Фестиваль «Золотой абрикос-2025»: Канны — в Армении

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В Ереване завершился 22-й международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Длился неделю — с 13 по 20 июля, прошёл без пышности, присущей ранее (говорят, снизились бюджеты), но с прежним уровнем программы, достойным собранием известных далеко за пределами киномира людей, традициями и языковым многообразием звучащей речи. Сегодня «Золотой абрикос» — настоящее киноубежище в штормящие времена, где люди спасаются не только хорошим кино, но и межнациональными контактами. Подробнее о фестивале рассказывает Сусанна Альперина.

Почётное награждение

Фильм Джафара Панахи «Простая случайность», получивший в мае «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, открыл «Золотой абрикос» уже в июле. На фестивале по традиции вручают две почётные награды. Одна из них — «Мастер», другая — «Талер Параджанова»: она приравнивается к призу «За вклад в кинематограф». «Талеры Параджанова» — это артефакты, которые он выдавливал ногтем на алюминиевых крышках от молочных бутылок, которые находил в карцере во время пребывания в тюрьме. В 1976 году он создал шесть талеров. Серебряная копия одного из них и является наградой «Золотого абрикоса». На открытии фестиваля Джафар Панахи вручил «Талер Параджанова» другому иранскому режиссёру — Амиру Надери, который не просто был в этом году почётным гостем фестиваля, но и возглавлял жюри конкурса «Региональная панорама».

Джафар Панахи, фото: Фестиваль «Золотой абрикос»

На Каннском кинофестивале к режиссёру Джафару Панахи так просто не подойдёшь. Конечно, любого можно случайно встретить на улице, но участники фестиваля ходят на Лазурном Берегу своими тропами, а зрители и журналисты — своими. В Ереване же классик и лауреат главных наград ведущих кинофестивалей — в шаговой доступности. Правда, люди деликатны и без лишней причины не тревожат.

Джафар Панахи об Амире Надери: «Каждый раз, когда я бываю в Армении, возвращаюсь с наилучшими воспоминаниями. Но то, что происходит сегодня вечером, станет для меня самым ярким. Я хочу поговорить о человеке, с которым быть в одном пространстве — это большая ответственность. Когда я был студентом, рядом с нашим университетом был кинотеатр, и однажды, проходя мимо, я увидел, что этот великий человек чистил стёкла в кинотеатре, чтобы расклеить афиши своего фильма. Я стоял и смотрел на него полчаса и тогда же узнал, что когда вы снимаете фильм, то должны уделять внимание мельчайшим деталям, занимаясь всем самостоятельно. Некоторые люди не просто снимают кино — они прокладывают путь. Я всегда мечтал быть таким рядом с великим человеком․ Он многому меня научил — и прежде всего научил меня сопротивляться...»

В прошлом году почётным гостем фестиваля был сам Панахи, тогда же получивший свой «Талер Параджанова».

Джафар Панахи вручает «Талер Параджанова» своему соотечественнику Амиру Надери, фото: Фестиваль «Золотой абрикос»

На фестивале были представлены фильмы со всего мира, гости прибыли более чем из 30 стран. Айдентика 22-го «Золотого абрикоса» была учтена, но не обошлось без обращения к культовым картинам Дэвида Линча: в программе был показан фильм-трибьют режиссёру «Малхолланд драйв».

Структура фестиваля

Есть международный конкурс (10 картин из разных стран), «Региональная панорама» (также 10 картин), конкурс короткого метра «Абрикосовая косточка» (10 фильмов) и внеконкурсная программа (14 лент). В последней нередко можно встретить новинки мировых фестивалей. Так, из конкурсной программы 78-го Каннского фестиваля в Ереван довезли «Сират» Оливера Лаше, «Молодых матерей» братьев Дарденн и «Двух прокуроров» Сергея Лозницы. Из программы «Двухнедельник режиссёров» — «Зеркала № 3» Кристиана Петцольда и «Да!» Надава Лапида. Картина «Жатва» Афины Рахель Цангари — словно привет «Золотому абрикосу» из Венеции. Также во внеконкурсной программе выделим фильм «Сиреневый ветер Параджанова» узбекского кинорежиссёра Али Хамраева, который был другом героя. Картина наполнена редкими архивными кадрами. В Москве она была показана один раз.

Фото: Фестиваль «Золотой абрикос»

Есть на фестивале и секция Twisted Apricot — в ней были представлены такие новинки жанрового кино, как «Ледяная башня» и «Мёртвые бриллианты» из программы Берлинале-2025 и хит «Сандэнса» этого года «Гадкая сестра».

Также на «Золотом абрикосе» были проведены две ретроспективы. Одна — фильмов Амира Надери, другая связана с именем председателя жюри основного конкурса Абдеррахмана Сиссако — мавританско-французского режиссёра, получившего образование во ВГИКе в мастерской Марлена Хуциева.

Блестящий состав жюри и участников

Председатель жюри «Золотого абрикоса — 2025» Абдеррахман Сиссако, фото: Сусанна Альперина

В команде Абдеррахмана Сиссако ещё четыре кинематографиста. Афина Рахель Цангари, соучредитель «новой греческой волны», соавтор ранних работ Йоргоса Лантимоса. Её фильм «Жатва» вскоре выйдет в российский прокат, а именно — 16 октября. Цангари — режиссёр фильма «Аттенберг», сериала «Борджиа», а также именно она — один из постановщиков церемоний на Олимпийских играх в Афинах. Один из самых ярких авторов современного среднеазиатского кино — казахский режиссёр Адильхан Ержанов. Его фильмы можно смотреть в российских онлайн-кинотеатрах: от «Голиафа» до «Степного волка». Ада Соломон — одна из ведущих румынских кинопродюсеров, обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля и продюсер картин, номинированных на «Оскар». А также американский сценарист и режиссёр армянского происхождения Эрик Назарян.

В жюри регионального конкурса под руководством Амира Надери работали режиссёр Кира Коваленко — обладательница Главного приза конкурса «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля за фильм «Разжимая кулаки» и одна из лучших учеников Александра Сокурова — и американский армянин, актёр Карен Карагулян, известный своим давним сотрудничеством с Шоном Бейкером. Фильм «Анора» с участием Карагуляна, получивший «Оскар» в этом году, также показали сейчас на «Золотом абрикосе». После этой картины два армянских артиста, сыгравшие в ней, Карен Карагулян и Ваче Томавсян, на своей родине — настоящие звёзды.

Звёзды «Аноры» Абдеррахмана Сиссако, фото: Фестиваль «Золотой абрикос»

Читайте также: «Анора»: в чём феномен трагикомедии Шона Бэйкера

Жюри конкурса короткого метра «Абрикосовая косточка» работало под руководством Фреда Келлемана — известного немецкого кинематографиста, который сотрудничал с Белой Тарром и на своём мастер-классе рассказывал, что многому научился у Андрея Тарковского. Несколько членов жюри и почётных гостей фестиваля дали мастер-классы, а также прошли презентации книг, большую часть которых разобрали-раскупили довольно быстро. Отец-основатель «Золотого абрикоса», легендарный кинорежиссёр Арутюн Хачатрян, собрал гостей и участников на презентацию своей новой книги-альбома «Человек из белого города». Хачатряну в этом году исполнилось 70 лет, и книга и выставка, которая её сопровождала, стали дополнительным поводом для чествования юбиляра. В издании интервью Хачатряна, его фотографии, материалы СМИ о его творчестве — всё переведено на армянский. И к книге прилагается флешка с материалами.

Российским читателям известна книга, написанная о Хачатряне киноведом Кириллом Разлоговым, «Арутюн Хачатрян: Вечное возвращение». Любопытны детали: как раз в этом году во время фестиваля «Золотой абрикос» у кинотеатра «Москва», где проходила часть фестивальных показов, открыли новый памятник Шарлю Азнавуру. А на выставке, среди прочих фотографий, была та, где запечатлены Азнавур и Хачатрян. Сейчас Азнавур, Хачатрян, Михаил Стамболцян, Сусанна Арутюнян — основатели «Золотого абрикоса» — уже сами в почётном ранге. На фестивале работает обновлённая команда. Яркий представитель «Золотого абрикоса» — его молодой директор и художественный руководитель, он же известный телеведущий Карен Аветисян. Кинокритик и киновед Андрей Плахов также представлял в рамках «Золотого абрикоса» свою книгу «Тарковский и мы», изданную в редакции Елены Шубиной издательства ЭКСМО.

Фото: Фестиваль «Золотой абрикос»

Деловая часть фестиваля привлекала и круглым столом, на котором говорили о грантах — в частности, крупнейшего европейского кинофонда «Евримаж». Не впервые на «Золотом абрикосе» работает платформа GIFF Pro, представляющая собой рынок копродукции. Там рассматриваются работы совместного производства. В этом году были отобраны 17 проектов: 12 из них — в стадии разработки и 5 — в стадии монтажа. Работы представили кинематографисты из многих стран: Армении, Ирана, Грузии, Бразилии, Аргентины, Египта и Саудовской Аравии. Среди сопродюсеров также Франция, Германия, Литва, Канада и США. Работала и кастинг-лаборатория под руководством одного из самых востребованных кастинг-директоров Европы Маурилио Мангано. Маурилио Мангано сотрудничал с такими режиссёрами, как Джо Райт, Пабло Ларраин, Лука Гуаданьино, Анджелина Джоли и другими, и вот сейчас на фестивале Мангано три дня работал с 16 отобранными заранее актёрами из Армении, Грузии и Ирана.

Колоритное прощание

«Фиуме или смерть!», кадр: Фестиваль «Золотой абрикос»

Церемония закрытия фестиваля была представительной и длилась довольно долго, но ни один человек не то что не ушёл раньше, но даже не пожаловался, а ведь в городе все дни фестиваля была жара выше 35 градусов.

«Золотые абрикосы» получили фильмы «Фиуме или смерть!» (Fiume o morte!) хорватского режиссёра Игоря Безиновича (в международном конкурсе полнометражных фильмов), «Возьми сердце в руки и иди» Сепиде Фарси (в «Региональной панораме») и «Родина» Гора Арушаняна (в «Абрикосовой косточке»). У победителя международного конкурса — сильный антифашистский посыл. До этого получил главный приз на кинофестивале в Роттердаме.

«Серебряные абрикосы» получили грузинский фильм «Святое электричество» режиссёра Тато Котетишвили (международный конкурс полнометражных фильмов), «Тегеран. Неоконченная история» Саида Нури («Региональная панорама») и «Суп из змей» Зака Демирчяна («Абрикосовая косточка»). Приз международной федерации кинопрессы FIPRESCI присудили египетской картине «Айша не может улететь».

Казахстанский режиссёр Адильхан Ержанов («Степной волк») с наградой «Мастер», фото: Фестиваль «Золотой абрикос»

Наград «Мастер» за время фестиваля удостоились Афина Рахель Цангари и Адильхан Ержанов. А «Талер Параджанова» на закрытии получил Арутюн Хачатрян, причём из рук другой легенды — Марко Мюллера, директора и программного директора ведущих мировых фестивалей.

И, конечно, нельзя завершить статью, не передав колорит армянских традиций. Вечерние мероприятия фестиваля — от приёма в Доме-музее Сергея Параджанова до экзотического перфоманса на Красном мосту — запомнятся надолго. А в один из дней члены жюри отправились гулять по нетуристическим местам Еревана. Заглянули и на рынок, где продавались золотые абрикосы, — сейчас как раз сезон. Если бы бойкие армянские продавщицы только знали, что перед ними Абдеррахман Сиссако, который вечером того же дня получит и свой «Талер Параджанова»... Но им это было неведомо, поэтому отдавали они свой вкусный товар совсем недорого, ещё и делали скидки.