
В Дубае завершил работу один из крупнейших рынков контента в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) — Dubai International Content Market (DICM). Сусанна Альперина побывала на площадке и узнала об актуальных темах и горячих трендах на рынке контента.
Российские кинокомпании централизованно присутствуют на рынке Dubai International Content Market с 2021 года. Но именно в 2025 году на Объединённом стенде, организованном «Роскино» при поддержке Минкультуры, собрались 20 компаний, которые привезли свыше ста фильмов. Столь масштабно в этот раз не была представлена ни одна другая страна. Российский Объединённый стенд расположился на одной из центральных площадок рынка. Справа от него — «аллея» турецкого кино: сегодня Турция входит в десятку стран мира, производящих наиболее качественный контент. Слева — «бульвар» корейских кинокомпаний, которые по уровню инвестиций в качество кино и сериалов серьёзно соперничают с Голливудом.

Российский стенд при большом стечении гостей-участников рынка открыли Жанна Алексеева, статский советник, заместитель министра культуры, и Эльза Антонова, глава «Роскино». Они подчеркнули важность сотрудничества России с регионами Ближнего Востока и Северной Африки в плане дистрибуции фильмов и обмена культурными кодами.
Эльза Антонова, генеральный директор «Роскино»: Для нас участие в DICM — не просто возможность представить российский контент, а полноценный диалог с мировым киноиндустриальным сообществом. Мы видим, как стремительно меняется индустрия: появляются новые форматы, переосмысливаются жанры, усиливается роль локальных историй. Россия сегодня активно включена в этот процесс, предлагая миру сильное, конкурентоспособное и эмоционально честное кино.
Что привезли россияне на рынок в Дубай?

Много анимации. Она всегда востребована за рубежом: от проектов «Союзмультфильма» до работ студий «Ярко», «Паровоз» и других. В списке смотра: «Умка», «Оранжевая корова», «Смешарики», «Шушумагия», «Супергерои.ру», «Капитаны будущего» и другие мультфильмы. Переговоры по дистрибуции шли нон-стоп с утра до вечера. Также покупателям контента представили коллекцию экранизаций классики, которую традиционно предлагает ВГТРК, — «Чебурашку 2», «Горыныча», «Жемчуг», «Девятую планету» — и картины «Первый на Олимпе», «Красный шёлк», «Конец славы», «Отель “У погибшего альпиниста”», «Альпийская баллада», «Группа крови» и многие другие. На стендах красуются уже знакомые во многих странах и привлекающие внимание лица Юры Борисова, Евгения Цыганова, Александра Петрова, Евгения Миронова, Юлии Снигирь, Юлии Пересильд и их коллег. В этом году на рынке работали представители 65 стран — все внимательно присматривались к тому, что сегодня предлагает Россия.
Что обсуждали?
Помимо экспозиции на Дубайском кинорынке, как и на всех других подобных мероприятиях, проходят дискуссионные панели, скрининги (показы новейших фильмов) и публичные диалоги с влиятельными персонами киноиндустрии. Разумеется, участники из России не просто посещали их, но и активно участвовали в дискуссиях. Повышенное внимание было приковано к теме женских голосов в индустрии, которые сегодня звучат всё мощнее. Всё больше женщин продюсируют и снимают фильмы и сериалы — тенденция продолжает набирать обороты вот уже несколько лет. И для Ближнего Востока это особенно важно. Дискуссия «Женщины, формирующие будущее контента в регионе MENA» собрала на DICM полный зал, что лишний раз подчеркнуло: Дубайский кинорынок сохраняет реноме передового события в мире контента.

По итогам всех встреч хочется подробнее остановиться на трёх актуальных трендах в мире аудиовизуальных развлечений.
Микродрамы и вертикальные видео
Больше всего слушателей собрала дискуссионная панель «Истории за считаные секунды: как микродрамы и социальные платформы переосмысливают сторителлинг». Среди спикеров были главы крупнейших стримингов, производителей контента и эксперты из Сингапура, Китая и Юго-Восточной Азии. На сессии также представили аналитику, как стремительно микродрамы захватывают мир и насколько они выгодны кинобизнесу (модератор пошутила, что сессия могла бы называться и «Как стать миллионером?»). Новые поколения предпочитают смотреть короткие вертикальные видео, которые быстро рассказывают историю и дают эмоциональную подпитку. Обсуждались и жанры, что господствуют в микродраме, — романтические мелодрамы, комедии, научная фантастика и хорроры. В Китае востребованы микродрамы в формате анимации.

В России тоже вовсю осваивают направление. Онлайн-кинотеатры Kion, Wink и Premier, как составляющие крупных холдингов, не раз заявляли о намерении развиваться в этом течении и уже представляли первые работы в формате. Как пример: «Национальная Медиа Группа» весной этого года запустила платформу «Сторис» и буквально на днях рассказала, что для неё уже снят новый проект в формате микродрамы — сериал «Беременна от олигарха», повествующий о девушке, которая одновременно узнаёт о беременности и предательстве любимого.
Документальные сериалы
Также в Дубае прошла дискуссионная сессия «Реалити встречает реальность: растущая мощь документальных сериалов в глобальном контенте». На ней говорили о том, что всё больше зрителей сегодня предпочитают видеть на экране фиксированные реальные события, а не игровые форматы — даже если они основаны на том, что произошло в действительности. В эпоху фейков усиливается власть факта. Однако документальные сериалы сегодня монетизируются не так сильно, как игровые. Тем не менее крупные компании перераспределяют средства, чтобы на их каналах и платформах был представлен контент обоих форматов — когда в дополнение друг к другу, когда в качестве самостоятельных единиц.

Россия и в этом направлении в тренде: на Объединённом стенде была представлена и документалистика. На рынке также активно велись переговоры по поводу востребованных тем. А это — история (иногда показанная в сочетании форматов неигрового и игрового кино и сериалов, например, когда актёры «оживляют события») и проекты в стиле National Geographic про флору и фауну, биографии великих личностей, музыку и спорт. Напомним, что в этом году новейшие документальные сериалы появились в программах ведущих российских кинофестивалей.
Голливуд больше не столица контента
Завершением деловой программы кинорынка в Дубае стала сессия под названием «За пределами Голливуда: появление новых столиц контента по всему миру». В ней участвовали четыре спикера. Трое из них — представители крупнейших медиакомпаний арабского мира и Индии, четвёртый — Борис Ханчалян из России, заместитель генерального директора холдинга «Газпром-Медиа». Обсуждали, что в эпоху стримингов и потоковых медиа, в эпоху роста влияния искусственного интеллекта на производство контента и разработку регламентов по его регулированию настоящей «столицей контента» является Интернет. Недаром некоторые фильмы сразу появляются на онлайн-платформах, минуя прокат, а ведущие онлайн-кинотеатры всерьёз озабочены работой с локальными разработчиками контента, потому что стремятся захватить всё новые территории, а с ними и аудитории. Чем успешнее локальные фильмы и сериалы и чем больше они влияют на глобальные процессы, тем более серьёзное внимание к культуре страны привлекают.

Разумеется, зашёл разговор и про ценности, которые объединяют сегодня Россию и регион MENA. Эксперт-аналитик по международным рынкам Катарина Пшеницына, перед тем как DICM начал свою работу, прописала для участников из России правила для успешной работы в регионе. Например, не стоит предлагать коллегам фильмы и сериалы, где есть интимные сцены, поцелуи в губы, полная нагота, употребление наркотиков и алкоголя, религиозная тематика, геополитика, истории о текущих или недавних военных конфликтах в регионе. Многое из этого, согласно недавним правилам, не стоит предлагать и покупателям контента из России. А это означает, что значительная часть зрительской аудитории перестраивается сегодня на фильмы и сериалы, которые сильно отличаются от тех, что предлагает Голливуд. Отсюда и тренд.









