Тимоти Шаламе — феномен кино XXI века сродни Леонардо ДиКаприо. Субтильная внешность, тщательный выбор персонажей, удача и искренность помогают Тимоти семимильными шагами идти вперёд. В него влюбляются не только зрители, но и маститые режиссёры. Углубляемся в карьеру Шаламе, чтобы проследить начало его большого пути.
Бэкграунд
Кажется, что дорога Тимоти к успеху была гладкой. Природное обаяние, раскрепощённость, жизнь на Манхэттене и творческая семья, члены которой так или иначе были связаны с искусством. Все звёзды на небе сошлись, чтобы Шаламе стал актёром.
Вот он снимается в роли Финна Уолдена, сына вице-президента в сериале «Родина», играет сына МакКонахи в «Интерстелларе», а затем за семь лет вырастает до главной роли в широкомасштабной фантастике Дени Вильнёва и номинации на «Оскар», будучи на тот момент самым юным номинантом за последние 80 лет.
Из-за родственных связей в киноиндустрии зимой 2023 года на Тимоти повесили клеймо «nepo baby», аннулировав личные успехи в карьере, и даже попытались отменить, хоть и быстро об этом забыли.
Но даже если Тимоти давно не ходит на прослушивания, то не потому, что роли ему подбрасывает дядя-сценарист. А только лишь из-за любви режиссёров, которые хотят видеть Шаламе в своих картинах. Киноделы восторгаются необычным стилем актёра, а также его способностью преподнести мужскую силу персонажа совсем иначе. Например, у него получилось изменить критерии мужественности, сделав даже классического Генриха V не стереотипным властным правителем, а ранимым человеком, превращающимся на глазах зрителя из мальчика в мужчину.
Харизма, удача, талант и творческая семья — мощный стартовый пак молодого актёра, но это не принижает трудов Шаламе. Он учился в средней школе исполнительских искусств Ла Гуардиа вместе с Энселом Элгортом, куда поступил только со второго раза, затем пару лет в Колумбийском университете. Одним из первых, кто заметил молодое дарование, был Кристофер Нолан. Мощный скачок мог произойти как раз после «Интерстеллара», но вместо ожидаемого успеха Тимоти получил лишь затишье в карьере из-за урезанных сцен на постпродакшене.
Как Тимоти выбирает фильмы
Стандартная схема, по которой можно пойти новичку: сняться в ромкоме, а лучше во франшизе, затем, если получится, уйти в замысловатое авторское кино и доказывать критикам и зрителям, что способен на большее.
Но Тимоти Шаламе выбрал другой путь, сформировав принцип, который помог ему выбраться из тени. За внешним фасадом из феминной внешности и изящных манер скрывается главное правило — не размениваться понапрасну.
Ещё до популярности Шаламе выбирал инди-фильмы, которые помогали раскрыть спрятанный от мира потенциал. Например, «Мисс Стивенс», где талантливый школьник выступает на театральном конкурсе и страдает от психологических проблем. Сцена с монологом стала откровением, которое вытащило наружу талант Тимоти. Или «Жаркие летние ночи», где Шаламе играет мягкого, незрелого парня, который втягивается в наркобизнес и пытается сохранять баланс в любви и жизни.
Тимоти ещё раз коснётся темы наркотиков, но уже с другой стороны, в драме «Красивый мальчик» со Стивом Кареллом — тяжёлой истории о разрушении и спасении жизни подростка.
Шаламе выбирает сердцем. Не размениваться понапрасну — значит играть тех, кто близок, а не необходим для популярности. Брать то, что нравится самому. Даже в стандартной новогодней комедии «Любите Куперов» Тимоти дарит персонажу отличительные неуклюжие ужимки и харизму.
А ещё актёр любит выбирать житейские сценарии, где герой может не быть плохим, но поступать трусливо и гнусно, как Кайл в «Леди Бёрд», или трансформируется психологически. И при этом Тимоти способен представить классических персонажей в новом амплуа. Поэтому его любят и выбирают авторские режиссёры. Он привлекает свежестью, смелостью, искренностью и упорством.
«Я увидел невероятно живого, яркого, умного, амбициозного молодого человека, который <...> стремится показать на экране своё актёрское мастерство во всём блеске».
Лука Гуаданьино о Тимоти Шаламе
Амплуа Тимоти Шаламе
Романтичные мягкие мальчики
Несформированная, неуклюжая сексуальность, которой Тимоти наделяет своих героев, некая отчуждённость от мира, интеллектуальность и приземлённость — то, чем обрастает его романтический образ из фильма в фильм.
В «Дождливом дне в Нью-Йорке» Тимоти будто воссоздаёт прототип молодого Вуди Аллена из первых фильмов режиссёра. Только характер персонажа получается более плавным, лишённым синкоп в движениях. Поэтому этот образ свежий и запоминающийся.
Внешность и характер игры Тимоти выступают как идеальное комбо для роли Лори в «Маленьких женщинах», ведь его герой растёт рядом с толпой девушек, дружит с ними, перенимает черты — и здесь проглядывает смена образа старых секс-символов на новый. При этом Лори из изящного мальчика постепенно превращается в верного и любящего мужа.
Сложные характеры
Тимоти выбирает многогранность. Ник Шеф в «Красивом мальчике» — второстепенный герой, ведь сама история про то, как отец справляется с утратой ещё живого ребёнка. Но в то же время, находясь на дальнем плане, Шаламе успевает раскрыть героя как любящего сына, травмированного, зависимого, угасающего и ненавидящего самого себя.
А в «Короле Англии» от Netflix Тимоти раскрывает иную сторону всех правителей. Показывает, каким ранимым может быть даже тот, кому предначертано быть сильным. И как юный и неопытный король обретает мужество и величие.
Плохие парни
Которые не настолько уж и плохие. Они одинокие, закрытые романтики, которые не всегда поступают правильно или хорошо в рамках общественного одобрения.
Таковы Кайл из «Леди Бёрд» и Ли в «Целиком и полностью». Эти романтизированные персонажи не поверхностные, и в них, как и в других героях, которых старается выбирать Шаламе, находится многогранность.
Любимчик Греты Гервиг и Луки Гуаданьино — после ошеломительного успеха «Назови меня своим именем» и «Леди Бёрд» Тимоти получает роли только у полновесных режиссёров Голливуда. Снимается в небольших ролях у Адама Маккея в фантастике «Не смотрите наверх», Уэса Андерсона во «Французском вестнике». Кажется, вся его карьера за последние семь лет была подготовкой к новому, уже успешному прыжку во франшизу «Дюна», чтобы работать бок о бок с одним из лучших режиссёров современности.
По словам Дени Вильнёва, он даже не сомневался, кого позовёт на роль Пола Атрейдеса.
«Во-первых, он очень вдумчивый, и это видно по его глазам. А Пол как раз интеллектуал, который может засомневаться, пересмотреть отношение к миру и принять новую реальность. Во-вторых, Пол по книге должен стать духовным лидером и поэтому быть харизматичным. Тимоти именно такой».
Режиссёр не прогадал. Шаламе снова преобразил характер героя, вновь и вновь доказывая, что его типаж — это новая классика.
Тимоти Шаламе делает всё наоборот: он пришёл к франшизам после того, как сделал себе имя в авторском кино. Покорил режиссёров своей искренностью, образованностью и бесстрашием перед многоуровневыми ролями. Поэтому в 27 лет он может быть и Полом Атрейдесом у Дени Вильнёва, и молодым Вилли Вонкой в семейном кино Пола Кинга, и взять ответственность и изобразить Боба Дилана в объективе Джеймса Мэнголда.