Феномен «Аркейна»: история создания мультсериала по мотивам League of Legends

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Аркейн», кадр: Netflix/Riot Games

Легенда гласит, что Анри Ланглуа — великий киноархивист и учредитель Французской синематеки в Париже — мог безошибочно подобрать фильм под вкус своего гостя, просто посмотрев ему в глаза. Сегодня же роль надёжного отборщика на себя берут алгоритмы стриминговых сервисов. И многим из тех, кому Netflix доступен на легальной основе, с 9 ноября невидимый «советчик» начал подсовывать в персональные подборки второй сезон «Аркейна» — мультсериала, знатно расширившего и без того немаленький фэндом многопользовательской игры League of Legends. А также ставшего предвестником благодатных времён, когда с такого явления, как «экранизация видеоигр», наконец-таки спала печать неудач и заочного предосудительства.

Из чего вырос «Аркейн»? Почему мультсериал отнял у своих создателей целых шесть лет жизни? Как проект чуть было не закрыли? И в чём секрет бомбовой анимации, ради новой порции которой мы смиренно сидели в ожидании целых три года? Рассказываем в нашем материале.

Играть в игрушки

Марк Меррилл, Брэндон Бэк и Николос Лоран, фото: Ethan Pines/Forbes

Два студента бизнес-школы, по совместительству закадычные друзья и заядлые геймеры Брэндон Бэк и Марк Меррилл, весьма охотно сжигали свободное от учëбы время за видеоиграми. Их выпуск пришёлся на первую половину нулевых: одному из них суждено было стать банкиром, а другому — консалтером. Однако ни первый, ни второй, несмотря на загруженную работу и прочие житейские трудности, никогда не забывали о своём страстном увлечении и продолжали пересекаться друг с другом в онлайне. Особенно сильно они ценили стратегические игры от знаменитой студии Blizzard Entertainment, а также пользовательские модификации для оных, которые увлекали ничуть не хуже официального контента от разработчиков.


В 2006 году Бэка и Меррилла начали серьёзно терзать две большие несправедливости:

  • Работа в сфере корпоративных финансов — это, конечно, хорошо, однако душа так и просится в игровую индустрию;
  • Реальность такова, что с каждым годом разработчики видеоигр значительно отдаляются от геймеров, забивают болт на регулярные правки игрового процесса в своих творениях и из рук вон плохо взаимодействуют со своим же комьюнити, отчего верные фанаты чувствуют себя обделёнными и обманутыми.

Джинкс расстроена из-за нехороших геймдевелоперов, кадр: Netflix/Riot Games

Друзей такой расклад не устраивал, а потому они бросили свои насиженные места и основали собственную видеоигровую студию — Riot Games. Судя по названию компании, которое с английского можно перевести как «бунт», «мятеж» или «погром», товарищи обозначили своей миссией выведение антидота, обезвреживающего индустриальную несправедливость. В сущности, их философия заключалась в том, что интерактивные развлечения, в частности многопользовательские, не нужно развивать и держать в тонусе до тех пор, пока рыночек выскажет своё «фи», а надо, выражаясь фигурально, ставить «заплатки» и ублажать сообщество вплоть до «последнего посетителя».

Сначала Riot Games заручилась денежной помощью парочки венчурных фондов, а чуть позже и внушительными ресурсами китайской фирмы Tencent (огромного холдинга, известно тем, что в последние несколько лет они скупают видеоигровые студии, как школьники — пирожки в столовском буфете). Грамотно распределяя средства на разработку и вербуя себя в команду ветеранов индустрии, Бэк и Меррилл смогли довести до релиза своё главное детище — онлайн-игру League of Legends (или же «Лига легенд», или же LoL), которая открыла серверы в 2009 году и здравствует по сей день. Пускай на первых порах её и воспринимали как очередного клона другой популярной киберспортивной дисциплины, народно любимой DotA, проект стремительно развивался и обрёл всемирную известность. И из подражателя быстро превратился в серьёзного конкурента той же самой «Доты», который по прошествии многих лет даже и не думает чахнуть и загибаться.

Рассказывать сказки

Хеймердингер и Виктор из «Аркейна», фан-арт художниа Santiago Parra

К середине прошлого десятилетия LoL, обретший миллионы верных поклонников по всему миру, встал перед лицом серьёзных реформ — создатели игры решили практически полностью переписать его сеттинг. Да, до этого момента разработчики и так активно прорабатывали и развивали лор вымышленного фантастического мира Рунтерра. Да, они держались идеи о нескончаемой битве кучи разномастных чемпионов, сходящихся в схватке не на жизнь, а на смерть в рамках великого турнира под надзором полубожественных сущностей. Да, вся эта история как бы сглаживала игровые условности «Лиги легенд» и номинально объясняла геймерам, почему сильнейшие воины со всего света ежедневно мутузят друг друга в формате «пять на пять» внутри их мониторов. Однако этого казалось мало не только авторам игры, но и фанатам, которые жаждали более глубокого и основательного погружения во вселенную League of Legends.

Новый канон стартовал в 2014 году, снабдив Рунтерру богатой на события историей с хронологией в целые тысячелетия, подробной географией, сокрушительными геополитическими противостояниями и скрупулёзными описаниями быта народов, населяющих эту экзотическую планету меча и магии. Не масштабы Средиземья, конечно, однако ни у кого язык не повернётся назвать проделанную «райотами» работу в области сторителлинга поверхностной. Расширение сеттинга ожидаемо не только повлекло за собой рост популярности «Лиги легенд», но и усилило запрос публики на продуманные и зрелищные произведения «по мотивам». Долгое время неигровой контент по LoL ограничивался лишь энциклопедическими текстами на официальных страничках Riot Games, тематическими музыкальными клипами и разного рода короткометражными роликами, приуроченными к крупным киберспортивным турнирам по League of Legends и другим внутриигровым ивентам коленкором поскромнее (качество данных роликов предлагаем заценить на примере синематика почти 15-летней давности).

Иными словами, Riot Games, менеджмент которой Бэк и Меррилл к тому времени отдали другим людям, оставшись на позиции всевидящих советчиков-учредителей, выстроила большое и функциональное здание под названием «Лига легенд». Вот только на его фасаде всё ещё не хватало приковывающего взгляды роскошного панно — и его роль должен был исполнить мультипликационный сериал «Аркейн». Правда, в тот момент проекта не существовало даже на бумаге — задумка о создании чего-то эдакого лишь начинала культивироваться в головах двух «старичков», что сотрудничали с Riot с самых первых месяцев её деятельности. Их имена — Кристиан Линке и Алекс Йи. Оба занимали должности креативных директоров в значимых департаментах компании. Оба придумывали и внедряли в «Лигу» новых играбельных персонажей (которых называют чемпионами и которых, к слову, нынче насчитывается более 160 штук). И оба понимали, что мультимедийное расширение резко потолстевшей в лоровых деталях Рунтерре необходимо, как астматику — ингалятор.

Смотреть мультики

«Аркейн», кадр: Netflix/Riot Games

Ни Линке, ни Йи не имели опыта работы в кино или мультипликации, но League of Legends знали как облупленную и понимали, как преподнести рисковую идею начальству. Лоббирование будущего «Аркейна» началось с малого: наш дуэт попросил у шефа пару тысяч долларов на то, чтобы нарисовать пачку концепт-артов. Арт руководству понравился, поэтому они с радостью выделили ещё немного денег на то, чтобы состряпать из всего этого детализированные 3D-модели. А после ребятам позволили потратить более полусотни тысяч на разработку короткого синематика, который продемонстрировал крайне зрелищную и динамичную схватку двух чемпионов — Вай и Джейса — на крышах переливающегося золотом стимпанкового мегаполиса Пилтовер.

Вооружившись этими наработками, которые никого из руководства не оставили равнодушными, а также затарившись вдохновением у эпичных и многоплановых сериалов на манер «Игры престолов», с позволения боссов Линке и Йи отправились за помощью к французской анимационной студии Fortiche — в основном те занимались рекламными роликами и проектировали клипы для музыкантов (среди их работ — клипы для Gorillaz и Freak Kitchen). Кроме того, у них уже имелся опыт сотрудничества с Riot Games — именно они анимировали тематические музыкальные клипы по «Лиге» — Get Jinxed и Warriors в исполнении группы Imagine Dragons (ярых фанатов LoL, которые несколько раз опаздывали на свои же концерты из-за того, что кто-то из них надолго залипал в компьютер, не в силах позволить себе слить ответственную «катку» в «рейтинге»).

«Аркейн», концепт-арт: Riot Games
«Аркейн», концепт-арт: Riot Games
«Аркейн», концепт-арт: Riot Games
«Аркейн», концепт-арт: Riot Games

В начале разработки «Аркейна», которая полноценно стартовала в 2016-м, в Fortiche числилась всего пара десятков сотрудников, однако Riot Games щедро отстёгивала деньги коллегам, поэтому штат парижан стремительно разросся до пары сотен человек. Линке и Йи записались в шоураннеры проекта и взяли на себя работу над нарративом шоу, в то время как от Fortiche требовалось делать то, что они умеют делать лучше всего, — оживлять буквы из техзаказа так, чтобы челюсть отвисала.

Основа их крышесносного стиля — симбиоз 2D и 3D в сочетании с мудрёным освещением и необычной камерой, которая ведёт себя так, будто её ведёт не «картонный» виртуальный оператор, а живой человек, каким-то макаром пробравшийся внутрь системного блока. Как и прошлые работы французских мультипликаторов, «Аркейн» представляет собой компьютерную анимацию, в которой трёхмерные модели — лишь каркас для нанесения на них отрисованных вручную текстур, будь то оружие или лица, а также отрисованных вручную пейзажей, как статичных, так и динамичных, и, куда же без этого, отрисованных вручную постэффектов, начинающихся банальной табачной дымкой и заканчивающихся кислотными галлюцинациями на пару с искрящимися всеми цветами радуги взрывами и заклинаниями. 2D органично накладывается поверх 3D, и оттого у зрителя создаётся впечатление, что он как будто бы смотрит классический диснеевский мультик, прошедший через дорогущую реставрацию. 2D в «Аркейне» ничуть не меньше, чем 3D, и, более того, абсолютно все анимации Fortiche проводили без использования технологии захвата движения живых людей motion capture. То бишь художники ручками не только отрисовывали каждый объект, который вы видите на экране, но и покадрово их анимировали, беря за референсы собственные телодвижения, отснятые в специальной комнате для создания референсов. Из-за столь жёстких требований на первых порах производства за одну неделю работы один аниматор в среднем выдавал всего по пять секунд хронометража. Однако руки у парижских мультипликаторов набивались, и постепенно процесс только ускорялся.

Джинкс, коллаж кадров из «Аркейна»: Netflix/Riot Games
Вай, коллаж кадров из «Аркейна»: Netflix/Riot Games

Первый эпизод из запланированных девяти был готов для презентации начальству через десять месяцев. Пилот всем понравился, и работу было решено продолжить. Однако после того, как «черновики» следующих двух серий попали в руки шефам, они дали отрицательный вердикт — назвали сценарий отстойным и заставили всех причастных к «Аркейну» свернуть работу до лучших времён. Это случилось спустя два года непрерывного производства, когда градус напряжения в студии был настолько высок, что хоть стейки на столах жарь! В документальной ленте Riot Games о создании «Аркейна» даже можно узреть примечательное свидетельство тотального отчаяния тех непростых дней — зафиксированные на камеру попытки Линке записать видеообращение к коллегам, где он тщетно пытается объяснить им, что то, над чем они все так долго корпели, вот-вот вылетит в трубу.

Благо никто из создателей сдаваться без боя не собирался, и все дружно принялись поправлять косяки: для «лечения» сценария позвали несколько спецов из Голливуда (в частности, одного из сценаристов сериала «Остаться в живых» Монику Мейсер и продюсера старой закалки Мелинду Дилджер), а силы Fortiche были переброшены на создание очередной пачки музыкальных клипов по LoL (так на свет появились ролики Rise и Pop/Stars, ставший дебютом виртуальной кей-поп группы K/DA, которая пользуется популярностью даже за пределами комьюнити «Лиги легенд»). Последние не только собрали внушительный трафик на YouTube, но и послужили для аниматоров возможностью для отработки спорных технических нюансов, разрешение которых впоследствии положительно скажется на дальнейшей работе над «Аркейном».

После того как команда пополнилась новыми кадрами, а многие спорные моменты сюжета были переработаны или вовсе переписаны с нуля, «Аркейн» вновь встал на производственные рельсы и томился в мультипликационной печи вплоть до ноября 2021-го. За это время к проекту успели примкнуть: голливудская актриса Элла Пернелл (девушка, известная нам по амазоновской адаптации видеоигровой серии Fallout, озвучила протагонистку «Аркейна» Джинкс) и крутые музыканты, среди которых всё те же Imagine Dragons и даже Стинг (соответствующая песня первых мигом завирусилась, и мы сомневаемся, что вы её не слышали, а второго — озвучила мощный финал шоу). Ну а упоминаемая авторами проекта девятизначная сумма, потраченная на «Аркейн», наконец-то перестала казаться учредителям Riot Games деньгами, выброшенными на ветер (исходя из свежих данных, оба сезона вместе с маркетингом обошлись компании в 250 миллионов долларов, что делает его самым дорогим мультсериалом в истории).

Заколачивать денежку

«Аркейн», кадр: Netflix/Riot Games

«Аркейн» релизнулся на Netflix и мгновенно стал хитом. Он зашёл не только поклонникам LoL, но и людям, со вселенной Рунтерры абсолютно не знакомым, что, несомненно, тоже можно и нужно записать в достоинства мультсериала наряду со сногсшибательной картинкой и драйвовой постановкой. «Аркейн» — это одновременно и остросюжетный фильм с несколькими сюжетными линиями, и хит-парад пафосных драк, как в заправском аниме, и трагичная история о том, каково это — теряя связь с близкими, терять связь с собственной кукухой.

Быть может, история о взрослении и вражде будущих чемпионов «Лиги» Джинкс и Вай довольно долго разгоняется и не то чтобы блещет оригинальными ходами (и вполне может быть полностью изложена в рамках трёхминутного юмористического — и полного спойлеров — ролика от русского блогера, например), за ней всё равно интересно следить. И она умеет давить на эмоциональные рычаги, ловко чередуя экшен, комедию, слёзовыжимательные сцены и фансервис для тех, кто регулярно тратит на интерактивную «Лигу легенд» десятки часов в неделю и уже и не надеялся, что хоть когда-то хоть какие-нибудь персонажи игры получат свой собственный origin story.

«Аркейн», промо: Netflix/Riot Games

И не забываем о самом главном: продемонстрированные в «Аркейне» безумно красивый город завораживающего ар-деко Пилтовер и подземный киберпанк-муравейник Заун — это лишь малая часть всех тех территорий, что за почти десять лет успели подробнейшим образом расписать и наполнить жизнью создатели LoL в рамках своей вымышленной вселенной. Да и выходящий ныне второй сезон «Аркейна» завершит только одну сюжетную линию — линию борьбы Джинкс и Вай, что из беспризорников, выросших среди бандитизма и готовых бороться против сильных мира сего, трансформировались в две диаметрально противоположные силы, отбросив сантименты и взяв на вооружение психозы с одной стороны конфликта и страшный мордобой — с другой. Своего часа будет ждать поистине огромное число других чемпионов и причудливых общностей, одни из которых обуздали волшебство, вторые — высокие технологии, а третьи — дары демонов из параллельных измерений. И, учитывая нехилый профит, который приносил и продолжает приносить Riot Games «Аркейн», а также то, что после премьеры шоу немало людей решили приобщиться к видеоигровой итерации полюбившегося им анимационного мирка, то впереди нас наверняка ждут ещё больше классных, эпических и разноформатных приключений на просторах Рунтерры. Как минимум разработку полнометражки по LoL команда аниматоров уже подтвердила. Дальше — больше.

Мы ещё не знаем, как себя покажет второй сезон «Аркейна», но что-то подсказывает, что настолько высоко задранную планку качества никто из лиц руководящих опускать не позволит. К тому же Линке и Йи совсем недавно обмолвились, что дальнейшим проектам по «Лиге легенд», которыми, вполне возможно, будут заниматься уже другие шоураннеры, на уровне официального корпоративного требования запретят бездумно копировать стиль и почерк «Аркейна», дабы всё дальше и дальше разрабатывать новые языки для воплощения амбициозных задумок и иными средствами пытаться вызывать знакомые зрителю эмоции совершенно незнакомыми способами.

Читайте также
Сон — это маленькая смерть: 40 лет «Кошмару на улице Вязов»
Инфернальный хоррор, положивший начало культовой франшизе.
Сериалы октября: гид Татьяны Алёшичевой
От «Все совпадения неслучайны» до «Франшизы».
Лондонский кинофестиваль — 2024: выход из зоны комфорта
О формах социальной изоляции и непростых женских судьбах.
Вечное несогласие: 90 лет со дня рождения Киры Муратовой
Неврастения, абсурд и чуть ли не самые живые диалоги советского экрана.
Омерзительная восьмёрка. Репортаж со съёмок третьего сезона «Метода»
Юрий Быков, Константин Хабенский и заброшенная больница.
Также рекомендуем
Выдающееся переосмысление «Рипли», бодрый постапокалипсис и драмеди о насилии.
«Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос. Фото: Fox Searchlight PicturesСразу несколько фильмов 80-го Венециа...
Индустрия приходит в себя после застоя, связанного с пандемией: в марте начали появляться любопытные сери...
В июне японцы детально и скучно разбирали аварию на Фукусиме, американские критики потопили новый сериал Сэма Левинсона,...
Выдающееся переосмысление «Рипли», бодрый постапокалипсис и драмеди о насилии.
«Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос. Фото: Fox Searchlight PicturesСразу несколько фильмов 80-го Венециа...
Индустрия приходит в себя после застоя, связанного с пандемией: в марте начали появляться любопытные сери...
В июне японцы детально и скучно разбирали аварию на Фукусиме, американские критики потопили новый сериал Сэма Левинсона,...

Последние новости

Режиссёр Стив МакКуин поборол рак
Его новый фильм «Блиц» выйдет на Apple TV+ 22 ноября.
00:00