Цикл материалов, посвящённых российским онлайн-кинотеатрам, близится к завершению, как и подходит к своему исходу 2023 год. Рассказываем о том, как его провели в KION и какими средствами эта молодая и процветающая платформа привлекает новую аудиторию.
Начало начал
У истоков KION стоял бывший гендир телеканала ТНТ Игорь Мишин. Именно он занимал пост вице-президента телекоммуникационного гиганта МТС на момент лета 2019-го, когда идею о создании собственного онлайн-кинотеатра впервые озвучили вне стен руководящих кабинетов компании. Параллельно вестям о том, что скоро в пространстве отечественных стримингов появится площадка, находящаяся под эгидой МТС (её базис — подразделение МТС ТВ, с 2015 года работающее на поприще кабельного и спутникового вещания), фирма сделала важную со стратегической точки зрения покупку — было в полном объёме приобретено акционерное общество «Объединённые русские киностудии». В частности, киностудия «Кинополис» в Санкт-Петербурге. Стало очевидно, что будущий онлайн-кинотеатр сосредоточит свои ресурсы на производстве собственных шоу, не делая упора на закупку видеоконтента со стороны.
Днём рождения онлайн-кинотеатра KION стало 20 апреля 2021 года. Сейчас этот сервис является частью продуктовой экосистемы МТС и включает в себя более 200 ТВ-каналов, тысячи фильмов, сериалов, мультфильмов и документальных проектов. За два с лишним года работы платформы оригинальные проекты KION получили более 20 российских и международных наград. Всего за всё время существования платформы KION выпустил более 60 оригинальных проектов, отмеченных призами в том числе и за рубежом: на Берлинском фестивале веб-сериалов и на Нью-Йоркском международном кинофестивале. Среди блокбастеров сервиса, с которыми он стартовал более двух лет назад, особенно выделяют детективный триллер «Хрустальный», суровую драму «Немцы» и увлекательное шоу-загадку «Коса». Всего за полгода с небольшим со дня запуска сервис KION подарил зрителям 20 проектов собственного производства, чем доказал, что для этого стриминга originals — не приятный довесок к медиатеке, а флагманское направление деятельности всей компании.
Актуальная обстановка
Сегодня мы можем констатировать, что за свою короткую относительно прочих конкурентов жизнь KION смог собрать вокруг себя аудиторию в 7,6 млн пользователей и сместить соотношение российского контента к зарубежному на своей платформе к пропорции 60 на 40 (также в начале этой недели был запущен телеканал KIONХИТ для абонентов платного ТВ).
Этими данными с общественностью совсем недавно поделился уже упомянутый нами Игорь Мишин — основатель KION. А мы тем временем пообщались с Алексеем Ивановым — действующим генеральным директором «МТС Медиа», до 1 января 2023-го занимавшим позицию операционного директора. Он рассказал нам о том, какое место KION занимает в современной онлайн-среде и почему любой рынок всегда нуждается в свежей крови.
KION — площадка молодая. На какой стадии развития она находится в данный момент? KION сейчас — это окончательно повзрослевший или всё ещё взрослеющий бренд?
KION — самый молодой игрок на рынке онлайн-кинотеатров. Но, несмотря на это, платформа успела завоевать доверие аудитории. Так, согласно данным из отчёта по финансовым и операционным результатам группы МТС за III квартал 2023 года, аудитория онлайн-кинотеатра KION составляет 7,6 млн пользователей, а рост количества часов просмотров на пользователя, если сравнивать год к году, вырос на 20 % (III квартал 2023-го к III кварталу 2022-го).
Стримингов в России уже существует немало, и у каждого есть свои фишки, которые «продают» подписку и привлекают зрителя, окружённого тоннами самого разного контента. Какими козырями (из тех, разумеется, что не скрыты в рукаве) располагает KION?
Главное направление KION — это производство originals. За время существования платформы мы выпустили более 60 оригинальных проектов. Среди них самые популярные — сериалы «Почка», «Жизнь по вызову», «Тест на беременность», «Хрустальный», «Обоюдное согласие».
KION продолжает наращивать это направление. Так, в 2022 году вышло 34 originals, а в 2023 году их более 40. Как правило, аудитория приходит на KION именно за оригинальным контентом: на его смотрение приходится большая часть от всего времени смотрения видеоконтента на платформе.
История каждой фирмы — хроника не только больших удач, но и больших трудностей, разбирать которые не менее увлекательно. С какими препятствиями сталкивался KION до и после отчуждения России от западной киноиндустрии после известных событий 2022 года?
В 2022 году киноиндустрия России столкнулась сразу с большим количеством трудностей, и одной из них стал уход западных мейджоров из-за санкций. Следовательно, это означает отсутствие голливудских премьер в стране. Это повлекло за собой рост пиратства, что, безусловно, беспокоит индустрию.
KION всегда делал ставку на оригинальный контент — он был и остаётся визитной карточкой платформы. Сейчас мы вышли на ритмичный выпуск собственных проектов и представляем их аудитории каждое первое число каждого месяца. Но, кроме сформированного и устоявшегося спроса на оригинальный контент, растёт и спрос на отдельные контентные группы. Так, например, турецкий, японский, азиатский и южнокорейский контент — это устоявшийся тренд. И, ориентируясь на запросы аудитории, в том числе и им KION пополняет свою библиотеку.
Российские фильмы и сериалы приближаются к уровню зарубежных проектов, а порой и обгоняют его. Многие называют это заслугой именно стриминговых платформ. Как вы считаете, будущее российского кинематографа — это будущее с припиской «онлайн» или «оффлайн»?
Кино действительно стало переходить в онлайн, и в последние годы его активно снимают не только кинокомпании и телеканалы, но также онлайн-кинотеатры и даже социальные сети. И стриминговые платформы действительно приложили руку к развитию кинематографа в России. Например, стало сниматься больше сериалов в целом — в этом есть большая заслуга онлайн-кинотеатров. Онлайн-потребление видеоконтента развивается, но я бы не стал списывать со счетов оффлайн-направление: оба формата остаются востребованными и находят своего зрителя.
Показатели по рынку среди онлайн-кинотеатров за прошлый год оказались в большинстве своём благоприятными, несмотря на не самые утешительные прогнозы аналитиков. Как вы считаете, это было везение и «мэджик», или сфера потокового видео у нас в стране уже достаточно окрепла, чтобы перебарывать столь серьёзные кризисы?
О везении говорить не приходится, и я думаю, что здесь сошлось несколько факторов. Во-первых, стриминговые платформы в последние годы стали производить больше собственного контента, и делают это качественно. Аудитория нередко приходит на ту или иную платформу именно за originals — это мощный инструмент привлечения аудитории. Это и стало бустером для развития стриминговых платформ в России. Во-вторых, несмотря на уход западных сервисов, люди не перестали нуждаться в качественном кино и идут за ним на официальные стриминговые платформы. В непростое время оно служит источником положительных эмоций. На KION приходят за свежим взглядом на вечные темы отношений людей в ближнем круге.
Какой original, шоу или фильм с KION (на ваш субъективный взгляд) вы бы предложили посмотреть всем и каждому без исключения прямо здесь и прямо сейчас?
Один из самых узнаваемых оригинальных проектов KION — сериал «Почка» в жанре драмеди. И его продолжение. Безусловно, это наш опознавательный бренд.
Почему KION (это мы про название сервиса)?
Мы выходили на рынок последними, и из-за этого наша задача была изначально непростой — обратить на себя внимание, привлечь аудиторию к просмотру, выработать у неё паттерн смотреть именно нас, когда другие онлайн-кинотеатры давно присутствовали на рынке и работали над узнаваемостью своего бренда. Поэтому мы очень серьёзно думали, какое название в текущей ситуации будет наиболее выигрышным. Вариантов было огромное количество, и мы решили остановиться на том, которое нас покорило, — KION. Это название созвучно со словом «кино», оно простое и запоминающееся. Название дополняет и визуальная айдентика: в основе логотипа есть символ, обозначающий экран, что также визуально отсылает к кинематографу.
И ещё раз, почему KION (это мы про выбор зрителя)?
KION объединяет в себе онлайн-кинотеатр с обширной коллекцией из тысяч художественных и документальных фильмов, сериалов, мультиков, а также своеобразный «телевизор», в котором есть более 200 телеканалов. Настроить контент под себя легко с помощью специальных подписок. KION универсален и позволяет получить доступ одновременно и к огромному количеству телеканалов, и к контенту в онлайне.
Онлайн-кинотеатр KION доступен везде, где вам только будет удобно: на мобильных устройствах, а также на телевизорах, со смартфонов, компьютеров или ноутбуков. Смотреть видеоконтент на KION комфортно. А ещё платформа располагает мощной рекомендательной системой и множеством нужных мультимедийных функций.
Пользователи выбирают KION за originals, которых за время существования платформы набралось немало. Зрители ценят оригинальные проекты KION за новизну смыслов — раскрытие дискуссионных общественных тем, которые редко поднимаются в кино. Поэтому наши проекты нередко становятся предметами обсуждений и паблик-токов с участием публичных личностей и лидеров мнений.