Год за порядковым номером 2023-й мы закрыли рассказом о стриминговом сервисе KION, а 2024-й открываем очерком об «Амедиатеке». Один из последних пунктов в нашем цикле статей об эволюции российских онлайн-кинотеатров, но далеко не самый последний по значению игрок на этом динамично развивающемся рынке. А также далеко не самый молодой, по сравнению с конкурентами. И возраст платформы — не единственное, чем она выделяется на их фоне.
Дела дней минувших
Большим подспорьем для подписки на тот или иной онлайн-кинотеатр всегда было наличие у оного богатой коллекции своих собственных проектов — влекущих зрителя эксклюзивных «ориджиналс». «Амедиатека» работает иначе. «Амедиатека» — это тот самый стриминг, который в своё время привёз в Россию контент крутейших мировых телеканалов. И то, что сделало платформе имя, — это контент с HBO: «Сопрано», «Игра престолов», «Прослушка», «Наследники», True Detective… Названия громкие и культовые, как и имена других медиагигантов, шоу которых «Амедиатека» поставляла и продолжает поставлять российскому зрителю: Showtime, BBC, Paramount, Starz, Sky, ABC, Warner Bros. и многие другие.
Однако началось всё именно с HBO, в 2011-м, когда акционеры основанной продюсером Александром Акоповым в начале нулевых кинокомпании «Амедиа», подарившей нам навскидку «Мою прекрасную няню» и «Закрытую школу», задумались о том, чтобы начать выкупать у иностранных партнёров права на демонстрацию их продукции у нас в России. В то время появлялись первые любительские студии озвучки, и из-за их деятельности спрос на новые серии становящихся модными заморских шоу только рос.
Поэтому-то руководство «Амедиа» и решило поконкурировать с «нелегалами» и создать такую платформу, которая выпускала бы свежие эпизоды, уже переведённые и озвученные профессиональными актёрами, раньше, чем те появлялись на торрентах.
Об этих энергичных деньках как-то рассказывал тогдашний гендир компании «Амедиа ТВ» Виталий Студитских. К слову, об «Амедиа ТВ»: эта фирма была основана в 2011 году и объединяла в себе несколько телеканалов — AMEDIA Hit, Amedia 1 и Amedia 2. Они вещали параллельно с запущенным в 2013 году онлайн-кинотеатром «Амедиатека» вплоть до 2017-го — до того момента, когда интернет-площадка, набравшая себе платежеспособную аудиторию во многом благодаря импортированному контенту от HBO, получила официальный партнёрский статус Home of HBO (правда, год назад из-за всем известно каких событий эта плашка с сайта пропала, что пресс-служба стриминга объяснила «обновлением визуального стиля»). Тогда же было принято решение вложить все силы в развитие собственного онлайн-кинотеатра, а для телезрителей, не желающих с потрохами переезжать в Интернет, учредили канал Amedia Premium HD (он функционирует и по сей день).
Почему яблоки с чужого огорода вкуснее?
Сегодня «Амедиатека» продолжает придерживаться той же генеральной линии, что и раньше: не вкладываясь в производство собственного контента, инвестировать в библиотеку, состоящую из популярных зарубежных проектов. Именно поэтому «Амедиатека», делающая сравнительно невысокую выручку относительно конкурентов, часто обгоняет их по показателю чистой прибыли (как это случилось, например, в кризисном 2022-м, когда платформа оказалась единственной в России, закрывшей тот год без убытка).
Ключевой элемент финансового и зрительского успеха «Амедиатеки» — эксклюзивное партнёрство с зарубежными вещателями, чьи шоу мы все любим и бурно обсуждаем. Да, на сайте «Амедиатеки» больше не найти «Во все тяжкие» и фильмы про Гарри Поттера. Да, там так и не вышли взорвавшие публику «Одни из нас» по мотивам кассовой видеоигры The Last of Us, а вот добравшийся до российского зрителя «Белый лотос» подвергся цензурированию. Однако на «Амедиатеке» всё-таки случилась премьера спин-оффа «Игры престолов», дорогого и амбициозного «Дома Дракона», в данный момент выходит новый сезон знаковой для HBO сериальной антологии «Настоящий детектив», и, вполне возможно, в обозримом будущем россияне смогут увидеть и такие потенциальные хиты, как «Режим» с Кейт Уинслет, «Пингвин» во вселенной Бэтмена с Колином Фарреллом в главной роли и «Сочувствующий» от автора «Олдбоя» Пак Чхан-ука (последний особенно интересно заценить, ведь там Роберт Дауни — младший сыграет несколько ролей сразу!). Несколько удручает, что не разъяснённым для нас, людей вне компании, остаётся важный юридический вопрос: будут ли зарубежные партнёры «Амедиатеки» и дальше исправно поставлять им контент или то, что выходит на стриминге сейчас, — «обязаловка» по прошлым соглашениям, которые могут в скором времени закончиться и в текущей ситуации продлению не подлежат. Прямых заявлений по этому поводу руководство компании в последние месяцы не делало, равно как и, справедливости ради, не озвучивало поводов беспокоиться о том, что в 2024-м мы останемся без поставок новых сериалов от HBO и других мировых вещателей.
Быть может, продлению подлежат только те шоу, которые выходят здесь и сейчас. Быть может, «зарубать» будут только сериалы, не удовлетворяющие требованиям нынешнего законодательства в области пропаганды нетрадиционных семейных ценностей (на «Амедиатеке» не вышли продолжение пиратской квир-комедии «Наш флаг означает Смерть», уже упомянутые «Одни из нас» и нашумевшая эротическая драма «Кумир»). Ну а из актуально выходящих шоу продолжают проникать в российский сегмент новые сезоны лишь некоторых сериалов от того же HBO, такие как «Джулия», «Время побеждать: Расцвет династии Лейкерс» и «Позолоченный век».
Продуктивный консерватизм
«Лучшие сериалы планеты. Лучшие зарубежные и иногда российские», — такую концепцию в одном из интервью озвучил создавший «Амедиатеку» продюсер Александр Акопов.
И сегодня, в тотальной атмосфере подозрительных умалчиваний, стриминг продолжает это делать. Как минимум — удерживать в обойме классику зарубежной сериальной индустрии. Как максимум — обновлять свою библиотеку, привнося в неё и новые громкие хиты.
Например, вместе с четвёртым сезоном True Detective «Амедиатека» в данный момент выпускает многообещающий неонуар «Месье Спейд» с Клайвом Оуэном в роли частного детектива Сэма Спейда. А ещё стриминг поглядывает не только в сторону США: за первую половину прошлого года в «Амедиатеке» появились английский «Смерть и соловьи», новозеландская «Младшая сестра» и финская «Северная мафия», а позже на сервисе стало доступно множество тайтлов из Латинской Америки, Азии и Турции — нынче популярное среди онлайн-кинотеатров решение по вынужденному «импортозамещению».
И, что удивительно в наши дни, несмотря ни на что, «Амедиатека» продолжает держать марку. И так же удивительно то, что, казалось бы, далеко не самый молодой и очень даже консервативный российский стриминг не просто выживает, а полноценно функционирует с положительными результатами. В начале своего пути, окружённые популярными в народе пиратскими релиз-группами и непониманием среди коллег-телевизионщиков, уверенных в том, что в нашей стране время платного контента в Интернете ещё не наступило, первая команда «Амедиатеки» смогла пробить себе нишу. И покидать её никто из нынешнего состава фирмы не собирается. Пускай у некоторых аналитиков и можно встретить мнение, что текущая «контентная блокада» РФ постепенно превращает сервисы наподобие «Амедиатеки» из больших игроков рынка в привлекательный актив для приобретения какой-нибудь громадной медиакомпанией. Однако мнение мнению рознь, а вот с чем поспорить сложно, так это с тем, что, хоть с их сайта и исчезла та приснопамятная плашка Home of HBO, там остались «лучшие сериалы планеты» — и как часть айдентики бренда «Амедиатека», и как отражение фактического наполнения онлайн-кинотеатра.