Канны-2025: сюрпризы основного конкурса и «Миссия» Тома Круза

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Уехать однажды», кадр: Cannes Film Festival

На 78-м Каннском кинофестивале было два открытия. Первое — официальная церемония с проникновенными выступлениями Роберта Де Ниро, Леонардо ДиКаприо, Жюльет Бинош, Квентина Тарантино, Милен Фармер. Церемония была настолько возвышенна и совершенна, что её должно было что-то заземлить. Этим «что-то» послужил фильм открытия «Уехать однажды».

На следующий вечер Канны словно открылись заново: на этот раз премьерой восьмого фильма популярной франшизы «Миссия невыполнима: Финальная расплата». Приезд Тома Круза вызвал большой ажиотаж, хотя и не такой, каким виделся ранее. Тот же проморолик со звездой, выпущенный накануне фестиваля, вызвал реакцию куда более восхищённую и тут же завирусился в соцсетях. Сусанна Альперина рассказывает о просмотренном в первом дневнике 78-го Каннского кинофестиваля.

«Уехать однажды», реж. Амели Боннен

Фильм открытия, внеконкурсная программа «Каннские премьеры»

«Уехать однажды», кадр: Cannes Film Festival

Французская певица Жюльет Армане — центр притяжения и исполнительница главной роли в дебютной картине Амели Боннен «Уехать однажды», которая выбрана в этом году фильмом открытия Каннского кинофестиваля. То, что фильм — мюзикл, особо не афишировалось. А вот то, что это разросшаяся до полного метра короткометражка, знали, похоже, все, но почему-то не насторожились. А следовало бы, потому что короткий метр, увеличенный до полного, редко бывает удачным.

Того, что Армане (а это кинодебют певицы) умеет петь, танцевать и кататься на коньках, авторам показалось мало. Поэтому её героиню Сесиль наградили способностью готовить. Сесиль — повар мишленовского ресторана в Париже, а, как известно, один из лучших языков, которым владеют французы, — это кулинарный. Однако Сесиль не до лобстеров и гарниров: помимо больного отца, героиня узнаёт, что беременна.

Оказалось, что создать незатейливое кино и наполнить его песнями, в том числе и классическими, для успеха маловато. И многообещающее начало фильма сменяется раздражающей серединой и разочаровывающим финалом. Раздражение возникает, когда беременная героиня пьёт одну рюмку за другой, курит и ночь напролёт играет с повзрослевшими друзьями детства — почему-то в игру, где нужно угадать знаменитых людей, которые сплошь кинозвёзды. Самое то для дальнобойщиков и рыбаков. Самым ярким эффектом от фильма стало то, что к некоторым зрителям в Каннах на несколько дней привязались слова и мелодия финальной песни, которая и дала название картине. А худшим — то, что многие после показа отправились отмечать открытие фестиваля в хорошей компании в надежде поскорее забыть увиденное.


«Звук падения», реж. Маша Шилински

Основной конкурс

«Звук падения», кадр: Cannes Film Festival

Говорят, когда отборщики Каннского кинофестиваля увидели эту картину, то пришли в оцепенение, а после — в восхищение. Затем среди кинобизнесменов началась борьба за покупку фильма — выиграла её MK2 Films. Ленте прочат призы, но знали о её достоинствах далеко не все. Иначе как объяснить, что на премьеру, которая состоялась на второй день фестиваля, как раз перед «Миссией» с Томом Крузом, свободно можно было достать лишний билет.

Фильм снимали в небольшой саксонской деревне. В нём рассказана история четырёх поколений женщин одной семьи, которые жили на одной и той же ферме в разные времена: 20-е, 40-е и 80-е годы прошлого века и наши дни. Каждая из героинь разбирает для себя себя вопросы жизни и смерти. Смерти — больше: размышлениям на эту тему посвящена значительная часть картины. Чёрно-белая структура основных сцен, квадратный экран... Зритель, путешествуя во времени, попадает в различные измерения.

Историю девочки Альмы, представительницы самого первого поколения, о котором идёт речь в фильме, зритель видит через замочную скважину: Альма — любительница подглядывать. Как по традиции отмечают День погибших душ, как ведут себя сёстры, мать, одноногий дядя Фриц... Зрителю предоставлена тщательно подобранная коллекция звуков: хрюканье свиней, шелест камыша, течение реки, скрип половиц, звенящая тишина... Шилински будто бы удалось найти особенный звук — гул времени.

Проследить чёткую логику в чередовании жизней разных поколений в фильме невозможно. Но главное, что удаётся режиссёру, — показать перекличку времён в деталях, на неком неосязаемом уровне. При просмотре вспоминаются работы Андрея Тарковского, Александра Сокурова и его учеников — в частности, Александра Золотухина («Мальчик русский»), Сергея Кальварского — младшего («Волнами», «Гнездо из бумаги»), где новое поколение авторов исследует природу звуков. Режиссёр Маша Шилински — бесспорно, одна из главных героинь нынешних Канн.


«Миссия невыполнима: Финальная расплата», реж. Кристофер Маккуорри

Программа «Каннские премьеры»

«Миссия невыполнима: Финальная расплата», кадр: Paramount Pictures

Восьмая часть знаменитой франшизы уверенно входила в топ ожидаемых фильмов фестиваля. Масштабный аттракцион устраивает зрителю настоящие американские горки с амплитудой — от оммажей всем предыдущим семи частям картины сразу до попытки взять на себя миротворческую миссию в современном мире.

События в картине происходят даже быстрее, чем зритель успевает их для себя фиксировать. Когда продираешься сквозь водопад флешбэков, становится ясно, что агент Итан Хант (Том Круз, страшно подумать играет его уже 30 лет) снова в деле. И задача перед ним уровня «бог»: мир в плену у искусственного интеллекта — система называется Entity. Машины быстро обучаются и вот уже берут под свой контроль всё самое важное, что есть в разных странах. А это в том числе и ядерное оружие. Перекличек с бондианой великое множество, и даже хорошо, что фильм на фестивале не в конкурсе, а то сердце члена жюри Холли Берри бы дрогнуло. Главный враг Габриэль (Эсай Моралес) делает всё, чтобы остановить Итана. Но с нашим героем работает проверенная годами команда. В фильме снова собрались Генри Черни, Саймон Пегг, Ванесса Кирби, Хейли Этвелл, Шей Уигэм, Пом Клементьефф — появлению каждого зрители хлопают отдельно.

Если бы стояла задача представлять это кино в виде здания, оно было бы футуристическим и славилось бы нагромождениями. Том Круз решил напоследок выдать не один подвиг, а сразу несколько. В его 60 лет так бегать и выполнять трюки практически в одних боксерах, демонстрируя безупречное тело, — презентация новых человеческих возможностей. Но и его герой в огне не горит и в воде не тонет. В фильме он подвергается чудовищным перегрузкам: и в холодной воде (нормальный человек выдерживает в такой 4 минуты), и в капсуле, где его испытывает искусственный интеллект, и в других ситуациях — фантазия создателей курсирует в диапазоне нечеловеческих возможностей. Не успевает Итан прийти в себя после одного испытания, как впереди другое — ещё круче. А там и сцена с самолётами (именно видео, отсылающее к ней, завирусилось в Сети). То, что вытворяет Том Круз, явно претендует на то, чтобы остаться в памяти поколений, не меньше, чем в знаменитой сцене с каплей пота из первой «Миссии» (этот эпизод, кстати, в новом фильме цитируется четыре раза).