В Москве уже стартовал третий фестиваль авторского кино «КАРО.Арт». В столице киносмотр продлится до 20 октября. На открытии показали «Ёжика в тумане» и «Сказку сказок» Юрия Норштейна. На закрытии зрители увидят видеоклипы Дельфина и смогут пообщаться с музыкантом. А с 22 по 27 октября фестиваль пройдёт в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Краснодаре. В программе киносмотра легко затеряться. Максим Ершов рассказывает о фильмах, которые точно не стоит пропускать, но лучше ознакомиться с полной программой на сайте фестиваля.
«Чистый лист», реж. Полина Кондратьева, 2024, Россия
Провинциальный городок, наши дни. Рита (Полина Цыганова) без особого интереса учится в колледже и после смерти матери никак не может найти общий язык с отцом (Дмитрий Куличков). Он хочет, чтобы дочь поступила в вуз на фармацевта, а девочке-подростку явно больше нравится писать стихи. Рита сочиняет в кабинке туалета ночного клуба или на качелях на детской площадке. Однажды за многочисленные прогулы девочку отчисляют из колледжа. Рита устраивается сиделкой девушки с ДЦП Саши (Зинаида Ястржембская). Её мама Татьяна Николаевна (Елена Лядова) преподавала у Риты математику в колледже. Между девочками завязывается дружба. Рита готова к серьёзным переменам в жизни.
Полнометражный дебют Полины Кондратьевой победил на проходившем в августе фестивале «Короче». После показа в Калининграде фильм ещё нигде нельзя было посмотреть. «Чистый лист» соединяет в себе истории взросления и большой исцеляющей дружбы. Залогом успеха картины является яркая, хоть и противоречивая героиня, от которой не оторвать глаз. Редко какое отечественное подростковое кино не скатывается в назидание, хронику шокирующей юности или чистую сказку.
«Пчеловод», реж. Тео Ангелопулос, 1986, Греция, Франция, Италия
Пожилой учитель Спирос (Марчелло Мастроянни) уходит на пенсию. Дочь педагога вышла замуж, с женой (Дженни Руссеа) отношения заметно охладели. Спирос садится в свой грузовичок, ставит в кузов полсотни ульев и отправляется на юг Греции разводить пчёл. Пчеловодами были его дед и отец. Спирос навещает старых друзей в разных городах. Кто-то угощает учителя выпивкой, другие приятели лежат уже при смерти в больнице. На заправке Спирос знакомится с молодой автостопщицей (Надя Мурузи). Может быть, отношения с девушкой, которая годится в ровесницы дочери, растормошат усталого пенсионера.
Тео Ангелопулос — классик не только греческого, но и мирового кинематографа ХХ века. «Золотую пальмовую ветвь» Канн режиссёру принесла более поздняя драма «Вечность и один день». «Пчеловод» — вторая часть «трилогии молчания», в которую также входят «Путешествие на Китару» и «Пейзаж в тумане». Все фильмы триптиха являются роуд-муви, в которых герои ищут себя, предаются воспоминаниям и пытаются преодолеть экзистенциальный кризис. Спирос, человек прошлого, у которого нет сил ни на какие чувства, сталкивается с представительницей следующего поколения, активным человеком будущего. Их любовь кажется невозможной. Неспешное повествование развивается на фоне холодных зимних греческих пейзажей. На дальних планах Спирос теряется как среди скал, так и ночных забегаловок.
«Гранд-тур», реж. Мигел Гомиш, 2024, Португалия, Италия, Франция, Германия, Япония, Китай
Январь 1918 года. Рангун, Мьянма. Помолвка между британским офицером Эдвардом (Гонсалу Уоддингтон) и Молли (Криста Альфайате) состоялась семь лет назад. В торжественный день свадьбы, так и не увидев невесты, жених садится на ближайший корабль до Сингапура и отправляется в путешествие по Азии. Точки на его маршруте: Сингапур, Бангкок, Сайгон, Осака и Шанхай. Невеста не сдаётся и отправляется следом, а ещё отправляет Эдварду телеграммы, которые зачитываются в кадре. Молли отстаёт от избранника ровно на один шаг, но не унывает.
За «Гранд-тур» португальский автор Мигел Гомиш удостоился приза за режиссуру в Каннах этого года. Как и в предыдущих работах («Табу», «Дневники Цугуа» и трилогия «Тысяча и одна ночь»), постановщик смело экспериментирует с формой. Фильм легко перемещается между прошлым и настоящим: то мы следуем за Эдвардом и видим героя в антураже 1918-го, то режиссёр вставляет в повествование документальные кадры с современными улицами азиатских мегаполисов. К схожему приёму обращался в «Транзите» Кристиан Петцольд. Только если немец говорил о кризисе беженцев и не гнушался политических месседжей, Гомиша интересуют киноязык и поэзия. А сценки с кукольным театром связывают разные времена. «Гранд-тур» одновременно является и стилизацией под чёрно-белые голливудские мелодрамы 1930–1940-х, и травелогом, и драмой о колониальных временах. Фильм выйдет в российский прокат 13 февраля 2025 года.
«Маятник», реж. Сирил Шойблин, 2022, Швейцария
1870-е. Молодой российский картограф и географ Пётр Кропоткин (Алексей Евстратов) едет на северо-запад Швейцарии составлять новую, актуальную карту местности. Эмигрант попадает в небольшое поселение, градообразующим предприятием которого является одна из крупнейших в Европе фабрика часов. Среди трудолюбивых и честных рабочих популярны анархистские идеи. Кропоткин следит за солидаризацией рабочих и восхищается этой силой.
«Маятник» Сирила Шойблина принёс постановщику приз за режиссуру в программе Encounters Берлинале в 2022 году. Ранее картину показывали в России на фестивале Voices в Вологде. Снятый на длинных и статичных планах фильм неправильно было бы называть байопиком Кропоткина. Революционер и теоретик анархизма является здесь сквозным персонажем, который знакомит зрителей с буднями фабрики часов. Минимум локаций и весьма условный сюжет делают картину универсальной. Кино Шойблина — одновременно философское размышление о времени и месте человека в социуме и занимательное формалистское упражнение.
«Невидимый мой», реж. Антон Бильжо, 2023
Мария (Дарья Екамасова) живёт в наукограде вместе с сыном (Сергей Грузинов) и дочерью (Ульяна Фролова). Муж-учёный пропал шесть лет назад во время смелого научного эксперимента. Жена уверена, что он не погиб, а попал в параллельное измерение, откуда следит за близкими. НИИ, где трудился супруг, закрылся, так что и наукограду жить осталось недолго. Сыну в школе стабильно прилетает из-за отца-призрака, а потому старшеклассник уверен, что мама сошла с ума. А вот дочка уверена, что папа действительно где-то рядом. Мария знакомится с дальнобойщиком Стасом (Николай Клямчук), который готов увезти её в счастливое будущее. Но может ли супруга отпустить мужа из другого измерения?
Впервые фильм Антона Бильжо показали на прошлогоднем «Маяке». Картина доступна в онлайн-кинотеатрах, но в продюсерской версии. На фестивале фильм можно посмотреть в режиссёрском варианте — он на 11 минут длиннее. «Невидимый мой» — во всех отношениях странное кино. Режиссёр не спешит давать зрителям подсказок. В одну секунду ты веришь, что муж Марии и правда где-то в параллельном измерении. В другую одёргиваешь себя, так ведь не может быть. Семейная драма о иллюзиях тут тесно переплетена с низкобюджетной фантастикой о поиске других миров. Широкоугольные объективы и статичные камеры из углов комнаты вместе с VHS-вставками из архива главных героев создают тревожное ощущение. Это фильм, в котором зрителю не на что опереться, а потому в следующее мгновение может произойти что угодно.
«Конец света», реж. Джошуа Оппенхаймер, 2024, Дания, Ирландия, Германия, Италия, Великобритания, США, Швеция
20 лет назад на Земле случился апокалипсис, привычный мир сгорел дотла. Состоятельное семейство в сопровождении верных слуг преспокойненько перебирается в обставленный всем необходимым бункер в соляной шахте. Отец (Майкл Шеннон) несёт ответственность за экологическую катастрофу, но помалкивает об этом. Сын (Джордж Маккэй) о грешках папы ничего не знает. Мама (Тильда Суинтон), как и прочие обитатели бункера, старается не думать о прошлом и будущем, а лишь уверяет, иногда в песне, что им всем сказочно повезло. Однажды до бункера чудом добирается афроамериканка (Моусес Ингрэм). Поначалу семейство хочет с ней расправиться, но сын проникается к гостье симпатией.
«Конец света» — игровой дебют прославленного документалиста Джошуа Оппенхаймера. После жуткой дилогии, в которую входят «Акт убийства» и «Взгляд тишины», об истреблении коммунистов после военного переворота 1965 года в Индонезии постановщик ничего не снимал десять лет. «Конец света» показывали на фестивалях в Теллурайде, Торонто и Сан-Себастьяне. Перформативная составляющая была важной частью неигровых работ Оппенхаймера. В «Конце света» герои то и дело переходят на песни, словно забыв, как по-другому можно выражать свои чувства. Режиссёр явно не стремится развлечь публику. Ему важнее поговорить о классовом неравенстве, ответственности конкретных людей за плачевное климатическое состояние Земли и попытках сильных мира сего выйти сухими из воды, в том числе в своей голове. «Конец света» — кино смелое и авангардное, но поклонникам «Ла-Ла Ленда» стоит подготовиться к неспешному темпу и повторяющимся мотивам. Фильм выйдет в прокат 23 января 2025 года.
«Папа умер в субботу», реж. Зака Абдрахманова, 2024, Россия
Казашка Айко (Лаура Турсунканова) давно перебралась с малой родины в Москву и неплохо устроилась. Равновесие привычной жизни нарушает звонок — в селе в Алматинской области скончался отец. Айко его не любила, да и с родственниками давно не общалась, но решает бросить работу и приехать на несколько дней на похороны. В одном доме собирается несколько поколений семьи. К обрусевшей старшей дочери все относятся с подозрением, поскольку никаких местных обычаев она не придерживается и смотрит на всех сверху вниз. Никто и слова плохого не говорит про усопшего, что раздражает гостью. Новая семья отца во главе с мачехой Венерой (Самал Еслямова из «Айки» Сергея Дворцевого), которая старше Айко всего на пять лет, кажется вполне счастливой. Москвичка не уезжает сразу после похорон, а решает остаться и приглядеться к месту, в котором росла.
Полнометражный игровой дебют сценаристки «Пингвинов моей мамы» и документалистки Заки Абдрахмановой только что показали на фестивале «Маяк» в Геленджике. «Папа умер в субботу» был признан лучшим дебютом, а мировая премьера прошла на киносмотре в Пусане. Абдрахманова говорит о традиционном обществе, домашнем насилии, нежелании выносить сор из избы и многолетних незаживающих травмах, но на языке фильмов с «Сандэнса», то есть остроумно и с самоиронией. Здесь нет идеальных персонажей и каждого можно понять. Фильм должен выйти в прокат в начале следующего года.
«Такой именно день», реж. Клавдия Коршунова, 2024, Россия
Лене (Ольга Ломоносова) 43, она отчаянно хочет стать матерью. Время работает против неё. В зимний день, когда вместе с мужем Владимиром (Алексей Розин) Лена могла бы зачать ребёнка, пара едет за сотни километров от Москвы на юбилей друга супруга. В машине происходит ссора, Владимир не хочет заниматься сексом по расписанию, Лена выбегает из машины. На пустынной ледяной дороге её подбирает Артур (Антон Кузнецов).
«Такой именно день» — дипломный фильм актрисы Клавдии Коршуновой по режиссуре в Московской школе кино. Реалистичная драма сталкивает жителей столицы с обитателями бескрайних просторов российской сельской местности. Лена словно бы теряется в пейзаже, попадает в совершенно другой мир, с неясными порядками. И всё это «в такой именно день», когда она могла бы забеременеть и наконец стать матерью. Большая часть действия развивается сначала в одной машине, потом в другой. Камера оператора Петра Духовского («Цербер» и второй сезон «Нежности») внимательно вглядывается в лица героев, пытаясь угадать их намерения. Но даже сама Лена остаётся загадкой.
«Великая», реж. Эллен Кёрас, 2023, Великобритания, США, Норвегия, Австралия, Ирландия, Сингапур
Фильм Эллен Кёрас не рассказывает о детстве и юности Ли Миллер (Кейт Уинслет). Пожилая женщина в собственном доме говорит молодому человеку (Джош О’Коннор), как незадолго до начала Второй мировой войны она устала быть моделью глянцевых журналов и переквалифицировалась в фотографа. В 1941-м Ли познакомилась с главным редактором британского Vogue Одри Уизерс (Андреа Райзборо), которая предложила делать для издания снимки о жизни во время нескончаемых авианалётов на Лондон. Миллер загорелась идеей стать военкором и вместе с американской пехотной дивизией в 1944-м попала на фронт, где подружилась с фотокорреспондентом Life Дэвидом Шерманом (Энди Сэмберг). Всё это время муж Ли Роланд (Александр Скарсгард) пытается уговорить жену вернуться домой и не рисковать жизнью.
«Великую» впервые показали на прошлогоднем фестивале в Торонто. Это режиссёрский дебют оператора Эллен Кёрас («Вечное сияние чистого разума» и «Американская утопия»). Сценарий основан на книге сына Ли Миллер Энтони Пенроуза, который вырос и не знал, что его мама фотографировала все ужасы концлагерей Дахау и Бухенвальд. У Кёрас получился довольно стандартный, но информативный байопик о многогранной героине, пионерке в своей профессии, которая не боялась ни пуль, ни авторитетов. Фильм выйдет в отечественный прокат 21 ноября.
«Гнездо из бумаги», реж. Сергей Кальварский, 2024, Россия
Типография Академии наук работает в Петербурге с 1727 года. В 2021-м режиссёр Сергей Кальварский отправился в помещения исторического здания и дал слово работникам типографии, переживающей далеко не лучшие времена. В фильме есть несколько немолодых героев, но не меньшее значение играет само место, в котором спрятано множество культурных слоёв.
«Гнездо из бумаги» — фильм Сергея Кальварского, ученика Александра Сокурова и режиссёра картины «Волнами». Грустное документальное кино фиксирует упадок некогда важного предприятия, где печатались книги Державина, Пушкина и Лихачёва. Чёрно-белые кадры из 2021-го редко перемежаются с цветной хроникой 2001-го. Если в настоящем рабочие чинят трубы и станки посреди обшарпанных стен, то в прошлом сотрудники типографии танцуют на празднике. «Гнездо из бумаги» — и важный документ, и, возможно, инструмент помощи коллективу предприятия. У Кальварского получается интимное кино: камера не покидает стен типографии, вглядываясь в немолодые лица. Люди-тени, порой маленькие на фоне больших пространств, заставленных книгами и станками, в растерянности бродят по подвальным помещениям и не представляют, что ждёт их завтра.