Что известно об «Одиссее» Кристофера Нолана: все факты и теории

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

Промо-фрагменты «Одиссеи» Кристофера Нолана: Universal Pictures / Коллаж: КИНОТВ

Мифологический блокбастер. Самая ожидаемая кинопремьера 2026 года. Самый амбициозный проект в карьере голливудского гиганта. Клеймите «Одиссею» как хотите — только, всех богов ради, будьте к ней готовы. Олег Ковалёв собрал все известные факты и некоторые теории о проекте мечты Кристофера Нолана.

«Одиссея» (The Odyssey)

Премьера: 17 июля 2026 года

Студии: Universal Pictures, Syncopy

Бюджет: $250 млн

Продюсеры: Эмма Томас и Кристофер Нолан

Режиссёр и сценарист: Кристофер Нолан

Первоисточник: «Одиссея» Гомера

В ролях: Мэтт Дэймон, Том Холланд, Энн Хэтэуэй, Зендея, Лупита Нионго, Роберт Паттинсон, Шарлиз Терон, Джон Бернтал, Джон Легуизамо, Химеш Патель, Уилл Юн Ли, Миа Гот, Бенни Сэфди, Эллиот Пейдж, Саманта Мортон, Джесси Гарсия, Кори Хокинс, Райан Хёрст, Логан Маршалл-Грин, Джован Адепо, Джеймс Римар и другие.

Трейлер «Одиссеи» Кристофера Нолана: Universal Pictures

Содержание статьи:

Какой будет «Одиссея» Кристофера Нолана

Сюжет «Одиссеи»

Мэтт Дэймон в роли Одиссея на съёмках «Одиссеи» Кристофера Нолана, фото: Universal Pictures/Empire

«Она соткана из всего понемногу. Это история всех историй», — описывает Кристофер Нолан «Одиссею» в большом интервью Empire. Не стесняясь громких формулировок, оскароносный режиссёр поёт дифирамбы не столько проекту своей мечты — самой масштабной, дорогостоящей, технически и физически сложной работе в своей фильмографии, — сколько культурообразующей поэме Гомера, след которой можно отыскать (или хотя бы притянуть за уши) в поголовно каждом современном фильме.

Осторожно, впереди спойлеры к тексту трёхтысячелетней давности!

Написанная около VIII в. до н. э. «Одиссея» — второй по древности памятник древнегреческой литературы из дошедших до нас в первозданном виде. Сюжет эпоса разворачивается после окончания Троянской войны и рассказывает о долгом возвращении царя Итаки Одиссея (Мэтт Дэймон) на отчизну. Затянувшемуся на десять лет путешествию легендарного героя сопутствуют бесчисленные бедствия: начиная с непримиримого гнева морского владыки Посейдона и заканчивая гомерической тупизной одиссеевых спутников (а порой и его самого).

Серьёзно, по прошествии тысячелетий многие выходки братии ветеранов Трои превратились в один большой анекдот. Пожалуйста, не повторяйте их ошибок и не пытайтесь употребить в пищу скот гневливых богов — особенно когда именно об этом вас предупреждает седовласый прорицатель, явившийся с того света.

Энн Хэтэуэй в роли Пенеполы и Том Холланд в роли Телемаха на съёмках «Одиссеи» Кристофера Нолана, фото: Universal Pictures/EW

Параллельно скитаниям Одиссея на Итаке разворачивается драма его семьи. Пока к его верной супруге Пенелопе (Энн Хэтэуэй) сватается орава наглых и жадных до власти женихов под предводительством самого наглого и самого жадного Антиноя (Роберт Паттинсон), сын царя Итаки Телемах (Том Холланд) отправляется на поиски отца. Начать он решает с расспроса отцовских сослуживцев, давно вернувшихся с троянских полей и мирно царствующих по своим полисам.

Третья нить повествования связана с олимпийскими богами, их собраниями, противоречиями и попытками предопределить одиссеев рок. Активнее всего в сюжете проявляет себя Афина (Зендея) — богиня мудрости и военного дела, покровительствующая герою на его пути домой.

Кто сыграл в «Одиссее»

Если коротко — половина Голливуда. Вот роли, в которых мы точно уверены (согласно официальным кадрам и анонсам):

  • Мэтт Дэймон — Одиссей;
  • Том Холланд — Телемах, сын Одиссея;
  • Энн Хэтэуэй — Пенелопа, верная супруга Одиссея;
  • Зендея — Афина, богиня мудрости, олимпийская воительница и покровительница Одиссея;
  • Джон Бернтал — Менелай, царь Спарты и соратник Одиссея. Похищение его супруги Елены Прекрасной стало поводом к Троянской войне;
  • Бенни Сэфди — Агамемнон, брат Менелая и главнокомандующий над греками в осаде Трои. Он же изображён на втором тизер-постере фильма;
  • Роберт Паттинсон — Антиной, предводитель женихов Пенелопы, требующий её руки;
  • Шарлиз Терон — Кирка (Цирцея), волшебница, встретившаяся на пути команды Одиссея;
  • Джон Легуизамо — свинопас Эвмей, один из немногих рабов Одиссея, сохранивших верность ему;
  • Миа Гот — Меланфо, любимая, но не слишком верная служанка Пенелопы;
  • Химеш Патель — Эврилох (тихо, класс!), спутник Одиссея, который немного умнее остальных членов экипажа;
  • Уилл Юн Ли, Джован Адепо, Джимми Гонсалес — прочие спутники Одиссея.

Роберт Паттинсон в роли Антиноя на съёмках «Одиссеи» Кристофера Нолана, фото: Universal Pictures/EW

Официально не подтверждённые роли (основываясь на слухах, фото со съёмочных площадок и косвенных свидетельствах из новостей и промороликов):

  • Лупита Нионго — Елена Прекрасная, супруга Менелая. Она же, по слухам, сыграла Клитемнестру — сестру Елены и супругу Агамемнона;
  • Райан Хёрст — Писистрат (тихо, класс!!), сын царя Пилоса Нестора, сопровождающий Телемаха в его поисках;
  • Эллиот Пейдж — Гермес, бог торговли и хитрости, посланник олимпийцев;
  • Саманта Мортон — Эвриклея, няня, воспитавшая Одиссея;
  • Кори Хокинс — Эвримах, один из наглых женихов;
  • Джеймс Римар — прорицатель Тиресий, тень которого Одиссей встречает в Аиде;
  • Билл Ирвин — голос и крупные планы циклопа Полифема. Также известно, что для этого персонажа была создана шестиметровая кукла-аниматроник.

Затылок Бенни Сэфди в роли Агамемнона на втором постере «Одиссеи»: Universal Pictures

В ансамбле также значился Космо Джарвис, прославившийся ролью Джона Блэкторна в сериале «Сёгун», однако он покинул проект ради главной роли в байопике «Молодой Сталин». Неназванная партия Джарвиса отошла Логану Маршаллу-Грину, известному по боевику «Апгрейд» (да, один клон Тома Харди сменил другого клона Тома Харди).

Самым загадочным пробелом выглядит персонаж Калипсо — нимфы, в сексуальном рабстве бессильном плену у которой Одиссей томился долгие восемь лет. В объявленном ансамбле попросту нет актрисы, подходящей этой героине. Не исключено, что в версии Нолана персонаж Калипсо будет объединён с персонажем Кирки (Шарлиз Терон), которая иногда рассматривается исследователями как нимфа либо богиня.

Так или иначе, эта загадка подводит нас к одному интересному вопросу…

А боги кто?

«Афина открывает Одиссею Итаку», картина художника Джузеппе Боттани (1717–1784)

Помимо многоликой Афины, олимпийского кабанчика Гермеса и дуэта совратительниц Калипсо и Кирки, в сюжете поэмы фигурируют и другие боги (а также прочие мифические сущности вроде сирен, циклопов, морских чудовищ и порядочных правителей). Среди них ярче всех себя проявили:

  • морской царь Посейдон, главный хейтер Одиссея;
  • громовержец Зевс, верховный олимпиец, играющий в поэме роль того самого парня, который разнимет любую драку, но при необходимости ломанёт больнее всех;
  • солнцеликий Гелиос, который очень печётся о своих коровах;
  • щедрый полубог Эол, властвующий над ветрами;
  • некогда смертная Ино, обратившаяся морской богиней Левкофеей;
  • один богоравный герой, двенадцать подвигов которого уже давно свершились.

Нюанс в том, что о львиной доле актёров, играющих богов, мы можем только догадываться. Одним из первых слухов насчёт ансамбля «Одиссеи» было предложение роли Посейдона Роберту Дауни — младшему (об этом писали инсайдер Джефф Снайдер и кинопроизводственный журнал Production Weekly). Впрочем, свежеиспечённый оскароносец от предложения отказался, чтобы не конфликтовать со съёмочным расписанием новых «Мстителей».

Бог Тритон помогает Ясону и его команде, кадр из фильма «Ясон и аргонавты» (1963): Sunset Boulevard/Corbis/Getty Images

Такая скрытность подвела пользователей Сети к смелой догадке: а что, если Кристофер Нолан в принципе не собирался изображать богов как субъектов реального мира? Да, у нас есть кадры с Афиной, гуляющей с Одиссеем по травке и по песчаной отмели. Но где гарантия, что её воплощение в теле Зендеи — это не плод воображения героя, утомлённого затянувшимся путешествием? И вообще, Нолану не впервой изображать ключевые сюжетные силы в виде незримой поддержки или угрозы. Так было в «Интерстелларе» (с людьми будущего, построившими для Купера пятимерное пространство), так было в «Дюнкерке» (с обезличенной нацистской армией), так было и в «Доводе» (с основателями одноимённой организации).

Масла в огонь теории подлило откровение режиссёра в интервью Empire.

Кристофер Нолан: Передо мной встала задача: как подступиться к мифологическим элементам с позиции реального мира? Озарение случилось в момент, когда я принял следующее: явления, которые современный человек объясняет наукой, тогда объяснялись проделками сверхъестественного. Гром и молнии, землетрясения, извержения вулканов… во всём этом люди буквально видели богов. И не просто доказательства их существования, а их непосредственные деяния.

Здесь важно понимать, что в мифологическом сознании человека античности боги и их «сферы ответственности» представлялись единым целым. Иными словами, когда на востоке всходило солнце, смотрящий в небо афинянин видел одновременно и солнце, и несущуюся вдалеке огненную колесницу Гелиоса. Либо же, когда в голову Одиссея пришёл хитроумный план проникнуть в Трою в брюхе деревянного коня, эта находка закономерно воспринималась им как замысел и благословение Афины, богини военной смекалочки.

Впрочем, не исключено, что Нолан просто не раскрывает всех карт кастинга и хочет удивить зрителя неожиданными камео. В конце концов, о наличии того же Мэтта Дэймона в «Интерстелларе» большинство узнало прямо в кинотеатрах.  

Что показали в прологе «Одиссеи»

Вступительную шестиминутную сцену «Одиссеи» впервые представили 12 декабря — эксклюзивно в IMAX-кинотеатрах перед спецпоказами «Грешников» и «Битвы за битвой». Позже пролог показали перед IMAX-сеансами «Аватара: Пламя и пепел».

Фрагмент обложки для выпуска журнала Empire, посвящённого «Одиссеи». Иллюстратор: Paul Shipper

Фильм Кристофера Нолана начинается с заключительного эпизода Троянской войны — тайного проникновения отряда Одиссея за ворота Трои в брюхе Троянского коня. Для знающих базу греческой мифологии исход вылазки не станет сюрпризом. Под покровом ночи люди Одиссея выбираются из коня и с боем под интенсивно нарастающую музыку отворяют врата. После этого в Трою входят основные силы во главе с Агамемноном (Бенни Сэфди). Греки предают город огню, тем самым положив конец десяти годам войны.

В поэмах Гомера внимание этому эпизоду практически не уделяется. В то время как «Илиада» заканчивается похоронами троянского принца Гектора (то есть до вхождения коня в Трою), в тексте «Одиссеи» падение города лишь кратко пересказывается на пиру устами сказителя Демодока. В фильме Нолана спартанский царь Менелай (Джон Бернтал), будучи непосредственным участником событий, рассказывает Телемаху (Том Холланд) собственные воспоминания о взятии Трои.

В конце пролога Менелай, обращаясь к сыну Одиссея, произносит: «Остальное ты знаешь». Следом зрителю показывают краткие отрывки из долгого путешествия царя Итаки:

  • Корабль Одиссея идёт через шторм, человек из команды падает на палубу, сбитый волной (вероятно, эпизод прохождения между Сциллой и Харибдой);
  • Рослые воины в тяжёлых серебристых доспехах ступают по лесистой местности (вероятно, это воины Пилоса во главе с Писистратом);
  • Циклоп Полифем во тьме своей пещеры держит в руке одного из спутников Одиссея, явно готовясь поглотить его. В очертаниях лица чудовища узнается актёр Билл Ирвин, который озвучивал и приводил в движение робота ТАРС в «Интерстелларе»;
  • Одиссей и его спутники идут по холодному чёрно-голубому пейзажу (сцены сошествия героя в загробный мир Аид снимались в Исландии);
  • Некий греческий воин срубает голову женской статуи, вероятно, изображающей Афину Палладу. Известное как палладиум, это изваяние считалось священным оберегом Трои и гарантом её неприступности. Эта же статуя изображена на первом тизер-постере «Одиссеи».

Мэтт Дэймон, Уилл Юн Ли, Химеш Патель и другие в «Одиссее», кадр: Universal Pictures/Empire

Открывающая сцена с Троянским конём (вкупе с цитатой Нолана об изображении богов) задаёт интересную тенденцию: судя по всему, глобальная цель режиссёра заключается в попытке переосмыслить миф через реальность. Спрятавшись в погружённого в воду коня, отряд Одиссея дышит через трубочки и изо всех сил старается не издать ни звука. Когда одного из его спутников ранят мечом сквозь деревянную шкуру, Одиссей спешно стирает кровь с вражеского клинка, чтобы троянский воин ничего не заподозрил.

Поэтический шаг Гомера не был рассчитан на подобный реализм и внимание к деталям. Возможно, поэтому современный читатель находит в его поэмах изрядную долю непреднамеренного юмора, а умение Одиссея выпутываться из патовых ситуаций никак не спасает его от попадания в эти ситуации. Как бы то ни было, Нолан явно намерен осовременить древний текст по части правдоподобности нарратива.

Что показали в раннем тизер-трейлере «Одиссеи»

Первый тизер-трейлер «Одиссеи» также официально не уходил за пределы кинотеатров. Его показывали в июле 2025-го — перед сеансами «Мира юрского периода: Возрождение», другого блокбастера студии Universal. В Сети ролик публиковался лишь в виде пиратского слива.

Том Холланд в роли Телемаха на съёмках «Одиссеи» Кристофера Нолана, фото: Universal Pictures/Empire

Тизер начинается с кадров Средиземного моря и голоса раба Эвмея (Джон Легуизамо). Он говорит о разрухе в царстве Итака после «смерти» его хозяина Одиссея. Следом, под кадры полупогребённого в песке Троянского коня, слышится голос Антиноя (Роберт Паттинсон): «Он знал, что отправляется на войну без шанса на победу. А потом взял… и победил!»

Перемежаясь случайными кадрами (греческие воины в Трое, пещера Полифема), тизер показывает ещё один отрывок из разговора Телемаха (Том Холланд) и Менелая (Джон Бернтал). Сын Одиссея со слезами на глазах просит поделиться последней известной информацией об отце. Спартанский царь (за ним сидит его супруга Елена в исполнении Лупиты Нионго) в ответ кричит на весь пир о том, что слухи о судьбе его друга разнятся. Параллельно камера вплотную приближается к точке в сердце моря, и мы видим Одиссея, что лежит без сознания на плоту.

История создания «Одиссеи»

Как Кристофер Нолан не снял «Трою», но зашёл ещё дальше

В 2003 году на студии Warner Bros. произошла интересная рокировка. У немецкого режиссёра Вольфганга Петерсена сорвался проект «Бэтмена против Супермена», в свете чего он решил вновь взяться за «Трою» с Брэдом Питтом. К тому моменту экранизацию гомеровской «Илиады» уже передали Кристоферу Нолану. Тот, едва успев подержать эллинский миф в руках, был вынужден передать его обратно, а в качестве утешительного приза получил шанс снять «Бэтмена: Начало».

Тот самый конь со съёмок «Трои» Вольфганга Петерсена (ныне стоит в порту турецкого города Чанаккале)
Фото: Proteon

Тогда Нолан не знал, что через двадцать лет ему удастся вернуться во вселенную Гомера. Не знал — но, видимо, чувствовал.

Кристофер Нолан: Помню, когда мне было пять или шесть лет, я попал на школьную пьесу об Улиссе... Помню сирен, привязанного к мачте главного героя и всё в таком духе. Мне кажется, такие истории сохраняются в каждом из нас. Потом ты погружаешься в текст, разбираешь его, адаптируешь под себя и в конце концов понимаешь, что все остальные фильмы — в том числе и мои собственные — уходят корнями в «Одиссею». Когда мы только анонсировали фильм, Эмма [Томас, жена Нолана и продюсер всех его фильмов] описала поэму точнее всех: «Она основополагающая».

Это птица? Нет, это вертолёт! Нет, это драккар царя Итаки!.. стоп, что?

В марте 2024 года, на волне кассового и наградного триумфа «Оппенгеймера», голливудские инсайдеры заговорили о том, что Нолан пишет сценарий нового фильма. До конца года за проектом тянулся целый шлейф слухов.

Одни предполагали, что режиссёр готовит некий вампирский хоррор в антураже XX века (такое и правда случилось, только не у Нолана). Другие вспоминали, что когда-то давно Нолан собирался снимать ремейк концептуального шпионского сериала «Заключённый» (1967–1968), который считает беспрецедентной вехой в истории телевидения. Третьи же, умудрившись сослаться на профессиональный журнал Production Weekly, выстроили очень правдоподобный миф о футуристичном ремейке «Голубого грома» (1983) — экшен-триллера о полицейских вертолётчиках. К тому моменту Мэтт Дэймон и Том Холланд уже были утверждены на роли в загадочном проекте, поэтому история о молодом копе и его наставнике выглядела убедительно.

Пользователь Reddit MMattTenet даже подсуетился с постером к «Голубому грому»

Стоит ли говорить, в каком шоке оказались фанаты Нолана, когда в декабре 2024-го студия Universal объявила об «Одиссее»?

Кто снимал «Одиссею»

К крупнейшему проекту своей карьеры Кристофер Нолан и его супруга-продюсер Эмма Томас привлекли ту же оскароносную команду, что работала над «Оппенгеймером». Её составили:

  • оператор Хойте Ван Хойтема;
  • композитор Людвиг Горанссон;
  • режиссёр монтажа Дженнифер Лэйм;
  • художница-постановщица Рут Де Йонг;
  • художница по костюмам Эллен Мирожник;
  • директор по кастингу Джон Папсидера.

Оператор Хойте Ван Хойтема и режиссёр Кристофер Нолан на съёмках «Одиссеи», фото: Universal Pictures/EW

Проект таких амбиций не обошёлся бы без первоклассного продакшн-дизайна. Над декорациями, костюмами, доспехами и оружием для «Одиссеи» трудились таланты из Wētā Workshop. Эта знаменитая креативная студия из Новой Зеландии известна по работе над трилогией «Властелин колец» Питера Джексона, над «Аватарами» Джеймса Кэмерона и многими другими голливудскими блокбастерами. Начинала же Wētā с культовых фэнтези-сериалов в антураже Древней Греции — с «Зены — королевы воинов» и «Удивительных странствий Геракла».

Где снимали «Одиссею»

Каждая новая локация этого фильма оказывалась самой суровой локацией на моей памяти. А каждый новый съёмочный день — самым суровым съёмочным днём в моей жизни.

Мэтт Дэймон об «Одиссее»

В первый же день анонса Universal Pictures представила «Одиссею» Кристофера Нолана как «мифологический эпос, снятый по всему земному шару» (mythic action epic shot across the world). Насчёт масштаба студия не преувеличила. Актёры и съёмочная группа работали на натуре (павильонных съёмок было минимум), во многом повторили приблизительный маршрут странствий Одиссея, а для некоторых сцен заплыли ещё дальше на север.

О съёмочных локациях «Одиссеи» нам известно примерно всё. Вот они сверху вниз:

Марокко

Айт-Бен-Хадду, Марокко, фото: Petar Milošević/CC BY-SA
  • город-крепость Айт-Бен-Хадду. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО и излюбленная кинематографистами локация, прежде появлявшаяся в «Лоуренсе Аравийском» (1962), «Гладиаторе» (2000) Ридли Скотта и в третьем сезоне «Игры престолов». В «Одиссее» исполняет роль Трои;
  • города Эс-Сувейра и Марракеш;
  • Белая дюна близ города Дахла в Западной Сахаре. Съёмки прошли на политически спорной территории, что спровоцировало волну критики в адрес творческой команды.

Греция, регион Месиния

Крепость Модон, Греция, фото: Dnalor 01/CC-BY-SA
  • Пилос. Город на месте одноимённого полиса, куда Телемаха приводят поиски отца;
  • пляж Войдокилья. Здесь Телемах встретился с царём Нестором;
  • пещера Нестора (на том же пляже). Согласно мифу, Гермес спрятал здесь украденных коров Аполлона. В фильме пещера играет роль логова циклопа Полифема;
  • крепость Модон. Средневековый венецианский форт, возведённый на руинах античного города Метони;
  • Акрокоринф. Акрополь древнегреческого полиса Коринфа.

Италия

Остров Фаиньяна, Италия, фото: We Are Palermo
  • Фавиньяна. Остров к западу от Сицилии. Исследователи гомеровских текстов отождествляют его с «козьим островом», на котором обитал Полифем;
  • Липарские (Эольские) острова. Расположены к северу от Сицилии. Ассоциируются с мифическим островом Эолия — домом властителя всех ветров Эола, у которого Одиссей находит временное пристанище.

Исландия

Хьёрлейфшёфди, Исландия, фото: Axel Kristinsson
  • гавань Ландейяхёбн, река Маркарфльоут и полуостров Снайфедльснес. В этих пейзажах снимались сцены сошествия Одиссея в загробное царство Аид;
  • вулканическое плоскогорье Хьёрлейфшёфди. Ранее на этой локации снималась открывающая сцена блокбастера «Изгой-один. Звёздные войны: Истории».

Шотландия

Замок Финлейтер, Шотландия, фото: Getty Images
  • замок Финлейтер и лес Калбин. Даты съёмок на этих локациях совпали со съёмочным расписанием Шарлиз Терон, играющей в фильме волшебницу Кирку.

Съёмки также проходили на Мальте, а завершились в Лос-Анджелесе в павильонах студий Universal и Sony Pictures. Для натурных морских сцен команда использовала «Дракона Харальда Прекрасноволосого» (Draken Harald Hårfagre) — крупнейший из современных викингских драккаров. Судном, рассчитанным на 25 гребцов, управляли сам Мэтт Дэймон и актёры, сыгравшие спутников Одиссея.

Насколько «Одиссея» Нолана соответствует первоисточнику и реальной истории

Насчёт верности букве Гомера сказать сложно, потому как имеющиеся проморолики «Одиссеи» не углубляются в сюжет. Очевидно одно: столь размашистая эпопея не влезет в фильм в полном объёме, даже если его хронометраж превысит три часа. Поэтому некоторые сюжетные линии наверняка будут сокращены, а ряд персонажей, возможно, сольются в собирательные образы.

Первый взгляд на Мэтта Дэймона в роли Одиссея, кадр: Universal Pictures
Руки мастера-фотошопера, одевшего героя в исторически достоверный доспех: MMattTenet

С исторической достоверностью всё куда очевиднее — здесь Нолан не стесняется никаких вольностей. В плане костюмов режиссёр предпочитает опираться не на археологические находки, а на художественные образы древности, позаимствованные, например, из греческой вазописи. Воинская экипировка Одиссея даже не пытается передать картину позднего бронзового века (см. картинку выше), а изображает устоявшийся в поп-культуре образ эллинского воина. Одновременно с тем роль одиссеевой галеры спокойно исполняет длинный викингский драккар (две этих культуры разделяют около двух тысяч лет истории); а белокаменная статуя Паллады с тизер-постера выглядит как экспонат современного музея, хотя её реальный аналог, скорее всего, был пёстро разукрашен, как и львиная доля античных скульптур.

Надеемся, всё вышеперечисленное не принесёт зрительских страданий никому, кроме дипломированных историков с Reddit. Хоть Нолан, судя по троянскому прологу, намерен привнести в «Одиссею» изрядную долю реализма, превращать легенду в историческую реконструкцию было бы непростительным занудством.

Кристофер Нолан: Последние четыре месяца я провёл в этом плавании. Актёры, которых мы взяли на роли спутников Одиссея, прошли по настоящим волнам к настоящим уголкам суши. Окружающая нас среда постоянно менялась, поэтому приключение выдалось необъятным и пугающим, но в то же время оно благоволило нам. Мы стремились показать, каких трудов стоили людям подобные плавания — и каким шагом в неизвестность они ощущались в мире, для которого не начертано карт.

Технологическая революция «Одиссеи»

В фильме Кристофера Нолана будут слышны диалоги!

До премьеры «Одиссеи» осталось полгода с небольшим, однако фильм уже собрал с проката $1,5 млн. Как ему это удалось? Всё благодаря репутации Кристофера Нолана как главного инноватора по части аналогового кино, предпочитающего плёнку, практические эффекты и съёмки на натуре цифровым камерам, компьютерной графике и зелёным экранам. Всё это привело к тому, что…

«Одиссея» стала первым в истории художественным фильмом, целиком снятым на камеры IMAX с использованием 70-мм плёнки. Прежде в таком формате снимались лишь высококачественные (в плане детализации изображения) документалки продолжительностью 40–50 минут, предназначенные для показов на специальных экранах IMAX.

Сравнение IMAX-кадра (70-мм плёнка, соотношение сторон 1,43:1) со стандартным широкоформатным кадром (35-мм, соотношение 2,39:1) на примере «Оппенгеймера». На достаточно большом экране будет видна разница не только в высоте кадра, но и в его детализации.
Кадр: Universal Pictures / Дизайн сравнения: TheBigMovieGuy

Читайте также: Реальный Оппенгеймер против «Оппенгеймера» Нолана

Стоит уточнить, что многие голливудские и некоторые китайские блокбастеры уже снимались целиком на камеры, произведённые либо сертифицированные IMAX. Однако то были цифровые камеры, порог изображения которых ограничен разрешением 8K (до 7680×4320 пикселей). Плёночные же камеры IMAX способны выдать намного более глубокую и детализированную картинку, качество которой эквивалентно разрешению 12–18K. При этом важно понимать, что математическое сравнение аналогового (плёночного) изображения с цифровыми разрешениями 1080p и 4K/8K — это большая условность, потому как с плёнки, в отличие от цифры, транслируется не набор нулей и единиц, преобразованных в пиксели, а непрерывный поток света, напрямую захваченный камерой.

Причина, по которой ранние фильмы снимались на плёнку IMAX лишь отдельными эпизодами, крылась в технологическом несовершенстве. В 2007 году, снимая «Тёмного рыцаря», Нолан первым решил опробовать этот формат в голливудском кино. К тому моменту IMAX-камеры уже десять лет как не обновлялись (и ещё 17 лет как не планировали обновляться). Все эти годы они оставались громоздкими 30-килограммовыми махинами, которые издавали столько шума, что порой заглушали реплики и диалоги персонажей. В «Доводе» Нолан уже не мог скрыть этого изъяна: фильму, который и без того клеймили самым невнятным в карьере режиссёра, особенно досталось за провальное сведение звука. Некоторые ноланоманы пытались оправдать своего кумира тем, что он намеренно приглушает «лишнюю» словесную экспозицию, однако правда оказалась куда прозаичнее.

Так звучали IMAX-камеры на съёмках «Нет» Джордана Пила (оператором выступил постоянный коллега Кристофера Нолана Хойте Ван Хойтема)

Амбиции «Одиссеи» изменили всё. С подачи Нолана инженеры IMAX разработали новое поколение плёночных камер — четыре рабочих прототипа, изготовленных на манер болидов «Формулы-1» — из углеволокна и титана. По сравнению с предыдущими моделями эти камеры:

  • издают на 30 % меньше шума (о «намеренно приглушённой экспозиции» в фильмах Нолана можно позабыть);
  • на 30 % легче;
  • позволяют просматривать отснятый материал прямо на площадке, не перенося плёнку на монтажный стол.
Новая модель получила название IMAX Keighley Camera — в честь ушедшего из жизни Дэвида Кили, директора по обеспечению качества IMAX
Фото: IMAX

Чем технологический прорыв «Одиссеи» важен для киноиндустрии

В первую очередь это большая победа для всех поборников аналогового кино в их идейной борьбе с цифровизацией. Помимо Нолана, на плёнку продолжают снимать и другие знаковые режиссёры современности: Квентин Тарантино, Стивен Спилберг, Пол Томас Андерсон, Роберт Эггерс, Андрей Звягинцев (список можно продолжать). Свой экономически затратный выбор многие из них объясняют охотой за «магией кино» — эффектом, зачастую неописуемым, но хорошо заметным человеческому глазу (и якобы недоступным цифровому изображению).

Если же отбросить лирику и вкусовщину, инициированный Ноланом прорыв сулит целый спектр новых возможностей для крупнобюджетных кинопроизводств. Для блокбастеров и прочих фильмов, нацеленных на кинотеатральный опыт, упрощённый доступ к формату IMAX может сыграть на руку в их борьбе со стримингами за зрительское внимание.

Кристофер Нолан и оператор Хойте Ван Хойтема на съёмках «Одиссеи», фото: Universal Pictures/Empire

Спрос на высшее качество картинки на крупнейших экранах из возможных ярче всего подтверждают сборы «Оппенгеймера», $190 млн из которых пришлись на одни лишь кинотеатры IMAX. Те же $1,5 млн в кармане «Одиссеи», о которых упоминалось ранее, также пришлись на предзаказы IMAX-сеансов. Билеты поступили в продажу 17 июля 2025 года (ровно за год до премьеры) и были распроданы менее чем за сутки.

Кристофер Нолан: Будучи режиссёром, ты ищешь белые пятна в культуре кино — вещи, над которыми до тебя никто не работал. Пересматривая великие мифологические фильмы моего детства (работы Рэя Харрихаузена и не только), я обнаружил, что подобного рода кино прежде не снималось в полную силу. Не с теми мощностями и возможностями, которые могут предоставить технологии IMAX и бюджеты большого Голливуда.

Бонус: другие экранизации «Одиссеи» Гомера и прочих мифов Древней Греции

«Приключения Одиссея»

(1968, реж. Франко Росси)

«Приключения Одиссея», кадр: RAI

Этот мини-сериал из восьми эпизодов, снятый под руководством продюсера Дино де Лаурентиса, предлагает самое точное и подробное переложение «Одиссеи» на экраны. Главную роль сыграл югославский актёр Беким Фехмию.

«Ностос: Возвращение»

(1989, реж. Франко Пьяволи)

«Ностос: Возвращение», кадр: Mikado Film

Авангардный взгляд на «Одиссею», опирающийся на визуальное повествование и изображение природы. Диалоги в фильме сведены к минимуму и произносятся на вымышленном средиземноморском языке.

«Взгляд Улисса»

(1995, реж. Тео Ангелопулос)

«Взгляд Улисса», кадр: Roissy Films

Главный мастер греческого poetic cinema Тео Ангелопулос перекладывает миф об Одиссее на историю американского режиссёра греческого происхождения (Харви Кейтель), который возвращается на родину в поисках утерянного немого фильма.

«О, где же ты, брат?»

(2000, реж. братья Коэн)

«О, где же ты, брат?», кадр: Universal Pictures

Братья Коэн превращают «Одиссею» в музыкальную сатиру, что разворачивается на фоне Великой депрессии в США. В центре истории — три беглых каторжника в исполнении Джорджа Клуни, Джона Туртурро и Тима Блейка Нельсона.

«Возвращение Одиссея»

(2024, реж. Уберто Пазолини)

«Возвращение Одиссея», кадр: Modern Films

Реалистичный взгляд на последние главы гомеровской поэмы с Рэйфом Файнсом (Одиссей), Жюльет Бинош (Пенелопа) и Чарли Пламмером (Телемах). Никаких богов и чудовищ — лишь история травмированного ветерана, вынужденного защищать свою семью.

«Ифигения»

(1977, реж. Михалис Какояннис)

«Ифигения», кадр: Greek Film Center

Греческая экранизация мифа о Ифигении — дочери Агамемнона, которую греческий полководец должен принести в жертву разгневанным богам. Сюжет, в котором также фигурирует Одиссей, разворачивается перед самым началом Троянской войны.

«Троя»

(2004, реж. Вольфганг Петерсен)

«Троя», кадр: Warner Bros.

Масштабная экранизация «Илиады» и своеобразный приквел к «Одиссее» Нолана, который тот на заре своей карьеры едва не снял сам. Божественные вмешательства из сюжета исключены — есть лишь божественного вида Брэд Питт в роли Ахиллеса и плеяда голливудских звёзд на втором плане.

«Ясон и аргонавты»

(1963, реж. Дон Чэффи)

«Ясон и аргонавты», кадр: Columbia Pictures

Вольный пересказ мифа о плавании аргонавтов за золотым руном. Идейный проект Рэя Харрихаузена — художника-новатора, чья работа по спецэффектам (в частности над покадрово анимированными моделями мифических монстров) задала Голливуду новую планку качества.

«Медея»

(1969, реж. Пьер Паоло Пазолини)

«Медея», кадр: Les Films Number One

В этом провокационном фильме великая оперная дива Мария Каллас играет Медею — супругу Ясона, которому та жестоко мстит за его измену.

«Чёрный Орфей»

(1959, реж. Марсель Камю)

«Чёрный Орфей», кадр: Criterion

Переложение мифа об Орфее и Эвридике на культуру бразильских карнавалов. Действие происходит в Рио-де-Жанейро под музыку босанова.


Источник цитат Кристофера Нолана и Мэтта Дэймона: журнал Empire, выпуск от января 2026 года, статья Bring it Home, с. 48–59.