Джонни Депп: высший мутант, не рассчитанный для массового производства

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Джонни Депп

Джонни Деппу исполнилось 60 лет. Поздравляем актёра с юбилеем и рассказываем о том, как он пришёл в профессию, чем примечательны его работы и почему рокер однажды — это рокер навсегда.

Что гложет капитана Джека Воробья

Часто так получается, что к актёру намертво привязывается определённый образ, который зрители, увидев его однажды, рискуют обратно не разглядеть. Бенедикт Камбербэтч — вечный сыщик-социопат Шерлок, и его не укроешь даже под мантией марвеловского оккультиста Доктора Стрэнджа. Райан Гослинг — будущий Кен из «Барби» и отыгравший много классных ролей красавец-мужчина, всё равно зацементирован в памяти многих как молчаливый сигма-самец из «Драйва». Российские дети нулевых закрепили за Кириллом Емельяновым ярмо Гниды из «Кадетства», а шутки о том, что Джейсон Биггз — тот самый чувак, что «трахал торт» в «Американском пироге», даже были обыграны Кевином Смитом в культовой сортирной комедии «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар».

Стать заложником роли может каждый, этот момент редко поддаётся прогнозированию. Возьмём первых «Пиратов Карибского моря», а точнее, главную звезду франчайза — капитана Джека Воробья в исполнении Джонни Деппа. В своё время рисковая задумка экранизировать аттракцион из Диснейленда увенчалась крышесносным кассовым успехом, хотя изначально на проект не возлагали больших надежд. Да и тогда, в 2003-м, 40-летний лицедей Депп думать не думал, что ужимки и гримасы манерного флибустьера, чей облик срисован с гитариста Rolling Stones Кита Ричардса, обернутся для актёра одновременно и даром, и проклятием. Даром — потому что любимчик Тима Бёртона и скандально известный анархист фестивальных кругов, работавший и у Джармуша, и у Кустурицы, открыл в себе новую плоскость — амплуа трикстера-погромщика.

«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», реж. Гор Вербински, 2001/Everett Collection

А почему же проклятием? Причина проста: после дебюта Джека Воробья в «Чёрной жемчужине» зрители начали невольно улавливать фирменные черты буканьера в ролях Деппа и за пределами серии «Пираты Карибского моря». А ведь в конце 1990-х, когда Терри Гиллиам снимал «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и пожелал взять на главную роль именно Деппа, с актёром связался другой известный дяденька, тоже примеривший на себя циничную натуру гонзо-журналиста Хантера С. Томпсона, — в фильме 1980-го «Там, где бродит бизон». Старина Билл Мюррей набрал Джонни и сказал, что ещё с десяток лет после премьеры «Страха и ненависти» все и вся будут видеть в нём поехавшее альтер эго Томпсона, Рауля Дюка, и ничего более. Однако Билл ошибся. И ту же ошибку совершают нынешние любители кино, многие из которых оставили надежду на победный камбэк Деппа, посчитав, что перформансы уровня «Эдварда руки-ножницы» обрекли себя на погибель после явления Джека Воробья народу.

Рокерский дневник

До рождения Джека Воробья мир знал другого Джонни Деппа. Бунтаря и самую настоящую рок-звезду, как на съёмочной площадке, так и в жизни. В биографии актёра не нашлось места ни для Гарварда, ни для курсов в престижной киношколе, ни даже для самого задрипанного колледжа. Да и самую обычную школу Джонни бросил в выпускном классе: парень взял в руки гитару, которую ему на 12-й день рождения подарила мать, и вместе с такими же, как он, креативными оборванцами учредил группу The Kids и поехал в Лос-Анджелес. Чтобы играть где придётся и тщетно искать продюсеров, что согласятся подписать ребят на лейбл.

Депп, он же Джон Кристофер Депп II, не был столбовым дворянином. Его мать — самая простая официантка из Кентукки, а биологический папа — самый простой инженер из тех же краёв, а позже на правах отчима Джонни воспитывал (по крайней мере, пытался воспитывать) писатель Роберт Палмер. Уже не в Кентукки, а во Флориде — семья довольно часто переезжала. Оба отца вдохновляли мальчугана на свершения: первый — тем, что собрал манатки и ушёл из семьи, дав 15-летнему Деппу-младшему прощальное напутствие «Теперь ты мужчина!», а второй старался поддерживать творческие начинания младшего из четырёх детей своей новоиспечённой супруги. Та, впрочем, была женщиной с характером, курящей как паровоз и матерящейся, как бывалый моряк, и малышнёй активно не занималась из-за постоянной необходимости зарабатывать деньги на прокорм спиногрызов. Поэтому юный Депп променял букварь на электрогитару, к 15 годам уже имел стаж курильщика и алкоголика, а после исхода из семьи и начала рок-карьеры перепробовал столько запрещённых веществ, что знаменитый монолог Рауля Дюка про «два пакетика травы и 75 ампул мескалина» из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» превращается в самоиронию.

Первые потуги Деппа-музыканта сложно назвать полноценным началом карьеры. Акулы звукозаписи на провинциальных музыкантов внимания не обращали, местечковая известность во Флориде и выступления в Лос-Анджелесе погоды не делали. Джонни приходилось много где подрабатывать, в том числе и «продажником»: он массово обзванивал людей, впаривая им канцелярские принадлежности. Однако, как это часто происходит, великое стартануло с малого — слава пришла со случайным знакомством, а познакомился молодой Депп с начинающим актёром Николасом Кейджем — их свела первая жена Джонни, визажистка Лори Энн Эллисон, работавшая гримёром на киностудии, где трудился отрекшийся от настоящей фамилии член династии Коппола.

Совместные алкогольные возлияния и тусовки привели к тому, что Кейдж, поняв, что музыкальная карьера Деппа не клеится от слова совсем, предложил другу попробовать себя в кино. Деппа привели к постановщику хорроров Уэсу Крэйвену, и тот дал Джонни второстепенную роль в «Кошмаре на улице Вязов». Запоминающаяся внешность паренька, в чьих жилах течёт кровь индейцев чероки, приглянулась Оливеру Стоуну, который позвал Деппа на более основательную, но всё равно небольшую роль в военной драме «Взвод». Однако всеамериканская известность пришла к Деппу уже в конце 1980-х — тогда актёр присоединился к команде сериала «Джамп стрит, 21», повествующего о полицейских, внедряющихся в школы под прикрытием и раскрывающих преступления среди молодёжи (да, именно отсюда растут ноги у дилогии «Мачо и ботан»). Участие в популярном телешоу, конечно же, помогло Джонни разобраться с долгами и проблемами, которые тот копил по молодости и по глупости, однако подолгу сидеть на одном месте наш лицедей не привык и не собирался.

Джонни и фабрика кино

Скопившуюся внутри Джонни Деппа ненависть к себе как к актёру второсортных сериалов и глуповатых молодёжных фильмов удалось конвертировать в нечто готическое и прекрасное. Он познакомился с Тимом Бёртоном, когда тот искал исполнителя заглавной роли для гротескной сказки «Эдвард руки-ножницы». Это был 1990 год — цайтгайст той эпохи диктовал неподчинение и искусство, что называется, против ветра. Деппу хотелось поучаствовать в чём-то авторском и немейнстримном, а Бёртону — делать всё по-своему, а не идти на поводу у продюсеров, предлагающих кандидатуру Тома Круза по причине более чем очевидной: симпатяга из «Топ Гана» соберёт больше зрителей, нежели ноунейм Депп.

«Эдвард руки-ножницы», реж. Тим Бёртон, 1990/20th Century Fox
«Джамп стрит, 21», реж. Ким Мэннерс, Билл Коркоран, 1987-1991/20th Century Fox

К тому моменту Джонни успел расстаться с «Джамп стрит, 21», поменял агента и сыграл в фильме «Плакса» — ретро-драме, подражающей винтажной эстетике мюзикла «Бриолин». Бёртон же выработал стиль, работая над «Битлджусом» и «Бэтменом». Их интересы и желания слились воедино и взаимоусилили друг друга — синергия двух изгоев, жадных до новых ощущений, дала неожиданный результат. Фильм повествует о генетическом уродце, чьи руки представляют собой смертоносные лезвия и который учится любить и быть любимым без оглядки на внешние данные. Более того, этот проект наконец-то позволил Бёртону рассказать личную историю (Джонни сравнивал причёску невыспавшегося Тима и его жестикуляцию на их первой встрече с повадками Эдварда). Ну а Депп, изображая Эдварда, подражавший игре из немых лент с Чарли Чаплином, не только открыл дорогу к самобытному авторскому кино, но и обрёл верного друга и даже оказался помолвлен с коллегой по площадке — актрисой Вайноной Райдер. Ну и денег заработал, конечно же: невостребованный актёр не откроет ночной клуб для лос-анджелесской богемы, где будет не только поить себя и знаменитых друзей, но и теребить гитару со сцены (речь о заведении Viper Room, открытом Деппом в 1993 году, где в том же году от передозировки скончался актёр Ривер Феникс).


1990-е — золотая эра Джонни Деппа. Играя в непохожих друг на друга, порой экспериментальных проектах, он набирался опыта, а его талант бронзовел. В «Аризонской мечте» Кустурицы он изображает нью-йоркского простака, силком депортированного на малую родину, где посреди кактусов живут забавные фрики. Позже появится «Эд Вуд» — ещё один проект Бёртона, байопик, в котором Джонни проникает в душу худшего режиссёра Старого Голливуда. Также лицедей изобразит психопата-любовника в необычном ромкоме «Дон Жуан де Марко», устроит загробное путешествие по меланхоличному Дикому Западу в «Мертвеце» Джима Джармуша и даже поставит собственное кино, в котором сыграет главную роль, — драму «Храбрец» о нищем человеке, что идёт на съёмки в снафф-фильме ради денег для семьи. Кстати, режиссёрский дебют Деппа сходу отправился в основной конкурс 50-го кинофестиваля в Каннах — достойно, пускай в итоге лента и не взяла ни одного приза.


Сумасбродный книжный червь Дин Корсо из «Девятых врат» Полански, упоротый во всех смыслах журналист Рауль Дюк из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» Гиллиама, расчётливый констебль Икабод Крейн из «Сонной Лощины» всё того же Бёртона, отбитый агент ФБР Джо Пистоне в биографической картине «Донни Браско»… Всех этих разнополярных персонажей объединяют две вещи: то, что их сыграл Джонни Депп, и то, что все они — нелюдимые аутсайдеры, либо скрывающиеся от общества, либо взаимодействующие с социумом, мягко говоря, неумело и малоэффективно. Им чужда методология простых людских интеракций, зачастую их питают не любовь и не чувство полезности перед общим благом, а мании, наркотики, раритетные книги, запутанные расследования, стремление доказать себе что-то важное или ухватить «американскую мечту» за хвост, чтобы заглянуть ей в глаза и сгоряча заявить: «Ты мне не нужна!» Его герои поставляют дурман в США и зарабатывают неприлично огромные деньги («Кокаин»), выставляют напоказ свою небинарную сущность в месте, где подобное приравнивается к уголовщине («Пока не наступит ночь»), преследуют уличных потрошителей, как одержимые («Из ада»), пишут книжки о детях, попадающих в магическое место, где невозможно повзрослеть («Волшебная страна»)...

Актёры не рассказывают сказок

Персонажи, скажем так, «раннего Деппа», являют собой, как и сам Джонни, людей, которые делают всё по-своему и в своё дело вкладываются так, что само дело в конце концов может потерять всякий смысл, а антагонисты этих историй могу показаться зрителю субъектами более рассудительными и «правильными», нежели их «светлые», с точки зрения сценария, противоположности. Что до Деппа эры «после Джека Воробья», то это не совсем правильно — заявлять о том, что манипулятор страстями, который любит тратить огромные деньги на всякую чепуху (например, коллекцию картин маньяка Джона Уэйна Гейси) и развязно ведёт себя на съёмочной площадке, перешёл в категорию самых простых скоморохов. То, что амплуа, которыми Деппа вот уже несколько десятилетий одаривает его дружище Бёртон, чутка утомляют и фонят, как зажёванная плёнка, — это факт (разве что Безумный Шляпник из «Алисы в Стране чудес» по Кэрроллу выделяется доселе небывалой экспрессией). Однако там, где от Джонни, которого в силу возраста уже впору называть просто Джоном, не требуют откровенной клоунады и диких кривляний, как в «Одиноком рейнджере» или «Мордекае», актёр продолжает гнуть вектор, заданный им в начале карьеры: нет лучше героя, чем заплутавший в сомнениях отшельник, вынужденный жить и делить пласт жизни с кем-то ещё.

Про невыносимые выходки Деппа, про его недвижимость по всему миру, про кучу неудачных браков, про участие актёра в супергруппе Hollywood Vampires, про чеки в 30 тысяч долларов на вино ежемесячно, про затяжной судебный процесс с Эмбер Хёрд, про его привычку появляться нетрезвым на раутах и про его недавнюю, хоть уже и неактуальную «отмену» знают все. Однако мы не ставим своей целью заострять внимание на непотребствах, ибо нет в мире человека, который бы не знал, что Джонни Депп — один из самых рок-н-ролльных мужиков на планете. Эпатажем сегодня никого не удивишь. А вот эпатаж, который соседствует с большим талантом, — тут уже совсем другое дело.

На протяжении многих лет Джонни Депп прекрасно справляется и с тем, и с другим.

Джонни Депп. Фото: AP

Завершая статью о творческом пути Деппа, хочется процитировать что-нибудь эдакое. На ум приходит реплика из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе»: «Вот он идёт. Один из прообразов Всевышнего. Высший мутант, не рассчитанный для массового производства. Слишком дикий, чтобы жить, слишком редкий, чтобы сдохнуть». Что-то в этом есть, не правда ли?

Впрочем, эта избитая фраза, по отношению к Деппу весьма опосредованная, — всего лишь романтизирующий пассаж, а не меткое попадание в яблочко. Пожалуй, для завершения подойдёт другая цитата из другого знакового фильма с участием Деппа — бёртоновского «Эда Вуда», который, напомним, рассказывает о карьере человека, снискавшего славу самого спорного и низкопробного кинопостановщика всех времён и народов: «Видение стоит того, чтобы за него драться. Зачем тратить жизнь, воплощая чьи-то чужие мечты?»

Читайте также
«Голова-жестянка»: пасхалки фильма Ивана Капитонова
В российский прокат 8 июня выходит фильм Ивана Капитонова «Голова-жестянка». Фильм снят по мотивам одноимённой повести-бестселлера Серафимы Орловой. В основе...
Проза жизни: о чём снимает кино Борис Хлебников
8 июня в прокат выходит драма «Снегирь» Бориса Хлебникова — вольная адаптация книги «Три минуты молчания» Георгия Владимова, рассказывающая о конфликте поколе...
Смерть и жизнь тайного агента: что не так со шпионским жанром?
Что происходит со шпионским жанром в 21-м веке.
Как стриминговые сервисы захватили мир? Часть 5. HBO Max
Максим Ершов — про платформу, которой владеет Warner Bros. Discovery.
Адильхан Ержанов: в Каратасе не всегда солнечно
Изучаем творчество самобытного режиссёра из Казахстана.
Также рекомендуем
Максим Ершов разбирается, почему сегодня взят курс на оправдание антагонистов.
«Смерть на Ниле», реж. Кеннет Брана, 2020. Фото: 20th Century StudiosВ мировой прокат вышел детективный фильм Кеннета Бр...
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney ...
Максим Ершов разбирается, почему сегодня взят курс на оправдание антагонистов.
«Смерть на Ниле», реж. Кеннет Брана, 2020. Фото: 20th Century StudiosВ мировой прокат вышел детективный фильм Кеннета Бр...
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney ...

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00