Главные тренды американской киноиндустрии 2024 года приходится разглядывать под лупой. Однако кинокритик Татьяна Шорохова готова рассказать, чем жил и дышал Голливуд с января по декабрь.
Неуверенность в завтрашнем дне
В начале года в офисах голливудских киностудий появилась фраза survive til 25, «доживём до двадцать пятого». Идея в том, что американский кинобизнес в 2024-м работает на резервном питании. Не сколько дышит на ладан, сколько пытается очень аккуратно пережить сложное время, когда всего мало: фильмов, сериалов, новых должностей, зато много увольнений и неуверенности в завтрашнем дне. Отчасти проблема заключается в прошлогодней забастовке сценаристов и актёров, когда остановили производство ряда студийных картин. Тогда выжили только независимые — для них актёры сделали исключение и работали, ведь в противном случае продюсеры не смогли бы оплатить перерыв в съёмках из-за небольших бюджетов.
Ещё одна проблема, которая удручает продюсеров крупных студий, связана с необходимостью производства контента для стриминговых платформ. Netflix и ему подобные компании навсегда изменили способ просмотра кино и сериалов. Время зрителя не резиновое, и он всё больше и больше выбирает кино дома, игнорируя поход в кинотеатр. Студиям приходится вкладываться в проекты, заранее зная, что они окажутся лишь на витрине платформы, смешиваясь со множеством других проектов, подобно распродажным DVD-дискам на развалах в супермаркетах. Траты необходимые, но при этом достаточно приличные, чтобы закрывать на них глаза.
Как долго продлится работа на резервном питании, сказать сложно. Многое связано с экономическим климатом, а также со способностью Голливуда совершить прорыв в прокатной рутине, порушенной с приходом стримингов и COVID-19.
Сиквелы — снова лидеры проката
На вечер 19 декабря самым кассовым фильмом 2024 года значится «Головоломка 2» со сборами 1,7 млрд долларов. Вслед за мультфильмом студии Pixar идёт комедийный боевик, появление которого стало возможно благодаря покупке студии Fox конгломератом Disney: «Дэдпул и Росомаха», несмотря на «взрослый» рейтинг R, собрали 1,3 млрд долларов. Замыкает тройку лидеров мультфильм «Гадкий я 4» с кассой 969,4 млн долларов. Возможно, его обгонит «Моана 2», которая пока на четвёртом месте, но для этого потребуется время.
Также в десятке самых кассовых голливудских фильмов года «Дюна 2», «Годзилла против Конга», «Кунг-фу Панда 4», «Веном 3» и «Битлджус Битлджус». Можно ли назвать оригинальным мюзикл «Злая», собравший 530 млн долларов? Вряд ли, учитывая популярность старинной сказки про волшебника из страны Оз. Кроме того, американцы продолжают смотреть бродвейскую постановку и знают, о чём кино.
Продолжения не сегодня стали солировать в прокате, это давняя традиция, а шутки о слабой креативной составляющей фильмов с цифрами в названии индустрия придумывала ещё в 1980-х. Были, конечно, исключения вроде «Чужих», но дело не в этом. Болезнь под названием «сиквелит» связана с увеличением бюджетов на производство фильмов, а также с раздутыми бюджетами их продвижения. При этом качество продолжений за последние годы здорово выросло, а запуск франшизы по комиксам Marvel в очередной раз показал Голливуду, насколько зритель любит фильмы со спецэффектами.
Если посмотреть на таблицу кинохитов года, то встаёт главный вопрос: а не окажется ли Голливуд в положении, когда у него попросту больше не будет оригинальных и кассовых фильмов, которые можно продолжить? Культура сиквелов сама по себе крайне неустойчива (и это ещё один довод в копилку неопределённости), да и продолжение может запросто провалиться в прокате. Но сколько «Гладиаторов», «Чужих» и «Лучших стрелков» можно снять? Что студии будут предлагать зрителю через пять, десять лет? Впрочем, тогда уже можно будет ставить ремейки всё тех же фильмов или переснять пиксаровские мультики с живыми актёрами.
Исчезновение случайного зрителя
Несколько неожиданная тенденция, подмеченная изданием LA Times. Зачастую зрители спонтанно приходят в кинотеатр и выбирают любой фильм из идущих в прокате. Желательно, чтобы сеанс начинался минут через 10-15. Но после пандемии такой зритель стремительно исчезает. Фильмы, конечно, есть, но они больше не идут настолько долго, чтобы о них хорошенько узнали американцы ан масс.
Поскольку случайный зритель составляет львиную долю потенциальной аудитории фильма, кинотеатры стали терять деньги. Доля постоянных зрителей (ходят в кино регулярно) составляет 12-15 % кассовых сборов фильма, как говорят аналитики. Остальные деньги собирают те самые залётные посетители кинотеатров.
Американский прокат всё ещё приходит в себя после пандемии. Если до 2019 года сборы за год могли превышать 10 млрд долларов, то в 2024-м общая касса всех релизов с трудом дотягивает до 8,5 млрд долларов. Виновно в этом всё то же сокращённое кинопрокатное окно, а также отсутствие в прокате зрительского среднебюджетного кино — его сейчас, как правило, снимают для стриминговых платформ. Аналитики предлагают кинотеатрам привлекать зрителей абонементами и спецпоказами, иными словами, превращать поход в кино в событие (или делать его дешевле), а сможет ли экран победить диван, мы узнаем через год.
Студии приобретают кинотеатры
Когда-то кинотеатры в Америке принадлежали студиям (даже актёры подписывали со студиями эксклюзивные контракты). Но в 1948 году началось судебное разбирательство против студии Paramount Pictures, и был принят так называемый декрет Paramount — постановление, согласно которому студии не имели права покупать собственные кинотеатры. В августе 2020 года федеральный суд окончательно отменил декрет, разрешив студиям снова владеть кинотеатрами. В теории это геймченджер — владеющая одной сетью студия может показывать только свои фильмы и не пускать другие (или же показывать, но на определённых условиях). Но что на практике?
Летом 2024-го Sony Pictures приобрела сеть независимых кинотеатров Alamo Drafthouse, специализацией которых были работа на синефилов, показ независимого кино и очень жёсткая политика в отношении любителей посветить экранами смартфонов во время сеансов. 35 кинотеатров, лишь один из которых находится в Лос-Анджелесе, а остальные в Техасе. Индустрия вскинула бровь — примерно так же, как когда Netflix купил знаменитый «Египетский» кинотеатр в центре Лос-Анджелеса, чтобы налаживать отношения с кинематографистами. Но для Alamo сделка стала живительной, сеть планомерно загибалась во время пандемии и в 2021-м подала на банкротство. У сети Alamo приличная фанбаза, и она, конечно, была в ужасе от покупки любимых залов таким гигантом, как Sony. Поползли слухи, что компания превратит кинотеатры в место для игр на PlayStation (на очень большом экране), но пока что японский конгломерат не стремится к изменениям.
Ситуация будет гораздо интереснее, если, к примеру, Disney купит крупнейшую сеть в мире AMC, насчитывающую 940 кинотеатров (354 в Европе и Саудовской Аравии и 586 в Северной Америке) с 10 474 экранами. Будет ли компания прокатывать кино конкурирующих студий? Появятся ли в репертуаре независимые фильмы? С интересом ждём развития тренда.
Вселенная Человека-паука не оправдывает надежд
Чтобы вернуть себе права на купленных студией Fox марвеловских супергероев, Disney пришлось купить студию целиком. Конечно, это шутка, но в ней есть и доля правды: собирать всю компанию ребят и девчат в трико проще, обладая правами на всех. Но Sony не стремится отдавать права на вселенную Человека-паука, приобретённую в 1999 году всего за 7 млн долларов. По иронии судьбы «Человек-паук» (2002) от Sony, снятый Сэмом Рэйми, а также его вторая часть стали символом возрождения комиксов на экране наряду с «Людьми Икс» от студии Fox. Sony нашла в себе силы передать Паука студии Marvel, что вылилось в суперуспешную трилогию, но когда дело доходило до параллельных персонажей (а во вселенной Человека-паука их около 900), Sony понятия не имела, что с ними делать.
Самый последний и плачевный пример — «Крейвен-охотник», история становления злодея в исполнении Аарона Тейлора-Джонсона. Картина с бюджетом 130 млн долларов собрала на вечер 19 декабря 28,9 млн долларов в мировом прокате. При этом в свой дебютный уикенд Крейвен охотился очень плохо: 11 млн долларов в североамериканском прокате. Критики называли фильм Джей Си Чендора безжизненным, проходным и недостойным линейки экранизаций Marvel. Примерно такие же эпитеты получала и «Мадам Паутина», вышедшая 14 февраля, хотя стоит признать, что фильм породил немало мемов, что, возможно, и довело его мировую кассу до 100 млн долларов и что вряд ли светит «Крейвену». Единственной относительной удачей стал третий «Веном», чья касса на середину декабря составила 475 млн долларов — почти в два раза меньше, чем собрал первый фильм.
Три фильма вселенной за год, и все приняты плохо или очень плохо. Кризис идентичности комиксов? Нет, скорее тотальное неумение продюсеров выбирать сценаристов и режиссёров. Кто в своём уме ставит Чендора, постановщика без фантазии и искры, на кино про суперзлодея? Почему «Мадам Паутина» как будто написана школьником, который впервые увидел комиксы? Как вышло, что «Веном», такой смешной во втором фильме, выработал свой потенциал? Ответ простой: Sony сделала неправильный вывод после успеха «Венома». Студия решила, что зритель побежит на любого персонажа вселенной, и запустила несколько проектов. Почти десять из них до сих пор в разработке, но, кажется, на них можно ставить крест. Без участия Marvel и продюсера Кевина Файги вселенная Человека-паука не хочет покоряться Sony. Надежда на четвёртый фильм с Томом Холландом, который будет ставить Дестин Дэниел Креттон, режиссёр марвеловского хита «Шан-Чи и легенда десяти колец».
Искусственный интеллект пока не страшен
Несмотря на то что использование ИИ стало одним из камней преткновения во время забастовок сценаристов и актёров 2023 года, на деле его применение на экране пока не особо заметно. Отметим пока эту веху, вполне возможно, что за 2025 год всё изменится, — технологии развиваются с бешеной скоростью.
Но нейросеть проникает в закулисную жизнь индустрии, и происходят разные казусы. Например, Дэн Лин, глава отдела Netflix, отвечающего за кино, на вечеринке для своих сотрудников поставил ролик об успехах своего департамента. Видео озвучивал Кристофер Нолан, известный противник стриминговых сервисов. Как Лину удалось упросить режиссёра записать текст? Никак, голос Нолана был сгенерирован с помощью нейросети. При этом компьютерный сэр Кристофер (в середине декабря он получил рыцарское звание) говорил много хорошего о Netflix, что могло бы здорово скомпрометировать его, появись ролик онлайн.
Ещё несколько важных событий 2024-го
Дэвид Эллисон, глава компании Skydance Media, собирается заплатить 8 млрд долларов за студию Paramount, канал CBS, платформу Paramount+, MTV, Showtime и другие активы. Сделка то срывалась, то возобновлялась, но по состоянию на конец года она в силе.
Голливуд чудом избежал ещё одной крупной забастовки: IATSE, Международный союз работников театральной сцены и киномехаников США и Канады, мог остановить работу всех студий. К счастью, Союз продюсеров кино и телевидения сумел найти общий язык с профсоюзом.
Disney вложил 1,5 млрд долларов в студию по разработке видеоигр Epic Games. Теперь в игре Fortnite появится дополнительный цифровой мир, основанный на персонажах конгломерата (напомним, там не только Микки Маус с друзьями-мультяшками, но и герои Marvel и «Звёздных войн»). Вернувшийся с пенсии на пост главы Disney Боб Айгер удерживает студию на плаву, инвесторы счастливы.
И последнее.
Это был сложный год. Из-за сокращения производства шли сокращения персонала. Одно из крупнейших агентств CAA уволило 20 агентов, в Paramount прошла масштабная чистка. Производство фильмов и телепрограмм падало, в какой-то момент оно упало на 40 % по сравнению с пиком 2023 года. Но кассовый апокалипсис, который предвещали после забастовки 2023 года, так и не материализовался. Сразу несколько стриминг-платформ (Disney+, Paramount+ и Max) наконец-то стали прибыльными. Актрисы в возрасте получили хиты — Николь Кидман, Деми Мур, Памела Андерсон, Тильда Суинтон, Джулианна Мур и Эми Адамс снимались в рискованных и классных фильмах. Наконец, американское кино с российскими актёрами получило «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, и сейчас роль в «Аноре» может принести Юре Борисову номинацию на «Оскар».
Индустрия всегда надеется, что следующий год станет лучше. Что появится свой «Барбенгеймер», что Китай снова будет ходить на американские фильмы, что случится чудо и зритель вернётся в кинотеатры не только на блокбастеры. Надежда — то самое чувство, которое не покинет «фабрику грёз» никогда. Особенно под Новый год.