В российский прокат вышел новый фильм Франсуа Озона — авантюрная детективная комедия «Моё преступление». Плодовитый французский постановщик выпускает по фильму в год и остаётся любим в России. Возможно, таким же народным режиссёром у нас в стране можно назвать только Гая Ричи. Максим Ершов разбирается, как Озону в разных жанрах удаётся оставаться собой и за что мы любим кино самобытного автора.
Озон снимает в разных жанрах
Озон родился в Париже и закончил престижную киношколу «Ля Феми» (La Femis). После учёбы молодой автор снял несколько короткометражных картин, которые его тут же прославили, — «Правда или желание», «Роза между нами», «Маленькая смерть», «Летнее платье» и «Посмотри на море». Когда смотришь на обширную фильмографию, разбегаются глаза. Эротические триллеры, ретро-мюзиклы, драмы, детективы, мелодрамы — Озон легко адаптирует фирменный обманчиво лёгкий водевильный стиль под любые жанровые рамки.
У режиссёра нет одной магистральной линии. Да, Озон любит яркие цвета и жирными мазками рисует свои истории, но жанр может быть любой. При этом каждый раз постановщик обманывает зрительские ожидания и вводит во вроде бы устоявшийся канон новые элементы. Выбивается разве что драма «По воле божьей» — возможно, самый серьёзный и нетипичный фильм Озона. В истории о совращении малолетних католическими священниками и выдающемся журналистском расследовании едва ли может найтись место шуткам и иронии.
«Моё преступление» начинается с убийства, и можно было бы ожидать детективного сюжета, но автор быстро заменяет возможное расследование сатирой на киномир и авантюрной комедией о настоящей женской дружбе. «Всё прошло хорошо» — оптимистичная драма об эвтаназии, не лишённая забавных эпизодов. Только Озону хватает смелости и вкуса не превращать фильмы-обманки в пошлые мыльные оперы. Пожалуй, таким же талантом из современников может похвастаться Педро Альмодовар. Французский автор говорит, что с возрастом с всё большей теплотой относится к картинам испанца. И даже в более стандартных жанровых картинах («Франц», «Двуличный любовник», «Бассейн» и «8 женщин») зрителей обязательно ждут сюрпризы.
Озон прочитывает чужие тексты
Озон редко пишет оригинальные сценарии (хотя «Молода и прекрасна» — исключение из правил), а чаще обращается к чужим текстам, порой не самым очевидным, заметно их переиначивая. «Капли дождя на раскалённых скалах» — экранизация одноимённой пьесы Райнера Вернера Фассбиндера, одного из кумиров француза. «Криминальные любовники» сюжетно отдалённо напоминают сказку братьев Гримм «Гензель и Гретель». «Двуличный любовник» представляет собой вольную адаптацию романа Джойс Кэрол Оутс «Жизнь близнецов». «Отчаянная домохозяйка» основана на пьесе Пьера Барийе и Жан-Пьера Греди. «Новая подружка» — адаптация одноимённого рассказа Рут Ренделл. «Лето’85» — экранизация романа английского писателя Эйдена Чемберса «Спляши на моей могиле», вышедшего в свет в 1982 году. Книга произвела сильное впечатление на юного Франсуа: будущий режиссёр даже планировал дебютировать в большом кино с фильмом по этому роману. В итоге идею пришлось отложить на 25 лет, хотя некоторые образы из произведения Чемберса перекочевали в первый короткий метр автора — «Летнее платье» 1996 года.
Особое место в фильмографии занимает сотрудничество с писательницей Эмманюэль Бернейм. Вместе были написаны сценарии к фильмам «Под песком», «Бассейн», «5×2» и «Рики». А «Всё прошло хорошо» — экранизация автобиографической книги писательницы.
Озон — насмотренный автор, с уважением относящийся к истории кино, а потому часто обращается к наследию любимых предшественников. «Петер фон Кант» изменяет пол главных героев картины Фассбиндера «Горькие слёзы Петры фон Кант». Чёрно-белый «Франц» сюжетно напоминает «Недопетую колыбельную» Эрнста Любича. А драма «Время прощания» была создана под влиянием документальной автобиографической картины фотографа и писателя Эрве Гибера «Стыд или бесстыдство». Даже в дебютном «Крысятнике» можно разглядеть сюжетные аллюзии на «Теорему» Пьера Паоло Пазолини.
Озон открывает молодых актёров
Важное место в фильмографии Озона занимают истории взросления, порой радикального: «Криминальные любовники», «Молода и прекрасна», «Лето’85», «Крысятник». Но юные актёры появляются у француза не только в молодёжных проектах. Озон стабильно открывает новые имена в европейском кино. В «Франце» состоялась первая значительная роль немки Паулы Бир. В «8 женщинах» и «Бассейне» блистает Людивин Санье. Эрнст Умоер играет главную роль в триллере о вуайеризме и одержимости «В доме», затмевая опытных Кристин Скотт Томас и Фабриса Лукини.
В «Лете’85» на первом плане никому не известные на тот момент Бенжамен Вуазен и Феликс Лефевр. В «Криминальных любовниках» главные роли достались бельгийцам-однофамильцам Жереми Ренье и Наташе Ренье. «Молода и прекрасна» открывает миру бывшую модель Марину Вакт. Одной из первых заметных ролей в карьере Анаис Демустье стала «Новая подружка». А порой Озон возвращается к артистам, которым дал путь в большой мир кино, — Вакт и Жереми Ренье появляются на экране в «Двуличном любовнике».
«Моё преступление» вписывается в ряд картин с молодыми исполнителями. На втором плане прекрасные характерные роли у звёзд — Фабриса Лукини и Изабель Юппер, а актрису Мадлен и её подругу-адвоката Полин играют ещё не успевшие примелькаться Надя Терешкевич и Ребекка Мардер соответственно. Озону как большому эстету важны новые лица и юношеский задор. Кроме того, постановщик до сих пор, даже на шестом десятке, позволяет себе воспевать молодость и её многочисленные ошибки.
Озон исследует необычные отношения
Ещё в киношколе одними из любимых авторов Озона были Фассбиндер и Пазолини, а также известный мастер деликатных и только кажущихся тихими и простыми мелодрам Эрик Ромер. В середине 90-х, когда Франсуа формировался как режиссёр, свободное кино о гендере и различных любовных отношениях снимали Дерек Джармен, Педро Альмодовар, Гас Ван Сент, Тодд Хейнс и Грегг Араки. У коллег Озон научился невиданной свободе.
Уже в короткометражном «Летнем платье» стало понятно, что французу не очень интересно исследовать обычные отношения мужчины и женщины. А в дебютном полном метре «Крысятник» Озон не оставляет камня на камне от среднестатистической семьи среднего класса, которая активно практиковала оргии и реализовывала самые изощрённые фантазии. «Капли дождя на раскалённых скалах» и «Петер фон Кант» обращаются к отношениям мужчины и юноши. В «Убежище» о беременной наркоманке заботится гомосексуальный друг. «Посмотри на море» — история сближения двух девушек, а «Лето’85» показывает первую влюблённость. «Новая подружка» внимательно изучает смещение привычных гендерных ролей и стереотипов.
Озона интересуют любые отступления от нормы, в том числе перверсии. Например, «По воле божьей» бесстрашно фиксирует домогательства священников к юным прихожанам. Не является перверсией история Изабель из драмы «Молода и прекрасна», но ни родственники, ни знакомые не могут понять, почему девушка из состоятельной семьи решила заняться проституцией. Явно не нужда толкает её в постель к состоятельным клиентам.
Озон не любит морализаторствовать и выносить эмоционально окрашенные суждения своим героям. Постановщик ставит под сомнение само понятие нормы и постоянно размывает его границы.
Озон говорит о смерти и боли
Смерть, трагедия и угасание не кажутся главными темами в творчестве Озона, но это только первое впечатление. В «Криминальных любовниках» юные преступники совершали одно убийство за другим. «Под песком» начинается в прибрежных районах на западе Франции, где проводят отпуск муж и жена. Супруг бесследно исчезает, а безутешная героиня Шарлотты Рэмплинг мучительно выясняет, что же произошло: нелепая случайная смерть или продуманный поступок. Во «Времени прощения» медленно угасает от рака фотограф, а заодно размышляет, что же останется после него. В «Убежище» беременная наркоманка только что похоронила любимого и теперь находится в состоянии посттравматического синдрома. «Новая подружка» начинается с похорон, смерть супруги раскрепощает мужа, позволяет отыскать своё истинное «я». В ретро-драме «Франц» юная вдова встречает на кладбище молодого человека, который постоянно посещает могилу её погибшего на войне мужа. Кажется, супруг унёс с собой в могилу загадку.
Но особенно выделяется в фильмографии Озона «Всё прошло хорошо» — в меру сентиментальная, в меру ироническая драма об эвтаназии. И возможность умереть в тот момент, когда этого хочется, в данном случае является свободой. Поначалу дочь в исполнении Софи Марсо не понимает частично парализованного отца (Андре Дюссолье), но постепенно приходит к выводу, что должна выполнить последнюю волю родителя, даже если не до конца с ней согласна. Озон с уважением относится к выбору каждого конкретного человека, даже когда решение принимается на смертном одре. Может, его значительность даже повышается.
Озон иронизирует
Практически каждый фильм Озона пронизан узнаваемой ироничной интонацией. В картине «В доме» учитель и ученик во время творческого процесса увлечённо и не без сатирических замечаний наблюдают за чужой жизнью. Самый дорогой фильм французского постановщика — «Ангел», гротескная стилизация под старые мелодрамы, в которой Озон посмеивается над штампами костюмного кино. В «8 женщинах» автор потешается над классическими детективами в духе произведений Агаты Кристи, собирая толпу французских звёзд (Даниель Дарьё, Катрин Денёв, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар) и снабжая фильм песнями. В «Отчаянной домохозяйке» супруга уверенно заменяет мужа на должности руководителя фабрики по производству зонтов.
«Моё преступление» прерывает длинную серию серьёзных, а порой и трагических картин Озона. К комедийному жанру постановщик не обращался больше 10 лет. Новая работа — воздушное кино с глуповатыми мужчинами и расчётливыми женщинами. Конечно, автор не может не спрятать за толстым слоем шуток важное и всё ещё актуальное высказывание о гендерном неравенстве.
Пожалуй, секрет Озона, если сильно упрощать его творческий метод, заключается в том, что за редким исключением режиссёр умеет с юмором говорить на серьёзные темы и прятать в комедиях интересные и нетривиальные мысли. Остаётся надеяться, что француз в ближайшее время не потеряет запала и будет продолжать регулярно радовать зрителей.