START — платформа, которая стала прямым продолжением многое повидавшей кинокомпании, которая знает толк в том, как работают и чем руководствуются при принятии критически важных решений телевизионные шишки. Их подход основан на холодном расчёте возможностей и горячих чувствах, что вызывают у зрителей их фильмы и сериалы. А с чего они начинали и как достигли успеха — узнаем из нашего нового материала из цикла статей о развитии российских онлайн-кинотеатров.
Казалось бы, при чём тут КВН…
Yellow, Black and White. Логотип этой фирмы предварял начальные заставки многих популярных телешоу канала СТС, таких как «6 кадров», «Уральские пельмени», «Папины дочки» и «Кухня». И нередко мы заставали их в кинотеатре — во время просмотра славянских фэнтези из серии «Последний богатырь», хитовых «Холопа» и «Чебурашки» и, кто бы сомневался, многочисленных полнометражек по всё той же «Кухне».
Yellow, Black and White — название кинокомпании, основанной в 2007-м бывшими кавээнщиками Сангаджи Тарбаевым и Эдуардом Илояном. Имя это они позаимствовали у своего первого шоу, выходившего на казахстанском ТВ, в котором троица ведущих разных национальностей — «жёлтый» калмык, «чёрный» африканец и «белый» россиянин — в сатирических тонах обыгрывали свежие новости. Через пару лет глаз на эту команду положит СТС и сподвигнет к тесному сотрудничеству. С тех пор Yellow, Black and White выпустит для телевещателя немало увлекательных и запоминающихся передач, однако их самым масштабным детищем станет онлайн-кинотеатр, появление которого анонсировали в 2017-м и запустили в октябре того же года.
В игру START вошёл с эксклюзивами «Вне игры», «Фитнес» и «Лапси», а также с контентом, ранее транслировавшимся по НТВ и СТС. Главный selling point платформы на первых порах — релиз парочки тайтлов, что на тот момент только-только отгремели в кинотеатрах: исторического «Викинга» с Данилой Козловским, фантастического «Притяжения» Бондарчука, спортивного блокбастера «Время первых», первого фильма мистической линейки «Гоголь» с Александром Петровым и производственной драмы о работниках скорой помощи «Аритмия» за авторством Бориса Хлебникова.
Стремительное развитие
Следующий крупный организационный переворот в работе START случился в октябре 2020 года, и его отголоски (исключительно положительные) до сих пор дают о себе знать: тогда оператор сотовой связи «Мегафон» объявил, что станет совладельцем онлайн-кинотеатра. К текущему моменту его доля во владении стримингом сократилась с 50 % до 45 %, что, впрочем, не мешает онлайн-кинотеатру оставаться автономной частью мегафоновской экосистемы. А ещё и является неплохой подстраховкой для стриминга, так как сервису при большом холдинге проще переживать кризисные времена, позволяя себе работать в убыток за счёт поддержки «старшего сводного брата». Мегафоновское решение повлияло не только на экономику START — оно позволило видеосервису продолжать отстаивать свою позицию, с которой он изначально и пришёл покорять рынок: в своём развитии делать усиленную ставку на контент собственного производства.
Осенью 2022-го платформе START стукнуло уже пять лет. И за такой, казалось бы, непродолжительный период стриминг успел отметиться в нескольких примечательных позициях. Во-первых, его сериалы — первые в стране, что были приобретены зарубежными площадками («Лучше, чем люди» купил Netflix, «Содержанок» — Amazon Prime, «Контейнер» — Apple TV+). Во-вторых, START довелось принять участие в разработке самых дорогих и прибыльных отечественных проектов последних лет (в частности, фильма-миллиардера «Чебурашка», снятого в открытом космосе «Вызова» и разорвавшего «олдскулы» половины страны сериала про позднесоветский бандитизм «Слово пацана»). В-третьих, начиная с 2022-го и по сей день онлайн-кинотеатр START держится в рейтинге «30 самых дорогих компаний Рунета» по версии Forbes. В-четвёртых, согласно одному из последних исследований аналитического агентства «ТМТ Консалтинг» в области российского рынка онлайн-видеоконтента, START на пару с лидером сегмента в лице «Кинопоиска» продолжает демонстрировать положительную динамику и внушительные цифры («стартовцы» показали рост выручки в 101 %, а число их подписчиков за отчётный период увеличилось на 90 %).
Новый год — новые «ориджиналс»
Не забываем мы и о том, что START отмечают как флагман среди отечественных производителей контента формата originals — у объекта нашего сегодняшнего разговора в арсенале имеется уже более сотни проектов, созданных собственными усилиями. Также отмечаем, что высоко оценённые «Вампиры средней полосы», выросшие в полноценную франшизу «Бывшие», сверхпопулярные «Содержанки», а также скандально известный «Текст» от Клима Шипенко и дискуссионная социальная лента «Завод» Юрия Быкова — тоже разработки внутренней студии START.
«Думаю, что у нас нет ничего, что отличало бы нас от остальных игроков», — в одном из прошлогодних интервью подмечала исполнительный директор группы компаний START Юлия Миндубаева. И её слова не получается воспринимать в негативном ключе — в новой парадигме все стриминги выживают как могут. И все, кто до сих пор не склеил ласты, приходят к плюс-минус идентичным бизнес-моделям. Глобально тренды сдвигаются в сторону интеграционных процессов — всё чаще специалисты убеждаются в том, что компании будут следовать по пути объединения всех со всеми. Больше слияний, больше партнёрских подписок, больше крупных коллабов, больше компаний национального масштаба, выступающих в качестве владельцев и совладельцев подобных сервисов. Однако, какие бы финты наша экономика в будущем не выдавала, главным залогом успеха всегда была и остаётся аудитория — привлечённая чем-то, чего у других конкурентов либо нет совсем, либо оно подаётся не совсем в том виде, в каком оно нужно зрителю прямо здесь и прямо сейчас. И в этом плане START не сбивается со своего изначального курса, уже успевшего перерасти в кредо: делать больше дорогих и разноплановых «ориджиналс», которые обязательно сорвут куш.
В наступившем 2024 году START планирует не только работать с новыми сезонами своих уже успешно отгремевших шоу (продолжение «Медиатора», спин-офф «Бывших», очередные «Папины дочки» и новая глава саги «Последний богатырь»), но и вкладываться в другие многообещающие originals. Что же мы впишем в свой список ожидания на ближайшие месяцы? Отвечаем! Детектив о расследовании убийства в элитном посёлке для сильных мира сего — «Престиж» от автора отвязного «1703» Сергея Сенцова. Историю о рецидивисте, что скрещивает своё театральное прошлое и воровскую профессию, — «Артист с большой дороги» с Юрием Стояновым. Комедии о суровом быте российской криминальной глубинки и о нестандартном решении жилищного вопроса в условиях воспитания пятерых детей — «Инспектор Гаврилов» и «Многодетство» соответственно.