
В Ереване завершился 22-й международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Длился неделю — с 13 по 20 июля, прошёл без пышности, присущей ранее (говорят, снизились бюджеты), но с прежним уровнем программы, достойным собранием известных далеко за пределами киномира людей, традициями и языковым многообразием звучащей речи. Сегодня «Золотой абрикос» — настоящее киноубежище в штормящие времена, где люди спасаются не только хорошим кино, но и межнациональными контактами. Подробнее о фестивале рассказывает Сусанна Альперина.
Почётное награждение
Фильм Джафара Панахи «Простая случайность», получивший в мае «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, открыл «Золотой абрикос» уже в июле. На фестивале по традиции вручают две почётные награды. Одна из них — «Мастер», другая — «Талер Параджанова»: она приравнивается к призу «За вклад в кинематограф». «Талеры Параджанова» — это артефакты, которые он выдавливал ногтем на алюминиевых крышках от молочных бутылок, которые находил в карцере во время пребывания в тюрьме. В 1976 году он создал шесть талеров. Серебряная копия одного из них и является наградой «Золотого абрикоса». На открытии фестиваля Джафар Панахи вручил «Талер Параджанова» другому иранскому режиссёру — Амиру Надери, который не просто был в этом году почётным гостем фестиваля, но и возглавлял жюри конкурса «Региональная панорама».

На Каннском кинофестивале к режиссёру Джафару Панахи так просто не подойдёшь. Конечно, любого можно случайно встретить на улице, но участники фестиваля ходят на Лазурном Берегу своими тропами, а зрители и журналисты — своими. В Ереване же классик и лауреат главных наград ведущих кинофестивалей — в шаговой доступности. Правда, люди деликатны и без лишней причины не тревожат.

Джафар Панахи об Амире Надери: «Каждый раз, когда я бываю в Армении, возвращаюсь с наилучшими воспоминаниями. Но то, что происходит сегодня вечером, станет для меня самым ярким. Я хочу поговорить о человеке, с которым быть в одном пространстве — это большая ответственность. Когда я был студентом, рядом с нашим университетом был кинотеатр, и однажды, проходя мимо, я увидел, что этот великий человек чистил стёкла в кинотеатре, чтобы расклеить афиши своего фильма. Я стоял и смотрел на него полчаса и тогда же узнал, что когда вы снимаете фильм, то должны уделять внимание мельчайшим деталям, занимаясь всем самостоятельно. Некоторые люди не просто снимают кино — они прокладывают путь. Я всегда мечтал быть таким рядом с великим человеком․ Он многому меня научил — и прежде всего научил меня сопротивляться...»
В прошлом году почётным гостем фестиваля был сам Панахи, тогда же получивший свой «Талер Параджанова».

На фестивале были представлены фильмы со всего мира, гости прибыли более чем из 30 стран. Айдентика 22-го «Золотого абрикоса» была учтена, но не обошлось без обращения к культовым картинам Дэвида Линча: в программе был показан фильм-трибьют режиссёру «Малхолланд драйв».
Структура фестиваля
Есть международный конкурс (10 картин из разных стран), «Региональная панорама» (также 10 картин), конкурс короткого метра «Абрикосовая косточка» (10 фильмов) и внеконкурсная программа (14 лент). В последней нередко можно встретить новинки мировых фестивалей. Так, из конкурсной программы 78-го Каннского фестиваля в Ереван довезли «Сират» Оливера Лаше, «Молодых матерей» братьев Дарденн и «Двух прокуроров» Сергея Лозницы. Из программы «Двухнедельник режиссёров» — «Зеркала № 3» Кристиана Петцольда и «Да!» Надава Лапида. Картина «Жатва» Афины Рахель Цангари — словно привет «Золотому абрикосу» из Венеции. Также во внеконкурсной программе выделим фильм «Сиреневый ветер Параджанова» узбекского кинорежиссёра Али Хамраева, который был другом героя. Картина наполнена редкими архивными кадрами. В Москве она была показана один раз.

Есть на фестивале и секция Twisted Apricot — в ней были представлены такие новинки жанрового кино, как «Ледяная башня» и «Мёртвые бриллианты» из программы Берлинале-2025 и хит «Сандэнса» этого года «Гадкая сестра».
Также на «Золотом абрикосе» были проведены две ретроспективы. Одна — фильмов Амира Надери, другая связана с именем председателя жюри основного конкурса Абдеррахмана Сиссако — мавританско-французского режиссёра, получившего образование во ВГИКе в мастерской Марлена Хуциева.
Блестящий состав жюри и участников

В команде Абдеррахмана Сиссако ещё четыре кинематографиста. Афина Рахель Цангари, соучредитель «новой греческой волны», соавтор ранних работ Йоргоса Лантимоса. Её фильм «Жатва» вскоре выйдет в российский прокат, а именно — 16 октября. Цангари — режиссёр фильма «Аттенберг», сериала «Борджиа», а также именно она — один из постановщиков церемоний на Олимпийских играх в Афинах. Один из самых ярких авторов современного среднеазиатского кино — казахский режиссёр Адильхан Ержанов. Его фильмы можно смотреть в российских онлайн-кинотеатрах: от «Голиафа» до «Степного волка». Ада Соломон — одна из ведущих румынских кинопродюсеров, обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля и продюсер картин, номинированных на «Оскар». А также американский сценарист и режиссёр армянского происхождения Эрик Назарян.
В жюри регионального конкурса под руководством Амира Надери работали режиссёр Кира Коваленко — обладательница Главного приза конкурса «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля за фильм «Разжимая кулаки» и одна из лучших учеников Александра Сокурова — и американский армянин, актёр Карен Карагулян, известный своим давним сотрудничеством с Шоном Бейкером. Фильм «Анора» с участием Карагуляна, получивший «Оскар» в этом году, также показали сейчас на «Золотом абрикосе». После этой картины два армянских артиста, сыгравшие в ней, Карен Карагулян и Ваче Томавсян, на своей родине — настоящие звёзды.

Читайте также: «Анора»: в чём феномен трагикомедии Шона Бэйкера
Жюри конкурса короткого метра «Абрикосовая косточка» работало под руководством Фреда Келлемана — известного немецкого кинематографиста, который сотрудничал с Белой Тарром и на своём мастер-классе рассказывал, что многому научился у Андрея Тарковского. Несколько членов жюри и почётных гостей фестиваля дали мастер-классы, а также прошли презентации книг, большую часть которых разобрали-раскупили довольно быстро. Отец-основатель «Золотого абрикоса», легендарный кинорежиссёр Арутюн Хачатрян, собрал гостей и участников на презентацию своей новой книги-альбома «Человек из белого города». Хачатряну в этом году исполнилось 70 лет, и книга и выставка, которая её сопровождала, стали дополнительным поводом для чествования юбиляра. В издании интервью Хачатряна, его фотографии, материалы СМИ о его творчестве — всё переведено на армянский. И к книге прилагается флешка с материалами.
Российским читателям известна книга, написанная о Хачатряне киноведом Кириллом Разлоговым, «Арутюн Хачатрян: Вечное возвращение». Любопытны детали: как раз в этом году во время фестиваля «Золотой абрикос» у кинотеатра «Москва», где проходила часть фестивальных показов, открыли новый памятник Шарлю Азнавуру. А на выставке, среди прочих фотографий, была та, где запечатлены Азнавур и Хачатрян. Сейчас Азнавур, Хачатрян, Михаил Стамболцян, Сусанна Арутюнян — основатели «Золотого абрикоса» — уже сами в почётном ранге. На фестивале работает обновлённая команда. Яркий представитель «Золотого абрикоса» — его молодой директор и художественный руководитель, он же известный телеведущий Карен Аветисян. Кинокритик и киновед Андрей Плахов также представлял в рамках «Золотого абрикоса» свою книгу «Тарковский и мы», изданную в редакции Елены Шубиной издательства ЭКСМО.

Деловая часть фестиваля привлекала и круглым столом, на котором говорили о грантах — в частности, крупнейшего европейского кинофонда «Евримаж». Не впервые на «Золотом абрикосе» работает платформа GIFF Pro, представляющая собой рынок копродукции. Там рассматриваются работы совместного производства. В этом году были отобраны 17 проектов: 12 из них — в стадии разработки и 5 — в стадии монтажа. Работы представили кинематографисты из многих стран: Армении, Ирана, Грузии, Бразилии, Аргентины, Египта и Саудовской Аравии. Среди сопродюсеров также Франция, Германия, Литва, Канада и США. Работала и кастинг-лаборатория под руководством одного из самых востребованных кастинг-директоров Европы Маурилио Мангано. Маурилио Мангано сотрудничал с такими режиссёрами, как Джо Райт, Пабло Ларраин, Лука Гуаданьино, Анджелина Джоли и другими, и вот сейчас на фестивале Мангано три дня работал с 16 отобранными заранее актёрами из Армении, Грузии и Ирана.
Колоритное прощание

Церемония закрытия фестиваля была представительной и длилась довольно долго, но ни один человек не то что не ушёл раньше, но даже не пожаловался, а ведь в городе все дни фестиваля была жара выше 35 градусов.
«Золотые абрикосы» получили фильмы «Фиуме или смерть!» (Fiume o morte!) хорватского режиссёра Игоря Безиновича (в международном конкурсе полнометражных фильмов), «Возьми сердце в руки и иди» Сепиде Фарси (в «Региональной панораме») и «Родина» Гора Арушаняна (в «Абрикосовой косточке»). У победителя международного конкурса — сильный антифашистский посыл. До этого получил главный приз на кинофестивале в Роттердаме.
«Серебряные абрикосы» получили грузинский фильм «Святое электричество» режиссёра Тато Котетишвили (международный конкурс полнометражных фильмов), «Тегеран. Неоконченная история» Саида Нури («Региональная панорама») и «Суп из змей» Зака Демирчяна («Абрикосовая косточка»). Приз международной федерации кинопрессы FIPRESCI присудили египетской картине «Айша не может улететь».

Наград «Мастер» за время фестиваля удостоились Афина Рахель Цангари и Адильхан Ержанов. А «Талер Параджанова» на закрытии получил Арутюн Хачатрян, причём из рук другой легенды — Марко Мюллера, директора и программного директора ведущих мировых фестивалей.
И, конечно, нельзя завершить статью, не передав колорит армянских традиций. Вечерние мероприятия фестиваля — от приёма в Доме-музее Сергея Параджанова до экзотического перфоманса на Красном мосту — запомнятся надолго. А в один из дней члены жюри отправились гулять по нетуристическим местам Еревана. Заглянули и на рынок, где продавались золотые абрикосы, — сейчас как раз сезон. Если бы бойкие армянские продавщицы только знали, что перед ними Абдеррахман Сиссако, который вечером того же дня получит и свой «Талер Параджанова»... Но им это было неведомо, поэтому отдавали они свой вкусный товар совсем недорого, ещё и делали скидки.