
В начале октября в повторный российский прокат вышел оригинальный «Горец» с Кристофером Ламбертом в роли бессмертного шотландского воина Коннора Маклауда. Картина 1986 года за последние четыре десятилетия стала настолько знаковой, что породила целую киновселенную. Она включает пять фильмов, несколько сериалов, в том числе анимационные, серию книг и комиксов. А в будущем планируется перезапуск франшизы — режиссёр «Джона Уика» Чад Стахелски готовит новую итерацию классики с Генри Кавиллом в главной роли. «Горец» с нами был всегда и останется ещё надолго.
Кинокритик Елена Зархина рассказывает о рождении этой бессмертной киновселенной, её законах и планах на будущее.
Рождение легенды
Идея неубиваемого «Горца» родилась из желания сценариста прокормить себя. Автор оригинального фильма Грегори Уайден (впоследствии он будет неразрывно связан со всей франшизой, но вершиной его карьеры станет «Обратная тяга» — все прочие проекты будут получаться по нисходящей) придумал концепт истории в рамках обучения сценарному мастерству. За основу классного задания он взял «Дуэлянтов» Ридли Скотта, вышедших десятилетием ранее. История о противостоянии двух офицеров французской кавалерии, возникшем по нелепой случайности и продлившемся многие годы, принесла Скотту награду в категории «Лучший дебют» Каннского кинофестиваля. Спустя десятилетие похожий сюжет про непримиримую борьбу воинов, но уже на полях Шотландии, успешно запустил другую карьеру — Грегори Уайдена.

По сюжету в 1536 году шотландец Коннор Маклауд потерпел поражение в битве, но парадоксальным образом воскрес, за что родной клан, испугавшись возможного колдовского участия, изгнал его. Наставником Маклауда стал испанский дворянин, объяснивший, что они принадлежат к бессмертному роду воинов и лишить их жизни можно только отсечением головы. Сражение между Маклаудом и его вечным врагом Курганом, начавшееся в Шотландии XVI века, продолжается в Нью-Йорке конца XX-го. От исхода этой вековой дуэли зависит судьба всех смертных и бессмертных.
Прочитавший текст Уайдена ментор курсов предложил продать сценарий за 200 тысяч долларов, что молодой сценарист успешно и сделал. Правда, в процессе адаптации изначального текста под большой экран он претерпел ряд изменений. Уайден изначально видел историю намного мрачнее и с большим процентом насилия — пришлось пойти на уступки. А ещё стартовые события перенеслись из 1518 года в 1408-й, горцы могли иметь детей (в последующем переписывании сценария они этой возможности лишились), а Коннор Маклауд был супругом и отцом двух наследников.
Лор истории и небольшой алфавит мира «Горца»
Киновселенная «Горца» за 40-летнее существование не только обросла мифами, законами и многочисленными сложными героями с предысториями, но и обрела собственный словарь. Есть ряд терминов, без понимания которых сложно охватить всю суть мира «Горца», развивающегося от фильма к фильму и от сериала к сериалу. Иногда сиквелы игнорировали наработки предшественников, в других случаях — строго им следовали. Но за четыре десятилетия выковался ряд универсальных понятий и символов «Горца», без которых не обходится ни одна из частей серии.

Игра и Приз
По внутреннему закону истории, когда один бессмертный горец отрубает голову другому, сила, знания и опыт убитого переходят к его палачу. Именно для усиления себя многие бессмертные ведут охоту за головами, называемую Игрой. Остаться в живых по итогу должен кто-то один. Он же получит некий главный Приз, суть которого заранее не известна.
Клеймор
Особый тип двуручного (реже — одноручного) меча, использовавшийся в Шотландии. Наравне с катанами, клеймор — распространённое орудие бессмертных.
Митос
Самый древний из известных на момент сериала бессмертных — пятитысячелетний воин, рождённый в Древнем Египте приблизительно за 3000 лет до н. э. Митос (Питер Уингфилд) прожил 600 лет после своей первой кончины и обретения бессмертия, прежде чем встретил подобных себе. Митос, как один из четырёх всадников Апокалипсиса, символизирует Смерть. Первоначально он планировался как эпизодический персонаж, но настолько понравился телезрителям, что сценаристы ввели его в основной состав сериала.

Магия
Немаловажная деталь сериала «Горец» — колдовством владеют отдельные бессмертные. Также в проекте иногда появлялись мистические и потусторонние силы вроде демона Аримана, не принадлежащего ни к смертным, ни к бессмертным.
Обретение бессмертия
Изначально бессмертные рождаются обычными людьми и в теории могут умереть от старости или болезней. Но если они встретят быструю насильственную смерть, то следом воскреснут в том возрасте, в котором погибли.
Оживление
Уникальная сила бессмертного и процесс её перехода от убитого к убийце. Визуально он изображается в виде электрических разрядов, исходящих из тела поражённого воина. Если бессмертного убивает смертный, уникальная сила просто пропадает впустую или переходит к бессмертному, оказавшемуся рядом. В сериальной версии «Горца» показано, как сила убитого может изменить убийцу в лучшую или худшую сторону, превратив его или в благородного героя, или в подлеца.

Святая Земля
Особое место, убежище, на территории которого бессмертным строго запрещено убивать друг друга. Бессмертные, отказывающиеся участвовать в Игре, остаются на Святой Земле, где им не могут причинить вред, а они — другим.
Сбор
Считается, что однажды необъяснимая сила соберёт всех бессмертных в одном месте. К этому времени их должны остаться единицы. Сбор — финальный этап Игры.
Стражи (Наблюдатели)
Древний орден смертных, следящий за бессмертными втайне от них и не вмешиваясь в их дела. Какое-то время существовали также Стражи-отступники, считавшие, что всех бессмертных следует уничтожить.
Первый (не)успех и развитие франшизы

Когда первый «Горец» был запущен в работу, начался кастинг на главную роль, на личной харизме и притягательности исполнителя которой зависела сила истории. Горец должен был воплотить в себе обаяние и привлекательность положительного героя, склонить аудиторию на свою сторону и вместе с тем казаться бесстрашным и непобедимым. При этом национальную принадлежность будущего исполнителя (то есть шотландские корни) особо в расчёт не брали. Первыми кандидатами на роль были Курт Рассел, Майкл Дуглас, Эд Харрис, Кевин Костнер, Сэм Шепард, Мэл Гибсон (своего известного шотландца он сыграет, но десятилетием позже), Микки Рурк и даже певец Стинг, который также должен был написать для картины оригинальный саундтрек. Однако в итоге всех сумел обойти франко-американский актёр Кристофер Ламберт, которого эта работа сделала международной звездой.
Читайте также: 30 лет «Храброму сердцу» Мэла Гибсона
Сам фильм, в отличие от Ламберта, в момент выхода похвастаться таким высоким результатом не мог. При бюджете $19 млн лента сперва заработала чуть меньше $13 млн, не сумев даже окупиться. Реакция критиков тоже была сдержанной, но постепенно — сперва в Европе, а потом и в США — фильм обрёл статус культового.
Теперь же один из самых популярных комментариев о фильме на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes гласит: «Люди не любят “Горца”, потому что он напыщенный и абсурдный. Но обожают они его ровно за это же».

Окрепнув и набрав со временем веса, оригинальный фильм разросся до сиквелов. В 1990-м вышел «Горец 2: Оживление», в 1995-м — «Горец 3: Последнее измерение», в 2000-м — «Горец 4: Конец игры», а в 2006-м — телевизионный «Горец: Источник». Параллельно выходили анимационные «Горец», «Горец: История приключений» и «Горец: В поисках мести». Самым интересным и самобытным на их фоне стал одноимённый оригиналу сериал 1992 года с Эдрианом Полом в главной роли. Изначально шоу задумывалось как продолжение второго фильма, но актёр, опасаясь сравнений с работой Ламберта, попросил продюсеров написать нового героя со своей судьбой во вселенной «Горца». Так на свет появился Дункан Маклауд, а сериал продержался в эфире шесть успешных сезонов — редкий случай, когда побочный проект из одной киновселенной оказался не просто не хуже оригинала, но вдобавок сумел его качественно расширить и улучшить.
Также франшиза «Горца» насчитывает серию книг, комиксов и видеоигр. То есть придуманный в качестве классного задания сюжет в итоге сумел покрыть самый разный сегмент: от кино и телевидения до литературы и гейминга.
«Горец»: перерождение франшизы
История ребута «Горца» так же непроста и витиевата, как и всей франшизы. Первые попытки перезапустить вселенную датируются ещё 2008 годом, когда компания Summit Entertainment объявила о покупке прав на «Горца» и начала работу над обновлённой версией оригинального фильма. Сценарий сперва доверили Арту Маркаму и Мэтту Холлоуэю, создавшим «Железного человека», но позже они покинули проект. В сентябре 2009-го режиссёром фильма назначили Джастина Лина, снявшего до этого несколько «Форсажей». Однако спустя два года он уступил режиссёрское кресло испанцу Хуану Карлосу Фреснадильо, постановщику «28 недель спустя». Позже объявили, что Коннора Маклауда сыграет Райан Рейнольдс, но из-за творческих разногласий в 2013 году и Рейнольдс, и Фреснадильо отказались от участия в фильме.

Только в 2021-м возобновились разговоры о возможном ребуте. Тогда же стало известно, что на главную роль метит Генри Кавилл, а снимать картину намерен режиссёр «Джона Уика» Чад Стахелски. Последние пару лет никаких ощутимых обновлений по теме не было. Релиз переносится из года в год — новая дата — 2027-й, — а бюджет уже составляет $100 млн. Однако на днях проект внезапно ожил. Во-первых, анонсировано участие Джереми Айронса в роли главного антагониста. Также в картине снимется Рассел Кроу — актёр исполнит роль ментора главного героя, которого в оригинальном фильме сыграл Шон Коннери. А сам Кавилл поделился, что на съёмках успел травмировать ногу, но уже восстанавливается. За здоровье актёра тревожно, но сам факт съёмок вселяет надежду — на пятый десяток своего существования и после почти 20 лет попыток ребута новому «Горцу» быть.
Источники:
- The Guardian UK — новость о присоединении Райана Рейнольдса к касту ребута
- Deadline — новость об утверждении Генри Кавилла на главную роль в новом «Горце»
- Статья Эда Пауэра для The Telegraph. Почему «Горец» будет жить вечно