В Иваново завершил свою работу пятый юбилейный фестиваль сериалов «Пилот». Мы уже рассказали в нашей подборке о самых интересных проектах фестиваля. Сусанна Альперина о том, как «Пилот» изменился за это время.
Население Иваново в период с 22 по 25 июня этого года махом увеличилось почти на тысячу человек. Столько гостей и участников фестиваля «Пилот» приехали сюда в этом году. Были «задействованы» все отели. Снимали квартиры — так обычно происходит в период крупных кинофестивалей в Каннах, Венеции и других городах, включая Сочи, когда там проводили «Кинотавр». Только в Иваново, к счастью, пока не поняли, что на период «Пилота» можно взвинчивать цены.
На первом фестивале «Пилот» в 2018 году показы проходили лишь в одном зале кинотеатра «Лодзь». Для людей это было в диковинку — лицезреть сериалы в главном городском кинотеатре, когда у них к тому времени уже более 10 лет как проходил международный кинофестиваль авторского кино «Зеркало», посвящённый уроженцу здешних мест Андрею Тарковскому. В этом году на «Пилоте» три зала кинотеатра были забиты под завязку, и время от времени из них раздавались просьбы включить дополнительные кондиционеры. При этом человек 150 смотрели внеконкурсную программу на вокзале. На время «Пилота» бизнес-зал недавно отремонтированного вокзала в Иваново уже не первый год превращается в кинотеатральный.
Более 20 сериалов (точнее, их пилотных эпизодов) за два-три дня — такой марафон для «Пилота» норма. Если не посмотрел 10 серий разного жанра и калибра в день, считай, фестиваль не состоялся. Но в этом году к просмотрам добавилась ещё и деловая программа. Если на первых фестивалях «Пилот» деловая часть сводилась к выездным светским мероприятиям, где создатели представляли материалы новинок, а потом присутствующие выбирали лучший проект, то теперь был объявлен Первый деловой форум. И надо же — помещение, где его проводили, оказалось слишком тесным. Люди стояли, сидели на ступеньках. Причём не рядовые участники, а даже члены жюри и руководители онлайн-кинотеатров. Показательно, что особенно зал переполнился «через край» на презентации Института развития Интернета (ИРИ), который поддерживает сериалы, но известно об этом было далеко не всем присутствующим. Из проектов ИРИ наибольший интерес у собравшихся вызвали два (представлено было 10). Это будущие сериалы «Слово пацана» Жоры Крыжовникова и «Челюскин. Первые» (за ним стоит компания Фёдора Бондарчука).
ИРИ вообще правил бал на юбилейном «Пилоте». На деловом форуме была сессия, посвящённая проектам в работе, по итогам которой выбирали самый ожидаемый сериал. Им стал проект онлайн-кинотеатра Kion «Третий в постели» Бориса Хлебникова — Александр Робак и Анна Михалкова сыграли в нём супружескую пару, которая в отпуске попала в невероятное приключение. Однако в сессии участвовал поддерживаемый ИРИ масштабный сериал «Плевако» студии Алексея Учителя «РОК». Из названия понятно, что герой сериала — легендарный русский адвокат, чьё имя стало нарицательным. Его играет Сергей Безруков, а режиссирует сериал жена артиста — Анна Матисон. В основном конкурсе «Пилота» 2023 года было три проекта, сделанных при поддержке ИРИ. И один из них победил — стал лучшим, по мнению жюри. Речь о сериале «Цербер», в котором переплелись история декабристов, структура детектива и идеологическо-просветительская составляющая. Главную роль сыграл Сергей Марин.
В деловой программе обратили на себя повышенное внимание ещё два события. Первое — лекция генпродюсера Okko Гавра Гордеева об интеграции брендов в контент. И второе — сессия главы компании «Экспоконтент» Александры Модестовой под названием «Соковыжималка». В ней были представлены отобранные спикером сериальные тренды последнего времени с яркими примерами — международными сериалами. Если следовать за трендами исследования Модестовой, из которых один — жанровый, все остальные — смысловые, в отношении пятого фестиваля сериалов «Пилот», то можно отметить следующее. Заявлен тренд «Экранизации» — такие были, и не одна. Начиная с сериала-открытия «Пилота» «Библиотекарь» — он выйдет к зрителям, кстати, уже 29 июня. Тренда «Невозможное — возможно» в фестивальных сериалах почти не было. Тренда «На основе реальных событий» также почти не было, особенно в отношении современной реальности. Тренд «Закон не писан» тоже отсутствовал — за редким исключением. Тренд «В поисках правды» — таковой был, но в небольшом количестве. Особенно ярко проявился в сериале, который более всего понравился зрителям, — «Мамонты». В нём герой Юрия Стоянова, пенсионер, который приехал к дочери в Москву, собирается найти в даркнете обманувших его банковских мошенников. Явно ему это удастся. Ещё один тренд — «Женщины сверху». Вот его было с лихвой. Сразу несколько проектов были посвящены сильным женщинами — такие сериалы, как «Ира», «Я иду искать», «Мамонты», «Убить Риту» и другие.
В целом же тренды нынешнего «Пилота» можно выделить такие: по жанрам — комедии и криминальные истории, научная фантастика, исторические проекты, и даже катастрофа. По темам — отношения между поколениями, новые технологии... Однако самый яркий тренд — импортозамещение. Говоря о нём, можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны. Если говорить о положительных, даже сама сессия Модестовой была «импортозамещением» — на крупнейшем международном рынке контента, который проводится дважды в год в Каннах, есть такое популярное мероприятие Fresh TV, на котором эксперт из Швейцарии Вирджиния Мауслер представляет тенденции и форматы. Если говорить об отрицательных — к сожалению, пока создатели российских сериалов мало придумывают что-то своё. Особенно ярко проявились заимствования из иностранных фильмов-сериалов в двух пилотных — «Короче, план такой» и «Безбашенная». И если во втором случае сериал, который является «эхом» сразу двух проектов — сериала «Любовник леди Чаттерлей» и фильма «За бортом», держит талант Екатерины Варнавы, то в первом фундамента вообще нет.
Однако самое время посмотреть, какие же тренды преобладали на четырёх предыдущих «Пилотах». Первый фестиваль прошёл в 2018 году. В Иваново тогда приехали Валерий Тодоровский — президент фестиваля, бессменный программный директор Егор Москвитин и почти все члены попечительского совета «Пилота» — врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский, советник президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой, продюсеры и режиссёры Александр Акопов, Леонид Верещагин, Сергей Сельянов, Игорь Толстунов, Александр Цекало и Фёдор Бондарчук. Генеральным продюсером «Пилота» была (вплоть до четвёртого фестиваля включительно) Светлана Дрыга. Победила тогда музыкально-романтическая комедия «90-е. Весело и громко» — о том, как на пути главных героев, создавших рок-группу, встречаются криминальные авторитеты, малиновые пиджаки, «новейшие» гаджеты и многое другое. Зрителям запомнились такие проекты, как «Подкидыш», «Свадьбы и разводы»... А самым громким сериалом в программе был «Триггер», который приехал в Иваново после представления в Каннах. Тогда же первый эпизод сериала «Вампиры средней полосы» участвовал в конкурсной программе фестиваля. Юрий Стоянов получил приз фестиваля за лучшую мужскую роль, а сам проект — отличные отзывы: его полюбили, что называется, с первого взгляда.
Что касается конкурса — тогда за сериалами стояли не онлайн-кинотеатры, а телеканалы-вещатели. Например, сериалы «Триггер», «Русалки» и «Хор» готовились для Первого канала, «Ворона» — для НТВ, «Учителя» — для ТВ-3 и так далее. Была и программа «Сериалы на площади», благодаря которой жители города могли увидеть на большом экране такие фильмы, как «Вызываем огонь на себя», «Таинственная страсть», «Ликвидация» и «Оттепель».
В 2019 году на фестивале «Пилот» в конкурсе было 17 сериалов. Самую важную награду «Пилота», приз зрительских симпатий, получила комедия СТС «Ромком». Автору этих строк тогда особо полюбился будущий сериал «Спи со мной» о способности героя проникать в чужие сны — он до сих пор так и не вышел к зрителям. Сериалы «Колл-центр» и «Детективный синдром», «Дети» (в будущем этот проект Алёны Званцовой получил название «Никто не узнает» и вышел на Первом канале только в прошлом году), «Дылды», «Макаров», «Полярный 17»... Тогда я писала в одной из своих статей, что «главное для нашего зрителя — не устать от комедий». Жанр преобладал в неравной пропорции. Но всем от этого было только весело.
Зато в 2020 году стало грустно — тогда по понятным причинам, связанным с пандемией, «Пилот» не проводили. А в 2021-м «Пилот» пришлось переносить с июня на сентябрь, из-за чего из конкурсной программы выбыли ранее заявленные проекты, такие, например, как «Товарищ майор» и «Пингвины моей мамы». «Товарища майора» потом показали в дополнительной внеконкурсной программе «Кинотавра», с тех пор эту острую сатиру никто не видел — не то время. Премьера «Пингвинов...» состоялась в летнем кинотеатре на «Стрелке» — это было красивое и профессиональное, и светское событие. А затем сериал стал одним из самых громких российских проектов. В конкурсе в 2021 году было 14 сериалов — сравните с двадцаткой в 2023-м. Юрий Стоянов тогда «вырос» с обладателя приза за лучшую роль до председателя жюри фестиваля. Забегая вперёд, расскажем, что и в этом году Стоянов был вполне достоин награды за работу в сериале «Мамонты» — так что актёр стал своего рода символом и лицом «Пилота».
На фестивале 2021 года царила новаторская и молодёжная атмосфера, что сказалось и на наградах. Многие прочили призы статусному сериалу Первого канала «Вертинский», но жюри решило поощрить молодых, выделив такие работы, как «Стрим», «Солд Аут», «Моя большая тайна» и другие. Впервые на фестивале тогда были показаны сериалы «Исправление и наказание» с Анной Михалковой и «Чиновница» с Викторией Толстогановой — оба впоследствии стали зрительскими хитами. Также в программе были «Вне себя» и «Отец Сергий» — будущий «Сергий против нечисти». Оба тоже прогремели на всю страну. До сих пор не вышел к зрителям сериал «Самое безопасное место» о закрытой клинике, где проходят лечение девушки с расстройствами пищевого поведения, но на «Пилоте» его оценили даже иностранные гости.
Сериал самого Валерия Тодоровского «Надвое» тогда показывали в деловой программе в формате анонса. А уже на следующий год им — на вокзале и в новом зале — открылся «Пилот-2022». В конкурсе был 21 проект, и концу второго дня у многих зрителей расфокусировалось зрение от просмотренного. В прошлом году на «Пилоте» прогремели сериалы «Приход» (главный приз и награда Филиппу Янковскому за лучшую мужскую роль) и «Горемыки». Судьба первого непонятна, второй начал выходить на Premier и стремительно оборвался — как уже было сказано выше, не время для остросоциальных сатирических проектов. Многие гости и участники — а было на «Пилоте» уже несколько сотен человек — буквально влюбились в сериал «Сны Алисы». Жюри выделило актрису из него, но сезон, по информации автора этих строк, так до сих пор и не снят. «Пилот-2022» запомнился также такими проектами, как «Капельник» и «Химера», «Красный 5» и победитель зрительского голосования «Друг на час». А ещё громкой новостью: на закрытии объявили, что из рук генерального продюсера Светланы Дрыги фестиваль переходит к другому «хозяину» — Антону Калинкину.
В 2023 году Калинкин изменил стиль «Пилота»: яркие красные и синие цвета остались в истории, на смену им пришёл элегантный тёмно-серый. Изменился и приз фестиваля — приобрёл форму крыла и стал называться «Крыло да Винчи». Ввели и новую награду — лучшему шоураннеру. Первую получила Ирина Сосновая (онлайн-кинотеатр Start) — вспоминаем тренд «Женщины сверху». Команда Калинкина добавила юмора в фестивальный мерч, раздав гостям предметы первой необходимости от «Энтеросгеля» до индивидуальных средств защиты. Но — увы — сериалы перестал представлять программный директор «Пилота» Егор Москвитин: многие ехали на фестиваль и для того, чтобы послушать его шутки, порой более талантливые, чем иные проекты. Продюсерский проект Валерия Тодоровского «Охота на Бизона» с Сергеем Безруковым в главной роли закрыл «Пилот» в этом году. И уже не было в Иваново видно членов попечительского совета «Пилота». Зато известно, что Фёдор Бондарчук теперь будет работать с Калинкиным на обновлённом кинофестивале «Короче» — он намечен на август...