
Ушедший июль оказался действительно ярким на громкие премьеры в мировом прокате. Бокс-офис сотрясало одно событие за другим: супергероика вновь попыталась отвоевать себе место под солнцем (спойлер: частично получилось), а динозавры из «Мира Юрского периода» доказали, что всё ещё остаются королями планеты. Отлично показал себя и авторский блокбастер Джозефа Косински F1 — зрители идут на оригинальное кино. Зато недобрали несколько хорроров, а чёрно-комедийный неовестерн «Эддингтон» Ари Астера и вовсе провалился.
Обо всём по порядку — в нашем обзоре бокс-офиса.
Отечественный бокс-офис
В жаркую летнюю пору отечественный зритель, похоже, предпочитает оставаться дома — во многом из-за отсутствия громких июльских премьер — как российских, так и голливудских.
Лидером бокс-офиса стала семейная комедия «Не одна дома 2». Сиквел успешной приключенческой ленты, снятый Митрием Семёновым-Алейниковым, собрал за месяц 242 миллиона рублей. И пусть успех не выглядит оглушительным, летние каникулы делают своё дело: основную аудиторию составляют семьи, и уже четвёртую неделю подряд комедия с Миланой Хаметовой удерживает лидерство в прокате.


Куда более впечатляющие результаты демонстрирует «На деревню дедушке» Владислава Богуша. К концу июля картина собрала 655 миллионов рублей, при этом падение сборов от уикенда к уикенду составило менее 10 %. Такая завидная стабильность объясняется сильным сарафанным радио и преданной фанатской базой Юрия Стоянова.
Хорошо держится и «Материалистка». У ленты не только уверенные сборы по меркам зарубежного кино последних лет, но и достойная динамика. Фильм, дистрибьютором которого выступила «Вольга», уже заработал свыше 345 миллионов рублей, а последний уикенд принёс снижение в кассе менее чем на 20 %. Примечательно, что российский прокат дал картине $4,5 млн — на фоне общей кассы в $52 млн это весьма заметная доля. Похоже, западным мейджорам действительно стоит всерьёз задуматься о возвращении на российский рынок — особенно теперь, когда некоторые блокбастеры начинают проседать в мировом прокате.

Среди не самых громких, но всё ещё держащихся в верхней части таблицы лидеров отечественного бокс-офиса оказался «Плагиатор» с Романом Евдокимовым. Стартовав в середине месяца с довольно скромных 42 миллионов рублей за премьерный уикенд, музыкальная комедия утроила свои показатели — к концу июля её бокс-офис составил 132 миллиона.
Разумеется, свою роль сыграло практически полное отсутствие конкуренции и крупных премьер, но, как показывает практика, даже это не гарант успеха — некоторым фильмам не помогает и тишина. Учитывая текущую динамику, не исключено, что «Плагиатор» сможет дотянуть до отметки в 200 миллионов рублей, если сохранит темп и избежит резких просадок.
Ещё один любопытный кейс — «Балерина». Боевик с Аной де Армас в главной роли поспешно окрестили одним из главных неудачников года, но Lionsgate, как известно, играет в долгую и с холодной головой. Спин-офф «Джона Уика» был заранее распродан в большинство стран мира, что позволило студии отбить львиную долю бюджета ещё до начала проката. А всё, что собралось в американском бокс-офисе и на ряде других рынков, уже после первой недели превратилось в чистую прибыль.
Особенно примечательно, насколько уверенно «Балерина» чувствует себя в российском прокате. На данный момент фильм собрал почти полмиллиарда рублей — и это ещё не финальные цифры. Вряд ли боевику удастся дотянуть до отметки в 500 миллионов, но планка в 445–450 вполне достижима. Если это случится, «Балерина» станет одним из самых успешных официально выпущенных голливудских релизов последних лет в России.

Неудивительно, что Lionsgate всерьёз рассматривает возможность полноценного возвращения на российский рынок. Единственное, что может этому помешать, — потенциальная сделка с Legendary: студия может быть поглощена одним из крупных голливудских мейджоров, что наверняка повлияет и на дистрибуционные стратегии.
Среди обидных недоборов в отечественном прокате выделяются «Хищные твари» Шона Бирна — всего 38 миллионов рублей. Однако стоит отметить, что картина показывает скромные сборы и на других рынках, так что проблема далеко не локальная. На этом фоне особенно интересно, что российская касса составляет около 11 % от мировых доходов ленты — достойный показатель, учитывая общий масштаб.
Дистрибьютор «Вольга» умеет продвигать даже не самые хайповые проекты.
Успех «Фантастической четвёрки» и «Супермена»

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги» стала для Marvel долгожданной передышкой — $118 млн в США и $218 млн по миру за первый уикенд. Это первый с начала пандемии проект студии, успешно запустивший новую команду. На фоне череды громких провалов вроде «Громовержцев*», «Капитана Марвел 2» и «Нового мира» с обновлённым Капитаном Америкой такой старт выглядит как частичное возвращение в игру — пусть и с оговорками о тени былого величия.
Ключевая причина успеха — не столько любовь к жанру, сколько любовь к хорошим фильмам. Судя по «A−» от CinemaScore и аналогичным оценкам у свежего «Супермена» от DC, зритель готов смотреть кинокомиксы, если они хорошего качества. Помог и тот факт, что «Фантастическая четвёрка» не требует ознакомления со всей предыдущей мешаниной Marvel — лента независимая, простая в восприятии и с героями, знакомыми даже тем, кто путает Тора с Шазамом. Это выделяет её на фоне новых лиц вроде Елены Беловой или Красного Стража.
Читайте также: История провальных экранизаций «Фантастической четвёрки»
Важно, что команда наконец получила свою адекватную версию без тяжёлого шлейфа прошлого. Оригинальная дилогия когда-то собирала деньги, но ни любви зрителей, ни критиков снискать не смогла. Перезапуск Джоша Транка и вовсе стал мемом о том, как не надо делать супергероику. Новый же фильм не только избавился от этих ассоциаций, но и уже обошёл кассу версии 2015 года — и это за первый уикенд.
И всё же тревога остаётся. Перед премьерой взвинченные аналитики давали прогнозы на $130 млн в США — в итоге цифры оказались куда ближе к скромным предсказаниям от самой студии Disney и издания Deadline. Всё дело было в переполненных фанатами показах в четверг и пятницу. Теперь перед лентой стоит ключевая задача — не просесть во второй уикенд. Благо конкурентов до осени почти нет: ни блокбастеров, ни новых супергероев.

По-настоящему супергеройскую выдержку демонстрирует «Супермен». После мощного старта в $228 млн, который многие справедливо назвали удачным перезапуском киновселенной DCU под началом Джеймса Ганна и Питера Сафрана, фильм уверенно держится в прокате. Причём не только на домашнем рынке, где совсем скоро пересечёт планку в $300 млн (сейчас — $289 млн), но и за рубежом, где удалось собрать свыше $213 млн. В общей копилке Кларка Кента — $502 млн, а итоговые прогнозы предрекают кассу в районе $600–650 млн.
Примечательно, насколько стабильно лента идёт в США: в будние дни показатели практически не проседают. Частично это объясняется летними каникулами, но дело явно не только в них — у фильма хорошее качество и громкое сарафанное радио. Чтобы оценить масштаб: последний раз столь устойчивые будничные сборы демонстрировал «Человек-паук: Паутина вселенных» в 2023 году.
Читайте также: Это птица? Это самолёт? Как менялся образ Супермена в кино
DC не преминула отметить, что успех касается не только самого фильма. Продажи мерча бьют рекорды. Фигурки Супермена сметаются с полок, а комикс-шопы в США фиксируют резкий всплеск интереса к классическим историям о «герое-бойскауте» со стороны молодой аудитории. То, что у DC не получалось годами, вдруг стало возможным — Джеймс Ганн, похоже, действительно вернул киновселенной веру и надежду.
Супергероика снова учится делать первые шаги. Пока что не самые уверенные, но назвать их неудачными сможет лишь поверхностный аналитик, попросту не разбирающийся в контексте.
Ещё один удачный заезд Джозефа Косински

Очередной уверенный круг в числе лидеров проката делают Брэд Питт и Джозеф Косински. Последний, кажется, всерьёз решил доказать: чтобы добиться успеха в мировом бокс-офисе, вовсе не обязательно носить супергеройский плащ или устраивать парад CGI-взрывов. После оглушительного триумфа «Топ Ган: Мэверик» можно было подумать, что это исключение. Но нет: Косински попал в цель уже второй раз. В его арсенале — настоящее кино, на которое зрители идут сознательно, чаще всего избирая формат IMAX. Вполне возможно, что через лет 5-7 перед нами воспрянет новый Кристофер Нолан — режиссёр, способный собирать полные залы одним только своим именем, не прячась за громкими франшизами. В фильмографии постановщика нет плохих фильмов, все из них понравились зрителям, кроме, пожалуй, «Спайдерхеда» — но это исключение, лишь подтверждающее правило.
F1 продолжает уверенно держаться в мировом прокате и за месяц собрал уже 509 млн долларов. Это один из крупнейших успехов Apple Original Films, и, судя по динамике, лента вскоре превзойдёт совокупные сборы всех предыдущих проектов студии. Картина стартовала 27 июня с 145 млн долларов за уикенд — больше, чем ей прочили за весь прокат. Сейчас на счету проекта 165 млн в США и 344 млн на международных рынках. Особенно тепло фильм приняли за пределами Штатов: Европа, Азия, Индия и Латинская Америка рукоплещут спортивной драме, занося сокровенную денежку в общую кассу.
Apple и Warner Bros. не спешат отправлять фильм на стриминг-сервис Apple TV+. Премьера на стриминге, вероятно, состоится только в октябре. Пока интерес высок — прокат продолжается: уже в августе F1 получит повторный релиз в IMAX, что должно повысить сборы картины. Финальный результат, по прогнозам, превысит 560 млн долларов.
Единственный нюанс: проект выйдет на окупаемость для Apple лишь при достижении отметки около 525 млн. Но, учитывая предыдущие прокатные провалы студии с куда более «оскароносными» режиссёрами, F1 уже можно считать победой.
Господство динозавров

«Мир Юрского периода: Возрождение» собрал 718 миллионов долларов в мировом прокате и, кажется, начал терять скорость в гонке за привычный для франшизы миллиард. До заветной отметки не хватает 282 млн — судя по динамике, динозаврам в этот раз не хватит размаха. На четвёртый уикенд фильм потерял 45 % кассы.
Тем не менее финансово «Возрождение» уже можно считать успехом. Бюджет блокбастера, равный $180 млн, заметно меньше предшественников — особенно «Павшего королевства» с его раздутыми $432 миллионами. Даже если итоговая касса остановится на отметке в $800–850 млн, это всё равно будет один из крупнейших блокбастеров года и один из самых прибыльных фильмов всей софт-ребутнутой франшизы.
Любопытно, что стартовые оценки зрителей (всего «B−» по CinemaScore) заставили некоторых аналитиков преждевременно вынести ленте неутешительный вердикт. Но, как показывает практика, громадные ящеры на огромных экранах по-прежнему работают безотказно.
А с учётом того, что в 2025 году миллиард преодолели всего два фильма, китайский хит «Нэчжа побеждает Царя драконов» и ремейк «Лило и Стича», «Возрождение», несмотря на спад, всё равно входит в кассовую элиту этого годa.
(Не)удачные хорроры

С одной стороны, за «28 лет спустя» можно порадоваться: $150 млн в мировом прокате делают его самым кассовым фильмом всей франшизы, начавшейся с «28 дней спустя». Но на фоне миллионов просмотров трейлеров и мощных предпродаж ожидалось больше: планка в $200 млн казалась вполне достижимой. Увы, зомби в этот раз оказались не столь выносливыми: массовый зритель отнёсся к фильму сдержанно (оценка «B» на CinemaScore), и практически на каждой неделе лента теряла по 50 % кассы и более.
Это тревожная динамика, учитывая, что «28 лет спустя» — старт новой трилогии. Сиквел уже отснят, а зелёный свет триквелу дадут, только если Sony устроят текущие сборы. Пока уверенности в этом нет, но надежду дают потенциально сильные стриминговые показатели — в сумме с прокатом они могут склонить чашу весов в пользу завершения истории.
Дополнительный козырь в пользу триквела — возвращение Джима в исполнении Киллиана Мёрфи. В следующей части он появится лишь эпизодически, но в триквеле ему уготована главная роль.
Читайте также: Как «28 дней спустя» изменил зомби-хоррор

Новая часть франшизы «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» также задумана как старт для новой трилогии. Правда, судьба сиквела напрямую зависит от сборов. Критики и зрители встретили фильм прохладно, а старт оказался худшим в истории серии.
И всё же хоррор уже собрал $45 млн по миру при бюджете в $18 миллионов, а значит, формально встал на ступень безубыточности. Студия Sony не раскрывает расходы на маркетинг, но, судя по всему, особо не тратилась. Возможно, кинокомпания просто проверяла, сможет ли франшиза вывезти чисто на ностальгических эмоциях. Ответ, судя по всему, получен. С учётом всех факторов, сиквел, скорее всего, получит зелёный свет.
Очередной промах Ари Астера

Выход «Эддингтона» на международные рынки обернулся для A24 катастрофой. Только студия отпраздновала успех «Материалистки» Селин Сон, как под дых прилетел удар от Ари Астера — одного из главных режиссёров кинокомпании. Первый тревожный звонок прозвучал ещё со «Всеми страхами Бо»: при бюджете в $35 млн фильм собрал всего $12 млн. Тогда студия быстро пришла в себя. Сейчас же возможен нокаут.
«Эддингтон» с его звёздным составом (Педро Паскаль, Хоакин Феникс, Эмма Стоун) выглядел как надёжный артхаусный флагман, способный если не принести прибыль, то хотя бы показать достойные цифры. По факту двухнедельная касса не дотянула даже до $9 млн при бюджете в $25 млн. Возможно, A24 отобъёт часть вложений через международные продажи и не окажется в серьёзном минусе — хотя это ещё один удар по репутации студии, намеревавшейся начать экспансию мировых кинотеатров.
Небольшой утешительный приз может достаться от российского проката: права на фильм приобрела Capella Film. В кассу A24 эти сборы не попадут, но на продаже прав студия наверняка немного подзаработала.