История отечественного стриминга: Часть 8. «Кинопоиск»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Представляем завершающий материал цикла статей о становлении российской индустрии онлайн-кинотеатров. Наши последние гости — сервис «Кинопоиск», появившийся как синефильский портал и переросший в крупнейший в стране стриминг, а также директор по контенту этого самого сервиса, Николай Буц, поведавший нам об основных принципах работы платформы и о грядущих премьерах, которые нельзя пропускать.

Перспективный стартап

Один из старейших киноресурсов Рунета. Крупнейшая в стране база данных по российскому и зарубежному кино. Лобное место всех российских синефилов, где фильмы оценивают, обсуждают, описывают в разделе пользовательских рецензий и на форуме. Сервис, основанный в 2003 году двумя друзьями-айтишниками, Виталием Тацием и Дмитрием Сухановым, подарил пользователям профильную киноманскую социальную сеть в то время, когда не существовало ни Facebook, ни «ВКонтакте».

Прежде чем занять лидирующие позиции на поприще отечественного стриминга, «Кинопоиск» прошёл через множество инкарнаций. Менял форматы и владельцев, пробовал различные способы монетизации, однако неизменным оставалось одно — любовь создателей сайта к кино и желание разделить это горячее чувство с миллионами таких же синефилов. Поначалу Таций и Суханов вкладывали в развитие проекта свои собственные средства и воспринимали «Кинопоиск» скорее как хобби, нежели как основное средство заработка. Но постепенно хобби стало превращаться в прибыльный бизнес. С ростом популярности базы данных, которая по принципу «Википедии» пополнялась в том числе и силами энтузиастов, рос и интерес внешних контрагентов: через «Кинопоиск» пытались продавать DVD-диски, какое-то время «Кинопоиск» функционировал как обособленная витрина интернет-магазина OZON, а когда Таций и Суханов переверстали сайт и освободили место под рекламные баннеры, нашлись и те, кто был готов давать перспективным стартаперам выгодные предложения по продвижению сторонних продуктов. Настолько выгодные, что в один момент программисты покинули свои основные работы и полностью погрузились в развитие «Кинопоиска».

«Топи», «Кинопоиск»

То, что начиналось как инициатива парочки любителей и обретало славу благодаря сарафанному радио и сплочённости верного комьюнити, обернулось не только крупнейшей в отечественном интернет-пространстве киноэнциклопедией, но и неотъемлемой частью индустрии — кинотеатры, киностудии и кинодистрибьюторы начали работать с «Кинопоиском» вплотную. К 2007 году проект ежемесячно посещало более одного миллиона юзеров. Примерно тогда же 40 % акций компании ООО «Кинопоиск» приобрёл инвестор Юрий Мильнер, а в 2009-м эту долю выкупили французы из AlloCiné — европейского портала о кино, который помог «Кинопоиску», уже переехавшему в собственный офис и поставившему свою деятельность на поток, создать рабочую среду под стать полноценному автономному бизнесу.

Мечта любого инвестора

«Пока есть торренты, кинотеатры в интернете — это выброшенные миллионы долларов», — высказывался Таций в одном из давних интервью. Звучит иронично, ведь сегодня все мы знаем «Кинопоиск» не только как «сайт по интересам», где о кино увлекательно пишут и рассказывают в форме видеоэссе и подкастов, но и как сверхпопулярный онлайн-кинотеатр.

Трансформация началась в 2013 году, когда в ходе закрытого аукциона «Кинопоиск» приобрёл российский IT-гигант «Яндекс». Сайт с ежемесячной посещаемостью в районе 20 миллионов пользователей показался лакомым кусочком, за который стоит побороться и который нужно модернизировать. Поначалу юзеры принимали редизайн и новшества в штыки, однако впоследствии народное недовольство сошло на нет, а портал начали готовить к переводу на стриминговые рельсы.

«Гром: Трудное детство», «Кинопоиск»
«Внутри убийцы», «Кинопоиск»

В 2018 году онлайн-кинотеатр «Кинопоиска» дебютировал и стал составной частью подписки «Яндекс Плюс». Эта система успешно функционирует и по сей день: «Кинопоиск» сотрудничает с другими онлайн-кинотеатрами, закупает контент из-за рубежа, создаёт собственные originals, и даже кризисные события последней пары лет не наносят сервису критического урона. С лета 2023 года «Кинопоиск» выходит на полную окупаемость после ухода западных мейджоров и закрепляется как лидер рынка, на долю которого приходится почти треть всех платящих пользователей в сегменте отечественного стриминга.

Востребованный онлайн-кинотеатр

Что до нынешнего положения дел внутри «Кинопоиска», об этом нам рассказал Николай Буц — директор по контенту стриминга.

«Кинопоиск» вырос из оценочного агрегатора, расширяясь во всех мыслимых и немыслимых направлениях. Сегодня «Кинопоиск» и публикует статьи, и отслеживает новости индустрии, и пишет подкасты, и монтирует классные видеоэссе. Даже раздел о видеоиграх появился. Каково это — одновременно обеспечивать функционирование онлайн-кинотеатра и вести одно из самых просматриваемых и известных медиа в стране? Оправдывают ли себя дополнительные нагрузка и затраты?

«Кинопоиск» — это больше, чем онлайн-кинотеатр. Это большой ‹кинематографический» хаб, где можно посмотреть фильмы и сериалы, купить билеты в кинотеатр и почитать материалы редакции в медиа, написать свою рецензию или почитать чужую, поставить оценку, выбрать, что посмотреть из разных тематических подборок, или ничего не выбирать и просто браться за то, что предлагают рекомендации. Это единый продукт, мы развиваем его комплексно — от медиа и энциклопедии до онлайн-кинотеатра и новых разделов в нём, в том числе с играми и музыкой. Всё это — новый этап развития, когда в одном устройстве объединяются разные типы развлечений.

Николай Буц, «Кинопоиск»

К слову, о рекомендациях: расскажите, как они работают у вас?

То, что «Кинопоиск» входит в «Яндекс», даёт нам определённое преимущество. Во многих сервисах «Яндекса» используются алгоритмы, машинное обучение и нейросети, и мы знаем, как по-разному пользователи реагируют на то, что видят на витринах различных сервисов. В онлайн-кинотеатре прежде всего важна визуальная составляющая. Нам нужно не только понимать, что нравится смотреть подписчику и какие жанры он любит, но и красиво это преподнести, подстроиться под интересы и то, что вы хотите посмотреть прямо сейчас.

В основном рекомендательная система опирается на оценки, которые вы ставите фильмам и сериалам. Так вы сообщаете алгоритму, какой контент может заинтересовать вас в будущем. Ещё по этим оценкам мы находим подписчиков, которые похожи на вас по интересам, кто высоко оценил те же проекты, что и вы. Тогда алгоритм начинает показывать вам на витрине то, что понравилось подписчикам, похожим на вас.

«Кибердеревня», «Кинопоиск»
«Объяснялкины», «Кинопоиск»

Хорошо, с развитием продукта понятно, давайте поговорим о контенте. В последнее время на «Кинопоиске» появляется всё больше и больше проектов, созданных энтузиастами, далёкими от мира большого кино. Вспомнить хотя бы «Кибердеревню» или «Объяснялкиных». Почему именно на эти YouTube-проекты вы обратили внимание?

Сложно назвать «Кибердеревню» или «Объяснялкиных» проектами, которые созданы энтузиастами, далёкими от кино. Над первым работала одна из лучших VFX-команд в России, авторская команда комедийных хитов ТНТ и продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов, а «Объяснялкиных» вместе со звёздами YouTube делала «Плюс Студия».

В целом же «Кинопоиску» важно, чтобы индустрия производства контента двигалась вперёд, и это напрямую связано с необходимостью повышать его качество, а таланты из разных сфер могли реализоваться и в кино. Если в YouTube или на любой другой площадке появляются заметные проекты с большим зрительским потенциалом, «Кинопоиск» может стать для них возможностью выйти на ещё более широкую аудиторию, сделав вместе фильм или сериал. Вдобавок уже сформировавшиеся фанбазы играют весомую роль в продвижении.

«Гнев Человеческий», «Вольга»/«Кинопоиск»
«Атака Титанов», MAPPA/«Кинопоиск»

Существуют ли какие-то универсальные критерии для закупки контента для сервиса?

Мы обращаем внимание на несколько показателей. Во-первых, количество новых подписчиков, которых может привлечь контент. Во-вторых, количество подписчиков «Яндекс Плюса», которые раньше не смотрели ничего на «Кинопоиске», а конкретно за этим проектом — пришли. В «Плюсе» больше 30 миллионов подписчиков, из них «Кинопоиск» в месяц смотрят 11 миллионов, и мы хотим эту цифру постоянно растить. В-третьих, аудитория, чьё внимание мы привлечём закупленным или оригинальным контентом. Поскольку «Кинопоиск» сегодня — онлайн-кинотеатр номер один, у нас собрана самая разная аудитория: от любителей аниме до фанатов Гая Ричи или семейной аудитории с детьми. Важно, чтобы все они могли найти то, что интересно именно им.

И какие премьеры «Кинопоиска» в 2024-м вы можете назвать главными?

Если говорить про полный метр, то это «Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи и большой блокбастер «Плюс Студии» и Bubble Studios «Майор Гром: Игра». Среди сериалов это, безусловно, «Игры», рассказывающие о подготовке к проведению Олимпийских игр 1980 года в Москве. Ещё одна важная премьера — «Этерна». Это перезапуск нашей франшизы, с которой мы уже экспериментировали пару лет назад. На этот раз мы полностью изменили подход и поменяли творческую команду. Будет по-настоящему большой проект. И третий сезон «Триггера» — самого высокооценнёного российского сериала с многомиллионной аудиторией и Максимом Матвеевым в главной роли.

«Майор Гром: Игра», «Кинопоиск»
«Этерна», «Кинопоиск»

Создаётся ощущение, что вы одни из немногих на рынке, кто не боится заходить на территорию действительно блокбастерных шоу. Недавние «Иные», «Этерна», вышедшее шоу про «КиШа» и другие хиты вашего сервиса — кто их курирует и как принимается решение о разработке столь масштабных и амбициозных проектов?

У «Яндекса» есть продюсерский центр «Плюс Студия» — для «Кинопоиска» это главный партнер и центр творческой экспертизы, который из всего доступного на рынке выбирает лучшие идеи и помогает реализовать их с высоким уровнем качества.

«Кинопоиск» и «Плюс Студия» заинтересованы в регулярном выпуске таких блокбастеров: как полнометражных, так и в сериальном формате. При этом стратегия «Кинопоиска» строится вокруг больших премьер. Мы стараемся делать кино, которое будет растить уровень индустрии, открывать новые таланты и поддерживать конкурентоспособность российского кино относительно международных проектов. Отличный пример такого масштабного кино — одна из ближайших премьер, фильм «Майор Гром: Игра», который выйдет в прокат 23 мая.

«Беспринципные», «Кинопоиск»

Какие originals из фильмотеки «Кинопоиска» вы посоветуете посмотреть нашим читателям на грядущем уик-энде, чтобы проникнуться весенним настроением?

Конечно же, «Беспринципные». Сейчас на «Кинопоиске» как раз идёт четвёртый сезон. Это вообще один из моих любимых проектов, к которому можно возвращаться и когда у тебя плохое настроение, и когда хорошее. В общем, в любой ситуации пересматривать практически с любой серии. Такие проекты называют «вечнозелёными», потому что их смотрят круглый год, и они всегда интересны аудитории. Неудивительно, что «Беспринципные» — самый популярный комедийный проект на «Кинопоиске».

Читайте также
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
ММКФ-2024: голографические слёзы, потерянные подростки
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть первая.
Алекс Гарленд: страх фантастического
В научном подходе черти водятся.
«Зомби по имени Шон»: не произноси слово на букву «з»
20 лет легендарному зомби-ромкому. Осторожно, может свести олдскулы!
Также рекомендуем
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотне...
Масштабная супергероика в Ленинграде, битвы в воздухе и возвращение «Настоящего детектива».
КИНОТВСобрали подборку сериалов, о которых писала Татьяна Алёшичева в течение всего года, если вдруг вы пропустили. Выби...
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотне...
Масштабная супергероика в Ленинграде, битвы в воздухе и возвращение «Настоящего детектива».
КИНОТВСобрали подборку сериалов, о которых писала Татьяна Алёшичева в течение всего года, если вдруг вы пропустили. Выби...

Последние новости

«Цветение» Вонг Карвая признано главным азиатским сериалом года
На премии стримингового контента при Пусанском кинофестивале.
Эндрю Гарфилд рассказал об интимной сцене фильма «Время жить»
Из-за разгорячившихся актёров оператору пришлось отвернуться.
«Битлджус Битлджус» преодолел отметку в $400 миллионов
Фильм Тима Бёртона — один из немногих успехов Warner Bros. в этом году.
Аль Пачино чуть не умер от ковида
Актёр поделился своим описанием загробной жизни.
00:00