Как хоррор-франшиза «Пункт назначения» стала сенсацией среди развлекательных хорроров

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Коллаж: КИНОТВ

16 мая в мировой прокат выходит «Пункт назначения: Узы крови». Это продолжение самой безумной хоррор-франшизы нулевых, ответственной за фобии нескольких поколений зрителей. Вслед за предыдущими фильмами серии «Узы крови» рассказывают о группе людей, преследуемых смертью, попытки обмануть которую всегда плохо заканчиваются. Специально к премьере кинокритик Мария Ракитина рассказывает, как «Пункт назначения» изменил формулу развлекательного хоррора и подарил жизнь целой франшизе.

От сценария к эпизоду «Секретных материалов» до полноценного хоррора

Сверхъестественный teen-хоррор «Пункт назначения» вырос из сценария американца Джеффри Реддика, написанного им для одного из эпизодов «Секретных материалов» («Рейс 180»), который так и не был снят. По задумке автора, младший брат агентки ФБР Скалли Чарльз перед самым вылетом каким-то необъяснимым образом почувствовал, что самолёт взорвётся, а все пассажиры погибнут. Мужчина в панике вскочил со своего места и оповестил людей о смертельной угрозе, благодаря чему несколько человек, покинувших злополучный боинг вместе с ним, остались живы. Как и предсказал Чарльз, самолёт потерпел крушение, а непреднамеренно спасённые им пассажиры начали умирать один за другим при странных обстоятельствах, что привлекло внимание агентов ФБР Скалли и Малдера.

«Пункт назначения», кадр: New Line Cinema

Оригинальный 58-страничный сценарий «Рейса 180» так и не попал в руки создателя «Секретных материалов» Криса Картера, зато привлёк внимание режиссёров Джеймса Вона и Глена Моргана, вместе трудившихся над одними из самых жутких эпизодов сериала — «Узкий» (1-й сезон, 3-я серия) и «Дом» (4-й сезон, 2-я серия). Постановщики, работавшие сообща, связались с Реддиком и предложили перспективному автору раскрутить историю о безуспешных попытках обхитрить смерть до полнометражного фильма, что тот и сделал. На сюжет об обречённом рейсе сценариста изначально вдохновила параноидальная статья, которую он прочитал в газете, возвращаясь на самолёте в родной штат Кентукки.

«Женщине, проводившей отпуск на Гавайях, позвонила её мать и сказала: “Не лети завтра, у меня очень плохое предчувствие”. Женщина сменила рейс, а самолёт, на котором она должна была лететь, разбился. Я подумал: это жутко. А что, если она тоже должна была погибнуть?»делился Реддик в интервью. Он превратил «Рейс 180» в кровавую историю о бессмысленном противостоянии фатуму, а главными героями вместо взрослых сделал подростков, вдохновившись успехом teen-слэшера «Крик», вышедшего в 1996 году.

«Тинейджеры снова стали популярными в фильмах ужасов»,объяснял своё решение Реддик, в 1997 году продавший сценарий «Пункта назначения» New Line Cinema. По иронии судьбы в кинокомпании, спасённой от банкротства «Кошмаром на улице Вязов» (1984), Джеффри непродолжительное время работал помощником руководителя. Режиссёром «Пункта назначения» в итоге избрали Джеймса Вона, для которого это был полнометражный дебют, а продюсером фильма назначили его соавтора по «Секретным материалам» Глена Моргана. Оригинальный сценарий хоррора был намного мрачнее и безнадёжнее истории, показанной на экране. В угоду боссам New Line Cinema Реддик сделал так, чтобы герои погибали карикатурно, как в классических слэшерах, и в то же время изобретательно, тем самым вызывая у зрителя скорее нервное хихиканье, нежели парализующий шок.

«Пункт назначения», кадр: New Line Cinema

«Поскольку смерть облажалась в первый раз, она не могла просто убить людей. По сути, она использовала их самые большие страхи и доводила их до суицида»,объяснял сценарист свою задумку. Руководство New Line Cinema также не устраивало присутствие в ужастике невидимого злого рока, преследующего «проклятых» подростков. «Они не могли смириться с идеей фильма, в котором мы не видим убийцу, а его роль выполняет сама смерть»,рассказывал Реддик.

Студия New Line Cinema хотела, чтобы смерть, объявившая охоту на чудом избежавших авиакатастрофы подростков, обладала физической формой, и предложила создателям фильма такой вариант: призрачное лицо появляется в воздухе накануне смерти каждого обречённого персонажа. Однако от визуального эффекта в итоге решили отказаться, потому что он оказался слишком дорогим для фильма с бюджетом $23 млн. К счастью, именно необычная концепция «Пункта назначения», в которой невидимая, но вездесущая смерть впервые в истории ужасов стала главным антагонистом, произвела революцию в жанре развлекательных хорроров.

Новаторская концепция

«Пункт назначения», кадр: New Line Cinema

До выхода хоррора Джеймса Вона (снятого по сценарию Джеффри Реддика) на большие экраны подростки в основном погибали от рук маньяков разного калибра — от безмолвного Майкла Майерса («Хэллоуин»), орудующего ножом, до инфернального Фредди Крюгера («Кошмар на улице Вязов»), использующего знаменитую перчатку с лезвиями. Взяв на вооружение гротескные и ужасающе кровавые смерти, обычно смакуемые слэшерами, «Пункт назначения» в деталях напомнил, что смерть неизбежна и рано или поздно придёт за каждым из нас. Простая философия в обёртке мистического детектива создавала необходимую интригу: зрители гадали, кто из главных героев погибнет следующим, и задумывались, возможно ли как-то отсрочить отход в мир иной. «Смерть — это совпадение нелепых случайностей или коварный план судьбы-злодейки?» — главный вопрос, которым задавался «Пункт назначения», вышедший в прокат весной 2000 года.

Замысел Реддика и его изобретательное воплощение на экране оказались настолько новаторскими, что ужастику удалось собрать в прокате солидные для фильма с никому не известными актёрами $112 млн. Первый фильм хоррор-франшизы заставил зрителей не только бояться самолётов, но и озираться по сторонам в поисках потенциальной угрозы для жизни. Сцена, в которой девушку Терри (Аманда Детмер) размазывает автобус, всё ещё входит в топ непредсказуемых и жёстких смертей в фильмах ужасов. В общем, танатофобия аудитории «Пункта назначения» была гарантирована.

«Это создало представление о том, что смерть повсюду, она вокруг нас. Смерть использовала бытовые ситуации и окружающие нас вещи. Это сделало её более универсальной, и позволило нам разыгрывать смерти [героев] в местах, куда люди ходят всё время»,объяснял Реддик в интервью.

По законам фатума

«Пункт назначения 4», кадр: New Line Cinema

Первый «Пункт назначения» сформулировал свод правил для других фильмов франшизы. В открывающей сцене один из протагонистов в подробностях видит, как погибнут люди, находящиеся с ним в одно время и в одном месте. «Предсказание» персонажа, чувствительного к вибрациям смерти, всегда сбывается, но ему и нескольким другим «счастливчикам» удаётся избежать катастрофы или выйти из неё невредимыми. Правда, немилосердная смерть не даёт поблажек и убивает героев в том порядке, в котором они должны были погибнуть изначально. Если же у кого-то из молодых людей получается обхитрить фатум (например, спасти его следующую жертву), то это не значит, что человек выиграл в лотерею и стал неуязмым перед злым роком. Смерть всё равно доберётся до каждого героя франшизы, о чём свидетельствуют сиквел оригинального «Пункта назначения», а также эпилоги и вырезанные сцены.

В первом фильме хоррор-серии парень по имени Алекс (Девон Сава) вместе с одноклассниками готовится вылететь в Париж рейсом 180, но после того, как у него случается страшное видение об авиакатастрофе, спешит покинуть борт и призывает сделать то же самое других пассажиров. Затем спасшиеся подростки и учительница погибают при странных обстоятельствах, а агенты ФБР расследуют эту череду как будто связанных между собой смертей (отсылка к нереализованному эпизоду «Секретных материалов»). Встреча Алекса и его друзей по несчастью с таинственным работником морга Уильямом Бладуортом (зловещий Тони Тодд из «Кэндимена») проливает свет на просчитанный до мелочей план смерти, в который герои ненароком вмешались, тем самым ненадолго продлив свои жизни. Первый «Пункт назначения» окутывала мрачная, потусторонняя атмосфера, превращающая подростковый ужастик в почти что готический слэшер с незримой смертью вместо маньяка. Невзирая на мистический антураж, прерываемый гибелью протагонистов в результате несчастного случая или нарушения техники безопасности, фильм получил разгромную критику и низкий зрительский рейтинг.

Роковые совпадения и сложное устройство фатума в подростковом хорроре, конечно, обросли фанатскими теориями, которые тем не менее не вывели «Пункт назначения» из статуса кровавого аттракциона. Желание сыграть на ностальгии в сиквелах не обеспечило франшизе бессмертие, которого удостоились многочисленные «Хэллоуины» и «Кошмары на улице Вязов». Возвращение аутсайдерки Клер Риверс (Эли Лартер) во втором «Пункте назначения» и сверхъестественное присутствие «Гробовщика» Бладуорта, подозрительно много знающего о смерти, в трёх продолжениях никак не сказались на зрительском интересе. Рейтинги сиквелов оставляли желать лучшего, а изощрённые, но бессмысленные попытки героев обойти фатум быстро утомляли.

Источник бесконечных фобий

«Пункт назначения 5», кадр: New Line Cinema

Продолжения отказались от траурной эстетики оригинального хоррора и паразитировали на общечеловеческих страхах, превращая их в машину для убийства в руках ненасытной смерти. Второй «Пункт назначения» подарил нам незабываемую сцену, которая травмировала целое поколение зрителей. Да-да, речь о моменте с лесовозом, приведшим к адскому месиву с горящими машинами, изуродованными телами и душераздирающими криками умирающих автомобилистов на шоссе. Изначально протагонисты сиквела, действие которого разворачивается ровно через год после событий первого фильма, должны были стать жертвами пожара в отеле во время весенних каникул. Однако продюсер Крэйг Перри попросил Реддика «повысить ставки» и «сделать хоррор более драматичным». Вдохновение вновь застало сценариста по дороге в родной Кентукки. Реддик ехал на машине за лесовозом, как вдруг его осенило. Сценарист остановился на обочине и позвонил продюсеру.

«Я сказал Крэйгу: “А как насчёт лесовоза на автостраде, у которого порвётся цепь?” И он такой: “Вот и всё. Это оно”», — вспоминал сценарист. Реддик всё ещё гордится тем, что привил бесчисленным водителям подсознательный страх перед грузовиками, перевозящими брёвна. «Подумайте о том, сколько жизней я спас за эти годы, заставив людей не ехать следом за лесовозом», хвастался сценарист в интервью.

«Пункт назначения 2», кадр: New Line Cinema

Другие фобии, дарованные нам франшизой «Пункт назначения», связаны с американскими горками, солярием, эскалаторами, автомойками, подвесными мостами, иглоукалыванием и лазерной коррекцией зрения. Создатели серии фильмов ужасов не раз намекали зрителям, что опасности поджидают их буквально на каждом шагу, а одно неловкое движение может привести к летальному исходу. Пугать аудиторию бытовыми ситуациями, непременно заканчивающимися смертью, продолжают и в «Пункте назначения: Узы крови», после просмотра которого ваше беззаботное отношение к загородным пикникам изменится навсегда, а подсознательный страх перед МРТ окажется обоснованным.

Рекламная кампания фильма же бередит поколенческие травмы: чего стоит убийственный маркетинг с участием настоящих лесовозов, украшенных постером фильма. Нельзя сказать, что возвращения франшизы «Пункт назначения» многие ждали с нетерпением, но спустя 25 лет после премьеры первого фильма новый хоррор вполне может стать отличным развлекательным аттракционом из прошлого. Успех «Обезьяны» (2025) Осгуда Перкинса во многом обусловлен тоской зрителей по ужастикам, способным как следует потрепать нервы кровавым фарсом и безумными провокациями. А значит, у нового «Пункта назначения» есть все шансы собрать приличную кассу.