свежий на тот момент провал «Книги Генри», слабый сценарный черновик Треворроу и нежелание студийных боссов снова давать карт-бланш непредсказуемому шутнику вроде Джонсона. В результате за штурвал вернулся Абрамс, а от Треворроу остался черновой сценарий с названием «Дуэль судеб». Среди её наиболее примечательных моментов — отсутствие связи между Рей и Палпатином и фигура ситха-антагониста Тора Валума, учителя аж Дарта Плэгаса Мудрого, легенду о котором вы, конечно, слышали.

Абрамс снова решил умерить пыл и угодить всем — в новой части он постарался сгладить углы, вернуть сюжет там, где можно было, к мотивам своей, VII части и подискутировать с эпизодом Джонсона так, чтобы фанаты были довольны. Сценарий тоже был переписан — итоговая солянка станет одной из причин фанатского недовольства.

Единственным, что продолжало объединять все три части, был саундтрек вечного Джона Уильямса.

Скайуокер. Закат

Траектория фанатской реакции на трилогию сиквелов, если упрощать и обобщать, выглядела так: надежда — восхищение/непонимание/смятение — разочарование. Сначала за бурной реакцией на IX эпизод последняя эмоция в масс-медиа скорее перекрыла все остальные. Но временная дистанция позволяет спокойнее оценить трилогию.

Пожалуй, главной проблемой оценки фильмов и тогда, и сейчас оказывается то, что их не очень справедливо рассматривать как единую трилогию, — из-за сценарных и режиссёрских пертурбаций она оставила о себе впечатление трёх разных фильмов, сшитых белыми нитками.

VII эпизод стартовал почти идеально — на пике стал третьим в списке самых кассовых фильмов за всю историю кино (без учёта инфляции), да и сейчас находится на пятом месте. Картину хвалили за качественную и деликатную перезагрузку, динамичность, хороший баланс между старым и новым — на тот момент казалось, достаточно выхода этого эпизода как факта, и дальше пойдёт по накатанной. Некоторые (и среди них Джордж Лукас) скептично отзывались о самоповторах фильма, но большинство рецензентов и простых пользователей смотрело на путь франшизы оптимистично. 

Постер трилогии сиквелов. Disney

Восьмой эпизод поверг зрителей в недоумение и расколол публику: одни оценили уход от классического лукасовского повествования, юмор режиссёра и смелость в сюжетных ходах даже относительно важных (и потому до поры до времени неприкасаемых) персонажей вроде Сноука и неожиданное перевоплощение привычных персонажей вроде Люка. По итогам фильма оказалось, что родители Рей, по сути, обычные люди, — кажется, простой, но достаточно важный шаг для франшизы, которая так часто щеголяла наследственным аристократизмом главных героев.


Другие фанаты возненавидели картину Джонсона за всё то же самое: то, что одни называли смелостью, другие сочли бездумным эгоизмом и презрением к священным канонам саги. Интересно, что сам Лукас отзывался об этом эпизоде более тепло (правда, скорее о его технической стороне).


В десятой части саги Абрамс попытался примирить свои представления о франшизе с тем немногим, что от них оставил Джонсон, что неизбежно привело к многочисленным несостыковкам и противоречиям. Возвращение Палпатина как замены Сноука, привязка Рей к нему как внучки, чтобы всё же вернуть аристократически-генетическую линию склонности к Силе, предательства неочевидных персонажей вроде генерала Хакса, урезание важных сюжетных линий из VIII эпизода (Финн и Роуз) и внезапное увеличение количества участников Сопротивления — эти поспешные попытки привели к тому, что финальный эпизод не понравился, кажется, обоим лагерям и заклеймил всю франшизу как неудачную. Некоторые недовольные фанаты настолько увлеклись, что стали превозносить сценарий Треворроу как идеальный и достойный экранизации или вовсе просить AI написать хороший сценарий финального эпизода.

На контрасте с минорным завершением кинотрилогии удачно выстрелил сериал «Мандалорец» — и Disney прагматично предпочла переключиться на этот формат («Андор», «Книги Бобы Фетта», «Оби-Ван Кеноби»). Впрочем, это не значит, что с фильмами покончено: совсем недавно на Star Wars Celebration анонсировали сразу три новых фильма: историю первого джедая, суперфильм, вбирающий события вселенной новых сериалов (страшное слово «мандоверс»), и сиквел последней трилогии — о новом ордене джедаев с Дэйзи Ридли.

Опыт трилогии приквелов наглядно показал, что неудачные (как кажется по реакции аудитории сразу после выхода) проекты могут хорошеть на дистанции лет, когда подрастают дети, впервые увидевшие это в кино. Кто знает, может быть, через 10 лет мы увидим армию поклонников ныне спорного VIII эпизода. А пока можно и отдохнуть от трилогий.

Читайте также
Добро пожаловать в мир грёз: гид по творчеству Уэса Андерсона
Мария Ракитина рассказывает про главные составляющие творчества режиссёра.
Как стриминговые сервисы захватили мир? Часть 4. Apple TV+
Максим Ершов продолжает исследовать истории стримингов.
Ари Астер: бойся своих любимых
Бегство от призраков и культистов как неплохая замена походу к психотерапевту.
«Вызов»: что нужно знать о первом фильме, снятом в космосе
На счету картины более полумиллиарда рублей за неделю.
Запутанные инкарнации: объяснение концовки фильма «Облачный атлас»
Анастасия Веселова разбирается в деталях и финальном акте картины.
Киновселенные. Приквелы «Звёздных войн» – история для нового поколения
Рассказываем о второй трилогии популярной космофраншизы.
Также рекомендуем
Культовый постановщик рассказал о тернистом пути к успеху.
Максим Заговора о восьмом эпизоде главной космической оперы, которая рискует стать началом нового культа.Итак, прош...
Екатерина Кузнецова рассказывает, какие картины цитировал в саге Джордж Лукас.
Культовый постановщик рассказал о тернистом пути к успеху.
Максим Заговора о восьмом эпизоде главной космической оперы, которая рискует стать началом нового культа.Итак, прош...
Екатерина Кузнецова рассказывает, какие картины цитировал в саге Джордж Лукас.

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00