«Собиратель душ» — в Сети. Оккультный детектив стал самым кассовым независимым фильмом 2024 года. Дьявольская картина Осгуда Перкинса неслучайно вселяет в зрителей необъяснимый ужас. Фильм об охоте агентки ФБР Ли Харкер на маньяка по прозвищу Длинноногий содержит множество жутких деталей и отсылок, которые позволяют в полной мере понять зловещий замысел режиссёра. Безнадёжный финал истории и вовсе предполагает долгое осмысление. Раскрываем все тайны «Собирателя душ» и рассказываем, откуда растут длинные ноги главного инди-хоррора этого лета.
Осторожно, далее спойлеры!
Что происходит в финале
На протяжении фильма агентка ФБР Ли Харкер расследует серию убийств, необъяснимым образом совершённых маньяком по прозвищу Длинноногий. Большой прорыв в этом деле происходит, когда Ли навещает свою мать Рут и натыкается на коробку, в которой хранятся старые полароидные снимки. На одной из фотографий, сделанной маленькой Харкер, присутствует фигура Длинноногого. Оказывается, маньяк посещал Ли в её день рождения в детстве (14 января), но благодаря вмешательству матери девочка благополучно забыла об этом кошмарном визите. Снимок в конечном счёте помогает агентке ФБР восстановить полную схему перемещений убийцы по штату Орегон и обеспечить его незамедлительный арест.
Чем ближе героиня подбирается к разгадке деяний дьяволопоклонника, тем сильнее она убеждается в своей личной взаимосвязи с преступником.
Проницательная Ли подозревает, что у маньяка, скорее всего, есть помощник, который навещает жертв перед трагедиями и каким-то образом заставляет отцов семейств расправляться с домочадцами, а после совершать суицид. Харкер допрашивает Длинноногого в офисе ФБР после задержания, которому убийца даже не сопротивлялся. Во время сумбурного диалога с маньяком Ли задаёт тому вопрос о соучастнике преступлений, на что серийник предлагает агентке поговорить с её матерью Рут, а затем мужчина начинает биться головой об стол, пока не умирает. Перед тем как покончить с собой, маньяк возносит хвалу Сатане.
Шокированная Ли берёт с собой коллегу-агента Браунинга и вместе с ним отправляется в дом своей матери, чтобы допросить родительницу о том, каким образом она взаимодействовала с Длинноногим все эти годы. Рут почти сразу убивает напарника Харкер из ружья. Затем обезумевшая женщина стреляет в голову куклы, которая до боли напоминает Ли в детстве, а агентка сразу же теряет сознание. На экране всплывают флешбэки из прошлого Рут.
Практически в формате сказки на ночь зрителю рассказывают о том, как Длинноногий навестил маленькую Ли в 1973 году. Маньяк собирался убить девочку, но её спасла самоотверженная мать. Отчаявшаяся Рут согласилась служить Длинноногому и Сатане, которому тот поклонялся, лишь бы её ребёнку «разрешили вырасти».
С тех пор маньяк поселился в подвале дома Харкеров, где создавал дьявольские куклы-копии девочек, родившихся 14 числа. В каждый манекен Длинноногий помещал частичку тёмной силы — снабжённые чёрной магией металлические шарики, которые вводили членов «идеальных» семей в состояние транса и заставляли их убивать. Сверхъестественные способности достались Ли от такой же дьявольской игрушки, много лет назад преподнесённой маньяком, но марионетка не причиняла ей никакого вреда.
Есть версия, что металлический шарик — метафора запретного плода, ведь во время сканирования этого оккультного предмета у Харкер случилось видение со змеями. Более того, маленькие девочки, которые принимали в подарок игрушку и таким образом познали зло, становились своего рода реинкарнациями Евы.
Оккультные куклы по домам развозила преданная Длинноногому Рут, которая облачалась в безобидный костюм монахини и предоставляла людям так называемый подарок от церкви. «Поздравляем, вы выиграли!» — сообщала она ни о чём не подозревающим семьям в канун дня рождения их юных дочерей. Дьявол, обитавший в куклах, вселялся в отцов и вынуждал их убивать жён и детей, а следом — накладывать на себя руки. На протяжении двадцати лет Рут путешествовала по Орегону, реализовывая дьявольский план Длинноногого, чтобы защитить свою дочь.
После чудовищных откровений о преступлениях матери Ли приходит в себя в подвале Длинноногого и получает смс о том, что она опаздывает на день рождения Руби — дочери своего босса в ФБР Картера. Харкер понимает, что это последнее убийство, которым маньяк планировал завершить свой сатанинский ритуал, и спешит на помощь семье, пока не стало слишком поздно.
По прибытии Ли обнаруживает, что её мать добралась до Картера первой и успела подарить заколдованную куклу его маленькой дочери. Харкер понимает, что сатанинское проклятие уже начало действовать. Картер убивает свою супругу, но Ли не даёт ему причинить вред дочери и застреливает его насмерть. Следом Харкер отправляет на тот свет свою мать, которая пытается завершить миссию Длинноногого. Однако в тот момент, когда Ли собирается уничтожить демоническую куклу и спасти девочку, в табельном оружии агентки заканчиваются патроны. Вместе с выжившей дочерью Картера девушка остаётся наедине с дьявольской силой, которую невозможно победить.
В эпилоге вновь появляется Длинноногий, который повторяет свои слова во славу Сатане, сказанные на допросе.
Как сам Осгуд Перкинс интерпретирует концовку
Режиссёр изначально видел финал своего оккультного детектива исключительно трагическим. Осгуд Перкинс утверждает, что смысл фильма сводится к очередной победе дьявола в небольших масштабах. По словам режиссёра, в версии «Собирателя душ» Сатана не претендует на мировое господство, а занимается уничтожением, в общем-то, счастливых семей.
«Дьявол всегда думает: “Я просто соблазню этого человека, я разрушу эту семью, я испорчу этого ребёнка, я буду мучить этого священника”. Он вряд ли собирается съесть Ватикан», — объясняет режиссёр. Что касается истории Ли Харкер, то Перкинс видит её обречённой: «Последний выстрел, который делает героиня, — это худшее, что может с ней случиться».
В другом интервью кинематографист рассматривает финал не с мифической точки зрения, а с психологической. В альтернативной версии задача детективной линии с расследованием преступлений Длинноногого заключается в том, чтобы привести бедную девушку Ли Харкер в ту точку невозврата, где она стреляет своей матери в голову. Таким жутким образом режиссёр, с одной стороны, интерпретирует феномен межпоколенческой передачи психологической травмы и через метафору убийства показывает радикальный процесс освобождения от невыносимого груза прошлого.
С другой стороны, Осгуд обличает страшные последствия лжи во благо и рефлексирует о напряжённых отношениях с собственной матерью, которая на протяжении многих лет скрывала от сына важную информацию о его отце, актёре Энтони Перкинсе. Ещё одна из допустимых трактовок финала связана с текстом Апокалипсиса о пришествии Антихриста в обличье зверя с семью головами и десятью рогами. Этот отрывок в фильме цитируют несколько раз. В Откровении Иоанна Богослова, главе 13-й, говорится: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелена».
То есть появление «воскресшего» Длинноногого в эпилоге в очередной раз подтверждает теорию об абсолютном торжестве зла: как бы Ли Харкер ни старалась уничтожить оккультное наследие маньяка, дьявольский дух в любом случае остаётся несокрушимым и продолжит творить свои нечестивые дела на земле.
Кто такой Длинноногий и при чём тут Откровение Иоанна Богослова
Сатанинская символика вроде перевёрнутого треугольника, цифры 666 и извивающихся клубков змей в видениях Ли Харкер разбросана по тёмным уголкам «Собирателя душ». Однако ни один из этих атрибутов не обладает таким же важным значением для понимания событий фильма и происхождения самого Длинноногого, как Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стих 1. И дело не только в том, что сложенные вместе цифры преобразуются в то самое роковое число 14, на которое выпадали дни рождения девочек — жертв маньяка. Глава 13 из Апокалипсиса включает в себя детальное описание зверя, известного как Антихрист, с отдельным упоминанием страшной силы, которую тому даёт Сатана. Именно этот стих лежит в основе мотивации Длинноногого и позволяет получить некоторое представление о деструктивных последствиях его деяний.
Глава 13-я из Откровения Иоанна Богослова многими исследователями христианства рассматривается как очень метафорическая. То есть зверь с семью головами и десятью рогами может быть не реальным мифическим существом, а скорее одним человеком или группой людей, которые осуществляют аналогичную дьявольскую миссию на земле.
Длинноногий поклоняется Сатане (как он сам говорит, «Тому, кто внизу») и легко может считать себя Антихристом, который получает власть над людьми и заставляет их беспрекословно подчиняться себе.
С другой стороны, во взаимодействии с матерью Ли Харкер маньяк скорее представляется печально известным «красным драконом» (то есть дьяволом), который наделяет выходящего из моря зверя разрушительной силой. Длинноногий несёт ответственность за то, что Рут оставляет демонические куклы в домах обречённых семей. В таком случае мать Ли Харкер — зверь, а маньяк — дракон, который даёт ей сверхъестественную силу в виде кукол.
В 13-й главе Апокалипсиса также упоминается второй зверь, вышедший из земли, который сопровождает первого зверя, вышедшего из моря. Таким образом, вместе с драконом во главе эти нечестивые создания противопоставляются Святой Троице. Если в попытке понять «Собирателя душ» полагаться на Библию, то всё быстро встанет на свои места.
Однако не стоит исключать и авторскую интерпретацию образа Длинноногого. Этого персонажа Осгуд Перкинс придумал давно и изначально воспринимал его как нечто среднее между клоуном, который развлекает детей на днях рождения, и обезумевшим кукольником.
«Вы начинаете задаваться вопросом об этом человеке, который приходит на праздник к вашему ребёнку. В это время вы находитесь в другой комнате и не знаете, как они взаимодействуют, — это немного пугает. Мой герой не похищает детей, потому что мы уже видели это 1000 раз. Он вроде как просто разговаривает с ними. Когда я решил придумать нового серийного убийцу, мне понадобился плохой парень. Так появился Длинноногий», — рассказывал режиссёр.
Выбор прозвища для маньяка Перкинс объясняет желанием нагнать жути на аудиторию странным словом, значения которого не понимаешь до конца, но испытываешь перед ним необъяснимый ужас.
Ужас, вдохновлённый реальными событиями
Напоследок отметим, что преступления маньяка в «Собирателе душ» отсылают к реальным событиям, которые имеют весьма своеобразную интерпретацию. По словам Осгуда Перкинса, использование Длинноногим ритуальных кукол связано с неразгаданным убийством девочки по имени Джонбенет Рэмси, известие о котором потрясло всю Америку 26 декабря 1996 года.
Режиссёр, изучавший дело, выдвинул собственную теорию о произошедшей трагедии. По версии Перкинса, 6-летняя победительница многочисленных конкурсов красоты получила к Рождеству необычный подарок: свою кукольную копию в натуральную величину, одетую в одно из её нарядных платьев для выступлений. Нераспакованную игрушку якобы позже нашли примерно в четырёх с половиной метрах от тела девочки, которую убили в подвале дома супругов Рэмси. Тем не менее информации о присутствии куклы на месте преступления нет ни в одном из открытых источников.
Человек, совершивший это зверское преступление, так и не был найден, а среди подозреваемых даже значились родители Джонбенет. Перкинса настолько шокировала эта история, что он решил взять её за основу для своего оккультного детектива. С учётом леденящих кровь событий, вдохновивших режиссёра, «Собиратель душ» кажется ужасно тревожным и во многом беспросветным кино.