17 апреля в Московской школе кино стартует курс «Художник по раскадровке». Он будет посвящён раскадровкам (англ. storyboard) — покадровой отрисовке сцен фильма, позволяющей визуализировать будущий проект на этапе подготовки, а затем спланировать съёмочный период.
Вместе с МШК собрали для вас 10 раскадровок из культовых картин. Начнём с классики, а затем перейдём к блокбастерам и фильмам из топ-250. Посмотрите, как со временем менялась (или не менялась) раскадровка в кино.
Бонус: 3000 раскадровок к неснятому фильму культового авангардиста Алехандро Ходоровски.
«Унесённые ветром» (1939)
Режиссёры: Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд
Раскадровщики: 1500 эскизов к фильму рисовали сразу семь художников под руководством Лайл Уилер, арт-директорки Selznick International Pictures, и Уильяма Кэмерона Мензиса, художника-постановщика.
О сцене бегства из Атланты: эскизы для «Унесённых ветром» — знаковые для истории кино: именно после них сториборд оформился как отдельный и независимый сегмент кинопроизводства. В раскадровке прописывали, как будут ставить камеры, по ним возводили декорации. Постапокалиптический оранжевый цвет и задымление тоже придумали Уилер и Мензис.
«Психо» (1960)
Режиссёр: Альфред Хичкок
Раскадровщик: Сол Басс. Работал с Отто Премингером, Стэнли Кубриком, Мартином Скорсезе. Один из самых известных графических дизайнеров XX века, который привнёс в айдентику десятков известных корпораций минимализм.
О «сцене в душе»: Для создания 45-секундной сцены понадобились 48 раскадровок и 77 монтажных склеек. Хотя эксперимент-игру с восприятием придумал Хичкок, но рисунки Сола Басса сильно повлияли на её финальный вид. Крупный план рта жертвы или кадр с силуэтом убийцы — видение раскадровщика.
«Апокалипсис сегодня» (1979)
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола
Раскадровщик: Алекс Тавуларис, художник-постановщик, раскадровщик, иллюстратор. Делал раскадровку для фильма «Звёздные войны: Эпизод IV: Новая надежда».
О сцене «полёт валькирий»: учитывая апокалиптическую историю съёмок фильма, удивительно, что финальная сцена вообще похожа на раскадровку! На площадке всё шло не по плану, вертолёты то и дело забирали для борьбы с революционерами, а Коппола на ходу переписывал сценарий. Алекс Тавуларис не прогадал, когда не стал детализировать эскизы, а отрисовал только ключевые кадры.
«Парк Юрского периода» (1993)
Режиссёр: Стивен Спилберг
Раскадровщик: Дэвид Лоури, художник-раскадровщик, иллюстратор, актёр и продюсер. Руководил раскадровкой сериалов «Мандалорец» и «Книга Бобы Фетта», сделал эскизы для трилогии «Парк Юрского периода».
О сцене нападения велоцираптора: отличный пример фирменного «субъективного повествования» Спилберга. Камера действует как отдельный персонаж, который находится в эпицентре действия, а зрители постоянно видят то же, что и главные герои. Этот эффект погружения есть и в раскадровках Дэвида Лоури.
«Завтра не умрёт никогда» (1997)
Режиссёр: Роджер Споттисвуд
Раскадровщик: Мартин Эсбери, британский художник и раскадровщик. Его самая известная работа — комикс «Гарт» (Garth), выходивший в газете Daily Mirror с 1976 по 1997 год.
О сцене побега с баннером: побег — непривычный сеттинг для Джеймса Бонда, а потому интересная задача для раскадровщика. В эскизах Эсбери Бонд всё ещё выглядит мужественно и круто, а сложный трюк проработан в деталях.
«Гладиатор» (2000)
Режиссер: Ридли Скотт
Раскадровщик: Сильвен Депрец, французский концептуальный художник, раскадровщик и арт-директор. Работал над фильмами «Планета обезьян», «Гарри Поттер и Кубок огня» и «Трон: Наследие». Ученик Мёбиуса (о нём мы рассказываем в конце статьи!).
О сцене с боевыми тиграми: здесь раскадровки работают как самостоятельное произведение — в них прорисованы детали и мельчайшие анатомические подробности. Депрец отмечает стрелками направление движения камеры и прорисовывает визуальные эффекты. Сравните его версию со сценой из фильма!
«Трансформеры» (2007)
Режиссёр: Майкл Бэй
Раскадровщик: Эд Нативидад, концептуальный художник и раскадровщик. Работал над фильмами «Пассажиры», «Ковбои против пришельцев», «Трон: Наследие».
О сцене ярости Блэкаута: Нативид отрисовывал боевую сцену по рекомендации Майкла Бэя: уровень разрушения — 70 % и выше; и чтобы в кадре не было ничего, что выглядело бы мило или безобидно.
«Старикам тут не место» (2007)
Режиссёры: Итан и Джоэл Коэны
Раскадровщик: Дж. Тодд Андерсон, продюсер, режиссёр, художник раскадровки. Работал с Коэнами, начиная с фильма «Воспитание Аризоны» (1987).
О сцене уличной перестрелки: Коэны снимают экономно — только то, что запланировали, без лишних трат, движений и импровизации. Над раскадровками они работают вместе с художником, отрисовывают каждую деталь, отмечают направления камеры, а каждое изменение в кадре сопровождают отдельной версией сетапа. Так было и со сценой перестрелки — в раскадровке описаны широкий угол для объектива, динамика движения и ракурсы.
«Начало» (2010)
Режиссёр: Кристофер Нолан
Раскадровщик: Габриэль Хардман, американский художник комиксов, раскадровщик. Работал над фильмами «Логан», «Интерстеллар», «Ford против Ferrari».
О сцене боя в коридоре: в сценарии сцена описывается примерно так: «пока Артур и охранник борются, коридор бросает их на стены и потолок», «они падают в номер через дверь». Как последовательно нарисовать это в эскизах? Габриэлю Хардману удалось.
«Игра престолов» (2011–2019), 5-й сезон
Режиссёры сезона: Майкл Словис, Марк Майлод, Джереми Подесва, Мигель Сапочник и Дэвид Наттер
Раскадровщик: Уильям Симпсон, художник комиксов, раскадровщик. Первые три сезона рисовал эскизы для «Игры престолов» в одиночку. Придумал внешний вид Белых ходоков, трехглазого ворона, деревьев Годсвуд, мечей Арьи и Джона Сноу и многое другое.
О сцене рождения драконов: Симпсон — мастер «экономичного искусства» и считает, что «раскадровка — это способ довести историю до более удобной формы, когда при изменении количества сцен лишние CGI-кадры отбрасываются. Вместо десяти дорогих решений остаётся три дешёвых». Угадайте, сколько CGI-кадров исчезли из сцены, где Дейнерис заходит в катакомбы к драконам?
Бонус: Жан «Мёбиус» Жиро и «Дюна» Алехандро Ходоровски
В 70-х культовый авангардист Алехандро Ходоровски решил экранизировать «Дюну» Фрэнка Герберта с Сальвадором Дали и Орсоном Уэллсом в главных ролях. Фильм так и не был снят, но команда успела сделать сценарий и раскадровку. И то и другое сегодня существует в виде книги с 3000 эскизов Жана «Мёбиуса» Жиро — одного из самых известных художников комиксов в мире.
Одну из копий легендарной книги в 2022 году купила криптовалютная команда Spice DAO за 2,66 миллиона долларов. Они предполагали, что покупка даст им права на выпуск NFT, но плохо прочитали условия договора. Команда не может создавать контент на основе книги. Но, несмотря на это, Spice DAO всё же планирует выпустить мультфильм.