Камео в кино может быть случайностью, переросшей в навязчивый гэг (Хичкок), внутренней отсылкой (Франко Неро у Тарантино) или способом выразить свою причастность к проекту (Аарон Соркин в «Социальной сети»). Камео писателей в таких случаях — отдельная история. Их появления на экране дают возможность, хоть и ненадолго, взглянуть на другую, непрофессиональную сторону литераторов, увидеть авторов без щита в виде книги, развенчать читательские стереотипы или, наоборот, потакать им. Виктор Непша перечисляет запоминающиеся камео писателей в кино.
Стивен Кинг
Тема «Стивен Кинг и кино» уже давно стала общим местом. Писатель без проблем даёт экранизировать свои произведения (про один доллар, наверное, слышали все), один раз (ох) пытался сделать это сам и регулярно появлялся в фильмах. Как человек плодотворный, Кинг насобирал за два десятка ролей, так что подробный рассказ про все напрашивается на отдельный текст. Среди наиболее колоритных:
- Джентльмен в шляпе, которого обзывает банкомат в начальной сцене «Максимального ускорения» — того самого первого и последнего опыта Кинга как режиссёра. В фильме также есть смертельно опасный автомат с газировкой, грузовик-Гоблин, каменноликий Эмилио Эстевес и саундтрек от AC/DC — в общем, crème de la crème кино восьмидесятых;
- Покрытый инопланетной растительностью фермер-простак из «Калейдоскопа ужасов»;
- Священник в «Кладбище домашних животных»;
- Жутковатый босс (незабываемые усы) из галлюцинаций психотичного Крейга Туми в «Лангольерах»;
- Возможно, самое органичное и уместное камео — мрачный немногословный «чистильщик» Бахман (постоянный псевдоним Кинга) в «Сынах анархии».
Мишель Уэльбек
Французский писатель и поэт появлялся в кино реже Кинга, но зато более основательно — на его счету сразу несколько главных ролей. В отличие от коллег по цеху, Уэльбек умеет органично существовать на экране, просто играя себя же. Особенно удачно это получилось зафиксировать у Гийома Никлу, который снял писателя в иронично-рефлексивной роли в «Похищении Мишеля Уэльбека» (название вполне заменяет анонс) и в «Спа» (неожиданные приключения Уэльбека и Депардье в центре талассотерапии). В лучшие моменты «Похищения» кажется, что профессиональный актёр из Уэльбека мог бы получиться не хуже (а то и лучше), чем писатель, — такой меланхоличной манере курения в кадре невозможно научиться.
Курт Воннегут
Воннегут на режиссёрскую славу не покушался, но периодически выступал сценаристом (не особо почитая это дело) и иногда появлялся на экране. В «Снова в школу» Воннегута нанимают, чтобы он написал за главного героя сочинение про своё же творчество. В итоге преподаватель не только разоблачает обман, но и уничтожающе добавляет, что автор сочинения ни черта не знает о Воннегуте.
Среди других ролей примечательны камео в двух собственных экранизациях: в «Матери-тьме» писатель грустно идёт в толпе навстречу депрессивному Нику Нолти, а в «Завтраке для чемпионов» играет режиссёра рекламы.
Юкио Мисима
Японский автор трижды появлялся в полнометражных фильмах. Первый раз — в главной роли в гангстерской картине про якудза «Загнанный волк» (если не боитесь спойлеров — у него одновременно достаточно нелепая и впечатляющая финальная сцена). Затем — эпизод в специфичной «Чёрной ящерице» (роль человеческого чучела из коллекции главного злодея — лишний повод для Мисимы показать мускулы) и в самурайском фильме «Убийца».
Особо стоит упомянуть получасовую чёрно-белую немую короткометражку «Патриотизм», в которой Мисима выступил как режиссёр и исполнитель главной роли. Его герой, лейтенант Такэяма, участник провалившейся попытки переворота, начинает с женой подготовку к своему сэппуку. Секс, театр. Но ритуальное самоубийство, эстетизация мужского мускулистого тела — фильм выглядит как квинтэссенция фетишей Мисимы, а события 1970 года позволили проводить соответствующие роковые параллели.
Уильям Берроуз
В борьбе с Контролем хороши все средства — Берроуз в огромных количествах появлялся и в документальных фильмах , и в игровом кино. Наиболее характерные камео:
- Параноидальный «Декодер» в котором в разных ролях поучаствовали видные лица музыкальной андеграундной тусовки вроде Дженезиса Пи-Орриджа, Soft Cell и Einstürzende Neubauten (Берроуз в принципе находился в почёте у британского эзотерического подполья). Учитывая темы творчества писателя, его появление в роли стильного жутковатого пожилого человека в фильме, который концептуализирует борьбу с Контролем при помощи музыки/звука, кажется закономерным.
- «Аптечный ковбой», в котором Берроуз пришёл на помощь Гасу ван Сенту и переписал диалоги как человек, отлично знакомый с наркоманским сленгом. В облике наркомана-священника в картине предстаёт и он сам.
Белла Ахмадуллина
Одна из самых популярных советских поэтесс своего времени появилась в дебютной работе Василия Шукшина — «Живёт такой парень» — в роли журналистки, которая пришла брать интервью у персонажа Леонида Куравлева. Можно вспомнить сказанное ранее про Уэльбека — Ахмадуллина не играет, а просто существует на экране с той же своей привычной манерой и тембром, контрастирующими с типичным героем-простаком Шукшина. После этого в кино поэтесса появлялась нечасто — можно вспомнить чтение собственных стихов в документальном фильме «Спорт, спорт, спорт» и в «Ключ без права передачи» Динары Асановой.
Салман Рушди
Для писателя с непростой биографией у Салмана Рушди довольно неожиданные камео. Он играет себя на вечеринке в «Дневнике Бриджит Джонс», акушера в «Так она нашла меня» и, главное, обыгрывает серьёзность собственной ситуации в сериале «Умерь свой энтузиазм». По сюжету Ларри Дэвид ставит бродвейский мюзикл по мотивам биографии Рушди — а в итоге получает аналогичную фетву и обращается за советом к писателю, мол, как жить дальше, когда тебя хотят убить? Рушди в ответ с улыбкой начинает рассказывать о многочисленных плюсах фетвы: партнёршам нравятся опасные мужчины, ехать из вежливости на вечер чтения стихов бесталанного знакомого больше не нужно — под рукой всегда есть весомый повод для отказа. И вообще, fatwa sex is the best.
Терри Пратчетт
Создатель «Плоского мира» иногда принимал участие в сторонних проектах — например, неизбежно личной документальной работе про эвтаназию и свободу выбора (Terry Pratchett: Choosing to Die). Но все три камео писателя — в экранизациях собственных романов, «Санта-Хрякуса» (торговец игрушками), «Цвете волшебства» (астрозоолог) и «Опочтарении» (внезапно, почтальон).
Хантер Томпсон
Тот случай, когда пример настолько растиражированный, что не упомянуть его нельзя. Хотя вы и так, наверное, слышали: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», клуб Matrix, Рауль Дюк-Депп в изменённом состоянии сознания видит самого себя в другом мужчине — Томпсоне. Небольшая сцена, один съёмочный день, за который Томпсон успел извести всех: Терри Гиллиам и после смерти культового публициста припоминал ему разбрасывание булочек по съёмочной площадке и прочие неприятные нюансы поведения.
Избранные камео в «Симпсонах»
Появления известных личностей в анимационных шоу в целом и в «Симпсонах» в частности — тема для отдельного лонгрида. Но с писателями есть несколько запоминающихся историй:
- Единственные подтверждённые камео (первое и второе) главного из ныне живущих литературных затворников Томаса Пинчона — получилось вполне в его стиле.
- Стивен Кинг появился и тут — писатель рассказывает Мардж, что отошёл от хорроров и теперь работает над биографией Бенджамина Франклина. В которой он, впрочем, находит близкие темы.
- Лиза встречает в Британии Джоан Роулинг и не может не спросить у неё, чем закончится Гарри Поттер (были времена). И получает в ответ именно то, что хотела услышать.
- Драка Майкла Шейбона и Джонатана Франзена.
- Сразу три знаковых фигуры из мира комиксов — Алан Мур, Арт Шпигельман и Дэниел Клоуз — защищают комикс-магазин от саботажа. За Алана Мура почти физически больно в сцене, где ему дают на подпись DVD«Watchmen Babies in V for Vacation».
Другие примечательные камео:
- Маяковский-актёр — главная роль в «Барышня и хулиган», утерянный «Не для денег родившийся», сохранившийся фрагмент «Закованной фильмой»;
- Маргарет Атвуд в «Рассказе служанки» в роли охранницы, бьющей Кейт по лицу;
- Ирвин Уэлш — драгдилер в «На игле»;
- Чарльз Буковски — посетитель бара, флегматично-недовольно наблюдающий за Микки Рурком в «Пьяни». Судя по книге «Голливуд», примерно так же за съёмками фильма по мотивам своих произведений наблюдал сам Буковски;
- Фэнни Флэгг, мотивирующая «вернуть искру в брак» в «Жареных зелёных помидорах»;
- Джонатан Сафран Фоер, убирающий кладбище в первых сценах фильма «Свет вокруг».