Выпустить весь сезон в один день или же устроить еженедельную премьеру новых серий — какая модель правильная или более успешная для платформ, однозначно сказать сложно. Казалось, что сервис Netflix своими релизами утвердил моду на «запойное смотрение», но позже и сам распробовал еженедельный релиз свежих эпизодов. Иван Трифонов постарался прикинуть, какая модель всё же победит.
С момента, когда термин binge-watching, или «запойное смотрение», пришёл в жизнь зрителей сериалов, прошло уже почти 10 лет: впервые о феномене активно заговорили в 2013-м, когда на Netflix начал выходить первый оригинальный проект — сериал «Карточный домик». Двумя годами позже, в 2015-м, binge-watching стало словом года по версии британского словаря Collins.
С тех пор мир, казалось, разделился на «до» и «после», и многие считали, что именно binge-watching — модель будущего. Дождался нового сезона любимого сериала или премьеры долгожданной новинки, включил Netflix или Amazon Prime Video, и весь сезон в твоём распоряжении. Не нужно ждать завершения сезона несколько недель (а то и месяцев!), смотреть можно в удобном темпе, а над тем, что другие площадки не спешили отказываться от «архаичной» еженедельной модели выпуска серий, откровенно посмеивались и аналитики, и зрители.
Впрочем, это мнение было не единственным: зрителям, которые смотрят много сериалов, не слишком удобно получать в свой бэклог по одному, а то и несколько десятков часов на каждый релиз, обсуждать сериалы в компаниях становится менее удобно, поскольку не угадаешь, кто из друзей, знакомых, коллег посмотрел первый эпизод, кто находится на середине сезона, а кто уже всё досмотрел и вовсю делится спойлерами. Шоураннеры, сценаристы и режиссёры зачастую выступали в поддержку традиционной модели — они также считали, что десинхронизация смотрения негативно влияет на пространство обсуждения (пример я приводил выше), и сериалу, весь сезон которого выходит в один день, сложнее стать культурным феноменом. Впрочем, с успехами Netflix, который постепенно становился неудержимой машиной по производству контента, казалось, что стриминги, которые на тот момент только готовились выйти на рынок, вынуждено используют его модель, и «запойный просмотр» всё же станет новым правилом.
Это мнение поставил под сомнение запуск Disney+ и HBO Max: на сервисах серии выходили раз в неделю и зачастую продолжают так выходить до сих пор. Дело здесь не только и не столько в приверженности руководства этих сервисов традиционной модели смотрения (хотя это тоже, разумеется, играет важную роль), но и в том, что на старте у них попросту не было достаточного количества контента, чтобы выпускать весь сезон разом, да и сейчас тягаться с Netflix по количеству проектов не может практически никто. Важен, разумеется, и финансовый вопрос — чтобы посмотреть новый сезон «Люцифера» или «Ведьмака», можно оплатить подписку всего на месяц, да и ещё множество проектов, которые выпускаются полностью в один день, получится посмотреть. А вот, например, «Чернобыль», «Мандалорца», «Тёмные начала» и многие другие проекты HBO Max и Disney+ за месяц не посмотришь никак — 8 понедельно выходящих эпизодов обеспечивают сервису как минимум 2 месячные подписки, а 10-12 — уже 3.
Через некоторое время журналисты и аналитики поняли, что правильного ответа на вопрос «To binge or not to binge?», скорее всего, нет: некоторые потенциально хитовые проекты, которые обязаны держать пользователя в напряжении и из каждого эпизода делают событие, обычно лучше смотрятся в еженедельном формате, а более лёгкие по тону или хронометражу можно посмотреть и сразу. Чуть позже эта мысль дошла и до руководителей самих стриминговых сервисов, и те принялись экспериментировать.
Вероятно, одним из самых наглядных примеров может послужить запуск стриминга Apple TV+: при том, что на старте у сервиса было всего 7 проектов, он собрал, кажется, чуть ли не все возможные модели выпуска серий. Так, у драмы в жанре альтернативной истории «Ради всего человечества» 1 ноября 2019-го, когда запустился Apple TV+, вышло три премьерных эпизода, а остальные выходили на еженедельной основе; также поступили с драматическими проектами «Видеть» и «Утреннее шоу»; образовательный детский сериал «Помощники» и детский мистический сериал «Послания призрака» разделили на два блока по 6-7 серий — первый вышел на запуске сервиса, а второй — через полгода; у анимационного «Снупи в космосе» и драмеди «Дикинсон» весь сезон вышел в день релиза; документальный фильм «Королева слонов», разумеется, вышел полностью всё в тот же день; а у ток-шоу Опры Уинфри «Книжный клуб Опры» первый сезон и вовсе растянулся почти на два года — первый эпизод вышел 1 ноября 2019-го, а последний — 22 октября 2021-го.
Впоследствии с гибридными моделями начали экспериментировать и сервисы, которые ранее выпускали весь сезон сразу: у «Аркейн» на Netflix в день премьеры вышли 3 эпизода, та же модель у хитовых проектов Amazon Prime Video — «Экспансии», «Пацанов» и «Неуязвимого». По всей видимости, подобная схема стала одним из новых стандартов — в последнее время всё чаще потенциально обсуждаемые и популярные проекты стартуют именно с тремя сериями. Далеко ходить не надо — именно так стартовал на HBO Max «Миротворец» с Джоном Синой в главной роли: первые 3 из 8 эпизодов вышли на сервисе 13 января, а последующие уже выходят по обычной модели HBO, то есть раз в неделю. Другие же проекты HBO Max, например, «Хитрости», «Личная жизнь» и «Другие двое» использовали другой подход — у этих сериалов в день выходило по 2-3 серии, а перерыв между следующим блоком составлял неделю.
Впрочем, и сервисы, которые ранее почти не выпускали свои проекты сразу, потихоньку экспериментируют с «чужой» моделью: так, ушедший с TBS на HBO Max после второго сезона сериал «В поиске» уже три года выпускают полностью в один день, а документальный сериал «The Beatles: Get Back» из трёх серий был выпущен на Disney+ за три дня.
Что будет в будущем — сказать сложно. С учётом аналитики за 2019–2021 годы, например, отчёта Parrot Analytics «Top 50 US Digital Original New Series By Year: Supply VS Demand», который показал невероятный всплеск интереса к сериалам, выходящим по еженедельной модели, есть мнение, что «запойное смотрение» снова отойдёт на второй план, но более вероятным кажется сценарий, при котором различные модели релиза перестанут принадлежать конкретным сервисам и для каждого проекта или блока проектов будет разработан свой режим, который наиболее адекватно удовлетворит спрос своей аудитории. Так что не удивляйтесь, если очередной проект условного Disney+ выйдет целиком в день премьеры, а Netflix, наоборот, обратит повышенное внимание на «гибридные» модели даже с учётом его обширной библиотеки.
Сейчас в стриминговой индустрии, всё ещё довольно молодой, продолжается время активных экспериментов, и очень интересно, какую картину мы увидим ещё через 3-4 года.