Чего мы не знали о Рафаэле Бобе-Ваксберге, авторе «Коня БоДжека» и «Короче говоря»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

На Netflix вышел анимационный ситком, или скорее сэдком, «Короче говоря». Шоураннер нового проекта — Рафаэль Боб-Ваксберг, автор хита «Конь БоДжек». «Короче говоря» посвящён большой еврейской семье из мамы, папы и трёх детей, а повествование скачет между десятилетиями, показывая взлёты и падения родственников. Максим Ершов рассказывает неизвестные факты про Боба-Ваксберга, которые помогут лучше понимать работы автора.

Родился и вырос в еврейской семье в Калифорнии

Рафаэль Боб-Ваксберг родился и вырос в Пало-Альто, Калифорния. Рафаэль — старший сын в еврейской семье Эллен Боб и Дэвида Ваксберга. У пары также две дочери, Бекки и Амалия. Дэвид помогал советским евреям перебраться за океан, а в последние годы является главой агентства Jewish LearningWorks, которое рекламирует и продвигает еврейское образование в области залива Сан-Франциско. Эллен вместе с матерью до 2011 года держала магазинчик с иудейскими товарами Bob & Bob Fine Jewish Gifts and Books. Рафаэль вспоминает, что семья не относилась к ортодоксальным евреям, но была очень религиозной.

«Конь БоДжек», кадр: Netflix

Боб-Ваксберг уверен, что благодаря родственникам он стал комедиантом: «Юмор был важной частью моего детства. В семье было полно комиков. Мы сидели за обеденным столом и пытались перещеголять друг друга. Иногда это заканчивалось слезами, но чаще всего смехом. Дома царила тёплая и доброжелательная атмосфера. Моя ненависть к себе и невротизм не связаны с моим воспитанием».

Рафаэль учился в престижной школе имени Генри Ганна, где познакомился с будущим соавтором Лизой Ханауолт, вместе с которой создал «Коня БоДжека» и теперь «Короче говоря». Лиза была на год старше, но парочка дружит уже больше 30 лет. Ханауолт — аниматор, которая разрабатывает внешний вид всех персонажей, а Боб-Ваксберг сочиняет истории. Они прекрасно дополняют друг друга.

Думал о карьере стендапера или драматурга

По окончании школы Боб-Ваксберг переехал в Нью-Йорк, где учился в колледже Бард на драматурга. Он жил в общежитии в одной комнате с комиком Адамом Коновером, известным по шоу «Адам портит всё». Коновер и Боб-Ваксберг были членами скетч-группы Olde English, которая выступала на различных площадках Нью-Йорка и участвовала в фестивалях. Расцвет труппы пришёлся на 2000-е. В то время Боб-Ваксберг всерьёз подумывал о карьере стендапера, запасными вариантами были драматургия и преподавание. В итоге в 25 лет Рафаэль решил перебраться в Лос-Анджелес, чтобы писать для телевидения. В первые годы в Калифорнии молодой сценарист работал над несколькими сериалами, которые не продержались в эфире и полного сезона.

Боб Оденкёрк в сериале «Отмена», кадр: Prime Video

Читайте также: Путь Боба Оденкёрка от грустного клоуна к трагическому герою

Родственники Боба-Ваксберга вспоминают, что мальчик всегда любил смешить всех вокруг и устраивал дома мини-спектакли. Рафаэль считает, что у него был синдром дефицита внимания и гиперактивности, поэтому он старался, чтобы окружающие обратили на него внимание. Учителя жаловались Эллен, что мальчик уверен, что школа — подходящее место для комических представлений.

Мама говорит, что особенно сын любил «Симпсонов», «Сайнфелда» и «Шоу Ларри Сандерса». Культовых «Симпсонов» семья смотрела вместе, а о Барте и Лизе родственники говорили как о хороших знакомых. Так что никто из близких не удивился, когда Рафаэль решил связать карьеру с индустрией развлечений, а именно с телевидением.

Роза Салазар в сериале «Отмена», кадр: Prime Video

Совсем о карьере писателя Боб-Ваксберг не забыл — в 2019 году автор выпустил сборник короткой прозы «Тот, кто полюбит все твои трещины». Литератор строит парадоксальные, а порой и сюрреалистичные сюжеты, пытаясь показать, как тяжело обрести счастье в нашем странном мире. В финале Боб-Ваксберг признаётся, что книга посвящена его отношениям с женой, без которой он уже не может себя представить, а если расставить рассказы в правильном порядке, получится чудаковатая история общения пары, даже в хронологическом порядке.

До «Коня БоДжека» никогда прежде не работал с анимацией, а теперь известен по мультсериалам

Хотя Боб-Ваксберг жил в Лос-Анджелесе, а Ханауолт переехала в Нью-Йорк, друзья активно продолжали общение. Рафаэль восхищался рисунками Лизы. У Ханауолт была целая серия картинок с антропоморфными животными. Юный сценарист предлагал различным студиям несколько проектов. Поворотным стало знакомство со Стивеном А. Коэном из Tornante Company. Боб-Ваксберг представил продюсеру пять анимационных проектов. Коэн спросил, какое шоу больше всего интересует сценариста. Боб-Ваксберг уверенно назвал «Коня БоДжека». Это шоу о бывшей звезде ситкома, который уже несколько лет пребывает в депрессии, не может найти себе места и решает написать автобиографию. За почти 80 эпизодов главный герой проделал длинный путь от высокомерного алкоголика и хама до чуткого и ранимого отца и друга, который больше не бежит от болезненных воспоминаний и смог примириться с прошлым.

«Конь БоДжек», кадр: Netflix

После разговора с Коэном Рафаэль тут же обратился за помощью к Лизе, но художница только что закончила иллюстрировать детскую книгу и устала от зверей. Лишь через полгода со второй попытки Бобу-Ваксбергу удалось уговорить подругу придумать внешний облик всех основных персонажей.

Представители Netflix дали проекту зелёный свет, но на производство шоу у автора было всего десять месяцев. То был 2013 год, стриминги только начали выходить на рынок. Боб-Ваксберг написал три первых эпизода в одиночку, когда ещё не успел нанять других сценаристов. Проект стал большим хитом, на стриминге вышло шесть сезонов.

«Конь БоДжек» стал большим прорывом в карьере Боба-Ваксберга. Сценарист легко принял роль автора, который работает в сегменте взрослой анимации. Вслед за дебютным проектом Боб-Ваксберг и Ханауолт придумали «Туку и Берти» — историю двух очень разных птиц-соседок, которые приходят на помощь друг другу в кризисных ситуациях. Уже без Ханауолт и для Amazon Prime Video Боб-Ваксберг создал мистический проект «Отмена», в котором скучающая молодая женщина после автокатастрофы начинает видеть погибшего отца и путешествует во времени. Сериал заметно визуально отличается от «Коня БоДжека» и выполнен в технике ротоскопирования, как, например, «Пробуждение жизни» и «Помутнение». С «Короче говоря» автор возвращается на Netflix и к жанру драмеди, но никаких антропоморфных зверей на экране нет.

Ищет комедию в грустном и драму в смешном

В «Короче говоря» Боб-Ваксберг касается тем Холокоста и пандемии COVID-19. В «Коне БоДжеке» автор не только не боялся посмеиваться над изнанкой Голливуда, но говорил о зависимостях, детских травмах и депрессии. Боб-Ваксберг не без улыбки утверждает, что печаль универсальна.

«Конь БоДжек», кадр: Netflix

Боб-Ваксберг признаётся, что, поскольку работа над «Конём БоДжеком» была первой большой в его жизни, он как сценарист страшно боялся рисковать и переживал, что зритель не оценит и не поймёт слишком резкую смену тональности повествования. Однако анимационное шоу стало хитом как раз благодаря умению создателей наполнять сюжет эмоциональными моментами, а также уязвимому главному герою, который не уверен в себе и периодически переходит на трагический монолог. Милые говорящие зверушки и смешная анимация настраивают на юмористический лад, но на самом деле «Конь БоДжек» — экзистенциальная драма о кризисе среднего возраста, попытках вновь полюбить жизнь и измениться. Ближе к финалу проект из сатирического превращается в терапевтический, а исповедальная лирика персонажа только усиливается.

В «Короче говоря» Боб-Ваксберг идёт ещё дальше и не боится шутить о смерти или болезнях, а в следующую минуту плакать вместе с героями. За плечами у автора уже есть одно большое успешное анимационное шоу, так что можно позволить себе больше.

«Короче говоря» — самый личный, но не автобиографичный проект автора

В центре сюжета «Короче говоря» еврейская семья Швуперов. Маму зовут Наоми Шварц, папу — Эллиот Купер. У пары трое детей: Ави, Шира и Йоши. Повествование постоянно скачет между различными эпизодами из жизни семейства, что создаёт дополнительное эмоциональное напряжение и усиливает комедийный эффект. В один момент мы видим, как в детстве Ави и Шира мило играют на пляже, а в следующем эпизоде лысеющий Ави проводит вечер за настольными играми вместе с собственной дочерью-подростком Ханной. Зрители словно бы смотрят чужой семейный альбом, в котором нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, все времена перемешаны. Важной темой сериала становится природа памяти — родственники по-разному вспоминают одни и те же события, так что аудитория видит, как меняется восприятие близких с течением лет.

«Короче говоря», кадр: Netflix

Благодаря необычной драматургической структуре «Короче говоря» заметно отличается от традиционных ситкомов. Семья сталкивается с понятными испытаниями в виде разводов, ссор и смерти, но есть и отдельные эпизоды-квесты. Например, после пандемии в школе Ханны поселились настоящие волки, но преподаватели на опасных зверей не обращают никакого внимания. Ави пытается включиться в жизнь родительского комитета и решить проблему, но знакомится с совершенно безумными мамами и папами учеников. А в другой серии Йоши встречает возможную любовь, теряет рюкзак и никак не может добраться до дома, а ведь на следующее утро брат обещал прийти в клинику и сдать сперму, чтобы помочь сестре стать матерью.

Боб-Ваксберг признаётся, что безуспешно пытался продать несколько проектов после окончания «Коня БоДжека». Над «Короче говоря» автор снова работает с Ханауолт. Только оба ужасно устали от антропоморфных зверей, поэтому новый сериал намного реалистичнее, хотя не все герои второго плана чётко прорисованы. Порой толпа на вечеринке или большом мероприятии превращается в разноцветный ком, так что авторы по-прежнему не лишают произведение условности. Да и к смешным физиономиям Швуперов привыкаешь не за одну минуту.

«Короче говоря», кадр: Netflix

Боб-Ваксберг впервые столь откровенно говорит о собственном детстве в еврейском сообществе, но при этом уверяет, что это не автобиографическое шоу. Персонажи родились из наблюдений за знакомыми и соседями, но всё это собирательные образы. Шоураннеру хотелось рассказать не об ортодоксальных евреях и не о калифорнийском истеблишменте, который совсем забыл свои корни, а об обычных иудеях, которые чтут некоторые традиции, но не чересчур религиозны. Совсем необязательно расти в Калифорнии в еврейской семье, чтобы проникнуться горестями и радостями Швуперов.