Картины Уэса Андерсона, одного из главных представителей современного независимого кино и режиссёра-сказочника родом из Техаса, выделяются своей яркой цветовой палитрой и трепетными историями, в которых смешались реальность и фантазия. Премьера его нового фильма «Город астероидов» состоится на 76-м Каннском кинофестивале, который стартовал сегодня. В честь этого важного события рассказываем о главных составляющих творчества Уэса Андерсона. Гид по авторским приёмам режиссёра позволит разобраться в его работах и понять, какие идеи он хотел донести.
С чего всё начиналось
Первым фильмом в карьере Уэса Андерсона, режиссёра-самоучки, стала «Бутылочная ракета» 1995 года, в основу которой легла одноимённая короткометражка. Картина, увы, плохо показала себя в прокате, но позже её оценил сам Мартин Скорсезе. Над первой, 13-минутной версией «Бутылочной ракеты», которую отметили на фестивале независимого кино «Сандэнс», начинающий режиссёр, тогда учившийся на философском факультете Техасского университета, работал вместе со своим приятелем и соседом по комнате в общежитии Оуэном Уилсоном. Вместе с будущей звездой комедий Андерсон напишет сценарий к полному метру «Бутылочной ракеты». В динамичном фильме, рассказывающем об абсурдных приключениях незадачливых грабителей, Оуэн Уилсон сыграет вместе со своим братом Люком. Стоит отметить, что в первой картине Уэса Андерсона ещё отсутствуют свойственная ему симметрия, скрупулёзный подход к мелочам и стилю персонажей, камера часто дрожит, но тем не менее некоторые характерные для творчества режиссёра черты в «Бутылочной ракете» уже прослеживаются. В картине встречаются выразительная цветовая палитра (сочетание красного, белого и жёлтого), саундтрек, состоящий из олдскульных жизнерадостных композиций, и оммажи сценам из культовых фильмов: момент в гараже отсылает к «400 ударам» Франсуа Трюффо, погружение под воду в бассейне — к «Выпускнику» Майкла Николса 1967 года, а комбинезоны грабителей — к скафандрам из «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика. Но главная особенность фильма, снятого в жанре роуд-муви, — причудливые герои, которые вечно попадают в передряги из-за собственной инфантильности и хулиганят, не думая о последствиях, — например, запускают фейерверки, мчась по трассе на полной скорости. К детскому авантюризму взрослых Уэс Андерсон не раз будет обращаться в своих работах.
Подсмотрено у Хичкока и Трюффо: синефильские отсылки в работах Уэса Андерсона
В авторских фильмах Уэса Андерсона, которые горячо полюбили не только синефилы, но и широкая публика, прячутся многочисленные отсылки к работам известных режиссёров, послуживших эталонными источниками вдохновения для историй современного сказочника. Так, начиная с «Бутылочной ракеты», цитирующей Трюффо и Кубрика, кинематографист всё чаще обращается к творчеству классиков. Больше всего на Уэса Андерсона повлияли режиссёры французской «новой волны», книгами о которых он зачитывался ещё в университете. К «400 ударам» он вновь обратится в нескольких сценах в «Академии Рашмор», да и сама эта романтическая элегия юности во многом пронизана духом студенческих протестов 1968 года: главный герой, интеллектуал и интеллигент Макс Фишер, носящий красный берет, активно продвигает собственные новаторские идеи в учебном заведении, за что его, собственно, и исключают. В этом фильме, помимо дани уважения классикам французской «новой волны» и ироничных отсылок к чёрной комедии «Гарольд и Мод» 1971 года, Андерсон вновь частично воспроизводит историю из «Выпускника» Николса. Так, школьник испытывает чувства к учительнице, которая намного старше него, а персонаж Билла Мюррея, промышленник Герман Блюм, под похожую музыку ныряет в бассейн, подобно герою Дастина Хоффмана. «Академия Рашмор» впервые противопоставляет взгляды на жизнь мечтательного подростка и чопорного взрослого — к этой теме режиссёр, конечно же, вернётся в хипстерском «Королевстве полной луны» и трогательном «Острове собак».
Уэс Андерсон считает, что большее влияние на стиль его фильмов оказали работы Романа Полански и Альфреда Хичкока. Снежные пейзажи «Бала вампиров», по словам режиссёра, нашли отражение в «Отеле “Гранд Будапешт”». Манера съёмки и эксцентричность, свойственные польско-французскому кинематографисту, а также выразительные интерьеры домов и вовсе часто служили ориентиром для Уэса Андерсона во время работы над картинами. К эстетике Хичкока режиссёр тоже обращается довольно часто. Например, многие из персонажей Андерсона, и взрослые, и дети, в том же «Королевстве полной луны», не расстаются с биноклями и периодически заглядывают в подзорные трубы, что, конечно, является прямой отсылкой к знаменитому «Окну во двор». В «Семейке Тененбаум» режиссёр знакомит зрителя с домом героев, повторяя сцену из «Психо», да и «кукольная» викторианская архитектура, благодаря которой жилища персонажей выглядят игрушечными, тоже взята из некоторых картин Хичкока. Андерсон процитирует и шпионский триллер мастера саспенса «Разорванный занавес» в сцене с мытьём полов в «Отеле “Гранд Будапешт”».
Любовные треугольники из картин «Академия Рашмор» и «Семейка Тененбаум» были вдохновлены запутанными отношениями героев из фильмов французской «новой волны» — «Жюль и Джим» Трюффо и «Банда аутсайдеров» Жан-Люка Годара, а история подростков, бросивших вызов миру взрослых в «Королевстве полной луны», — сказочный и безобидный авторский оммаж криминальной драме «Бонни и Клайд» 1967 года, в котором также упоминают романтичную сцену из британского фильма «Мелодия» 1971 года, рассказывающего про влюблённых школьников. Правда, в версии Андерсона Сэм и Сьюзи сидят не на кладбище, а на утёсе с видом на реку.
Знаменитую симметрию, кочующую из фильма в фильм, как и геометричные узоры в интерьере дома рассказчика из «Отеля “Гранд Будапешт”», вдохновлённые дизайном отеля «Оверлук», Уэс Андерсон заимствует у Стэнли Кубрика, а прямой взгляд героев, направленный в камеру, и «следящую» съёмку, — опять же из кино французской «новой волны». Больше всего отсылок к эстетике Годара и Трюффо можно насчитать в последнем фильме режиссёра «Французский вестник» — любовном послании журналистам. Дерзкая и политически активная героиня Джульетта в исполнении Лины Кудри до боли напоминает Анну Карина в «Банде аутсайдеров», а ещё Андерсон несколько раз повторяет легко считываемые кадры из «Жить своей жизнью» и «400 ударов».
На культового «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса Андерсон тоже довольно часто ссылается в своих работах. Так, предвыборную речь газетного магната и политика режиссёр позаимствовал для выступления мэра Кобаяси в «Острове собак», а чётко выстроенный кадр из «Семейки Тененбаум», где дети сидят с отцом за столом, опять же отсылает к сцене с безупречной симметрией из американской драмы 1941 года.
Весь мир — театр
Картинам Уэса Андерсона свойственна узнаваемая театральность. Во многих фильмах режиссёра герои пишут пьесы и ставят спектакли, которые становятся своеобразным приёмом для раскрытия характеров персонажей или предвестником будущих приключений. В «Семейке Тененбаум» эксцентричная королева драмы Марго (Гвинет Пэлтроу) написала три произведения — «Нагота сегодня», «Эротический перенос», «Статическое электричество», в которых на подсознательном уровне считывается влечение девушки к её сводному брату, теннисисту Ричи. Героиня вместе с братьями, играющими животных, представляет свой спектакль, отсылающий к библейской истории про Ноев ковчег, но её отца постановка не впечатляет, и это сильно задевает Марго, которая всю жизнь будет бороться с собственными комплексами и склонностью к саморазрушению из-за ощущения непригодности, появившейся после стремительного угасания её ранней славы.
В «Академии Рашмор» увлечённый внеучебной деятельностью Макс Фишер участвует в спектакле о войне во Вьетнаме, за основу для которого Уэс Андерсон явно взял кино с Томом Крузом «Рождённый четвёртого июля». Эта постановка олицетворяет то, как привычный мир школьника разрушается под воздействием внешних обстоятельств, а именно — из-за ожесточённой борьбы за сердце учительницы, в которую тот страстно влюблён. В «Королевстве полной луны» Сэм встречает свою милую Сьюзи в гримёрке, когда девочка готовится выйти на сцену в костюме ворона из детской оперы Бенджамина Бриттена «Ноев ковчег». В Библии эта птица воплощает нечистую силу и исчадие ада. И именно появление Сьюзи превращает жизнь Сэма в настоящий хаос, который обычно приходит вместе с неистовостью первой любви.
Не только из-за упоминания пьес, но и из-за сказочных архитектурных и интерьерных решений пространство в фильмах Уэса Андерсона часто воспринимается как нечто игрушечное — например, декорации к театральной постановке. Благодаря винтажным костюмам, ироничным репликам и комическим ситуациям, словно разыгранным на сцене, возникает ощущение, что мы смотрим спектакль, а не кино. Выразительные театральные вступления, для которых используются шрифты Helvetica и Futura, а также разделение сюжета фильмов на акты и главы — любимые фишки режиссёра, усиливающие «постановочный» эффект от его картин.
Инфантильные и трагичные: герои Уэса Андерсона
Персонажей фильмов Уэса Андерсона отличает броский, продуманный до мелочей стиль, взрослых — тяга к приключениям и некоторая инфантильность, а детей — смелость и изобретательность на пути к цели. Так, в «Академии Рашмор» школьник Макс Фишер в своих намерениях добиться возлюбленной куда более решителен, чем тугодум Герман Блюм, Сэм из «Королевства полной луны» кардинально меняет свою жизнь ради Сьюзи, пока родители никак не могут подступиться к решению собственных проблем, а мальчик Атари Кобаяси из «Острова собак» в одиночку отправляется в опасное путешествие, чтобы вернуть своего лучшего друга — пса Спотса. Несмотря на ироничность и некую нелепость образов таких героев, как Стив Зиссу из фантазийной трагикомедии «Водная жизнь», три безалаберных брата из роуд-муви «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» и экстравагантные выросшие дети из семейства Тененбаум, в историях этих персонажей много трагизма. Многие из них сталкиваются с одиночеством и личностными кризисами. Океанограф Зиссу в исполнении Билла Мюррея тяжело переживает смерть друга и хочет отомстить за него, чего бы ему это ни стоило; братья Уайтман, имена которых отсылают к Фрэнсису Форду Копполе, Питеру Богдановичу и Джеку Николсону, столкнулись с утратой отца и, не общаясь целый год, в путешествии пытаются избавиться от гнёта прошлого, воплощённого в их тяжеленных чемоданах.
В «Семейке Тененбаум», рассказывающей о детях, которые слишком рано повзрослели, Марго узнала, что такое депрессия, а талантливый теннисист Ричи после внезапного завершения блестящей карьеры пытался совершить суицид. Стоит добавить, что это очень личная картина для режиссёра. Снять «Семейку Тененбаум» Уэса Андерсона сподвиг развод его родителей, свидетелем которого он был детстве.
Также среди персонажей Уэса Андерсона часто можно встретить писателей и журналистов — того же Автора в исполнении Джуда Лоу в «Отеле “Гранд Будапешт”», рассказывающего историю Зеро Мустафы в фильме. На образ молодого литератора режиссёра вдохновила фигура австрийского драматурга Стефана Цвейга. Книги также пишет друг семейства Тененбаум и любовник Марго самовлюблённый Элай Кэш (Оуэн Уилсон), сама девушка сочиняла пьесы. Обаятельный лис в кукольном мультфильме «Бесподобный мистер Фокс», снятом по произведению Роальда Даля, работает над статьями для газет, а последний фильм Андерсона «Французский вестник» и вовсе посвящён кропотливому труду журналистов. Герои, работающие со словом, в картинах режиссёра — сложные творческие личности, как правило, с оригинальным стилем, будь то ковбойский образ Элая Кэша, ностальгический лук Марго Тененбаум или деловой имидж Автора — Джуда Лоу, в твидовом костюме, в очках с круглой оправой и непременно с курительной трубкой в руке.
Многие персонажи Уэса Андерсона списаны с исторических личностей, и речь не только о писателе из «Отеля “Гранд Будапешт”». В этом фильме также появляется герой Эдриана Броуди, образ которого отсылает к старейшему торговцу произведениями искусства лорду Джозефу Дювину. Персонаж Билла Мюррея из «Водной жизни» Стив Зиссу вдохновлён фигурой морского исследователя Жак-Ива Кусто. Журналистка и писательница Розамунд Бернье стала прототипом для героини Тильды Суинтон во «Французском вестнике», а Артур Ховитцер — младший, которого сыграл Билл Мюррей, во многом напоминает знаменитого главного редактора и соучредителя The New York Times Гарольда Росса, одержимого своей работой.
Однако Уэс Андерсон черпал вдохновение не только в биографиях известных персон, но и в обычной жизни. Во многих комических ситуациях и трансформациях героев в фильмах режиссёра отражены истории его знакомых. Именно поэтому его честные, немного наивные, ищущие своё место в мире персонажи так близки и понятны зрителю.
Ставка на ностальгию и униформа: стиль персонажей Уэса Андерсона
Если вы смотрели хоть один фильм Уэса Андерсона, то могли заметить, что его герои, как правило, одеваются несколько старомодно. И в этом нет ничего удивительного: художники по костюмам Карен Патч и Милена Канореро, работая над стилем персонажей, придуманных режиссёром, вдохновляются модой 1960-х и 1970-х. На эти же периоды в кинематографе Андерсон ссылается в своих фильмах.
Винтажные образы также подчёркивают мечтательность героев и склонность к ностальгии по прошлому, с которым они не умеют прощаться, как та же Марго Тененбаум, не расcтающаяся со своей рыжей шубой и унаследовавшая сумку матери Hermès. Кстати, сам Уэс Андерсон известен щепетильным подходом к каждой детали в костюмах — так, брюки мистера Фокса по его просьбе переделывали несколько раз, чтобы добиться идеальной длины.
Режиссёр также обожает наряжать своих героев в униформу. Одинаковые жёлтые комбинезоны носят грабители-неудачники из «Бутылочной ракеты». В «Академии Рашмор» герои соблюдают школьный дресс-код, но Макс Фишер выделяется из толпы своим красным беретом. В «Водной жизни» Стив Зиссу вместе с командой отправляется в плавание в винтажных голубых костюмах, синих или красных свитерах и алых шапках, отсылающих к Кусто. Бойскауты в «Королевстве полной луны» появляются в рубашках и бермудах цвета хаки, завязывают на шее жёлтые галстуки и напяливают причудливые головные уборы. В «Отеле “Гранд Будапешт”» сотрудники гостиницы носят разные варианты фиолетовой униформы с вышитыми на ней золотым текстом или эмблемой.
Вельветовый или бархатный пиджак тоже стал неотъемлемой частью мира Уэса Андерсона — в них мы видим мистера Фокса, мужа Марго Тененбаум невропатолога Рейли Сент-Клера и Макса Фишера в одной из сцен «Академии Рашмор».
Берет, отсылающий к французскому кино, часто фигурирует в гардеробе героев Андерсона: его носит не только юный школьник-революционер Макс Фишер, но и отважная Сьюзи в «Королевстве полной луны», а также Эрбсен Сазерак (Оуэн Уилсон) во «Французском вестнике». Спортивный стиль тоже нередко становится характерной чертой персонажей Андерсона: финансист Чес и его сыновья в «Семейке Тененбаум» неизменно щеголяют в красных костюмах Adidas, а его сводный брат Ричи не появляется без своей спортивной повязки даже после ухода из тенниса. В «Водной жизни» члены команды Зиссу носят одинаковые кроссовки Adidas Team Zissou, созданные специально для фильма, и переодеваются в голубые гидрокостюмы, предназначенные для профессиональных аквалангистов, а в анимационном фильме «Остров собак» спортивный стиль предпочитает пёс Босс — он всегда одет в футболку с надписью Dragons, отсылающей к бейсбольной команде «Драконы Мегасаки», которой он когда-то приносил удачу.
Меховые изделия в картинах Уэса Андерсона, подчёркивающие характер героев, распространены не меньше, чем униформа и костюмы: меховая шапка-ушанка Макса Фишера, отсылающая к мультфильму «Рождество Чарли Брауна» и напоминающая о том, что школьник ещё не расстался с детством, шуба Марго Тененбаум, вдохновлённая Золотым веком Голливуда и удерживающая героиню в прошлом, и охотничья шапка скаута Сэма из «Королевства полной луны», делающая из него индивидуалиста и храбреца.
Язык цвета
«Отель “Гранд Будапешт”» — кульминационная работа в карьере Уэса Андерсона, закрепившая за ним звание кинематографиста, помешанного на пастельных тонах. Но нежные оттенки голубого, розового, жёлтого и фиолетового, безусловно, придающие сахарности и воздушности картинам, — лишь вершина айсберга в палитре режиссёра. Для каждого фильма Уэс Андерсон выбирает от трёх до пяти основных цветов, к которым возвращается из сцены в сцену. Так, в сказке для взрослых «Отель “Гранд Будапешт”» это розовый, голубой, фиолетовый и красный, а в колоритном «Поезде на Дарджилинг», действие которого происходит в Индии, — насыщенный синий, зелёный, жёлтый и апельсиновый, выделяющие одетых в блёклые костюмы братьев, пребывающих в трауре.
В мир лис в «Бесподобном мистере Фоксе» зрителя погружают с помощью оранжевых, золотистых и тёплых коричневых цветов, а в морские приключения Зиссу — меланхоличного небесно-голубого, а также жёлтого и красного, передающих энтузиазм героев. В «Семейке Тененбаум» сделан акцент на алом, коричневом, бордовом и оранжевом оттенках, ассоциирующихся с домашним теплом и защищённостью, которые пытаются найти выросшие дети. В «Академии Рашмор» режиссёр уделяет внимание только двум цветам — красному и зелёному, связанным с противостоящими друг другу героями Максом Фишером и Германом Блюмом. К осенней цветовой палитре Уэс Андерсон обращается не только в «Бесподобном мистере Фоксе», но и в «Королевстве полной луны», где доминирующие приглушённый зелёный, жёлтый и красный намекают на перемены в жизни героев, которые наступили после лета.
Одни и те же лица
Уэс Андерсон из тех режиссёров, которые предпочитают снимать в своём кино одних и тех же актёров в совершенно разных амплуа. Дружба с его любимчиком, Оуэном Уилсоном, зародилась ещё в университете. После роли грабителя в «Бутылочной ракете» актёр кого только не играл у Уэса Андерсона. Оуэн Уилсон появлялся и в образе Элая Кэша, писателя со звёздной болезнью в «Семейке Тененбаум», драчливого и травмированного смертью отца Фрэнсиса Уайтмана из «Поезда на Дарджилинг» и журналиста Эрбсена Сазерака из «Французского вестника», прототипом которого был гений пера Джозеф Митчелл. Билл Мюррей в фильмах Уэса Андерсона мелькает так же часто, начиная с роли промышленника Германа Блюма в «Академии Рашмор» и заканчивая влюблённым в своё дело Артуром Ховитцером — младшим, главредом «Французского вестника» в одноимённой картине. Уэс Андерсон почти не расстаётся и с Джейсоном Шварцманом, который после роли энтузиаста Макса Фишера снялся в «Поезде на Дарджилинг», озвучил лисёнка Эша в «Бесподобном мистере Фоксе», сыграл кузена Бена в «Королевстве полной луны» и мсье Жана в «Отеле “Гранд Будапешт”», а также появится в грядущем «Городе астероидов». Эдриан Броуди, Анжелика Хьюстон и Тильда Суинтон тоже давно стали частью киношной семьи Уэса Андерсона. Из-за знакомых лиц каждый новый фильм режиссёра воспринимается как возвращение в сказочную вселенную, которая давно стала вторым домом.
Саундтрек вместо слов
Музыка, звучащая в фильмах Уэса Андерсона чуть ли не чаще пронзительных диалогов и философских размышлений, — ключ к пониманию его работ. Рок-н-ролльные и поп-композиции 1960-х и 1970-х, часто жизнерадостные и энергичные, подчёркивают авантюрный дух историй или же, наоборот, на контрасте выделяют внутреннее одиночество персонажей. Чаще всего в картинах Андерсона играют песни, которые он подбирал самостоятельно. Композиция Франсуазы Арди Le temps de l’amour, по сути, воплощает необузданную юность «Королевства полной луны», а Les Champs-Elysées Джо Дассена, которой заканчивается «Поезд на Дарджилинг», олицетворяет внутреннюю трансформацию героев и обретение ими свободы. Песни, которые играют в «Академии Рашмор», по своему настроению совпадают с саундтреком к «Выпускнику», которым она отчасти и была вдохновлена. В картинах Уэса Андерсона также можно услышать хиты The Rolling Stones, The Clash, Nico и Дэвида Боуи. Но, помимо использования культовых композиций, режиссёр добавляет в свои фильмы музыку, специально написанную для них Александром Деспла и Марком Мазерсбо. Первый сочинил мелодии для «Отеля “Гранд Будапешт”», «Острова собак» и «Французского вестника», создав уникальную атмосферу.