В Ханты-Мансийске завершился 16-й международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» – камерный, но чрезвычайно приятный смотр непроходных фестивальных событий под руководством Сергея Соловьева и программного директора Бориса Нелепо, который в полной мере отвечает функции куратора: подбирает фильм к фильму, как кусочки пазла, и создает цельное полотно. Свежие хиты из Берлина, Локарно и Венеции, экспериментальное отечественное кино и синефильские сенсации из спецпрограммы Crème de la crème объединяет поиск своей особенной формы и нежелание толкаться в середняке. А главное – пульсирующая эмоция.
Оценить все это можно и самому. Начиная с сегодняшнего дня в московском ЦДК и «Ельцин Центре» в Екатеринбурге – программа Эхо фестиваля, показы избранных фильмов. Вот четыре интересных экспоната на любой вкус – от метафизического порно и радикального разговорного этюда, построенного на рассуждениях о Данте, до трогательной летней истории про пожилого актёра и призрак его давнишней подружки.
«Зама» (Zama), реж. Л. Мартель, 2017
Центр документального кино (Москва) – 7 марта, 21:30
Фильм-сон Лукреции Мартель, режиссёра, чье имя в нулевых было синонимом новой созерцательности, подытоживает поиски целой кинематографической эпохи: сегодня медлительный магический реализм про испанского чиновника в Новом Свете смотрится совершенно естественно, как будто зритель дорос до подобной поэтики, а поэтика окончательно поняла зрителя. Не заторможенность, а течение, не пустая экзотика, а покоряющая насыщенность цвета, звука, форм, культурных кодов, фактурных лиц и переливчатых диалогов. Продуманный мир разрушающегося колониализма трёхсотлетней давности: паж в сюртуке и трусах на тропической жаре, вспотевшие парики, смена одинаково бесполезных градоначальников – это не какая-то отвлеченная костюмная драма, а мир здесь и сейчас. И он действительно гораздо более актуальный, чем может показаться на первый взгляд. Человек, бездарно колонизирующий природу, терпит на этом поприще крах и в итоге безвозвратно в ней растворяется. Довольно жутко, однако фильм удерживает умиротворяющий, ласковый тон, как будто сам зазывает русалочьим пением, праздничными мелодиями и стрекотанием приморской живности отбросить мысли и подчиниться.
«Чёрт нас возьми» (Que le diable nous emporte), реж. Ж.-К. Бриссо, 2018
Центр документального кино (Москва) – 9 марта, 19:00
Новая картина Жан-Клода Бриссо, снятая у него в квартире на немудреную камеру, не производит впечатления маленького фильма. И то, что Бриссо заигрывает с жанром порно, не делает его домашней порнографией. Порнографическая условность ситуации (девушка теряет телефон и приходит за ним к незнакомке – а она оказывается миловидной женщиной без привычки носить белье) задает тон безопасности, доступный только фильмам для взрослых: уютный дом, крепость женского здравомыслия, полное взаимопонимание, невозможность ущерба. Эротика оказывается лишь первой дверью, за которой – возможность искреннего разговора, спокойного анализа себя и путь к долгожданным переменам. Бриссо заходит на территорию воспитания чувств: как быть с собой и с другими, как переживать боль и так далее – и рассказывает об этом разными способами, от уроков медитации до психоанализа, от чистой метафизики до наивной телесности.
«Классический период» (Classical Period), реж. Т. Фендт, 2018
Центр документального кино (Москва) – 8 марта, 18:45
Ельцин Центр (Екатеринбург) – 6 марта, 18:30
Вторая полнометражная работа Теда Фендта приехала в Ханты-Мансийск прямо с Берлинского фестиваля. Фендт – неутомимый коллекционер сокровищ, которые вроде бы нужны только ему, но на практике находят живой отклик. Он снимает не просто на пленку, а на 16 мм, заморачивается с живым звуком и естественным светом и в эту реликтовую картинку вписывает главное сокровище – своего прекрасного друга Кэла, который очень любит поговорить о Данте. Кэл и подобные ему друзья-товарищи, академисты по призванию, весь фильм обсуждают примечания и комментарии, читают и пишут, болтают о смене архитектурных парадигм, средневековых пьесах, самоубийствах генералов из античных времен. Их повседневная жизнь забита безынтонационными пассажами и обменами древними историческими анекдотами, и кроме этого – почти ничего. Небольшие столкновения с обыденностью кажутся и драматичными, и смешными на фоне громады произносимого текста. Сочетание любви к типажу и иронии над ним задает самую здоровую интонацию: для гуманитариев и сочувствующих это будет не только необычный энтертейнмент (Данте – это правда интересно), но и забавный опыт авторефлексии.
«Этой ночью лев спит» (Le lion est mort ce soir), реж. Н. Сува, 2018
Центр документального кино (Москва) – 8 марта, 15:00
Постоянный визитёр Каннского фестиваля Нобухира Сува снял настоящий кавай по-французски: в стрекоте цикад и бликах летнего солнца, обязательных для любого задушевного аниме, бредет импозантный старик в чёрном костюме с букетом красных гладиолусов. Это Жан-Пьер Лео – лицо французской «новой волны», работавший с Трюффо и Годаром. Его персонаж – актёр, которому нужно сыграть смерть, и подобная творческая задача заставила его призадуматься, навестить могилу невесты, умершей пятьдесят лет назад, и даже поговорить с ее призраком. За всем этим наблюдает стайка соседских детей с камерой, и вот великий лицедей попадает в совсем другое кино. Не про смерть, а про жизнь, не про прах, а про вечное обновление. Фактура идеального француза и элегичность галльских особняков удивительным образом сочетаются с японской деликатностью режиссера. Картина дышит прощанием, однако таким светлым, что выходит, по сути, семейный фильм: и весело, и грустно, и с детской любовью к миру, и со стариковской мудростью.
Все победители фестиваля:
Международный конкурс:
«Золотая тайга» – «Сара играет оборотня», реж. Катарина Вюсс (Германия).
«Серебряная тайга» – «Первый этап», реж. Ким Дэхван (Южная Корея).
«Бронзовая тайга» – «Классический период», реж. Тед Фендт (США).
Особое упоминание жюри – «Жанр», реж. Клим Козинский (Россия).
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «СЛОН» за жанровую революцию внутри революции и проверку истории на прочность искусством – «Жанр», реж. Клим Козинский (Россия).
Российский конкурс:
Главный приз «Цветы таёжной надежды» – «Иванов», реж. Дмитрий Фалькович.
Специальный диплом жюри «Режиссёрский триумвират» – «50», реж. Даниил Зинченко, Тихон Пендюрин.
Специальный диплом жюри «Режиссёрский триумвират» – «Чувак/Уол О5ото», реж. Владимир Мункуев.
Приз генерального партнера «Газпром нефть» «За сохранение культурных традиций» – «Пепло», реж. Антон Моисеенко.
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль в российском дебютном фильме» – Евгений Ткачук и Алексей Серебряков («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», реж. А. Хант).
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую женскую роль в российском дебютном фильме» – Маша Ремер («...Другая я», реж. А. Васин).
Приз «За лучшую операторскую работу» в конкурсном или внеконкурсном российском фильме – Даниил Фомичев («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», реж. А. Хант).
Приз зрительских симпатий «Золотая тайга» – «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», реж. А. Хант.
Специальный приз за лучшую работу с музыкой в дебютном фильме – Семен Ченянов («Черный демон/Хара Бэкир», реж. Константин Тимофеев).
Конкурс короткометражного кино:
«Золотая тайга – короткий метр» – «Смерть Меня», реж. Михаил Максимов.
Приз прессы «За лучший короткометражный дебют» – «Восемь картин из жизни Насти Соколовой», реж. Алина Котова и Владлена Санду.
Диплом «За легкое дыхание и тревогу о будущем, получившие актуальное художественное воплощение» – Евгений Гранильщиков.
Приз Президента фестиваля Сергея Соловьева «Золотая тайга»:
«За личный вклад в киноискусство и создание своей школы» – Борис Юхананов.