Итоги «Маяка-2024»: молодость на марше в ожидании лета

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Анора», кадр: Neon/кинофестиваль «Маяк»

В Геленджике с 5 по 10 октября проходил фестиваль актуального российского кино «Маяк-2024». На открытии состоялась российская премьера победителя Канн этого года — «Аноры» Шона Бэйкера. Также во внеконкурсной программе был представлен фильм Бакура Бакурадзе «Снег в моём дворе». В основном конкурсе за призы соревновались девять картин, а в конкурсе короткометражных фильмов было семь работ. Максим Ершов отмечает основные тренды «Маяка» этого года, в том числе обилие дебютных работ, множество сильных героинь и зимнее настроение, когда замерзают даже чувства.

Российское авторское кино молодеет

Из девяти полнометражных фильмов в основном конкурсе «Маяка» было шесть дебютов: «Агния» Павлы Стратулат, «Белый пароход» Инги Шепелёвой, «Вечная зима» Николая Ларионова, «На этой земле» Ренаты Джало, «Папа умер в субботу» Заки Абдрахмановой и «Пепел и доломит» Томы Селивановой. В прошлом году первых работ было четыре: «Эра» Вениамина Илясова, «Контакты» Дмитрия Моисеева, «Каникулы» Анны Кузнецовой и «Королевство» Татьяны Рахмановой. Победителем фестиваля стал остросюжетный триллер Максима Арбугаева и Владимира Мункуева «Кончится лето». Арбугаев прежде был известен как документалист, а его фильм «Выход» номинировался на «Оскар», но в игровом кино он дебютант. Правда, в паре с якутским автором был более опытный земляк.

«Пепел и доломит», кадр: кинофестиваль «Маяк»

С каждым годом российское кино становится всё моложе. Интересно будет в ближайшие несколько лет понаблюдать за развитием вчерашних дебютантов. Продолжат ли постановщики заниматься авторским кино или уйдут в съёмки блокбастеров или сериалов? В отечественном кинематографе трудно загадывать даже на пару лет вперёд.


Женщины у руля

Из девяти конкурсных картин пять сняты женщинами, и все они дебютантки. Нет ничего удивительного, что постановщицы, за редким исключением, говорят со зрителями на понятные и знакомые им темы. «Агния» рассказывает о суровой печнице, которая живёт вместе с сыном в аварийном доме и ищет счастье. Чтобы добиться своего, Агнии приходится обольстить главу местной администрации Бориса. Режиссёр Павла Стратулат снимает кино на Крайнем Севере, где сама выросла. Во многом к собственному опыту обращается и Зака Абдрахманова в «Папа умер в субботу». Обрусевшая казашка Айко приезжает из Москвы в горное село в Алматинской области, чтобы попрощаться с отцом-тираном. Гостья не понимает, почему её родственницы продолжают жить в консервативном обществе двойных стандартов и даже не пытаются протестовать. Одной из главных героинь «Белого парохода» Инны Шепелёвой, экранизации одноимённого раннего рассказа автора, является руководительница детского хора Марта Григорьевна, которая уже много лет силой песни пытается вернуть пропавшего возлюбленного. Когда в музыкальную школу приезжает новый директор из Москвы, Марте Григорьевне предстоит нелёгкий выбор: то ли забыть свои корни, то ли обрести счастье с чужаком, да ещё и из другого народа. В своём дебюте «Пепел и доломит» Тома Селиванова не только обращается к личной истории, но и входит в кадр, чтобы поговорить о травматичном прошлом всей страны. Выделяется, пожалуй, только «На этой земле» Ренаты Джало. Смелая молодая постановщица взялась рассказать чёрно-белую притчу о порядках конца XVIII века. Женщины и мужчины тут находятся в одинаково печальном положении. В коротком метре «Клок» режиссёр Лиана Сукиасян говорит о бесправном положении женщины на Кавказе. За Замиру всё решает муж, а супруга вынуждена впопыхах прощаться с любимой коровой. Кажется, никто другой из живых существ не понимал её так же, как доброе животное.

«Киноплёнка №8», кадр: кинофестиваль «Маяк»

Но не стоит думать, что только постановщицы говорят о наболевших проблемах женщин. Режиссёры мужского пола тоже помещают в центр внимания интересных героинь. В «Киноплёнке №8» Ильи Хотиненко мать и владелица видеопроката Маша ищет пропавшего при загадочных обстоятельствах сына. В открывшей фестиваль «Аноре» Шона Бэйкера юная стриптизёрша сначала выходит замуж за богатого русского юношу, а потом разочаровывается в неблагонадёжном супруге, но не теряет ни чести, ни достоинства. Чего нельзя сказать о семействе олигарха из-за океана. В «Вечной зиме» Николая Ларионова убитая горем мать Елена пытается поближе узнать своего сына-подростка, хотя бы после его смерти. В коротком метре «6.21» горничная Мариэлла ищет тепла и любви и находит желаемое в старом советском шкафе, который так и хочется потрогать.


Настроение — зима

Действие многих фильмов конкурса «Маяка» развивается холодной зимой. Между героями словно бы появляется стена непонимания, а чувства замерзают. Характерной является «Вечная зима». Родители теряют сына-подростка в октябре, когда на улицах Магнитогорска лежит снег. Кажется, что весна не наступит никогда, а мама с папой отдалились навсегда. Холод является важной частью истории «Агнии». Печница вместе с сыном живёт в доме, где уже два месяца нет отопления. Иронично, что повелевающая огнём женщина ищет простого тепла, чтобы не замёрзнуть. В «Папа умер в субботу» за окном снег. И погода является отображением семейных отношений. Ближе к финалу наступает весна, а Айко обретает близких людей. В «Белом пароходе» на улице тоже снежная зима, ветки в инее, а в коридорах советской школы между классами раскинулись джунгли из домашних растений в горшках. Также камера долго следит за ледоходом на Лене.

«Вечная зима», кадр: кинофестиваль «Маяк»

В «Кончится лето» никакой зимы нет, но холодное время года в Якутии наступает быстро. Тогда и отчаянным преступникам придётся заплатить за совершённые ошибки. Постепенно отношения между двумя братьями становятся всё более натянутыми. Младший не понимает зверств, которые совершает старший. Во внеконкурсном «Снеге в моём дворе» зима снова прокралась прямо в название. Два старых приятеля возобновляют общение спустя много лет. Один из них замерзает в промозглом Тбилиси и проживает в скромном неотапливаемом помещении в компании двух собак. Особенно необычно следить за морозными событиями на экране, находясь в Геленджике. Во время проведения фестиваля температура в Геленджике днём не падала ниже 20 градусов по Цельсию.


Утрата и память

Ещё одна популярная тема фильмов «Маяка» — переживание утраты, в паре с которым часто идут болезненные воспоминания. Айко из «Папа умер в субботу» отправляется на похороны отца и в то же время не может его простить, ведь не забыла, как в детстве он побивал мать. В «Джекпоте» главный герой Игорь сначала получает по счастливой случайности более двух миллионов, но вскоре вынужден расстаться со всеми смелыми мечтами. Деньги приносят ему только проблемы. В «Белом пароходе» идёт разговор о противостоянии малых народов и чужаков из столицы. Унификаторы и командиры из Москвы никогда не думают об интересах коренного населения. Конфликт представлен на примере частной истории. Мать и отец из «Вечной зимы» по-разному, но с одинаковой болью переживают смерть сына.

«Папа умер в субботу», кадр: кинофестиваль «Маяк»

Фундаментально к теме боли подходит Тома Селиванова. С помощью необычного киноязыка в «Пепле и доломите» постановщица пытается осознать травму целой страны, в которой несвобода и тоска передаются из поколения в поколение. Когда речь идёт о масштабной трагедии, число жертв превращается в скупые цифры статистики. Но воспоминания иногда бывают и приятными, они способны объединять. Во внеконкурсном «Снеге в моём дворе» общие горести и детские впечатления заставляют немолодых Левана и Гиви возобновить общение.

Программный директор «Маяка» Стас Тыркин отмечает пессимистическое настроение многих картин фестиваля. Отсюда и темы зимы и холода. Также Тыркин рассказал, что одним из вариантов названия фильма «Кончится лето» была «Вечная мерзлота», но в итоге авторы от него отказались.


Языковое разнообразие

Языковое и культурное разнообразие фестивалю задал уже фильм открытия. События в «Аноре» развиваются в Нью-Йорке и Лас-Вегасе, но с экрана зрители слышат не только английскую речь, но также русскую и армянскую. В век глобализации это совершенно нормальное явление. В «Пепле и доломите» звучат французский и английский языки, поскольку в путешествие по местам, где раньше располагались трудовые лагеря, постановщица Дина берёт друга-европейца Йохана. В «Папа умер в субботу» вместе с главной героиней мы отправляемся из Москвы в Алматинскую область, а потому слышим русскую и казахскую речь. Схожая ситуация и в «Белом пароходе». В фильме Инги Шепелёвой русские и якуты говорят на своих языках и принципиально не используют речь чужаков. Конфликт идёт в том числе и по языковой линии. Во внеконкурсном фильме Бакура Бакурадзе, помимо русской, слышна грузинская речь. «Кончится лето» — наверное, самый интересный пример: якутские режиссёры снимают кино в Якутии на деньги российских продюсеров и с отечественными звёздами в кадре. Разумеется, без якутского языка в Республике Саха не обойтись.

«Кончится лето», кадр: кинофестиваль «Маяк»

О географии «Маяка» можно говорить, опираясь и на разные точки мира, откуда в Геленджик стекались гости. Зака Абдрахманова прилетела на юг России из Пусана, где прошла мировая премьера «Папа умер в субботу». Дарья Екамасова вела церемонию открытия и представляла «Анору», а за день до начала «Маяка» была ещё в Лос-Анджелесе. Член жюри Алишер Хамидходжаев прибыл из Барнаула, из родной Якутии прилетели режиссёры Максим Арбугаев и Владимир Мункуев.


Сильная и разнообразная программа

Стас Тыркин отмечает, что российские режиссёры и продюсеры хотят попасть на «Маяк», а потому приходится отказывать даже сильным фильмам. На других фестивалях не попавшие на киносмотр в Геленджике картины забирают призы. Тыркин говорит, что процесс отбора фильмов на «Маяк» фактически идёт круглый год, некоторые фильмы были приглашены в конкурс ещё прошлой зимой. Программный директор уже знает часть картин, которые будут показаны в следующем году. Фестиваль успел вырасти по сравнению с прошлым годом и обзавестись конкурсом короткометражных картин. И благодаря отборщику Андрею Щиголеву это был очень сильный конкурс. Семь фильмов уместились в один двухчасовой сеанс.

«Джекпот», кадр: кинофестиваль «Маяк»

«Маяк» разительно выделяется по силе и разнообразию среди всех отечественных фестивалей. Едва ли какой-то ещё российский киносмотр смог бы показать на открытии «Анору». Нельзя сказать, что все фильмы конкурса удались, однако в программе можно было отыскать и историческую чёрно-белую притчу, и истерн в якутских пейзажах, и криминальную комедию, и драмеди сандэнсовского типа, и экспериментальный мистический триллер, и чистую драму. «Маяк» представляет интересный и актуальный срез российского кино, по которому можно определить среднюю температуру по больнице. Наступили заморозки, но периодически на горизонте проглядывает солнце.

Читайте также
Что в бокс-офисе: неожиданный провал «Джокера» и отличная выдержка «Битлджуса»
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
«Маяк-2024»: женское дебютное кино в топе
Три первых дня фестиваля в Геленджике.
Сериалы сентября-24: гид Татьяны Алёшичевой
От детектива с Николь Кидман, через Пингвина с Агатой и до Никиты Кологривого.
Добро пожаловать в Мэн: гид по проклятому штату из экранизаций и романов Стивена Кинга
Седлайте велосипеды — и вперёд, навстречу тьме.
Не стало Мэгги Смит: какой мы запомним любимую легенду «Гарри Поттера»
Памяти не только профессора Макгонагалл.
Также рекомендуем

Последние новости

Рецензия на триллер «Еретик»: квест в поисках веры
Религиозный триллер с поп-культурными отсылками.
«Кино — искусство грубое»: интервью с Николаем Ларионовым и Юлией Марченко
О драме «Вечная зима», феномене посттравмы и хорроре в российском кино.
Критики не оценили «Миссия: Красный»
Ленту называют новогодней пустышкой.
00:00