Последнее десятилетие подарило массовому зрителю несколько действительно впечатляющих аниме-экранизаций, среди которых особенно ярко сияли сериал «Ван-Пис» и крупнобюджетный фильм «Алита: Боевой ангел». Такое событие не столько стало возможностью приятно провести время за действительно увлекательным зрелищем, сколько дало шанс получить билет в удивительные миры, придуманные японскими писателями и художниками. Весьма ограниченный, но это — лишь маленький шаг для простого человека и гигантский скачок для многочисленных западных зрителей, чьи руки так и не прикоснулись к аниме. Бояться этого не нужно, особенно сейчас — на третьем десятилетии XXI века. Разбираемся вместе со Спартаком Волковым, как сделать первые шаги в изучении японской культуры через анимационные шедевры разных эпох и при этом не утонуть в их многообразии.
У самурая и рыцаря схожие цели, но разные пути
Наверное, никого не удивит, что японские аниматоры подсмотрели идею создания мультфильмов у западных коллег по цеху. Но одна цель — не равно один путь. Как настоящие представители Страны восходящего солнца, они избрали собственную тропу, вылившуюся в узнаваемые атрибуты: от большеглазых героев и контрастной эмоциональной мимики до проработанных изображений городских пейзажей, еды и железнодорожных путей.
В основу аниме в большей части случаев закладывается манга — графическая чёрно-белая новелла, напоминающая своей структурой американские комиксы, но зачастую куда более жанрово разнообразная. До того как добраться до малых экранов, мангака вместе со своим творением обязательно проделывает долгий путь от первого выпуска до популярности. После этого его труды замечают продюсеры, подписываются договоры со студиями, и, если всё идёт хорошо, зритель получает долгожданную экранизацию, состоящую зачастую не менее чем из 13 эпизодов, либо полнометражный анимационный проект.
Всё это сильно напоминает адаптацию супергеройских историй, но есть одно разительное отличие, которое не позволило Голливуду обуздать японскую анимацию, превратив её в коммерчески успешные фильмы с живыми актёрами.
Самурай не терпит вольностей
Мир экранизации манги строг и беспощаден. Ежемесячно различные студии выпускают с десяток аниме, и лишь некоторые из них к концу года обретают настоящую популярность. Проблема кроется в низком качестве адаптации или в слабом оригинале.
Но когда дело касается голливудской руки, пытающейся постигнуть Восток, продюсеры, студии и сценаристы Запада начинают всё упрощать, либо же, что самое ужасное, адаптировать под себя.
Японская анимационная культура не допускает сюжетных вольностей, и изменение образов в пользу общественных веяний вместе с сюжетными упрощениями ставят крест на любых неудачных попытках.
За примерами далеко ходить не надо: если «Тетрадь смерти» пыталась упростить историю аниме и переиначить её смысл, то сериал «Ковбой Бибоп» от Netflix слишком сильно пытался подражать оригиналу, по итогу скатившись в карикатуру в попытках оставаться максимально лояльным к западному зрителю. И тот и другой проект оказались провальными, а аниме-сообщество, за исключением небольших фанатских групп, и вовсе пытается их забыть. Низкое качество голливудских экранизаций родило у массовой аудитории предвзятость к миру японской анимации.
Чем дальше в лес, тем разнообразнее самураи
Но не только это является камнем преткновения. Большая часть аниме страдает от собственных болячек: начиная от гиперболизированных образов неубиваемых «мёртвых внутри» протагонистов, сексуализированных героинь-подростков и экстравагантных историй, чьи идеи придутся по вкусу далеко не всем. Но восточная мультипликация делится на несколько разных жанров, а те уже — на десятки поджанров, разбираться в которых вовсе не обязательно.
Достаточно знать, что существуют следующие столпы, разделяющие творчество по целевой аудитории:
«Кодомо» — безобидные, не наполненные структурно сложными идеями мультфильмы для детей;
«Сёнэн» — боевики, спортивные, романтические и музыкальные драмы для подростков с яркими героями, внутренними страданиями, временами томным обсуждением техник ниндзюцу, динамичными боями и тяжёлыми ситуациями, которые протагонисту обязательно нужно преодолеть. Среди ярких и культовых представителей числятся «Наруто», «Ван-Пис», «Драконий жемчуг», «Стальной алхимик», «Атака титанов» и «Гуррен-Лаганн»;
«Сёдзё» — творчество, созданное преимущественно для девушек подросткового возраста, главные темы которого заключаются в любовных дебрях с комедийным и драматическим уклоном. Есть и представители, уходящие в изучение суперспособностей героинь и борьбу со злом. Самый яркий и культовый пример — «Красавица-воин Сейлор Мун»;
«Сэйнэн» — самый уважаемый взрослыми гайдзинами жанр. Его герои — мужчины и женщины, давно преодолевшие пубертатный период, а сюжеты зачастую не терпят снисходительности и довольно безжалостно относятся к мечтам и грёзам персонажей. Сюда можно отнести «Берсерка», «Монстра», «Странники», «Сагу о Винланде» и «Ковбоя Бибопа»;
«Дзёсэй» — большая часть анимационных проектов, относящихся к этому жанру, посвящена проблемам взрослых женщин и любовным перипетиям.
Несложно догадаться, что главной задачей зрителя, который хочет погрузиться в аниме, является выбор подходящего по собственным предпочтениям жанра, чтобы не обжечься в дальнейшем и полюбить многообразные миры японских визионеров.
Не осознав культовость аниме, невозможно стать самураем
Но начать можно и нужно с базиса всего жанра. Вещей, проверенных временем. Аниме, которое получило популярность в Японии и за её пределами. И это не только потому, что культовый статус — знак качества. Но и потому, что первый шаг должен быть таким, чтобы вхождение было максимально плавным, приятным и запоминающимся на всю жизнь.
Если вы уже касались полнометражных работ всемирно уважаемого Хаяо Миядзаки, становились частью мелодраматических историй Макото Синкая или же погружались в гнетущий мир будущего «Акиры» Кацухиро Отомо и «Призрака в доспехах» Мамору Осии, то предлагаем вам приглядеться к многосерийным magnum opus всей японской мультипликации.
Сон, от которого невозможно проснуться
Космический джаз, роковые истории, сигаретный дым, сломанные герои — сериал «Ковбой Бибоп», выпущенный в конце прошлого века, до сих пор считается одним из лучших представителей аниме. Одно из его главных отличий в том, что в основе фантастической работы Синъитиро Ватанабэ, заполнившего пустой космос жизнью небольшой команды корабля Bebop, не лежит культовая манга. Её пытались выпустить параллельно созданию сериала, но она лишь пересказывает основные события многосерийного боевика и практически не имеет культурной ценности, в отличие от её большого брата, перенести которого на большие экраны пытались несколько десятилетий. Закончилась эпопея крайне спорным лайв-экшен-сериалом для Netflix. Но сейчас не о грустном, а о великом.
Сюжет анимационного сериала разворачивается в постапокалиптическом будущем. На планете Земля практически не осталось жителей, а человечество разбрелось по другим планетам в поисках собственного места. Спайк Шпигель, Джет Блэк, Фэй Валентайн, Эд и умный пёс Эйн — члены команды межпланетного корабля под названием Bebop. Они — потерянные души, нашедшие временное призвание в охоте за головами. В мире будущего таких, как они, называют космическими ковбоями, занимающимися отловом преступников.
Лёгкие истории о поимке особо опасных нарушителей служат лишь приятным фоном для раскрытия тяжёлого жизненного пути главных героев, скелеты в шкафу которых не дают им спокойно спать по ночам, так и норовя вернуться. 26 эпизодов выстраивают особую связь с происходящим и дарят незабываемую атмосферу, играя в отдельных сериях с абсолютно разными жанрами, начиная от комедий и боевиков и заканчивая ужастиками и триллерами.
Делается это ради того, чтобы зритель, подошедший к финалу, выдержал его драматический вес и спустя время смог двигаться дальше, предаваясь ностальгическим воспоминаниями о путешествии в компании разношёрстной команды небольшого космического корабля. И затем провёл ещё один вечер вместе с ними в не менее очаровательном полнометражном фильме «Ковбой Бибоп: Достучаться до небес».
Даже без великой мечты человек способен жить дальше
Не все истории имеют законченный финал. Существуют не менее значимые и почитаемые произведения, чья концовка до сих пор остаётся в тумане. Яркий представитель — тёмное фэнтези «Берсерк». Безжалостный мир Кэнтаро Миуры безумно похож на Средневековье в своих устоях и правилах, с одним важным отличием — в его вселенной демоны действительно существуют. С ними борется высокорослый молчаливый мечник Гатс. За его спиной — большой двуручный меч, лицо покрыто шрамами, и единственное выражение лица, доступное ему, кроме невозмутимости, — яростное.
Но эта история вовсе не о безжалостном воине, убивающем всех вокруг. Мангака смог вдохнуть в мир, окружающий героя, настоящую жизнь, наполнив её интересными образами, душераздирающей драмой, тяжёлыми предательствами и шокирующими моментами.
К сожалению, автор оригинала Кэнтаро Миура скоропостижно скончался, не успев завершить главное творение своей жизни. А само аниме 1997–1998 годов успело адаптировать лишь одну крупномасштабную арку, но это вовсе не значит, что к нему не стоит приобщаться. Наоборот, финал сериала оставляет с самым правильным возможным послевкусием из всех возможных: борьба добра со злом продолжается. Несмотря на то что у первых совсем мало шансов, надежда в конце туннеля остаётся единственным путеводителем, на который можно опереться.
У тебя нет врагов
Зато есть две части «Саги о Винланде», успевшей обрести культовый статус ещё до собственного окончания. Произведение Макото Юкимуры создало необычный прецедент, резко изменив жанровые связи между первым и вторым сезонами. Если первый демонстрировал эпичные бои, ужасы рабства и кровавые набеги викингов, то второй старается охватить метаморфозы, связанные с протагонистом, и показывает нелёгкую, но насыщенную жизнь крестьян на ферме.
Главный герой «Саги о Винланде» Торфинн претерпевает изменения и проходит путь от воина, живущего лишь местью, до человека, пытающегося построить идеальный мир, в котором ни у кого не будет врагов. Разрыв для некоторых оказался болезненным, но большинство разделило пацифистские взгляды автора, показавшего ужасы войны через мальчика-подростка, которому пришлось рано повзрослеть.
Историческое аниме, рассказывающее о военном и мирном быте исландского викинга, основано на одноимённой манге, которую выпускают на протяжении уже 18 лет. Но в этом году автор собирается закончить своё оригинальное произведение.
Она пришла оттуда, где всегда весна
Вундеркинд Косэй Арима выигрывает множество детских конкурсов, играя на фортепиано, но теряет интерес к жизни и творчеству после смерти матери. Но всё меняется, когда он встречает скрипачку Каори, она меняет не только его жизнь, но и его отношение к окружающим и музыке.
Главные герои аниме «Твоя апрельская ложь» — стеснительные подростки со всеми вытекающими проблемами. Несмотря на то что жанрово творение Наоси Аракавы принадлежит к сёнэнам, его история находит отклик у всех любителей душещипательных романтических драм вне зависимости от возраста. Помогает в том числе небольшой хронометраж сериала. Вдохновляющий и трагичный сюжет уместился в 23 эпизода, наполненных музыкой, играющей на том, как персонажи преодолевают невзгоды, неизбежно сталкиваются с роковыми событиями и пытаются залечить временем разбитое сердце
«Твоя апрельская ложь» не ломает жанровые стереотипы, но подаёт их в самом лучшем из возможных видов, чтобы к концу просмотра у зрителя остались лишь лёгкая меланхолия и благодарность. За то, что они стали частью этого пути.
Меньше слов, больше драки
Ураганный экшен, харизматичные герои, своеобразный юмор и бесконечный звук кромсающей противников протагониста пилы — всё это и немного больше можно найти в «Человеке-бензопиле».
Произведение Тацуки Фудзимото экранизировано студией MAPPA и по праву считается одним из самых ярких представителей антисёнэнов. У главного героя Дэндзи есть суперсилы, но нет высших целей. У него есть наставник Кисибэ, но он не мудрец, просто мужчина с собственными тараканами, предпочитающий выпить, а не заниматься обучением непутёвых воспитанников. Его друзья — верная Почита, молчаливый Аки и полудемон Пауэр — совсем не похожи на типичных радостных и благородных спутников главного героя, присущих жанру.
«Человек-бензопила» часто заигрывает с большим западным кинематографом, делая различные отсылки к его главным представителям. Например, весь опенинг анимационного сериала построен на различных сценах из культовых фильмов, а некоторые сюжетные повороты и убийства главных героев шокируют не меньше, чем проекты от HBO, Netflix и AMC. На данный момент вышел один сезон, насчитывающий 12 эпизодов, и в будущем планируют выпустить полнометражный фильм.
Материала для экранизации осталось ещё много: автор оригинальной манги до сих пор продолжает выпускать графическую новеллу, надеясь завершить последнюю главу к 2025 году.
Долг самурая — помогать нуждающимся
Мир аниме разнообразен, и обозреть его весь невозможно. Но, как и в любую неизведанную воду, входить в него нужно постепенно, с особым чувством и тактом, чтобы не навредить самому себе. Любая культура имеет собственные отличия и яркие элементы. И если искусство Страны восходящего солнца каждый раз проявляется в самых разных обличиях, то японская анимация — один из наиболее важных его представителей.
Наш небольшой гайд — лишь отчаянная попытка ухватить падающие цветки сакуры, чтобы отразить величие и многообразие культурного пласта, чья вуаль разрисована в самых разных жанровых палитрах: от жестоких боевиков до слезоточивых драм.