Доктор, похож я на нормального? 50 лет «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

С 11 сентября кинокомпания «Иноекино» в честь 50-летнего юбилея «Пролетая над гнездом кукушки» выпускает в российский прокат отреставрированную 4K-версию шедевра Милоша Формана. Экранизация одноимённого романа Кена Кизи удостоилась Большой пятёрки «Оскаров», открыла зрителям Кристофера Ллойда и Денни ДеВито, резюмировала реформаторские 1960-е и стала неустаревающим гимном свободе. Карина Назарова рассказывает, как и в какое время создавался фильм и почему он до сих остаётся актуальным.

1960-е. Смутьян Рэндл Патрик Макмёрфи (Джек Николсон) после дебоша в трудовой тюремной колонии, десятка обвинений в разбое и нападении оказался в психиатрической лечебнице. Врачи ломают голову, измеряя уровень его нормальности. Он ведь на психа не похож вовсе — обычный разгильдяй, тунеядец, несдержанный мужчина, типичный завсегдатай баров. Со справочниками по психотерапии, трудами Юнга и Фрейда его не расшифровать. Впрочем, решать судьбу Макмёрфи будут не врачи, а окружающие его подавленные пациенты клиники и властвующая над ними хладнокровная старшая медсестра Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер).

Женщина со стальным лицом и немигающим механическим взглядом, как хищная птица, клюет по зёрнышку от здравомыслия подопечных. Путая благие намерения с откровенным садизмом, она усердно напоминает пациентам об их душевных недугах и травмах, нанесённых матерями, жёнами и репрессивным социумом, подавляет их эмоциональный пыл и ограничивает движения тела. Макмёрфи не поддаётся жёсткой цензуре и диктату. Назло несгибаемой Рэтчед он гнёт во все стороны свою улыбку, вздымает вверх руки, пританцовывает, идя по коридору. Широкоплечий бунтарь берёт прибитых к холодному гнезду постояльцев отделения под своё расправленное крыло — поближе к горячему сердцу — и уносит в полёт, пробуждая в них и в нас волю к свободе.

Трейлер 4К-реставрации «Пролетая над гнездом кукушки», в российских кинотеатрах с 11 сентября: «Иноекино»

В конце 1950-х Кен Кизи, 22-летний студент Стэнфорда, участвовал в экспериментальной программе ЦРУ — тестировал на себе действие галлюциногенов — и подрабатывал ночным санитаром в психиатрической лечебнице неподалёку от Пало-Альто. Два параллельно идущих опыта скрестились в его дебютном романе «Пролетая над гнездом кукушки», чьи герои — пациенты Мартини, Чесвик, Биббит, Хардинг, Тэйбер и медсестра Рэтчед — были списаны с реальных постояльцев и служащих клиники.

Кизи был адвокатом психоделического движения, которое, по его мнению, вырывалю людей из «духовного тупика» к чему-то «чистому, честному, ранее не существовавшему». Его роман, по идее, предлагает без лишней химии и вреда для здоровья соприкоснуться с инобытием чужого сознания. В книге история разворачивается с перспективы верзилы Вождя, индейца Бромдена, чей взгляд покрыт пеленой пессимизма, воспоминаний об участии во Второй мировой, отце и прошлой жизни. Фигурой рассказчика Кизи уже высказывает свой протест системе и политике исключения — дело ведь не только в неугодных социуму «шизиках», но и в развязываемых государствами войнах, гонениях народов, расизме и колониализме. Неслучайно рассказчиком становится именно индеец, берущий с собой в роман всю предысторию и богатую духовную культуру народа, лишённого дома и права на нормальность.

Наблюдая за жизнью диспансера, Кизи не верил в безумие тамошних постояльцев, напротив, видел в них изгнанных отщепенцев общества, сломленных государством людей и обывателей, разве что с чуть более ярко выраженной необыкновенностью. Эмпатия писателя передаётся описаниям Вождя, задевающим суть каждого из персонажей и полным тактильных метафор. Санитары и главная медсестра предстают тоталитарной машиной, перемалывающей пациентов в безвольную и безжизненную массу. Понурая лечебница на страницах кажется колюче-угловатой, холодной темницей, пока в палаты не врывается огонь — рыжеволосый здоровяк Макмёрфи, разжигающий свет в потухших глазах обитателей.

Кизи передал, как система подтачивает индивидуальность и не даёт быть собой. Как институты власти проникают в ткань сознания, убеждая человека в необходимости жить под пристальным надзором, мякнуть под чужим покровительством. За выбранный ракурс Кизи называли революционером, стоящим у истоков социальных преобразований 1960-х наряду с Майей Энджелоу, Куртом Воннегутом, Джеком Керуаком и Бетти Фридан.

«Пролетая над гнездом кукушки», кадр: «Иноекино»
«Пролетая над гнездом кукушки», кадр: «Иноекино»

Читайте также: 50 лет «Челюстям» Стивена Спилберга

Роман Кизи впервые опубликовали в 1962-м, аккурат к процессу деинституализации — борьбе за закрытие психиатрических клиник и возвращение пациентов учреждений домой. Сперва о проблеме заговорили писатели, кинематографисты и деятели искусств. В 1948-м по роману Мэри Джейн Уорд выходит фильм «Змеиная яма» об ужасах психиатрии. В тот же год журналист Альберт Дойч публикует книгу-расследование «Позор Штатов», вскрывая травмирующие подробности условий жизни в психиатрических клиниках. В конце 1960-х фотограф Диана Арбус делает серию снимков Untitled and Unearthly, подсвечивая красоту субъектности невидимых остальному миру людей с врождёнными патологиями, живущих в специализированных учреждениях. А документалист Фредерик Вайсман выпускает неигровое кино «Безумцы Титиката» об издевательствах над заключёнными исправительной психушки Массачусетса.

Фильм Вайсмана, показывающий невинность изолированных людей и никем не регулируемую жестокость власти, не просто так запрещали к показу — он отразил несостоятельность либеральных реформ, направленных на сокращение пациентов психиатрических клиник и гуманизацию лечения ментальных расстройств. Однако институциональный контроль, стигматизация болезней и практики исключения «безумцев» никуда не делись, лишь обретали новые формы и последствия. Скажем, принудительная изоляция лиц с психическими расстройствами была законно ограничена лишь в 1978 году (не без влияния фильма Милоша Формана).

«Пролетая над гнездом кукушки», кадр: «Иноекино»
«Пролетая над гнездом кукушки», кадр: «Иноекино»

В любом случае роман Кизи шире отдельно взятой институциональной проблемы или исторического периода. Это прежде всего история о способности маленького человека надломить большую систему, о желании жить чувственно и честно, о невозможности внешней свободы и важности её внутреннего поиска. Кизи повторял эти мысли из книги в книгу разными словами и всю жизнь скромно избегал приписываемого ему статуса зачинщика перемен. Писатель объяснял тектонические процессы 1960-х не своим и не чужими произведениями, не чьей-то конкретной деятельностью, а назревшим где-то между искусством и жизнью, государством и обществом напряжением. Нечто сформировало волну преобразований, которую Кизи повезло поймать. «И эта волна всё ещё движется», — говорил он в 1992 году.

В 1970-е к остаткам нонконформистского течения, которое вскоре сменит консервативный поворот, присоединился Милош Форман. Чехословацкий режиссёр-новатор приглянулся Кирку Дугласу ещё в 1960-х. В руках голливудского актёра были и права на адаптацию романа Кизи, и уже отшлифованный на бродвейской сцене сценарий Дейла Вассермана. Однако на реализацию мечты актёра снять о Макмёрфи и сестре Рэтчед кино ушли годы. Ему не удавалось то отправить Форману копию книги, то договориться со сценаристом и голливудскими студиями. Впоследствии за исполнение желания взялся сын Кирка, Майкл Дуглас. Именно ему удалось усадить Формана, тогда остро нуждающегося в деньгах эмигранта, в кресло режиссёра.

Перенос подобной истории на экран действительно нуждался в постановщике, знающем об издержках тоталитарной политики не понаслышке. Родители Милоша Формана погибли в нацистских концентрационных лагерях. Он рос сиротой в автократическом государстве, снимая впоследствии кино о духовных поисках человека, детской невинности и взрослой греховности, противостоянии внутренней свободы внешним репрессиям. Эмигрировав после Пражской весны в США, Форман снял свою первую американскую драму «Отрыв», а затем приступил к работе над экранизацией романа Кизи. Режиссёр применил в постановке всё накопленное внутреннее знание и обиду, избрав чуждый первоисточнику ракурс.

«Пролетая над гнездом кукушки», кадр: «Иноекино»

Читайте также: 100 лет со дня рождения Питера Селлерса, главного комика Англии

Форману хотелось подсветить внешний процесс подавления личности, объяснить, почему и ради чего прежде свободный человек сознательно выбирает ситуацию несвободы. Чтобы добиться правдоподобия и реалистической оптики и избежать чрезмерного морализаторства, режиссёр избавился от антивоенного посыла оригинала, субъективной наррации и насыщенных метафор, попросив Лоренса Хаубена и Бо Голдмэна отредактировать сценарий Кизи, написанный для фильма. Писатель строго настаивал на сохранении закадрового голоса Вождя и стилистическом психоделизме. Форман и оператор Хаскелл Уэкслер, напротив, претендовали на честное и беспристрастное изложение событий с минимумом символизма — он здесь видится разве что в закольцовывающих композицию кадрах природы, что олицетворяют вольную жизнь.

Неподвижные планы в герметичных палатах, комнате отдыха и длинном коридоре с застывшим в воздухе и на плёнке кислым запахом медикаментов снимали в пустующем отделении психиатрической клиники штата Орегон, поэтому вдалеке кадра можно увидеть реальных пациентов. По легенде, актёры ночевали на больничных койках, много общались с хронически больными и постоянно импровизировали. Снимая фильм о несвободе, Форман позволял актёрам самостоятельно искать стержень своих персонажей, стремясь сохранить внутреннюю спонтанность сцен, балансирующую холодную поступь камеры.

Режиссёр лишь штрихами обозначает эволюционные вехи в развитии отдельных героев, почти не уделяет внимание их диагнозам и симптомам, не распределяет их по векторам добра и зла, нормы и патологии. Сразу не разберёшь, больны ли здесь все взаправду или безумие им навязано. И этот вопрос, вероятно, самый важный для режиссёра. Если Кизи создавал на страницах поток шизофренического сознания, Форман настаивает на отсутствии принципиальных ментальных различий, ищет визуальную рецептуру равенства.

«Пролетая над гнездом кукушки», кадр: «Иноекино»
«Пролетая над гнездом кукушки», кадр: «Иноекино»

В этом можно разглядеть отражение особого философского контекста 1970-х. Тогда Мишель Фуко опубликовал «Надзирать и наказывать» — огромное исследование институтов власти, техник дисциплинарного подчинения и исключения «неугодных». А Жиль Делёз и Феликс Гваттари выпустили монументальный труд «Анти-Эдип», в котором обвинили фрейдистский психоанализ в пособничестве неврастеническому капитализму, ведь сведение желаний субъекта к нездоровым и запретным фантазиям в итоге приводит к сублимации, выгодной для капиталистов, колонизирующих человеческие ресурсы. Несовпадение нутра и внешнего мира, фантазии и реальности в этом ракурсе оказывается навязываемым конструктом, разъединяющим людей и подавляющим их волю.

В «Пролетая над гнездом кукушки» Форман говорит примерно о том же. Он противостоит индивидуальному психологизму, захватывая красоту общности, прелесть разделённого друг с другом переживания, радость игры, важность не личных, а коллективных грёз о совместном побеге. С тяжестью на сердце режиссёр ведёт околокомедийную, залихватски смеющуюся историю к драматической развязке, нагнетая внутри кадра боль, разочарование и ощущение безвыходности. Но поверх этой черноты в конце концов расцветает сила человеческого непокорного духа. Пусть здешним героям не хватает смелости по-настоящему вырваться из оков системы, пусть они к ней слишком привязаны, в финале ленты каждый добровольно заключённый становится на шаг ближе если не к внешней, то хотя бы к внутренней свободе. Пытаясь взорвать машину порядка, хаотичный Макмёрфи трагически гибнет в её тисках. Но именно его подвиг быть собой в результате помогает хотя бы одному из постояльцев расправить плечи и сломать стены, преграждающие путь к истинной жизни.


Источники: