Флоренс Пью — лицо современной популярной кинокультуры. Актриса успела сыграть в ключевых авторских и голливудских фильмах последних лет, став настоящей иконой поколения. В 2014 году Флоренс только-только взялась за главные роли в кино, а уже в 2020-м получила номинацию на «Оскар» за роль второго плана в «Маленьких женщинах» Греты Гервиг. За спиной у актрисы работа с Энтони Хопкинсом, Мэрил Стрип, Сиршей Ронан, Тимоти Шаламе, а впереди появление в картинах Дени Вильнёва и Кристофера Нолана. Как актрисе удалось стать настоящей кинозвездой и почему мы так ждем её появления в фильмах, рассказывает Карина Назарова.
История становления
26-летняя актриса из Оксфорда начала свои первые шаги в большой актёрской карьере в 6 лет, когда впервые вышла на сцену маленького школьного театра. Уже тогда Флоренс пыталась поразить публику выразительной актёрской игрой, дополняя образ своей героини северным акцентом. По воспоминаниям актрисы, в детстве она любила выступать в кафе своего отца, ярко наряжаться, а подрабатывая няней — устраивать с детьми театрализованные чаепития. Отец актрисы — ресторатор, а мать — танцовщица, они оба привыкли добиваться всего упорным трудом и своим талантом, поэтому родители поддерживали интерес девочки к творчеству и поощряли её природный пробивной характер.
Например, ещё в 2013 году мама Флоренс начала публиковать видео дочери на YouTube, в которых девочка исполняет каверы Oasis и поёт эмоциональные песни собственного сочинения.
Несмотря на интерес к актёрской профессии, Пью так и не решалась поступать в актерские академии. Двигаться к своей мечте Флоренс решила наудачу и в 2014 году путём свободного кастинга получила роль в фильме британской режиссёрки Кэрол Морли «Падение».
Первые роли
Фильм «Падение» задумывался как мистическая драма в духе австралийского «Пикника у Висячей скалы». Немного подросткового максимализма, немного неустаревающей критики системы, женского викторианского безумия и сдержанного эротизма в оболочке из почти литературного британского хоррора. Но, к сожалению, ничего из этого списка не оказалось достаточным, чтобы фильм завоевал сердца широкой публики. Кинокритики словно с неохотой признавали свою заворожённость картиной, а зрители отзывались о «Падении» как о посредственной, плохо рассказанной истории, в которой взгляд цепляет только актёрский состав. Однако кадры и сцены фильма разлетелись по блогам, став частью подростковой интернет-культуры и субкультурных эстетик cottagecore, witchcore и gothcore. Всё благодаря химии между героинями Флоренс Пью и Мэйси Уильямс, которая позволила фильму нивелировать промахи режиссуры. Флоренс играет Эбби — юную ученицу школы для девочек. Эбби переживает разгар пубертатного периода, впутывается в короткие романы и учит свою подругу Лидию (Мэйси Уильямс) «взрослым» урокам. Эбби притягивает к себе взгляд любого. Все её одноклассницы, временами глумящиеся над её распущенностью, с обожанием слушают, как школьница читает стихи, а Лидия романтично гладит растрёпанные волосы подруги.
Флоренс отыгрывает роль Эбби, приближая её к образу набоковской Лолиты, героини бунинского рассказа «Солнечный удар» и девушки из подростковых саспенс-романов. В облике актрисы есть что-то исконно литературное, словно именно её представляли авторы повестей и романов. Может, поэтому, она кажется нам такой знакомой и такой родной?
После «Падения» Флоренс Пью берётся за взрослую роль в голливудской адаптации повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», срежиссированной Уильямом Олдройдом. В «Леди Макбет» героиня Флоренс — Кэтрин, жена купца, чья личная жизнь похожа на катастрофу. К ней обращаются как с предметом роскоши, который должен быть запертым в дорогом серванте. Но буйная натура Кэтрин не может с этим мириться. Стоит свёкру и мужу ступить за порог, как женщина погружается в страстный роман с местным извозчиком Себастианом. Молодому дарованию Флоренс удаётся справиться с весьма сложной задачей — перенести на экран литературный образ героини Лескова и представить столь разнообразный телесный опыт женщины, начиная от смущения и стыда и заканчивая удовольствием.
Роль Кэтрин помогла раскрыть другие грани таланта Флоренс — зловещую пламенность, хладнокровную агрессивность, хранящуюся в мягкости черт её лица. Флоренс игриво заполняет экран, распространяя тело своей героини по поверхности кадра. Актриса без стеснений обнажается, показывая уязвимость Кэтрин, граничащую с её роковой силой. Своей игрой Пью старается освободить молчаливое желание женщины быть чем-то большим, чем безвольным объектом. К слову, именно после роли в «Леди Макбет» Пью становится одной из самых востребованных актрис. Ари Астер признавался, что ждал, когда Пью закончит съёмки в другом проекте и сможет приступить к реализации его задумки в «Солнцестоянии».
«Солнцестояние»
Фолк-хоррор Ари Астера от студии A24 быстро стал достоянием широкой публики, превратившись если не в культовое кино, то в гимн современности. Героиня Флоренс Пью Дэни переживает горе после утраты семьи и находит зловещее утешение в объятиях шведской коммуны. Астер сталкивает традиционное общество с капиталистическим, коллективное — с индивидуалистским и ставит в центр этого противостояния одинокую, потерянную героиню, которой некуда примкнуть. Дэни поначалу примеряет второстепенную роль «чьей-то» девушки, а история словно пытается отделаться от неё вместе с её парнем. Но Астер предлагает иную трактовку позиции женщины в хорроре, медленно осуществляя трансформацию: женщина теперь не жертва, а палач, не случайно забредшая в деревню чужеземка, а избранница, идол. Героиня Флоренс Пью — та, с кем легко себя ассоциировать, и это полностью заслуга динамики её игры. Флоренс ведёт свою героиню, сковывая ей плечи, прижимая к телу её дрожащие руки, визуализируя сложность сдерживания слёз и невозможность переживания боли в одиночку.
А далее, по мере того как девушка нащупывает путь к душевному покою, актриса начинает изучать пространство, расправляет плечи героини, поднимает её руки в танце, пропевает боль, делает её видимой, слышимой, физически ощутимой. Выражение лица Дэни в финальной сцене совмещает горечь, ненависть, злость, радость, экстаз и удовлетворение, что позволяет разглядеть эмпатичность актрисы, способной чувствовать и передавать такие тонкие колебания эмоций.
Ари Астер переворачивает положение вещей, извращая и модернизируя образ традиционной культуры, при этом архаизируя и критикуя современность. Вписанная в эту авторскую задумку, Флоренс лепит из героини символ своего поколения, она расковывает мир, предлагая праздник боли взамен её заточения и подавления. Она обещает зрителям долгожданное — месть хладнокровному нарциссизму нашей реальности.
Работа в Marvel
Флоренс Пью частенько обвиняют в «краже сцены»: как только она появляется в кадре, она завоёвывает всё зрительское внимание. В случае «Чёрной вдовы» кража произошла совершенно естественно. Во-первых, появление Флоренс в Marvel добавило огонька франшизе после пронзительно грустного финала Третьей фазы киновселенной Marvel. Во-вторых, исполнив роль сестры Наташи Романофф, Елены Беловой, Флоренс переняла наследие персонажа Чёрной вдовы и придала любимой многими героине объёмности благодаря истории её прошлого. Поэтому неудивительно, что фанаты следили за каждой репликой актрисы, за каждым нюансом её русского акцента и с таким теплом приняли в супергеройскую семью.
Вообще, семья, наследие — важные темы киновселенной Marvel, кочующие из фильма в фильм, из сериала в сериал. В «Чёрной вдове» режиссёрки Кейт Шортланд семейные травмы, daddy issues становятся ядром полноценной истории. Елена Белова и Наташа Романофф по идеологическим и другим причинам в прошлом были разъединены. Сперва Наташа работала на советскую разведку, но недолго думая сбежала в тыл врага, устроилась в Щ.И.Т., а после присоединилась к отряду Мстителей. В это время Елена тренировалась в Красной комнате и служила смертельным орудием в руках антагониста Дрейкова, создавшего управляемый отряд женщин-бойцов под кодовым названием «чёрные вдовы».
Когда Елена приходит в себя и освобождается от гипнотической власти Дрейкова, она пытается разыскать сестру, чтобы объединить усилия по освобождению других женщин. Встретившись, сёстры ностальгируют о прошлом, спорят, строят планы, делят на двоих общую тоску. Чувствуют, как обретают давно потерянный дом.
Находят своего приёмного отца-шпиона и реализуют совместный план. Но уже в сериале «Соколиный глаз» Елена Белова отправится на поиски Клинта Бартона, чтобы отомстить ему за смерть любимой сестры. Так Флоренс Пью успела отыграть две ипостаси своей героини в рамках одной франшизы — от по-девичьи наивной, но вместе с тем смертоносной и не знающей границ девушки до повзрослевшей, мстительной женщины, скорбящей о семье и ищущей успокоения. Появляясь в двух разных произведениях в одном и том же образе, Пью удаётся отыграть арку персонажа, оставленную где-то за кадром, между проектами, и показать внутренние ментальные изменения, которые пережила её героиня.
Яркие феминистические роли
В грядущей картине Оливии Уайлд «Не волнуйся, солнышко» Пью играет Элис, живущую с мужем в утопическом рабочем городке, где все мужчины заняты секретным проектом «Победа», а красотки-женщины — домохозяйством. Залитые солнцем воды бассейнов, начищенные туфли и налакированные укладки, танцы, страсть и любовь — всё в этом городе эстетизировано до тошноты и идеально до зависти. Но однажды одна из жён бесследно исчезает, что становится для Элис толчком к переосмыслению устройства идиллического мира, в котором она живёт, и своего места в нём. К рефлексии об её отношениях с мужем, жителями города и самим городом, который оказывается пристанищем фантастики и жути, но никак не правдоподобной реальности.
В карьере Флоренс прослеживается закономерность: её героини трансгрессивны, они анализируют своё положение в обществе, порывают с общепризнанной нормой и объявляют бунт конвенциональности в любых её проявлениях. Флоренс Пью вскрывает и нормализует несовершенства и слабости своих героинь!
В «Маленьких женщинах» Гервиг Флоренс Пью играет Эми, чьи поступки не могут вызвать одобрения, но, несмотря на её эгоистичность, в исполнении Пью Эми кажется лучше, чем на страницах книги Луизы Олкотт. Она просто без сомнений следует зову сердца, порой поддаётся своим честным импульсам, чем же это плохо? Эми противостоит традициям духовной жизни, она не боится порицания общества и ненависти родной сестры. Другой пример — комедия «Борьба с моей семьёй», в которой Флоренс играет девочку-подростка Райю из Англии, мечтающую попасть в лигу рестлеров. Она вместе с братом и родителями устраивает рестлер-шоу в своём захолустье, и как-то раз федерация рестлинга приглашает героев на пробы в шоу в Лондоне. Готичная, маскулинная, брутальная рестлерша Райя не соответствует девчачьим шаблонным стандартам красоты и как будто сомневается, тот ли путь она выбрала, ту ли мечту она лелеет. «Борьба с моей семьёй» подчёркивает важность оставаться собой, вне зависимости от того, что диктуют семья и социум.
В мини-сериале «Маленькая барабанщица» Пак Чхан-ука Флоренс играет Чарли Роуз, актрису, вступившую в ряды агентов Моссада для борьбы с террористической группой палестинцев. Роуз поначалу верит, что всего можно добиться мирным путём, без убийств, но судьба опутывает её опасными сетями, подталкивая героиню к переоценке своих принципов. Кэтрин в «Леди Макбет» идёт на зверское преступление в угоду своим желаниям. В «Падении» героиня Пью без стеснений изучает свою сексуальность, несмотря на табу. В «Чёрной вдове» Елена Белова проживает травму пребывания в подчинении у мужчины-убийцы и пытается вновь собрать себя. А в «Солнцестоянии» Дэни приходится сжечь все символы и иконы своего прошлого ради трансформации и перерождения.
Персонажи Фло — одновременно глоток свежего воздуха и горькая пилюля. С её героинями гораздо проще втягиваться в конфликты современности и формулировать личное мнение.
Избирательность актрисы в проектах, в которых она участвует, свидетельствует о её верности самой себе и принципам, которые она старается транслировать. А её желание говорить о проблемах шатающегося из стороны в сторону, трансформирующегося общества становится голосом поколения, с которым невзначай и сам начинаешь говорить в унисон.
Во Флоренс Пью подкупает её особенная свойскость и открытость. Во время пандемии актриса начала вести кулинарные шоу в инстаграме, в которых делилась рецептами самых любимых блюд и процессом готовки, сопровождая действие звуками музыки и плеска вина в своём бокале. В своих социальных сетях Пью показывает обычную жизнь, себя без косметики и лоска, такую, как есть, весёлую, гиперактивную, грустную или расстроенную. Актриса не дистанцируется от своей аудитории, а, наоборот, старается выстроить с ней связь.
О правдивости и честности Флоренс свидетельствует её реальная, а не только экранная борьба со стандартами красоты, мужским взглядом и общественным мнением. Актриса не боится делать короткие стрижки, шокировать зашоренную публику экспрессивными нарядами.
Например, недавний выход в свет актрисы в розовом полупрозрачном платье Valentino вызвал волну хейта в сторону её тела и внешности. Но Фло не стала с этим мириться, а дала отпор всем бодишеймерам. «Как всё же интересно было наблюдать за тем, с какой лёгкостью и гордостью мужчины способны публично разрушить женское тело… Это заставило меня задуматься о том, что должно было произойти со всеми вами, чтобы вы так увлечённо и громко решили обсудить размер моей груди?» Флоренс Пью достойна оваций, девушка протестует против стандартизированной сексуальности и выражает свою раскованную женственность в гротескно-девчачьих образах. Её пробивной характер парирует любой негатив, направленный в её сторону, Флоренс не позволит критиковать свой романтический выбор, выбор ролей, нарядов, выражения мнения, она не сомневается в себе и не даёт другим возможность сломать её уверенность!
После совместной работы над «Чёрной вдовой» Скарлетт Йоханссон отзывалась о Флоренс как о «портрете своего поколения». «Она всегда в своей тарелке. Приземлённая, но при этом такая самоуверенная!» — признавалась актриса. С одной стороны, честность Флоренс Пью — одно из знаковых качеств, благодаря которому ей удалось добиться не только крупных ролей, но и сердец поклонников.
Её аутентичность сверкает с экранов, а её индивидуальность пробивается даже через самые удачно сыгранные роли.
С другой стороны, непосредственность и натуральность актрисы дают нам надежду на серьёзную смену парадигмы внутри киноиндустрии, которая становится более открытой к появлению актёров и актрис, ломающих шаблоны и стереотипы как о внешности, так и о технике игры. Флоренс Пью учит быть собой, поэтому сегодня она незаменима и поэтому фильмы с ней — всегда событие.