Кино как система взаимосвязей: первая лаборатория региональной журналистики во Владикавказе

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Филипп Кудряшов, фото: лаборатория киножурналистики «Наш экран»

Во Владикавказе, столице Северной Осетии, в течение пяти жарких летних дней, с 19 по 23 августа, прошла первая лаборатория региональной киножурналистики «Наш экран», на которую собрались 20 журналистов, работающих в региональных медиа — на телевидении, радио, в газетах и журналах. Здесь не было опытных критиков и киноведов, хотя у многих журналистов в портфолио уже есть кинорецензии и интервью с представителями киноиндустрии. Это был скорее образовательный проект, в ходе которого региональным журналистам предстояло посетить 10 мастер-классов представителей разных кинопрофессий и в ходе этих встреч набрать в свою копилку навыки и умения, которые в будущем помогут им писать о кино.

Пилотный проект Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России собрал представителей Казани, Орла, Воронежа, Санкт-Петербурга, Пензы, Великого Новгорода, Уфы, Вологды и других городов России. Проект был осуществлён при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а организационную поддержку мероприятию оказывали Союз кинематографистов РФ и его Северо-Осетинское региональное подразделение, а также Министерство культуры и Комитет по печати РСО-Алания.


Для показов фильмов и следовавших за ними мастер-классов приглашённых экспертов был выбран Дом кино Владикавказа — здание с традициями, но, к сожалению, уже несколько отставшее от технических требований современного кино, что создало свою атмосферу погружения в киноиндустрию: казалось, что все фильмы были сняты не сегодня и не сейчас, а в уютном «вчера», хотя для некоторых новинок, например фильма «9 секунд» Олега Штрома, основанного на реальных трагических событиях 2010 года, это было далеко не так — этот фильм ждёт премьерный показ в Москве в ближайшие недели. Но качество звука и экрана (отнесём эти проблемы к огрехам первого проекта) не помешало бурным дискуссиям в ходе каждого мастер-класса — дневного (в 12 часов) и вечернего (в 17 часов).

Дом кино Владикавказа, фото: лаборатория киножурналистики «Наш экран»

Приглашённым экспертам был дан карт-бланш на выбор фильмов, и ими стали «Календарь ма(й)я» Виктории Фанасютиной, «Отель» Александра Балуева, «Храм» Рауфа Кубаева, «Дневник поэта» о башкирском поэте и драматурге Рами Гарипове в режиссуре Булата Юсупова, подборка анимации в разных техниках и другие, в том числе классика — «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова. Определённой проблемой лаборатории стало отсутствие единой выбранной концепции. Так как каждый эксперт предлагал свой фильм для своего мастер-класса, не было единой темы, объединившей все эти пять дней, и, соответственно, не было последовательности в эмоциональном восприятии фильмов в течение этого времени.

Фото: лаборатория киножурналистики «Наш экран»

Также фильмы были очень разными по требованиям к эмоциональной стойкости, а несколько из них требовали от зрителей выдержки и крепости нервной системы: например, фильм «Храм» (2022) с Андреем Соколовым в главной роли бывшего афганца Григория, отдающего деньги на строительство храма, рассказывал историю похищения двух девушек и содержания их в рабстве в подвале, что вызвало неприятие и отторжение многих участников лаборатории.

Журналисты из разных регионов России проявили большой интерес к процессу общения с экспертами и в течение трёх часов каждый день (по полтора часа утром и вечером) задавали свои вопросы операторам, режиссёрам, продюсерам игрового, документального и анимационного кино, а также актёрам, киносценаристам и киноведам. Частично дискуссии содержали высказываемые оценки просмотренных фильмов, но самыми продуктивными стали именно лайфхаки по пониманию фильмов и руководства к действию по написанию кинорецензий от представителей разных кинопрофессий. Иногда даже сами эксперты подключались к беседам и обсуждениям, отчего мастер-классы становились ещё более жаркими, с абсолютно разными позициями в восприятии показанного кино.

Актриса Ольга Хохлова, фото: лаборатория киножурналистики «Наш экран»
Оператор Александр Носовский, фото: лаборатория киножурналистики «Наш экран»

Все эксперты подошли к своим мастер-классам с эмоциями и большой отдачей — например актриса «Папиных дочек», снявшаяся более чем в 40 проектах, Ольга Хохлова устроила мини-концерт, а также делилась интересными эпизодами из своей съёмочной жизни, в том числе и рассказом о несостоявшейся роли ведьмы в Мексике, от которой её отговорил православный батюшка. Многие из встреч с экспертами стали окошками в детали и кухню определённых профессий — так было, например, в случае оператора Александра Носовского (на лаборатории были представлены три его картины), поделившегося тем, как болезненно воспринимает исчезающий в слое времени мир: Носовский даже считает, что болен хронофобией и пытается, как Марсель Пруст, зафиксировать каждое мгновение, находясь в хроническом поиске утраченного времени. Носовский на примере «Отеля», «Девяти дней» и детского «Календаря ма(й)я» показал, как оператор визуально выстраивает цвет и фреймы для каждого из своих фильмов, создавая уникальную колористику и особенности кадров для каждого из них, а также поделился секретами поиска локаций — так, в случае «Календаря ма(й)я» вместо Калининграда в итоге был выбран Санкт-Петербург.

Интереснейшими инсайтами в продюсирование современного кино поделился Юрий Обухов, продюсер фильма «9 секунд» о подвиге современного героя, 19-летнего бурятского матроса Алдара Цыденжапова, который скоро увидят российские зрители. Для создания фильма, идея которого также пришла ему лично, продюсер поговорил с семьёй погибшего, договорился о съёмках в буддистском дацане в Бурятии, а также в течение трёх лет работал со сценаристом фильма Мариной Довгер, чтобы реальное жизненное событие превратилось в качественную и трогательную киноисторию. Таким образом, как объяснил Обухов, период препродакшен подчас может стать самым важным в кинопроцессе — сами же съёмки во Владивостоке заняли лишь несколько месяцев.

Мастер-класс Алёны Сычёвой, фото: лаборатория киножурналистики «Наш экран»

Также была насыщенной лекция о состоянии современной мультипликации и фестивалей. Куратором выступила продюсер анимационного кино и киновед со вгиковским образованием Алёна Сычёва. Она рассказала о местах и фестивалях, где можно посмотреть современную анимацию, поделилась особенностями составления программ анимации для крупнейших киносмотров страны (ММКФ, «Окно в Европу» и других), а также поведала о региональных студиях анимации и их представителях. После этой лекции, кажется, почти все участники научились быть внимательными к разным техникам, использующимся в анимации, и к особенностям построения сюжета в этом киножанре.

И, наконец, очень важной в плане выделения реперных точек в написании кинорецензии стала лекция кинокритика «Российской газеты» Максима Васюнова. Васюнов в виде презентации обратил внимание журналистов на те вопросы, которые надо себе задать при написании рецензии: для чего режиссёр поставил этот фильм именно сейчас, что он может дать современному зрителю, зачем его смотреть сегодня и на какие референсы в киноиндустрии он опирается. Васюнов очень грамотно показал участникам, что любое кино — это часть кинопроцесса и истории кино, и, чтобы его проанализировать, надо быть насмотренным, а также не бояться чётко занять определенную личную позицию, так как именно она в первую очередь запомнится читателям. Васюнов также посоветовал быть демократичными по отношению к зрителям и не общаться с ними в текстах свысока.

Филипп Кудряшов, фото: лаборатория киножурналистики «Наш экран»

Филипп Кудряшов, председатель Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов РФ, хорошо модерировал некоторые из дискуссий и проявил дружеское участие и интерес к каждому из участников. Хочется отметить, что некоторые из экспертов проявили определённую снисходительность к региональным журналистам, подчёркивая их географическую привязанность к рабочим местам — так, киновед Светлана Старостина из Пензы настаивала на том, что региональному журналисту недоступно то, что открывается москвичам, и потому стоит сфокусироваться на деятелях кино из региона, а также пытаться получить кинообразование дома путём регулярных видеопросмотров. Но, как доказала сама проведённая во Владикавказе лаборатория, региональные журналисты, так же как и их коллеги из столицы, могут путешествовать и открывать для себя новые фильмы и фестивали. А будущее для российского кинопроцесса и обмена знаниями в индустрии кино, несомненно, в связанности регионов с центром и взаимообогащающем обмене.

Читайте также
Почему «Оно приходит за тобой» — великое кино
Почему стоит посмотреть на большом экране один из лучших хорроров современности.
«Короче-2024»: любовные драмы, истории дружбы
Как прошли третий и четвёртый дни фестиваля в Калининграде.
Фильм ужасов «Собиратель душ»: объяснение концовки и отсылки
Осторожно: в тексте содержатся спойлеры. Много спойлеров!
«Короче-2024»: полёты во сне и наяву
Рассказываем о фильме открытия и первых конкурсных картинах.
Также рекомендуем
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и отобрал самое интересное за вас. И, кажется, ключевое слово эт...
16 июня 1960 года состоялась очередная премьера мастера жанра. Альфред Хичкок явил зрителю «Психо». История создани...
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и отобрал самое интересное за вас. И, кажется, ключевое слово эт...
16 июня 1960 года состоялась очередная премьера мастера жанра. Альфред Хичкок явил зрителю «Психо». История создани...

Последние новости

Плыть по Пон Джун-хо: круиз по «социальному» тарифу
55 лет, семь снятых полнометражек и одна — в разработке.
Джош Бролин и Питер Динклэйдж сроднятся в комедии «Братья»
В которой также сыграли Брендан Фрейзер и Гленн Клоуз.
00:00