Представляем завершающий материал цикла статей о становлении российской индустрии онлайн-кинотеатров. Наши последние гости — сервис «Кинопоиск», появившийся как синефильский портал и переросший в крупнейший в стране стриминг, а также директор по контенту этого самого сервиса, Николай Буц, поведавший нам об основных принципах работы платформы и о грядущих премьерах, которые нельзя пропускать.
Перспективный стартап
Один из старейших киноресурсов Рунета. Крупнейшая в стране база данных по российскому и зарубежному кино. Лобное место всех российских синефилов, где фильмы оценивают, обсуждают, описывают в разделе пользовательских рецензий и на форуме. Сервис, основанный в 2003 году двумя друзьями-айтишниками, Виталием Тацием и Дмитрием Сухановым, подарил пользователям профильную киноманскую социальную сеть в то время, когда не существовало ни Facebook, ни «ВКонтакте».
Прежде чем занять лидирующие позиции на поприще отечественного стриминга, «Кинопоиск» прошёл через множество инкарнаций. Менял форматы и владельцев, пробовал различные способы монетизации, однако неизменным оставалось одно — любовь создателей сайта к кино и желание разделить это горячее чувство с миллионами таких же синефилов. Поначалу Таций и Суханов вкладывали в развитие проекта свои собственные средства и воспринимали «Кинопоиск» скорее как хобби, нежели как основное средство заработка. Но постепенно хобби стало превращаться в прибыльный бизнес. С ростом популярности базы данных, которая по принципу «Википедии» пополнялась в том числе и силами энтузиастов, рос и интерес внешних контрагентов: через «Кинопоиск» пытались продавать DVD-диски, какое-то время «Кинопоиск» функционировал как обособленная витрина интернет-магазина OZON, а когда Таций и Суханов переверстали сайт и освободили место под рекламные баннеры, нашлись и те, кто был готов давать перспективным стартаперам выгодные предложения по продвижению сторонних продуктов. Настолько выгодные, что в один момент программисты покинули свои основные работы и полностью погрузились в развитие «Кинопоиска».
То, что начиналось как инициатива парочки любителей и обретало славу благодаря сарафанному радио и сплочённости верного комьюнити, обернулось не только крупнейшей в отечественном интернет-пространстве киноэнциклопедией, но и неотъемлемой частью индустрии — кинотеатры, киностудии и кинодистрибьюторы начали работать с «Кинопоиском» вплотную. К 2007 году проект ежемесячно посещало более одного миллиона юзеров. Примерно тогда же 40 % акций компании ООО «Кинопоиск» приобрёл инвестор Юрий Мильнер, а в 2009-м эту долю выкупили французы из AlloCiné — европейского портала о кино, который помог «Кинопоиску», уже переехавшему в собственный офис и поставившему свою деятельность на поток, создать рабочую среду под стать полноценному автономному бизнесу.
Мечта любого инвестора
«Пока есть торренты, кинотеатры в интернете — это выброшенные миллионы долларов», — высказывался Таций в одном из давних интервью. Звучит иронично, ведь сегодня все мы знаем «Кинопоиск» не только как «сайт по интересам», где о кино увлекательно пишут и рассказывают в форме видеоэссе и подкастов, но и как сверхпопулярный онлайн-кинотеатр.
Трансформация началась в 2013 году, когда в ходе закрытого аукциона «Кинопоиск» приобрёл российский IT-гигант «Яндекс». Сайт с ежемесячной посещаемостью в районе 20 миллионов пользователей показался лакомым кусочком, за который стоит побороться и который нужно модернизировать. Поначалу юзеры принимали редизайн и новшества в штыки, однако впоследствии народное недовольство сошло на нет, а портал начали готовить к переводу на стриминговые рельсы.
В 2018 году онлайн-кинотеатр «Кинопоиска» дебютировал и стал составной частью подписки «Яндекс Плюс». Эта система успешно функционирует и по сей день: «Кинопоиск» сотрудничает с другими онлайн-кинотеатрами, закупает контент из-за рубежа, создаёт собственные originals, и даже кризисные события последней пары лет не наносят сервису критического урона. С лета 2023 года «Кинопоиск» выходит на полную окупаемость после ухода западных мейджоров и закрепляется как лидер рынка, на долю которого приходится почти треть всех платящих пользователей в сегменте отечественного стриминга.
Востребованный онлайн-кинотеатр
Что до нынешнего положения дел внутри «Кинопоиска», об этом нам рассказал Николай Буц — директор по контенту стриминга.
«Кинопоиск» вырос из оценочного агрегатора, расширяясь во всех мыслимых и немыслимых направлениях. Сегодня «Кинопоиск» и публикует статьи, и отслеживает новости индустрии, и пишет подкасты, и монтирует классные видеоэссе. Даже раздел о видеоиграх появился. Каково это — одновременно обеспечивать функционирование онлайн-кинотеатра и вести одно из самых просматриваемых и известных медиа в стране? Оправдывают ли себя дополнительные нагрузка и затраты?
«Кинопоиск» — это больше, чем онлайн-кинотеатр. Это большой ‹кинематографический» хаб, где можно посмотреть фильмы и сериалы, купить билеты в кинотеатр и почитать материалы редакции в медиа, написать свою рецензию или почитать чужую, поставить оценку, выбрать, что посмотреть из разных тематических подборок, или ничего не выбирать и просто браться за то, что предлагают рекомендации. Это единый продукт, мы развиваем его комплексно — от медиа и энциклопедии до онлайн-кинотеатра и новых разделов в нём, в том числе с играми и музыкой. Всё это — новый этап развития, когда в одном устройстве объединяются разные типы развлечений.
К слову, о рекомендациях: расскажите, как они работают у вас?
То, что «Кинопоиск» входит в «Яндекс», даёт нам определённое преимущество. Во многих сервисах «Яндекса» используются алгоритмы, машинное обучение и нейросети, и мы знаем, как по-разному пользователи реагируют на то, что видят на витринах различных сервисов. В онлайн-кинотеатре прежде всего важна визуальная составляющая. Нам нужно не только понимать, что нравится смотреть подписчику и какие жанры он любит, но и красиво это преподнести, подстроиться под интересы и то, что вы хотите посмотреть прямо сейчас.
В основном рекомендательная система опирается на оценки, которые вы ставите фильмам и сериалам. Так вы сообщаете алгоритму, какой контент может заинтересовать вас в будущем. Ещё по этим оценкам мы находим подписчиков, которые похожи на вас по интересам, кто высоко оценил те же проекты, что и вы. Тогда алгоритм начинает показывать вам на витрине то, что понравилось подписчикам, похожим на вас.
Хорошо, с развитием продукта понятно, давайте поговорим о контенте. В последнее время на «Кинопоиске» появляется всё больше и больше проектов, созданных энтузиастами, далёкими от мира большого кино. Вспомнить хотя бы «Кибердеревню» или «Объяснялкиных». Почему именно на эти YouTube-проекты вы обратили внимание?
Сложно назвать «Кибердеревню» или «Объяснялкиных» проектами, которые созданы энтузиастами, далёкими от кино. Над первым работала одна из лучших VFX-команд в России, авторская команда комедийных хитов ТНТ и продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов, а «Объяснялкиных» вместе со звёздами YouTube делала «Плюс Студия».
В целом же «Кинопоиску» важно, чтобы индустрия производства контента двигалась вперёд, и это напрямую связано с необходимостью повышать его качество, а таланты из разных сфер могли реализоваться и в кино. Если в YouTube или на любой другой площадке появляются заметные проекты с большим зрительским потенциалом, «Кинопоиск» может стать для них возможностью выйти на ещё более широкую аудиторию, сделав вместе фильм или сериал. Вдобавок уже сформировавшиеся фанбазы играют весомую роль в продвижении.
Существуют ли какие-то универсальные критерии для закупки контента для сервиса?
Мы обращаем внимание на несколько показателей. Во-первых, количество новых подписчиков, которых может привлечь контент. Во-вторых, количество подписчиков «Яндекс Плюса», которые раньше не смотрели ничего на «Кинопоиске», а конкретно за этим проектом — пришли. В «Плюсе» больше 30 миллионов подписчиков, из них «Кинопоиск» в месяц смотрят 11 миллионов, и мы хотим эту цифру постоянно растить. В-третьих, аудитория, чьё внимание мы привлечём закупленным или оригинальным контентом. Поскольку «Кинопоиск» сегодня — онлайн-кинотеатр номер один, у нас собрана самая разная аудитория: от любителей аниме до фанатов Гая Ричи или семейной аудитории с детьми. Важно, чтобы все они могли найти то, что интересно именно им.
И какие премьеры «Кинопоиска» в 2024-м вы можете назвать главными?
Если говорить про полный метр, то это «Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи и большой блокбастер «Плюс Студии» и Bubble Studios «Майор Гром: Игра». Среди сериалов это, безусловно, «Игры», рассказывающие о подготовке к проведению Олимпийских игр 1980 года в Москве. Ещё одна важная премьера — «Этерна». Это перезапуск нашей франшизы, с которой мы уже экспериментировали пару лет назад. На этот раз мы полностью изменили подход и поменяли творческую команду. Будет по-настоящему большой проект. И третий сезон «Триггера» — самого высокооценнёного российского сериала с многомиллионной аудиторией и Максимом Матвеевым в главной роли.
Создаётся ощущение, что вы одни из немногих на рынке, кто не боится заходить на территорию действительно блокбастерных шоу. Недавние «Иные», «Этерна», вышедшее шоу про «КиШа» и другие хиты вашего сервиса — кто их курирует и как принимается решение о разработке столь масштабных и амбициозных проектов?
У «Яндекса» есть продюсерский центр «Плюс Студия» — для «Кинопоиска» это главный партнер и центр творческой экспертизы, который из всего доступного на рынке выбирает лучшие идеи и помогает реализовать их с высоким уровнем качества.
«Кинопоиск» и «Плюс Студия» заинтересованы в регулярном выпуске таких блокбастеров: как полнометражных, так и в сериальном формате. При этом стратегия «Кинопоиска» строится вокруг больших премьер. Мы стараемся делать кино, которое будет растить уровень индустрии, открывать новые таланты и поддерживать конкурентоспособность российского кино относительно международных проектов. Отличный пример такого масштабного кино — одна из ближайших премьер, фильм «Майор Гром: Игра», который выйдет в прокат 23 мая.
Какие originals из фильмотеки «Кинопоиска» вы посоветуете посмотреть нашим читателям на грядущем уик-энде, чтобы проникнуться весенним настроением?
Конечно же, «Беспринципные». Сейчас на «Кинопоиске» как раз идёт четвёртый сезон. Это вообще один из моих любимых проектов, к которому можно возвращаться и когда у тебя плохое настроение, и когда хорошее. В общем, в любой ситуации пересматривать практически с любой серии. Такие проекты называют «вечнозелёными», потому что их смотрят круглый год, и они всегда интересны аудитории. Неудивительно, что «Беспринципные» — самый популярный комедийный проект на «Кинопоиске».