
3 апреля в российский прокат вышла фэнтези-комедия «Смерть единорога» с Дженной Ортегой в главной роли. А в мае в кинотеатры ворвётся «Последний Weeknd завтра», где актриса вместе с певцом Эйбелом Тесфайе будут встречать рассвет новой эры музыканта. 22-летняя Дженна называет свой успех привилегией, но мы не станем умалять её заслуги и расскажем, как актриса упорным трудом добилась несокрушимого звёздного статуса в столь юном возрасте.
Девочка из долины Коачелла переезжает в Disney
Четвёртая из шести детей, Дженна выделялась бойким характером и экстравертным нравом. С пелёнок она смотрела Тима Бёртона, мечтая стать одной из пришельцев из «Марс атакует!», слэшеры и хорроры вроде «Выпускного», любила препарировать ящериц на заднем дворе, думая, что будет, как мама, медсестрой скорой помощи. В шесть лет всё радикально изменилось: восхитившись игрой девятилетней Дакоты Фаннинг в «Гневе», Дженна заявила родителям о намерении стать актрисой. Папа-шериф и мама, по долгу службы серьёзные и вечно обеспокоенные люди, наложили на актёрство запрет. И всё-таки мама подарила дочери книгу лучших женских монологов в истории театра и кино; всё-таки записала на видео талантливый перформанс Дженны и выложила в соцсети, что случайно привело девочку на первые съёмочные площадки.

От рекламы McDonald's и эпизодических ролей в сериалах «Роб» и «CSI: Место преступления Нью-Йорк» Дженна добирается до игрового кино: снимается в «Железном человеке 3», играя дочь вице-президента, «Астрале: Глава 2» — для её героини предполагался отдельный (но не состоявшийся) спин-офф — и драмкоме «Закаты Коста-Рики». Милую девчонку с пуэрто-риканскими и мексиканскими корнями быстро подмечает Disney. В 12 лет Дженна успешно проходит пробы, становится второстепенной героиней в весёлом сериале о школьном гёрлз-бэнде «Чудаадварк» и получает собственное шоу «Жизнь Харли». Ортеге практически не приходилось притворяться: её героиня, Харли Диаз, как и она, растёт в многодетной латиноамериканской семье, переживает трудности взросления, разве что стремится не к актёрству, а к карьере инженерки-изобретательницы, придумывая разные приспособления, помогающие её непутёвой семейке выбираться из комичных ситуаций.
Первая слава
Школа Disney приучила Дженну к кропотливому труду. Взрослея на площадке, она впитывала правила производства, научилась держаться в обществе взрослых людей и общаться с ними на равных. Однако слава в раннем возрасте принесла девочке нежелательное внимание поклонников. Как-то раз незнакомый человек взял её за руку и привёл на день рождения сына. По словам актрисы, стоило ей в 12 лет завести твиттер, как на неё посыпались мерзкие сообщения от взрослых фанатов детского шоу — с тех пор Дженна осторожничает с медиапространством и нередко плачет в разгар интервью, говоря о воздействии соцсетей, интернет-аудитории и хейта в комментариях на ментальное здоровье молодых людей и о невозможности быть честной и оставаться в безопасности.

Тем не менее искренность и стремление к справедливости — главные качества Дженны и её героинь. Она открыто рассказывает о своих переживаниях и тревогах по поводу съёмок. Вспоминает, как не спала ночами перед работой в «Крике», как жутко боялась приступать к созданию «Уэнсдей». Вместе с тем она бесстрашно использует свою популярность во благо: устраивает благотворительные акции, помогая онкобольным детям, активно выступает в поддержку прав мигрантов. Дженна даже успела сцепиться с Меланией Трамп. В 2018 году жена президента появилась в приюте для детей, разлучённых с родителями-нелегалами, в куртке с надписью «Мне действительно всё равно, а вам?» (I Really Don’t Care. Do You?). Сразу после 15-летняя Дженна появилась на мероприятии Disney в куртке «Мне не всё равно, вам должно быть тоже» (I Do Care And U Should Too). Маленький протестный жест стал громким политическим высказыванием.
Королева крика
Неустанная работа, популярность, ответственность и сопутствующая им тревожность постепенно выбивали из Дженны её экстравертность. Она замкнулась в себе, стала уделять больше времени карьере, жертвуя социальными связями и развлечениями. Как только Дженне стукнуло 16 лет, она осознанно сбежала из инфантильной страны детства во взрослый мир хорроров, заявив о своей зрелости и готовности если не к серьёзным, то хардкорным ролям. Она снимается во втором сезоне триллера «Ты», играя Элли — старшеклассницу, о которой начинает заботиться маньяк. Следом воплощает роль новенькой в подростковом ужастике «Няня. Королева проклятых». Жанр ужасов даёт актрисе проявить мастерство её пластичной игры — раньше наивные и эксцентричные комедии ограничивали диапазон актрисы, лишая телесной свободы, в хоррорах она смогла расслабиться.

С ужасами Дженна всегда была на одной волне. Она шутит, что её невозможно напугать, как ни старайся, что её лицо достигает максимальной выразительности сугубо в криповых и крикливых сценах. Переломной ролью в карьере она называет «X» Тая Уэста, вышедший в 2022 году. Её Лоррейн, прилежная девушка, по сюжету из скромной статистки фильмов для взрослых становится порноактрисой, исследует свою сексуальность, гордо противостоит манипуляциям бойфренда-оператора и погибает от рук обезумевшей старухи Пэрл. Трансформация для Ортеги очень личная: отделаться от няшного образа диснеевской старлетки не всем удавалось, а тем, кто пытался, доставалось от публики — на Селену Гомез и Майли Сайрус, например, обрушилась волна критики, когда повзрослевшие актрисы начали сексуально раскрепощаться на музыкальной сцене и в кино. Ортеге в этом плане повезло чуточку больше. Отношения с Disney у актрисы длились недолгие четыре года, поэтому большинство знают её как королеву крика и с благодарностью принимают любые эксперименты актрисы.
«Последствия»
Блестяще вживаться в образы жертв Дженне помогают её природная скромность и детская внешность, оттого её страдания на экране выглядят так впечатляюще жестоко. Она кричит, ползёт и умирает в экспозиции «Студии 666», бегает от Призрачного лица, ссорится с сестрой и выживает в «Крике 5» и «Крике 6». Но по-настоящему пугающую и сложную роль Дженна исполнила намного раньше. В 2018-м выходит драма «Последствия» дебютантки Меган Парк. Старшеклассница Вада (Ортега) запирается в туалете в разгар школьного шутинга и выживает. Фильм не эксплуатирует образы насилия, сосредоточиваясь на крупных планах лица Вады, переживающей весь спектр эмоций. Девочка с ПТСР отдаляется от родителей и любимой сестры, с трудом даёт волю чувствам и едва ли смиряется с пережитым опытом. Она не может простить себе факт «переживания», противостоит внутреннему забвению трагедии.

Пока на фоне разворачиваются похороны погибших детей, героиня ищет новые способы жить. На пути к исцелению стоят неконтролируемые слёзы, первая влюблённость, страх выйти из дома или заглянуть внутрь себя. В «Последствиях» Ортега проявляет внутреннюю силу — она проникновенно и точно вживается в образ тинейджерки, играет насыщенно, живо и без фальши. За счёт её физической точности и эмпатии драме Парк удаётся сохранить баланс между тревожным нагнетанием, трагизмом и искренностью юности.
Муза Тима Бёртона
Всемирную славу Ортеге, однако, принесли не горкор-хорроры и уж точно не роли в малоизвестных драмах, а образ Уэнсдей в сериале Netflix. Ещё в 14 лет актриса пробовалась на роль в «Дамбо» — не вышло. И хорошо! Мечта сняться у Тима Бёртона осуществилась в правильное для актрисы время, когда она стала опытнее и смелее. Пробы проходили в перерывах между съёмками «X»: измазанная бутафорской кровью Ортега созвонилась с Бёртоном в Zoom и своим устрашающим видом сразу растопила сердце режиссёра. Роль была у неё в руках, а на плечах — большая ответственность: как не разочаровать зрителей и предложить качественный и современный образ Уэнсдей Аддамс, когда уже существуют легендарные фильмы с Кристиной Риччи? Работая над персонажем, Ортега держала в уме, что Бёртон работает с визуальным повествованием, конструирует среду и помещает в неё карикатурных, утрированных героев с театральной, кукольной или мультяшной пластикой. Дженна много экспериментировала с подачей, общалась с режиссёром, но Бёртон обеспечил Ортеге полную свободу. За счёт изобретательности актрисы из Уэнсдей Аддамс получилась неморгающая, саркастичная и интровертная готка с грузной походкой и хмурым лицом.

Специально для роли в сериале Ортега научилась играть на виолончели, фехтовать и говорить на немецком. Даже знаковый танец Уэнсдей актриса поставила сама, вдохновившись выступлениями готичной пост-панк-группы Siouxsie and the Banshees.
«Уэнсдей» открыла в Ортеге новое измерение её киногении — в образе актрису почти не узнать, она задействуют нетипичную для себя физику движений, мимику, манеру речи и существования в кадре. Вместо привычной Ортеге драматической искренности — гротеск, физиологичный юмор и скованная злоба. Неудивительно, что Ортега в итоге стала музой режиссёра: «Сериал бы не получился без неё [Дженны]. Ты можешь написать хороший сценарий, но подобного рода персонажи требуют ясности, чистоты и силы актёра», — делится Бёртон.

Сразу после работы в «Уэнсдей» режиссёр вернулся к корням. «Битлджус, Битлджус» стал его одой юности, собранной из реинкарнированных частей авторского стиля, давно утраченного из-за диснеевской бюрократии и продюсерского контроля. Озорная комедия воскрешает старых персонажей, а Дженна Ортега, играющая Астрид, дочь-нигилистку Лидии (Вайнона Райдер), выступает местной критической инстанцией. Она вроде бы и воплощает универсальный образ обиженного на мир подростка, каких мы постоянно видим на экране, но вместе с тем несёт в себе дух разочарованной аудитории Бёртона, позабывшей, когда в последний раз отец-режиссёр радовал её своим вниманием и задорными сказками об аутсайдерах. Тинейджерка-скептик, потерявшая отца, не верующая в призраков и россказни матери о Битлджусе, гуляя по бёртоновскому миру, заползая в загробный мир и чувствуя кожей сюрреальную пространственную геометрию, начинает верить во всё и сразу и помогает зрителю заново пережить знакомство с уже известным миром. Без харизматичного присутствия Ортеги, её правдивой мрачности вселенную «Битлджуса» уже трудно представить.
Большое будущее
Впереди у Дженны масса проектов и коллабораций со знаковыми режиссёрами. Она снялась у Тайки Вайтити в сай-фай-драмеди «Клара и солнце» вместе с Наташей Лионн, Эми Адамс и Стивом Бушеми — фильм уже на стадии постпродакшена. Участвует в таинственном проекте Джей Джей Абрамса, а параллельно готовится к съёмкам в «Галеристке» Кэти Янь, где появится в компании Charli XCX и Натали Портман. Актриса выбрала смелую стратегию: не гнаться за большими наградами, а выбирать необычные проекты, которые будут ей по душе, и неустанно учиться чему-то новому.
Работать с малых лет без выгорания кажется фантастикой, но Ортеге удаётся — во многом благодаря поддержке семьи и друзей. Актриса не исключает, что в любой момент свернёт в другую стезю: начнёт писать шугейз или поступит на курсы медсестёр. При всём признании индустрии Ортега явно не может расслабиться: она продолжает тревожиться о каждой роли и с трудом верит, что стала актрисой, называя свою карьеру огромной привилегией. Но настоящая привилегия — видеть Дженну на экране, наблюдать за её профессиональным ростом, эволюцией игры и усложнением её проектов.